Профессия

Оператор: Алексей Федоров

Оператор фильмов Александра Сокурова, Павла Лунгина, Андрея Малюкова о сходствах камеры и женщины, особенностях съемки исторического кино и работе над сериалом «Григорий Р.»

  • 23 октября 2014
  • 1162
Павел Орлов

Задача оператора




«Григорий Р.» – картина историческая, что накладывает свои особенности. Специфика исторического кино заключается в том, что оно хоть и следует историческим фактам, не является документальным, не воссоздает в точности то время, а скорее предлагает определенную версию, увиденную режиссером. Соответственно преобладают решения, позволяющие рассказать современную историю, чтобы она была понятна сегодняшнему зрителю. В то же время, хотя сейчас много кинематографа динамичного, наша картина скорее камерная, поэтому я предлагал снимать ее более спокойно, статично. Такой подход позволяет глубже раскрыть героев изнутри, выявить их мысли и чувства. Распутин – личность уникальная, а значит, требует вдумчивой работы камеры. К тому же суть этого многослойного героя, неординарного, мистического, мы старались передать без спецэффектов, а это сложно.


Сотрудничество с актером




Передать необычное во вроде бы обычном человеке – это была еще одна наша серьезная задача. В первую очередь она ложилась на исполнителя главной роли Владимира Машкова. Иногда он буквально изнутри светился так, что, в общем-то, и делать ничего не надо было – лишь бы не испортить. В фильме есть кадры, которые сняты с одного дубля, при этом смотришь, и мурашки пробегают по телу. Такое удается благодаря ценному качеству актера – вживаться в свою роль.


Сотрудничество с режиссером




Мне повезло – я всегда работал с хорошими режиссерами, у которых много чего позаимствовал. Главное в кино, как и вообще в современном мире, это слышать собеседника. Когда я работаю над картиной, мне хочется услышать задачу, услышать режиссера, его слова о том, как снимать кино, о наших героях, о наших событиях. Из этого складывается необходимое для создания фильма мироощущение. Благодаря этому в итоге режиссеру уже даже не обязательно на площадке говорить, что надо снимать, это само приходит из возникших чувства и взаимопонимания. С Андреем Малюковым у нас это есть, тем более что для нас это уже четвертый совместный проект.


Камеры




Камеры – как девушки, бывают блондинки, бывают шатенки, каждому оператору нравится свое. Какие-то лучше по одним техническим параметрам, какие-то удобней для спецэффектов и так далее. «Григорий Р.» снимался на две камеры Alexa. В целом все задачи, которые перед ней ставились, были выполнены. На мой взгляд, это наиболее пластичная из существующих на сегодняшний день камер. Но опять же утверждать это окончательно нельзя, потому что новые камеры выходят каждый год, постоянно появляются новые прошивки. Но суть, я думаю, не в этом. Суть в понимании того, что камера – это инструмент, с которым ты работаешь. Если есть цели, и есть оператор, который умеет работать со светом, делать портреты, натюрморты, пейзажи, выполнять другие задачи, то все средства хороши.  


Оптика




Поскольку проект исторический, я снимал на старую оптику, которую сегодня назвали бы «ретро». Думаю, это помогло несколько отойти от современного качества и передать дух ушедшей натуры.


«Цифра» и пленка




Я пока что нахожусь в заблуждении, что «цифра» и пленка – это разные вещи. Но мир меняется, и способ выражения мысли тоже должен меняться. Я долгое время держался за пленку, утверждая, что она обладает некой неведомой химией, отсутствующей в более прямолинейной и предсказуемой «цифре». Впрочем, в «цифре», как считают, больше возможностей для цветокоррекции, цифрового монтажа, спецэффектов. Насколько это оправданно – время покажет. Во всяком случае, старое кино, снятое на пленке до сих пор доставляет эстетическое удовольствие, а то, что снимается на современных носителях – не всегда долговечный продукт, хотя для кино как для зрелища «цифра» вполне годится. С другой стороны, вопрос долговечности фильма связан не только с техническими возможностями.


Кино и сериалы


Не думаю, что работа над полнометражным фильмом и сериалом сильно отличается. Во всяком случае, на «Григории Р.» была очень высокая планка – хороший сценарий, хорошая режиссерская группа, операторская группа, надеюсь, не подкачала, замечательные художники, потрясающие актеры. Фильм посвящен серьезным вещам, и мы пытались говорить о них серьезно, то есть работали как в серьезном кино. Мне даже кажется, что каждая серия в отдельности у нас получилась как вполне самостоятельная картина о нашем герое. Более того, мне в этом фильме дорог каждый кадр.
 


Справка

     
  Алексей Федоров
Оператор

Окончил кинооператорский факультет Всесоюзного Государственного института кинематографии (ВГИК, мастерская А. Гальперина). Работал над фильмами:  «Мать и сын», «Молох», «Олигарх», «Гололед», «Трое и снежинка», «Непрощенные», «Каденции», «Мосгаз», «Куприн», «Григорий Р.» и другими. За фильм «Мать и сын» в 1997 году получил приз к/с «Ленфильм» «Медный всадник» за лучшую работу оператора, в 1999 году получил национальную премию кинокритики «Золотой Овен» «За лучшую операторскую работу» за фильм «Молох».
 
     

 



Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 3783
Практика

Как не нарушить правило 180 градусов

Случайная ошибка ведет к большим проблемам на съемках. Вот несколько советов, как этого избежать

  • 4 декабря
  • 3316
Обзоры

3 фильма с нестандартной кадровой частотой

24 кадра в секунду — общепринятый, устоявшийся киностандарт. Однако в последние годы его господство пытаются поколебать. Эти эксперименты не всегда можно назвать успешными, однако внимания они заслуживают

  • 15 декабря
  • 2103
Практика

Три способа выбраться из ступора на монтаже

Многие хоть раз испытывали страх и недоумение, вглядываясь в таймлинию монтажной программы и не понимая, что делать дальше. Оператор и монтажер Тодд Бланкеншип, рассказывает, как справиться с этим состоянием

  • 8 декабря
  • 1962
Практика

5 принципов удачного трейлера

В эпоху клипового мышления трехминутный трейлер — один из решающих факторов в выборе фильма. Но как заинтересовать зрителя, не перегрузив его информацией?

  • 3 декабря
  • 1957
Слова

Как режиссеру работать с непрофессиональными актерами

Тщательный кастинг, застройка, много дублей и переозвучивание в конце: российские режиссеры рассказали о том, что делать, если в вашем кино играют непрофесиионалы

  • 7 декабря
  • 1643
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее