Задача оператора




«Григорий Р.» – картина историческая, что накладывает свои особенности. Специфика исторического кино заключается в том, что оно хоть и следует историческим фактам, не является документальным, не воссоздает в точности то время, а скорее предлагает определенную версию, увиденную режиссером. Соответственно преобладают решения, позволяющие рассказать современную историю, чтобы она была понятна сегодняшнему зрителю. В то же время, хотя сейчас много кинематографа динамичного, наша картина скорее камерная, поэтому я предлагал снимать ее более спокойно, статично. Такой подход позволяет глубже раскрыть героев изнутри, выявить их мысли и чувства. Распутин – личность уникальная, а значит, требует вдумчивой работы камеры. К тому же суть этого многослойного героя, неординарного, мистического, мы старались передать без спецэффектов, а это сложно.


Сотрудничество с актером




Передать необычное во вроде бы обычном человеке – это была еще одна наша серьезная задача. В первую очередь она ложилась на исполнителя главной роли Владимира Машкова. Иногда он буквально изнутри светился так, что, в общем-то, и делать ничего не надо было – лишь бы не испортить. В фильме есть кадры, которые сняты с одного дубля, при этом смотришь, и мурашки пробегают по телу. Такое удается благодаря ценному качеству актера – вживаться в свою роль.


Сотрудничество с режиссером




Мне повезло – я всегда работал с хорошими режиссерами, у которых много чего позаимствовал. Главное в кино, как и вообще в современном мире, это слышать собеседника. Когда я работаю над картиной, мне хочется услышать задачу, услышать режиссера, его слова о том, как снимать кино, о наших героях, о наших событиях. Из этого складывается необходимое для создания фильма мироощущение. Благодаря этому в итоге режиссеру уже даже не обязательно на площадке говорить, что надо снимать, это само приходит из возникших чувства и взаимопонимания. С Андреем Малюковым у нас это есть, тем более что для нас это уже четвертый совместный проект.


Камеры




Камеры – как девушки, бывают блондинки, бывают шатенки, каждому оператору нравится свое. Какие-то лучше по одним техническим параметрам, какие-то удобней для спецэффектов и так далее. «Григорий Р.» снимался на две камеры Alexa. В целом все задачи, которые перед ней ставились, были выполнены. На мой взгляд, это наиболее пластичная из существующих на сегодняшний день камер. Но опять же утверждать это окончательно нельзя, потому что новые камеры выходят каждый год, постоянно появляются новые прошивки. Но суть, я думаю, не в этом. Суть в понимании того, что камера – это инструмент, с которым ты работаешь. Если есть цели, и есть оператор, который умеет работать со светом, делать портреты, натюрморты, пейзажи, выполнять другие задачи, то все средства хороши.  


Оптика




Поскольку проект исторический, я снимал на старую оптику, которую сегодня назвали бы «ретро». Думаю, это помогло несколько отойти от современного качества и передать дух ушедшей натуры.


«Цифра» и пленка




Я пока что нахожусь в заблуждении, что «цифра» и пленка – это разные вещи. Но мир меняется, и способ выражения мысли тоже должен меняться. Я долгое время держался за пленку, утверждая, что она обладает некой неведомой химией, отсутствующей в более прямолинейной и предсказуемой «цифре». Впрочем, в «цифре», как считают, больше возможностей для цветокоррекции, цифрового монтажа, спецэффектов. Насколько это оправданно – время покажет. Во всяком случае, старое кино, снятое на пленке до сих пор доставляет эстетическое удовольствие, а то, что снимается на современных носителях – не всегда долговечный продукт, хотя для кино как для зрелища «цифра» вполне годится. С другой стороны, вопрос долговечности фильма связан не только с техническими возможностями.


Кино и сериалы


Не думаю, что работа над полнометражным фильмом и сериалом сильно отличается. Во всяком случае, на «Григории Р.» была очень высокая планка – хороший сценарий, хорошая режиссерская группа, операторская группа, надеюсь, не подкачала, замечательные художники, потрясающие актеры. Фильм посвящен серьезным вещам, и мы пытались говорить о них серьезно, то есть работали как в серьезном кино. Мне даже кажется, что каждая серия в отдельности у нас получилась как вполне самостоятельная картина о нашем герое. Более того, мне в этом фильме дорог каждый кадр.
 


Справка

     
  Алексей Федоров
Оператор

Окончил кинооператорский факультет Всесоюзного Государственного института кинематографии (ВГИК, мастерская А. Гальперина). Работал над фильмами:  «Мать и сын», «Молох», «Олигарх», «Гололед», «Трое и снежинка», «Непрощенные», «Каденции», «Мосгаз», «Куприн», «Григорий Р.» и другими. За фильм «Мать и сын» в 1997 году получил приз к/с «Ленфильм» «Медный всадник» за лучшую работу оператора, в 1999 году получил национальную премию кинокритики «Золотой Овен» «За лучшую операторскую работу» за фильм «Молох».
 
     

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Костюмы «Маленьких женщин» и политизированный «Оскар»

Ирина Жигмунд вспоминает художников по костюмам, работавших над ранними экранизациями романа «Маленькие женщины», и объясняет, почему «Оскар» Жаклин Дюрран в этом году — не самое справедливое решение

13 февраля 3871
Мнение

Что не так с «Хищными птицами: Потрясающая история Харли Квинн»: запутанный сюжет, невнятная хронология, странный злодей и блистательная Марго Робби

Мы одни из первых посмотрели «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн» и удивились: зачем такое длинное название, откуда взялся Юэн МакГрегор в непривычном для себя амплуа и почему так мало Мэри Элизабет Уинстед

9 февраля 3633
Практика

Магия «Форреста Гампа»: как создавались визуальные и специальные эффекты в фильме

К выходу в российский прокат философской притчи Роберта Земекиса «Форрест Гамп» разбираемся, как создателям фильма удалось поместить героя Тома Хэнкса в историческую хронику, снять полет перышка и собрать полные стадионы ограниченным числом статистов

10 февраля 2840
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее