Репортаж

Виртуальная реальность: пути развития и жанры

Авторы четырех успешных VR-проектов поделились с коллегами опытом и советами в рамках круглого стола «VR и 360: Другая реальность на службе кино» на недавнем Kinopoisk Film Market


Invasion!

 
Кейн Ли, руководитель контент-отдела студии BAOBAB и со-продюсер фильма Invasion!, самого известного анимационного проекта в формате VR360.

«BAOBAB — это молодая компания, которой всего чуть больше года. Основатели студии — продюсер Марин Фэн, долгое время работавшая с анимационными проектами, и режиссер Эрик Дарнелл, снявший мультфильм «Мадагаскар» и его сиквелы. Эрик рассказал, что начало работы над проектом напомнило ему времена, когда он впервые увидел компьютер и технику для производства анимационных фильмов, и восхищение анимацией, которое он испытывал на заре своей карьеры в 90-е годы. В проекте Invasion! он увидел возможность попробовать что-то совершенно новое.

Кейн Ли, руководитель контент-отдела студии «BAOBAB» и со-продюсер фильма Invasion!Кейн Ли, руководитель контент-отдела студии «BAOBAB» и со-продюсер фильма Invasion!

В начале пути мы столкнулись с такой проблемой: многие считают виртуальную реальность прерогативой суровых геймеров. Поэтому мы поставили себе цель — вывести ее из нишевой зоны и сделать привлекательнее для широкой аудитории. Эта технология способна вызвать у нее чувство удивления, заставить вернуться в детство и поверить, что ты можешь стать кем угодно и испытать новые ощущения. Мы хотели встроить наших зрителей в виртуальную реальность, поэтому в проекте Invasion! человек может увидеть себя с точки зрения кролика, а в очках Oculus Rift оказаться в его теле. Мы работали с одной из лучших технических команд Кремниевой долины, но самым главным для нас было добиться эмоциональной вовлеченности зрителя в проект. Потому что именно эмоциональная вовлеченность вызывает у него желание снова вернуться в виртуальную реальность.

Мы проводили очень много тестов с нашими зрителями, и самым сложным оказалось привить им режиссерскую точку зрения на происходящее, ведь каждый сам решает, куда ему смотреть. Поэтому, например, когда кролик поворачивал голову в ту или иную сторону, мы тем самым заставляли нашего зрителя смотреть туда же. Чтобы этого достичь, нам потребовалось много тестов. С нами работал актер Итан Хоук: он считает, что между театром и VR много общего в плане вовлеченности, потому что в театре нужно "стоять" за аудиторией, чтобы понимать, куда она смотрит.

Кейн Ли, руководитель контент-отдела студии «BAOBAB» и со-продюсер фильма Invasion!Кейн Ли, руководитель контент-отдела студии «BAOBAB» и со-продюсер фильма Invasion!

У нашего проекта есть приложения для очков виртуальной реальности, которые позволяют оказаться в теле персонажа. Мы также разработали отдельные приложения для кардбордов: эта ниша — наиболее важное для нас направление с точки зрения монетизации. Кроме того, видео представлено на других платформах, вроде YouTube или Facebook, причем существует не только версия с обзором 360, но и обычная, двумерная. 

Мы надеемся, что нам удалось максимально погрузить зрителей в виртуальную реальность. И, к счастью для нас, этот проект стал одним из самых скачиваемых и просматриваемых на различных VR-платформах, если не самым просматриваемым, среди всех подобных видео за этот год. Поэтому мы решили сделать сиквел к  нему — мультфильм Asteroids.



Отрадно, что многие инвесторы приходят к нам не потому, что у нас лучшие технологии, а потому, что мы ставим во главе угла эмоциональное вовлечение зрителя. Пару недель назад мы получили финансирование от Фила Чена, который занимается в HTC производством нового HTC VIVE, в размере 25 миллионов долларов. Это не первая его инвестиция и мы надеемся на будущие совместные проекты. Еще одной хорошей для нас новостью стало предложение продюсера Джо Рота («Малефисента», «Алиса в Стране чудес») сделать из нашей короткометражки Invasion! полнометражный фильм для проката в кинотеатрах. Мы очень рады, что нам дали зеленый свет в Голливуде, потому что мы балансируем между технологиями и эмоциональным повествованием. Именно это и позволит нам открыть новые горизонты VR».

«Искушение святого Антония»


Софи Гупи, продюсер компании Les Poissons Volants и проекта «Искушение святого Антония» для ARTE 360.

Софи Гупи, продюсер компании Les Poissons Volants и проекта «Искушение святого Антония» для ARTE 360Софи Гупи, продюсер компании Les Poissons Volants и проекта «Искушение святого Антония»

«"Искушение святого Антония" запустился недавно. До этого я в течение трех лет занималась другим подобным проектом об искусстве, в рамках которого мы делали серию фильмов по 26 минут о великих полотнах известных художников: Босха, Курбе, Веласкеса, Веронезе и так далее. Мы использовали полностью цифровой принцип повествования: оцифровывали картину, разбивали её на отдельные элементы и "вычищали", чтобы заново ее составить. При помощи технологий мы "входили" в полотно — рассказывали об этапах его создания, об исторических и политических событиях, которые происходили за стенами мастерской художника.

И вот однажды режиссер "Искушения святого Антония" сказал, что создавать фильмы при помощи такой технологии, конечно, весело и здорово, но нужно двигаться дальше. Мы решили сделать версию в формате 360 градусов. Если раньше мы просто смотрели на картину и ходили "вокруг" нее, то теперь мы захотели полностью погрузиться в полотно. Выбор пал на Босха, потому что он тоже задумывался, как зритель будет смотреть на его картину с разных сторон и углов, когда рисовал свой триптих. 

Круглый стола «VR и 360: Другая реальность на службе кино» на Kinopoisk Film MarketКруглый стола «VR и 360: Другая реальность на службе кино» на Kinopoisk Film Market

Мы оцифровали каждую деталь картины и сделали её в 3D, чтобы в дальнейшем анимировать и по максимуму использовать все возможности панорамного видео. В первую очередь мы хотели рассказать историю картины при помощи новых технологий, а не просто показать, как она выглядит. Перед нами встал вопрос — как с точки зрения режиссуры лучше всего снять полотно при помощи новых VR-технологий. Если классические фильмы построены на длинных планах, где камера движется от одного объекта к другому по определенной траектории, то виртуальная реальность подвижна. Нужно объяснить зрителю, почему отсутствует привычные переходы, научить его дирижировать камерой, заранее решив, куда ему лучше смотреть, и одновременно предоставив ему большую свободу. Именно поэтому нужно пересмотреть привычные способы построения изображения, что мы и попытались отразить в нашем проекте.

Особое внимание мы уделяли звуку: он был для нас важным элементом, и мы провели настоящее исследование. Все звуки в фильме специализированные и бинауральные (пространственные). Это достаточно известная, но не сильно развивающаяся технология, которую часто используют в подобных документальных проектах. Мы проделали огромную работу по переводу фильма в стерео и 5.1, создавая отдельные звуки для каждого предмета, нарисованного на картине.

Самым сложным было смонтировать определенное изображение с конкретным звуком так, чтобы звук за зрителем менялся каждый раз, когда он будет переключать внимание на отдельные предметы.  Таким образом мы хотели поместить зрителя в другую реальность.



Фильм длится шесть с половиной минут, и у него нет других версий, кроме 360-градусной. На проект ушло около 8 месяцев. У телеканала ARTE свой собственный плеер и мы постоянно дискутируем с коллегами о том, как его улучшить. Наш фильм можно посмотреть не только на сайте, но и в приложении для кардбордов и Gear VR. В работе с ARTE мы придерживаемся особого подхода, в рамках которого не только думаем, как заинтересовать больше людей, но и создать что-то культурно значимое. Нас поддерживает министерство образования Франции, которое ищет новые нестандартные способы общения со студентами и школьниками о культуре и искусстве».
 

Immersive Combat и RT360


Алина Михалева, основатель проекта RT360, консультант по новым медиа и виртуальной реальности, управляющий партнер Spherica VR Studio.

Алина Михалева, основатель проекта RT360Алина Михалева, основатель проекта RT360

«Я начала заниматься виртуальной реальностью два года назад. Первый мой проект, RT360, был запущен в декабре прошлого года. Фактически, он стал беспрецедентным по масштабу среди всех каналов. Сейчас Russia Today, безусловно, является лидером в российском и мировом информационном пространстве новостной виртуальной реальности. Активное внедрение VR в журналистику уже началось, и к концу 2016 года, мне кажется, нет ни одной новостной организации, которая не произвела хотя бы один VR-проект. 

Таких компаний, как RT, где этот формат уже интегрирован в ежедневную новостную работу и где созданы отдельные подразделения, занимающиеся только VR-контентом, не очень много. Тем не менее все прекрасно понимают, что это будущее. USA Today на днях заявила, что у них появилась первая реклама в формате 360 градусов. Мы видим, что бренды начинают поддерживать создание VR-контента, а это важно для индустрии в целом. 

Самое сильное отличие виртуальной реальности от всех остальных форматов, с которыми мы работали и сталкивались — это эффект присутствия. Мы действительно ощущаем, что находимся в новом мире. Для журналистики это один из самых сильных форматов,  поэтому новостные телеканалы первыми начали активно с ним работать.



Последний год я работаю в студии Spherica, которая находится в Сан-Франциско. Она производит контент Cinematic VR, и мы первые, кто стал экспериментировать в жанре экшн. По сути, мы сделали полноценный VR-фильм с большим количеством кинематографических сцен. Так как VR — это зарождающееся медиа и большие студии еще не решились пойти на такие масштабные эксперименты, наш контент, фактически, является неким proof of concept. Мы показываем, что проекты подобного жанра возможно снять в виртуальной реальности, предложив при этом все традиционные контентные вертикали. 

Совсем недавно мы представили Immersive Combat в рамках мероприятия "Голливуд встречает VR". К концу 2016 года основные студии наконец-то решили, что этот формат заслуживает внимания и организовали крупное мероприятие со скринингами и многочисленными показами в самых различных жанрах: анимация, документалистика, экшн, интерактивное повествование и так далее. 



Система дистрибуции VR-контента еще только зарождается. Есть мобильный 360-контент, который можно посмотреть с помощью смартфона на основных платформах (Facebook, Youtube). Формально это не виртуальная реальность, потому что мы не используем очки или специальные приспособления Но грань здесь очень узкая: если взять мобильный телефон и вставить его в очки или кардборд, вы окажетесь на первой стадии погружения в виртуальную реальность. Следующая ступень — Oculus Rift, HTC VIVE, Sony Playstation VR и так далее. Здесь присутствует элемент интерактивности: в основном это анимация и игры. 

Контент, который производит RT 360, — это, по сути, видеофайлы, которые можно посмотреть в разном качестве и с разной степенью погружения. У проекта Immersive Combat существует приложение в Gear VR — производители контента на данный момент вынуждены строить собственные площадки, чтобы монетизировать продукт, так как существующие платформы не предоставляют такой возможности.

Виртуальная реальность — это интересное новое пространство, которое нельзя воспринимать как продолжение существующего кино, ТВ и других форматов. Повествование в VR кардинально отличается от привычного нам: зритель сам оказывается в пространстве истории.  Мне кажется, что мы пока только учимся перекладывать какие-то существующие форматы, что не всегда правильно. Наверное, в этом и есть прелесть технологии: мы еще долго будем экспериментировать, чтобы нащупать здесь правильный язык»

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 12502
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 4376
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 3046
Обзоры

8 «изгоев» Голливуда: от Марлона Брандо до Шайи ЛаБафа

«Сиротский Бруклин» стал первым появлением Эдварда Нортона на большом экране за три года — последнее время актера не жалуют в Голливуде. Разбираемся почему, а также вспоминаем другие случаи, когда популярные исполнители оказывались на фабрике грез не у дел

14 декабря 2655
Практика

Что такое препродакшн: 10 базовых шагов до старта съемок

Препродакшн — это основа любого хорошего видео, без которой вы обречете себя на суету и срывы сроков. Разберем главные моменты, опираясь на которые вы сможете качественно подготовиться к производству фильма

5 декабря 2408
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее