Слова

«Каждый кадр приходилось обрабатывать от 8 до 14 часов»: о съемках панорамного бэкстейджа клипа Therr Maitz

28-часовые смены, невероятно долгая сборка каждого кадра, параллакс и манипуляции зрительским вниманием при помощи spatial sound: режиссер и продюсер Андрей Карпов о 360-градусных съемках бэкстейджа клипа "My Love is Like" группы Therr Maitz

  • 28 октября 2016
  • 6933
Родион Чемонин

Андрей Карпов — продюсер продакшн-компании Karpov Lab

Андрей Карпов — продюсер продакшн-компании Karpov Lab, специализирующейся на промо и разработке новых форматов видео.




Бэкстейдж-клип Terr Maitz «"My Love is Like" (360º)

— Как вы познакомились с группой Therr Maitz?

— Сначала мне позвонили и попросили снять 360-градусное видео с бизнес-центром Москва-Сити, подлететь к звезде МГУ и сделать кадр человека из окна высотки. Я спросил у заказчика, есть ли разрешение ФСБ на съемку с коптера и прочие необходимые документы. Их не оказалось, так что я не стал рисковать ни техникой, ни именем. Мы разошлись, но через неделю мне позвонил человек, которому меня порекомендовали ребята, собиравшиеся снимать то самое видео с высоткой. Он попросил меня снять 360-градусное бэкстейдж-видео клипа группы Therr Maitz. Тогда по телефону я не расслышал название группы, но позже, после знакомства, мне очень понравилось их творчество.

Мне прислали сценарий клипа, сценарий бэкстейджа и бриф. В техзадании было сказано, что видео должно выглядеть, как американские конфетки.


Клип Terr Maitz  "My Love is Like" (2D)

— И как выглядит сценарий подобного бэкстейджа?

— Это не совсем сценарий, это, скорее, сценарный план в виде презентации. Но мы всё равно в конце концов отошли от брифа.

Сценарный план бэкстейдж-клипа Terr Maitz «My Love is Like»Сценарный план бэкстейдж-клипа Terr Maitz "My Love is Like"

Мы снимали три смены по 22–28 часов, а спали в общей сложности всего лишь 12. Я решил снять еще и как кладут плитку, строят стеллажи (декорации создавали в павильоне), а также весь препродакшн и постпродакшн, так что смен вышло четыре. В результате большинство материала не вошло в фильм, потому что мы взяли за основу интервью, а видеорядом служили съемки и репетиции. Потом мы с Иваном Малаховым, автором сценария для бэкстейджа, укорачивали 360-градусную версию до финального варианта. Параллельно продакшн снимал двумерный фильм о фильме.


Бэкстейдж-клип Terr Maitz "My Love is Like" (2D)

— Удивительно, что не клип, а именно бэстейдж был снят с обзором 360 градусов. Обычно бывает наоборот. Вот, например, недавно Duran Duran сняли клип при помощи этой технологии, причем, довольно примитивно.

— Да мы пошли именно этим путем. У нас получилось 16 минут материала, которые мы хотели урезать до 5 минут, но там было столько красивых кадров, что в финальное видео вошли 8 минут.

Мы сняли 360 градусов так, как никто не снимает: обычно стационарную камеру ставят в комнате, и все вокруг нее ходят. Наша же камера динамическая, в движении; вспомните кадр, где она находится на подносе.

На съемках бэкстейдж-клипа Terr Maitz «My Love is Like» (2D)На съемках бэкстейдж-клипа Terr Maitz «My Love is Like» (2D)

Камеры в кадре не видно. Я убрал ее с помощью различных технологий, в первую очередь — компьютерной графики.

— Давайте поговорим о технологии.

— Угол обзора наших глаз — 180 градусов или даже меньше, как мне кажется. Охват моих камер — 220–250 градусов. Это как если бы мы видели свои уши. Можно снимать на RED, можно на Alexa и даже на Blackmagic, но я сделал вот что: для мобильности я оснастил камеры GoPro 250-градусными линзами. Получается, на две камеры приходилось примерно 500 градусов, то есть изображение получалось с запасом. У меня на съемках бэкстейджа работало вплоть до четырех камер, и я ставил их квадратом.

На съеках клипа Terr Maitz My Love is Like (2D)Камера GoPro с линзой 360º

— Вы использовали только GoPro?

— Да. У DSLR-камер и RED разная резьба, но сейчас в Японии выпустили прототип для «зеркалок» с резьбой под линзы 360 градусов. Одна арабская авиакомпания сняла видео с круговым обзором на RED, используя всего лишь одну камеру и кран motion control — робота, который снимал материал с разных сторон. Таким образом засняли не меньше шести пролетов внутри самолета, которые потом склеили для рекламы спальных мест.

Вот этот кадр мы сняли на четыре камеры:

Создание бэкстейдж-клипа Terr Maitz «My Love is Like» (2D)Рабочие материалы бэкстейдж-клипа Terr Maitz "My Love is Like" (2D)

И вот что у нас получилось:

Бекстейдж-клип Terr Maitz My Love is Like (2D)Кадр из бекстейдж-клип Terr Maitz "My Love is Like" (2D) 

В этом кадре четыре камеры стоят на штативе, который я убрал на посте с помощью компьютерной графики. Но если бы я использовал RED, у меня не получилось бы так легко снять движение. Сцена с подносом, например, была бы физически невозможна, потому что девушка, которая играла официантку, просто не удержала бы камеру. Это справедливо и для DSLR тоже: они весят минимум два килограмма.

Бекстейдж-клип Terr Maitz My Love is Like (2D)Кадр из бекстейдж-клипа Terr Maitz "My Love is Like" (2D)

Вот этот кадр было довольно трудно снять, потому что камера стояла на тележке, которая ехала по плитке. Это приводило к тряске. В итоге камеру прикрутили к штативу, который я потом заменил на ручку тележки, то есть на хромированную полоску.

Кадр из клипа Terr Maitz My Love is Like (2D)Кадр из бекстейдж-клипа Terr Maitz "My Love is Like" (2D)

Здесь я с помощью компьютерной графики дорисовал лист сельдерея там, где на самом деле находилась камера.

На съемках бэкстейджа  клипа Terr Maitz My Love is Like (2D)На съемках бэкстейдж-клипа Terr Maitz "My Love is Like" (2D)

А вот здесь графикой полностью заменили лист металла, тем самым закрыв крепления камеры.

— Сколько вообще компьютерной графики получилось в видео?

— Во всех кадрах. Каждый из них я обрабатывал от 8 до 14 часов, не считая цветокоррекции, потому что у меня не было до этого серьезного опыта работы с компьютерной графикой — все приходилось изучать. Красил это видео мой брат Петр Карпов, работавший над большинством последних клипов рэпера Баста.

— В каких пропорциях измеряется каждый кадр? То есть, если двухмерный кадр бывает 16:9, 4:3 и так далее, то…

— То в 360 градусах это 2:1. По ширине — 4096 (4k), в высоту, соответственно — 2048. Эта панорама сворачивается в сферу, и мы получаем вот такое изображение:

Кадр из клипа Terr Maitz My Love is Like (2D)Создание бэкстейдж-клипа Terr Maitz "My Love is Like" (2D)

Потом ее мы смотрим либо через VR-очки, либо на YouTube. Если на компьютере или в телефоне мы крутим сферу сами, то VR-гарнитура делит эту сферу на две части для правого и левого глаза.

Кадр из клипа Terr Maitz My Love is Like (2D)Рабочие материалы бэкстейдж-клипа Terr Maitz "My Love is Like" (2D)

— Только YouTube?

— Да, к сожалению, такой формат поддерживает только YouTube и соцсеть Facebook.

— Можно ли снимать 3D с углом обзора 360 градусов?

— Если снимать не на две, а на четыре камеры, или не на три, а на шесть, то можно добиться стереоэффекта. Однако здесь есть существенный минус — потеря мобильности. С таким количеством камер не побегаешь и не походишь.

На съемках клипа Terr Maitz My Love is Like (2D)На съемках клипа Terr Maitz "My Love is Like" (2D)

— Как вы записывали звук?

— У звука три источника: микрофон корреспондента, камеры GoPro и музыкальный фон, который я подкладывал на постпродакшне. Получалось семь дорожек. Александр Бабенко профессионально всё свёл, я ему очень благодарен.

— Какова цена вопроса?

— Мой набор для съемок стоит 62 тысячи рублей. Одна камера — около $500, переделка — 10–15 тысяч, одна линза — $400–450, а в комплекте таких камер их идет 2–4 штуки. Программное обеспечение (Autopano Video Pro и Autopano Giga) стоит €700.

— А плейбэк?

— Для 360 градусов нет никакого плейбэка! У меня просто глаз уже наметан, и я знаю, где не должны ходить люди, чтобы их не разрезал параллакс. На посте я бы уже не смог такое быстро убрать, так как у меня на него был всего лишь месяц.

На съемках клипа Terr Maitz My Love is Like (2D)На съемках клипа Terr Maitz "My Love is Like" (2D)

— Какая стадия проекта на посте наиболее затратная?

— Удаление артефактов при соединении всех кадров в один. Это самая дорогая и самая долгая работа. Если что-то не получается, то на помощь приходит компьютерная графика, а это еще дороже, долго и нудно.

— А на площадке было легче?

— Самый большой минус при работе на бэкстейдже My Love is Like заключался в том, что никто на меня не ориентировался. Я снимал только репетиции, а во время непосредственных съемок меня просили убрать камеры от греха подальше. К примеру, на женщину с подносом у меня было только три минуты. Понятно, что главная задача команды была снять клип, а не подстраиваться под меня. Мой проект мечты — сделать 360-градусный клип, в то время как бэкстейдж бы снимали на DSLR или RED (смеется).

— Два или три года назад говорили, что следующий шаг в развитии теленовостей — это коптер-журналистика. Сейчас все говорят, что впереди нас ждет 360º-журналистика.

— Да, сейчас вышел фильм о военных действиях на Украине, снятый на 360 градусов. На Russia Today делают такие репортажи даже не раз в неделю, а чуть ли не каждый день. Но я не верю в этот формат, хоть и вижу ему применение.

Сейчас я думаю снять  360-градусное видео так, чтобы зритель смотрел не куда ему захочется, а куда мне надо. Сделать это можно с помощью микрофона spatial sound, благодаря которому можно добиться эффекта, когда ты поворачиваешь голову вправо, а звук слева уходит. На практике получается так: человек стоит, изучает, что находится в шкафу, и вдруг звуком, допустим, двери, которая находится как будто сзади, я заставляю его понять, что там что-то происходит. В результате он поворачивается.

VR очкиVR-очки

— То есть, получается POV следующего поколения?

— Я сейчас разрабатываю такое крепление, чтобы зритель в VR-очках чувствовал себя героем. Есть проблема с параллаксом: когда зритель убирает руку из объектива одной камеры и переносит на объектив другой, склейка не получается. Однако у меня есть некие разработки, с помощью которых я постараюсь решить эту проблему.

Всё развивается. Вот недавно ребята выложили ролик «Мастер и Маргарита. Я там был», в котором в кадре появляются звезды телевидения и кино. Они очень занятые люди, поэтому пришлось их снимать по отдельности и затем склеивать. Качество потрясающее, но надо учитывать, что это RED.



Сейчас ведь технологии не успевают за интернетом. Корпорации тратят сумасшедшие деньги, чтобы 360 градусов можно было смотреть не только на YouTube или в VR-очках, но люди, которые делают этот формат, уже создают еще более продвинутые программы. Идеи появляются быстрее технологий. Возьмем, к примеру, Samsung, который устроил конкурс в США «Залей свой видео 360 градусов» в начале лета. Девять номинаций, главный приз — 10 тысяч долларов, большие деньги. Я выложил пару видео и думал, что конкурентов будет много. Смотрю — кроме меня видео залило только 20 человек из Северной Америки.

— И какие у вас шансы?

— Это моя первая работа, музыкальная. Действие происходит в зеркальной танцевальной студии. Танцуют два человека. Я их синхронизировал, и получилось четыре разных танца в разной одежде, есть даже момент в «фото-негативе». Зеркало одно, и я сделал так, чтобы они поцеловались в одну точку и прикасались друг к другу.

На съемках клипа Terr Maitz My Love is Like (2D)Рабочие материалы видео Mirror

Всё по таймингу. Как вы думаете, сколько мы снимали? День? Два? Мы умудрились снять всё за один час. Именно на столько нам выделили студию. С меня сошло сто потов, потому что я допустил ошибку в три секунды, увидел это на 20-й минуте, но смог исправить.



Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Популярное
    Рубрики

    7 современных фильмов с необычным соотношением сторон: квадраты, вертикали и круги

    В последнее время многие режиссеры экспериментируют с необычными форматами изображения. Приводим примеры самых интересных опытов и разбираемся, что дают новые форматы

    • 8 июля
    • 10046
    Практика

    Приемы: Голландский угол

    Заваливаем горизонт правильно: для чего в кино нужен голландский угол и почему им стоит пользоваться в меру

    • 11 июля
    • 3654
    Практика

    Как Люк Бессон снял блокбастер за 180 млн долларов, который не может провалиться

    Люк Бессон пошел в обход традиционной голливудской системы и профинансировал свой новый фантастический блокбастер по модели независимого кино. Вот как у него это получилось

    • 10 июля
    • 3220
    Техника

    Исследуя границы: 4K, HDR, HFR и человеческое зрение

    Современные технологии делают ставку на большие разрешения, высокий динамический диапазон и частоту кадров. Но как на все это влияют ограничения нашего визуальное восприятия?

    • 9 июля
    • 3050
    Техника

    Как две компании меняют будущее визуальных эффектов

    Хромакей и ротоскоп в скором времени отправятся на свалку истории, но в чем подвох?

    • 18 июля
    • 2060
    Практика

    Как это снято: «Робокоп»

    Отмечаем тридцатилетие «Робокопа» Пола Верховена и разбираемся, как режиссеру, который не любит кинофантастику, удалось создать один из ярчайших образцов жанра. Сатира, натурализм, библейские темы и хитроумные спецэффекты – в фильме голландца и в нашем обзоре

    • 17 июля
    • 1796