Главная / Подборки / 15 вдохновляющих фильмов для художников-постановщиков: от «Заводного апельсина» до «Амели»

15 вдохновляющих фильмов для художников-постановщиков: от «Заводного апельсина» до «Амели»

1. «Великая иллюзия» (Жан Ренуар, 1937)

Художник-постановщик: Эжен Лурье

Антивоенное полотно Жана Ренуара, созданное в канун Второй мировой. Чтобы добиться максимальной реалистичности, большая часть фильма снималась не в павильоне, а на натуре, что по тем временам было редкостью. Контрастное сочетание домишек и бараков в эльзасских городах Кольмар и Нёф-Бризах и средневекового замка Верхний Кёнигсбург призвано подчеркнуть извечные противоречия между героями фильма, представителями разных классов.

2. «Леди исчезает» (Альфред Хичкок, 1938)

Художник-постановщик: Алекс Ветчински

Шедевр британского периода творчества Хичкока, успех которого во многом способствовал скорому перемещению режиссера в Голливуд. Картина доказывает, что даже при скромном бюджете можно добиться впечатляющего визуального ряда. Из-за недостатка средств большая часть фильма снималась всего лишь в двух хитро устроенных декорациях – поезда и отеля. Также в картине использовалась рирпроекция и изображение горного пейзажа.

3. «Бен-Гур» (Уильям Уайлер, 1959)

Художники-постановщики: Уильям А. Хорнинг, Витторио Валентини

Вершина жанра пеплум, ярко демонстрирующая все ключевые черты фильмов такого рода, в первую очередь масштабные, местами исторически достоверные декорации. Специально для картины было создано около 300 декораций, на проектирование которых ушло около 5 лет, а на строительство – 14 месяцев. Самая впечатляющая декорация, ипподром, возводилась в течение года руками тысячи рабочих и заняла площадь в рекордные 7 гектаров. Фильм удостоился 11 «Оскаров», в том числе за лучшую работу художника-постановщика. Увы, все декорации картины сразу после съемок были уничтожены.

4. «В субботу вечером, в воскресенье утром» (Карел Рейш, 1960)

Художник-постановщик: Тед Маршалл

Образец британской новой волны, также называемой кинематографом «кухонного реализма», поскольку действие непременно происходит в подлинных интерьерах обитания представителей рабочего класса. Изобилующие бытовыми деталями натурные съемки на заводах, в пабах, в скромных квартирках и на неказистых улочках окраин Ноттингема не только служат колоритным местом действия, но и выявляют духовный портрет простого человека, заодно приближая его к зрителю.

5. «Выпускник» (Майк Николс, 1967)

Художник-постановщик: Ричард Силберт

Фильм, который считается одним из самых показательных примеров того, как каждая деталь в кадре должна работать на раскрытие характеров, мотивов и тем. Например, о страстности натуры миссис Робинсон со всей очевидностью говорит интерьер ее дома. Вместе с тем дом главного героя кажется неуютным и чуждым внутреннему миру молодого человека. Также пространство дома подчеркивает центральную тему конфликта поколений.

6. «Галактика THX 1138» (Джордж Лукас; 1971)

Художник-постановщик: Майкл Д. Хэллер

Минималистский и в то же время футуристический дизайн научно-фантастического дебюта Джорджа Лукаса работает не столько на характеристику персонажей и их вымышленного мира, сколько наоборот – словно бы лишает все, находящееся в кадре, каких-либо уникальных черт. Что, впрочем, тоже можно назвать характеристикой. Помимо такого необычного подхода работа художника-постановщика в ленте является еще одним доказательством того, что при желании сделать впечатляющие, соответствующие духу фильма декорации можно и за две копейки.

7. «Заводной апельсин» (Стэнли Кубрик, 1971)

Художник-постановщик: Джон Бэрри

Совершенно иная, отличная от лукасовского минимализма футуристическая концепция была создана в «Заводном апельсине» Стэнли Кубрика. Бруталистская архитектура и безумные, наполненные контрастными цветами и самыми невообразимыми предметами интерьеры в духе 60-х годов формируют ужасающий антиутопический образ.

8. «Шпион, который меня полюбил» (Льюис Гилберт, 1977)

Художник-постановщик: Кен Адам

В бондиане, как известно, все ультрасовременно и немного чрезмерно. Особенно удачно это иллюстрирует десятый фильмы серии. К примеру, для создания декораций гигантского танкера, способного вместить пару-тройку подводных лодок, художник-постановщик Кен Адам, работавший еще над пятью фильмами бондианы, отстроил на студии Pinewood целый павильон площадью 4,2 тыс. кв. м. Здание, которое сегодня так и называется – павильон 007, обошлось с учетом инфляции в $4 млн., что составило одну седьмую часть бюджета. Декорация оказалась настолько большой, что для правильной отладки света пришлось на условиях анонимности приглашать известного гигантомана Стэнли Кубрика.

9. «Бэтмен» (Тим Бертон, 1989)

Художник-постановщик: Антон Ферст

Очевидно, уже сформировалась традиция каждому новому поколению кинематографистов создавать свое видение вселенной Готэм-сити. Наиболее яркой даже спустя четверть века можно назвать версию Тима Бертона, воплотившего мрачный эклектичный мир, в котором современная и фантастическая техника сочетается с модой 40-х, а готическая и экспрессионистская архитектурная стилистика с позаимствованными прямиком из комиксов городскими пейзажами. Разумеется, безумное устройство мира Готэм-сити вполне соответствует населяющим его безумным героям.

10. «Двенадцать обезьян» (Терри Гиллиам, 1995)

Художник-постановщик: Джеффри Бикрофт

Подмеченный еще Аристотелем «парадокс безобразного» с исключительным умением взял на вооружение Терри Гиллиам. Свои причудливые миры режиссер собирает из пугающих, отталкивающих, словно бы покрытых грязью и плесенью элементов. Оторваться, правда, от созерцания этого беспредела невозможно. Характерно, что местом значительной части съемок «Двенадцати обезьян» стали заброшенные здания и сооружения, что отлично соответствовало апокалиптической атмосфере ленты.

11. «Семейка Тененбаум» (Уэс Андерсон, 2001)

Художник-постановщик: Дэвид Уаско

Пряничные миры Уэса Андерсона – явление в кино уникальное. Благодаря маниакальной любви к симметрии, статичной камере, скрупулезной работе с цветом и повышенному вниманию к интерьерам и костюмам, едва ли не каждый кадр его фильмов можно, без преувеличения, вешать в картинной галерее. В «Семейке Тененбаум» Андерсон раскрывает тему кризиса большой семьи, в том числе и через декорации. Комната каждого из героев подчеркивает особенности ее обитателя, причем вместе эти комнаты, очевидно, не сочетаются, также как и яркие индивидуальности членов семьи.

12. «Амели» (Жан-Пьер Жене, 2001)

Художник-постановщик: Алин Бонетто

Еще примеры условных, словно бы игрушечных декораций – в ленте «Амели». Исследуя причуды женской природы, знатный визионер Жан-Пьер Жене наполняет колоритными деталями и делает уникальным каждое место съемок, будь то кафе или продуктовая лавка. Реальный мир таким образов становится похожим на сказку.

13. «Мария-Антуанетта» (София Коппола, 2005)

Художник-постановщик: К.К. Баррет

Эпоха рококо – это, конечно, раздолье для художника-постановщика. Помножив опыты Милоша Формана и Питера Гринуэйя в исследовании эпохи на смелую фантазию и драйв XXI века, София Коппола создала яркую и драматичную историю. Особенно интересны в ней выраженные через декорации и костюмы переходы от состояния простоты и невинности в завязке к атмосфере безудержного кутежа в развитии и, наконец, к трагедии в финале. Часть съемок, кстати, проходила непосредственно в Версале.

14. «500 дней лета» (Марк Уэбб, 2009)

Художник-постановщик: Лора Фокс

Еще один яркий образец картины, в которой тонкая и изобретательная работа художника-постановщика помогает выявить характеры героев и линии развития их отношений. Учитывая, что картина независимая и ее бюджет по меркам американского кино довольно скромный, художнику явно пришлось проявить недюжинную смекалку.

15. «Пена дней» (Мишель Гондри, 2013)

Художник-постановщик: Стефани Розенбаум

Тоже романтическая история, однако, обрамленная, казалось бы, принципиально непереносимыми на экран выдумками Бориса Виана. Не меньший фантазер Мишель Гондри и удостоенная за свою работу премии «Сезар» Стефани Розенбаум сумели воссоздать в кино безумные вещи вроде пианоктейля или меняющегося в размерах, в зависимости от самочувствия обитателя, дома. Принцип эволюции декораций и костюмов по ходу развития сюжета и героев здесь соблюдается, надо полагать, в максимально буквальном смысле.

Источники: Taste of Cinema, Style by Emily Henderson