Репортаж

Убавьте громкость: как будут измерять звук в рекламных роликах

В рамках семинара о громкости на телевидении, прошедшего в Сокольниках, сотрудники ФАС рассказали, как будут регулировать исполнение закона о превышении громкости в рекламе, а представители каналов объяснили, почему он далек от идеала


Мероприятие организовали NATEXPO при участии НАТ, а его ведущими стали заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров и генеральный директор NATEXPO Александр Широких. 

Генеральный директор NATEXPO Александр Широких / Фото: Виктор ВытольскийГенеральный директор NATEXPO Александр Широких / Фото: Виктор Вытольский

Мы постарались выделить самые важные темы, которые затронул этот семинар.

Как и чем измеряется громкость и соотношения её уровней


Согласно принятым в 2015-ом году поправкам к закону «О рекламе», антимонопольные органы должны выявлять случаи превышения громкости в рекламных роликах путем инструментального контроля.  Для этого была разработана  «Методика измерений соотношения уровня громкости рекламы и среднего уровня громкости прерываемой рекламой теле- и радиопрограммы».  Что такое громкость, я подробно рассказал в статье «Регулирование и контроль громкости звука в телерадиовещании». Как оказалось, в законе не все так очевидно.

Екатерина Петрук, начальник отдела антимонопольного контроля в сфере рекламы и средств массовой информации Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции / Фото: Виктор ВытольскийЕкатерина Петрук / Фото: Виктор Вытольский

Екатерина Петрук, начальник отдела антимонопольного контроля в сфере рекламы и средств массовой информации Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассказала о программно-аппаратном комплексе «АСК-громкость», разработанном при содействии Ассоциации коммуникационных агентств России. Это прибор, позволяющий фиксировать недопустимые отклонения уровня звука рекламы, анонсов, сообщений о рекламе и логотипов. С его помощью можно проводить измерения фрагментов записи теле- или радиопрограммы, которые сотрудники ФАС предварительно разделяют в видеоредакторе SDC Free Video Editor и аудиопрограмме Audacity.  

Программно-аппаратный комплекс «АСК-громкость»Программно-аппаратный комплекс «АСК-громкость»

Сотрудники ФАС будут рассматривать уровни громкости  следующих фрагментов:
  • дорекламный фрагмент (300 секунд);
  • межрекламный фрагмент (не более 300 секунд);
  • пострекламный фрагмент (300 секунд);
  • блок рекламы;
  • блок анонсов;
  • сообщение о последующей трансляции рекламы (не менее 5 секунд);
  • логотип теле-, радиоканала (не менее 5 секунд). 

Пример работы программно-аппаратного комплекса «АСК-громкость»​Пример работы программно-аппаратного комплекса «АСК-громкость»​


После этого будет проводиться попарное сравнение уровней звука каждого из них:  громкость блока рекламы, блока анонсов, сообщения о последующей трансляции рекламы и логотипа не должна превышать уровень громкости звука дорекламного, пострекламного, либо межрекламного фрагментов более, чем на 1,5 дБ*.

Примечание: *Уровень громкости в стандарте ITU-R BS.1770 измеряется в LKFS, а в EBU R128  - LUFS. Единицы LKFS и LUFS эквивалентны между собой и соответствуют 1 дБ относительно максимального уровня квантования.

Пример работы программно-аппаратного комплекса «АСК-громкость»Пример работы программно-аппаратного комплекса «АСК-громкость»​

Полученные результаты измерений, в том числе выявленные превышения уровней громкости звука более чем на 1,5 дБ, фиксируются сотрудниками ФАС. По закону, ответственность за нарушение несет рекламораспространитель, то есть канал, который и должен выплатить штраф от 100 000 до 500 000 рублей.   
 

О методах надзора за исполнением закона


По словам Екатерины Петрук, нарушения будут выявлять как путем мониторинга, так и в результате рассмотрения обращений юридических и физических лиц. Кроме того, ФАС проведет плановые и внеплановые выездные проверки компаний, осуществляющих теле- и радиовещание.  Петрук рассказала, что комплекс «АСК-громкость» у ФАС всего один, поэтому территориальные органы не могут измерять уровень звука самостоятельно и будут вынуждены передавать записи в центральный аппарат. Остается непонятным, почему у ФАС всего один экземпляр устройства, ведь позже на семинаре говорилось, что любой телеканал может приобрести его у производителя. 

Екатерина Петрук / Фото: Виктор ВытольскийЕкатерина Петрук / Фото: Виктор Вытольский

Согласно требованиям «Методики», источниками записи для измерения  могут быть следующие сигналы: 
  • эфирное аналоговое вещание;
  • эфирное цифровое вещание;
  • аналоговое кабельное вещание;
  • цифровое кабельное/IPTV-вещание.

Антимонопольная служба и  Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязи) заключили соглашение о взаимодействии, в соответствии с которым ФАС  может запрашивать у Министерства разрешение использовать технические средства операторов связи,  в том числе и ФГУП «Российская Телевизионная Радиовещательная сеть» (РТРС). Таким образом, служба сможет получать доступ к записям теле- и радиоканалов, входящих в первый и второй мультиплексы. 
 

О результатах работы


На данный момент были отмечены нарушения каналов НТВ, ТНТ, ТВ3, Ю, ТВЦ, СТС, Домашний, Звезда, МАТЧ-ТВ,  КХЛ,  Наше новое кино, а также ряда других региональных вещателей.  Всего превышения уровня звука выявлены у 30% всех записей, проанализированных региональными органами.  

В 2015 году, впервые за всю историю развития законодательства о рекламе, были возбуждены и рассмотрены дела о превышении уровня громкости звука рекламы, как в центральном аппарате, так и в территориальных органах ФАС. 

Александр Малинин, руководитель дирекции сетей распространения телерадиопрограмм производственно-технологического департамента ВГТРК / Фото: Виктор ВытольскийАлександр Малинин​ / Фото: Виктор Вытольский

Александр Малинин, руководитель дирекции сетей распространения телерадиопрограмм производственно-технологического департамента ВГТРК, заметил, что данная методика не в полной мере учитывает рекомендации, разработанные Минкомсвязи России. Андрей Кашеваров ответил, что ФАС готов к любым коррективам, соответствующим норме закона: «Но нам нужен результат: громкость теле- и радиопередач  должна совпадать по уровню с рекламой».  Он также объяснил, что службе не всегда удается проанализировать именно тот рекламный блок, на который сотрудники обратили внимание во время мониторинга: все программы и передачи хранятся только один месяц. «Если у канала есть проблема, то она системная», — пояснил Кашеваров.
 

О несовершенстве системы разделения сегментов


Заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина объяснила, что сравнение рекламы и анонсов идет  попарно с фрагментами, демонстрировавшимся в эфире до и после них. Все это сравнивается отдельно, поскольку именно эти фрагменты указаны в законе: реклама, анонсы, сообщения о логотипе и  уведомление о том, что идёт реклама. 

Заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина / Фото: Виктор ВытольскийТатьяна Никитина / Фото: Виктор Вытольский

Игорь Ядыкин, заместитель руководителя отдела технического развития ОАО «Первый канал», высказал свои опасения по поводу подобной системы:  

«Проблемы громкости канал рассматривает с самого своего создания: за уровнем звука у нас следили звукорежиссеры, на слух уменьшавшие громкость рекламы. Тем не менее,  нам каждый год приходили письма с уведомлениями о нарушении закона.

Игорь Ядыкин, заместитель руководителя отдела технического развития ОАО «Первый канал» / Фото: Виктор ВытольскийИгорь Ядыкин / Фото: Виктор Вытольский

В 2010 году мы пригласили независимых экспертов компании Dolby, которые провели измерения нашего тракта в течение месяца, и в ответ на очередное письмо мы представили этот отчёт. Измерение показало уровень нашей громкости: -21 LUFS. Больше к нам претензий не было.

Первый канал оснастил все свои производства средствами контроля громкости по рекомендациям Международного Союза Электросвязи и провёл тренинги всех звукорежиссёров телеканала и производящих для него компаний – это около 100 человек. Рекомендованный уровень громкости эфира составляет -23 LUFS, и короткие программы в виде анонсов и рекламы должны ему точно соответствовать. 

Игорь Ядыкин / Фото: Виктор ВытольскийИгорь Ядыкин / Фото: Виктор Вытольский

В художественных программах это уровень всей передачи. На отдельных же фрагментах он может варьироваться в определенных пределах. Поэтому найти точку прерывания, в которой предшествующие и последующие 5 минут соответствуют уровню -23 LUFS крайне сложно, и мы не сможем уместить в час заданное количество роликов. Предлагается узаконить уровень -23 LUFS и следовать только ему. В настоящее время мы работаем над  расширением динамического диапазона, но вынуждены его ограничивать, так как сохраняем аналоговое вещание. Надеюсь, к концу года эта проблема будет решена».

По словам Ядыкина, звуковые процессоры не решают проблему автоматического контроля громкости, так как вносят искажения ее уровня, не устраняют перепады полностью и мешают художественному восприятию передачи. Кроме того, устройства разных производителей работают по-разному, а процедура их сертификации отсутствует. Татьяна Никитина в свою очередь заметила, что на сегодняшний день в государственный реестр измерительных приборов внесён только один измеритель уровня громкости, которым и пользуется ФАС.  
 

О стандартах контроля громкости и предложении «ТВ Центр»


Заместитель директора технической дирекции АО «ТВ Центр» Алексей Брусницкий рассказал о стандартах, которыми пользуются их проекты. В апреле 2015 года в основу требований к своей продукции они взяли рекомендации Международного союза электросвязи ITU-R BS.1770 и Европейского вещательного союза EBU R128. После обучения звукорежиссеров и инженеров, компания установила плагин  NUGEN VizLM на рабочие станции Pro Tools для нормализации громкости продукции. В ОТК были установлены мультиформатные анализаторы Harris TVM9140 с опцией измерения параметров громкости. В эфирных аппаратных ТВ Центр установили измерители DK Technology TM7, а в эфирном тракте - усилители-распределители EVERTZ с опцией IntelliGain.  

Заместитель директора технической дирекции АО «ТВ Центр» Алексей Брусницкий / Фото: Виктор ВытольскийАлексей Брусницкий / Фото: Виктор Вытольский

Результат вышел таким.  

 

Измерения на выходе тракта проводились в течение 12 часов и показали, что громкость поддерживалась на уровне -23 LUFS. 

Несмотря на все меры, компания получила предписание от ФАС о превышении громкости звука в анонсе на 1,71 дБ. После проверки стало понятно, что полностью удовлетворять всем требованиям в реальной жизни невозможно. Оказалось, что в старом советском фильме пять минут до рекламы были с низким уровнем звука, и при вставке оперативной рекламы, нормализатор просто не справился со скачком в 7-8 дБ, хотя и уменьшил его до 1,7 дБ.

Для решения проблемы в «ТВ Центр» разработали план:
 
  • провести тестирование и определить возможность использования автоматизированной проверки и нормализации уровня громкости всех без исключения эфирных мастеров;
  • разработать и внедрить рабочие процессы автоматизированной проверки и нормализации;
  • подобрать и протестировать систему контрольной («полицейской») записи, удовлетворяющую новым требованиям;
  • провести тестирование и настройку оборудования Evertz совместно со звукорежиссерами телеканала и инженерами Evertz. 

В систему МАМ ТВЦ (Point Master) встроен нормализатор громкости Minnetonka AudioTools FOCUS Server, ОТК фиксирует измеренные значения до и после нормализации.

Заместитель директора технической дирекции АО «ТВ Центр» Алексей Брусницкий / Фото: Виктор ВытольскийАлексей Брусницкий / Фото: Виктор Вытольский

Компания провела экспериментальное исследование по утверждённой методике ФАС. В анализе участвовали восемь российских художественных фильмов с заранее нормализованным звуком до целевого уровня -23 LUFS. Это были:
  • «Человек с бульвара Капуцинов»;
  • «Дело было в Пенькове»;
  • «Женщины»;
  • «Дело Румянцева»;
  • «Чужая родня»;
  • «Змеелов»;
  • «Двойной обгон»;
  • «Умница, красавица».

Исследование рассматривало 60 произвольных фрагментов фильмов хронометражем 5 минут каждый: измерения интегральной громкости фрагментов на основе Рекомендаций Европейского вещательного союза EBU R 128 проводились программным обеспечением Loudness Analyzer компании Теком и AudioTools FOCUS компании Minnetonka Audio’s

Вот результат анализа:



В зоне риска находятся четыре фрагмента фильмов, имеющие уровень от – 24 LUFS до – 25 LUFS, а 13 фрагментов гарантировано превысят допустимые 1,5 LU по соотношению уровней громкости звука рекламы или анонсов и прерываемой ими телепрограммы. 

На основе этих данных Брусницкий сделал следующие выводы:
  • текущая методика измерения и проверки соблюдения законодательства требует изменений;
  • в качестве возможной альтернативы предлагается вариант расширения контрольного диапазона с 1,5 LU до 2,4 LU.
P.S. В среду, 12 октября, на базе телекомпании «ТВ Центр» состоялось первое заседание Экспертного совета НАТ, созданного для формирования консолидированного предложения по изменениям методики измерения громкости ТВ-рекламы.   

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4830
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3870
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2908
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

Вчера 3497
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее