Слова

Совет юриста: что нужно учесть перед началом кинопроекта

Почему обязательства не определяются «на пальцах», как выглядит грамотный договор и чем опасны чувства верующих — генеральный директор компании «Делополис» Светлана Чикина рассказывает о базовых шагах, которые помогут избежать лишних юридических рисков в кино

  • 13 октября 2016
  • 1501
Павел Орлов

​Светлана ЧикинаСветлана Чикина — основатель и генеральный директор компании «Делополис», единственной организации в России, которая специализируется на бухгалтерских, аудиторских и юридических услугах в сфере кино и телевидения. С 2014 года преподаёт дисциплину «Бухгалтерский учет и налогообложение кинокомпаний» на продюсерском факультете ВГИКа.
 

1. Заключайте договор


1. Заключайте договор


Ни о чем нельзя договариваться «на пальцах». Обязательно нужно заключать договор, в котором прописаны все условия, в том числе сроки работы, полная сумма вознаграждения, в каком виде сдается продукт и так далее. Если вы режиссер, то договоренности оформляются на этапе предподгототовки: как только продюсер выбирает вас, задумайтесь о договоре.   
 

2. Определитесь с обязательствами




От возникновения проблем между сторонами страхуют два условия: договор должен быть составлен грамотно и обязательства сторон должны быть выполнены должным образом. Кино — это творчество, которое каждый видит по-своему, поэтому продюсеру может просто не понравиться работа режиссера, к которому у него возникнут претензии. Из-за этого бывают ситуации, скажем, нарушения условий по оплате, от которых режиссер как раз и защищен договором. 

Также я знаю несколько случаев, когда композитор писал не ту музыку, которую хотел продюсер. Подобные ситуации необходимо учитывать в договоре, чтобы оставить обеим сторонам пути отступления и сохранить хорошие отношения. Такие вопросы, как правило, решаются выплатой композитору некой компенсации за проделанную работу, но не всего гонорара. 
 

3. Составляйте договор грамотно


3. Составляйте договор грамотно


В грамотно составленном договоре должны быть, как минимум, следующие четыре пункта. Во-первых, перечень прав и обязанностей обеих сторон. Во-вторых, сроки выполнения обязательств для каждой из них. Затем сумма и порядок оплаты и, наконец, перечень передаваемых прав. Конечно, юридически не подкованному человеку лучше обращаться к специалисту, который сможет представлять его интересы и учтет все тонкости и подводные камни того или иного вида сделки. 
 

4. Не забывайте о передаче прав





Еще раз о том, что кино — процесс творческий. Режиссер всегда подходит к экранизации готового сценария по-своему, со своим видением и что-то неизбежно меняет. Именно поэтому так важна передача права на переработку.
 

5. Договориться можно обо всем





Если по ходу работы происходят какие-то изменения, например, в соотношении соавторства, ничто не мешает подписать дополнительные соглашения, если только речь не идет о существенных условиях. Грубо говоря, если именитый сценарист берет соавтором кого-то неизвестного и на определенном этапе перекладывает на него всю работу, то это можно считать существенным условием. С точки зрения продюсера такое изменение вряд ли возможно. В целом же все отношения — это предмет переговоров сторон, и договориться можно обо всем и на любой стадии. 
 

6. Остерегайтесь заимствований





В любом правильном договоре авторского заказа —  неважно, идет ли речь о сценарии, музыке или о чем-либо ином — нужно прописать раздел «Гарантия». В нем исполнитель гарантирует заказчику личное авторство без заимствований.  
 

7. Если вы используете чужое произведение — «очищайте» права


Киноцитаты в творчестве Квентина Тарантино

Если в коммерческой картине необходимо тем или иным образом использовать фрагмент другого фильма, то это возможно только с разрешения правообладателя. При этом неохраняемых кинопроизведений фактически еще не существует, поскольку для этого должно пройти семьдесят лет с момента смерти последнего автора. К авторам относятся режиссер-постановщик, сценарист и композитор. 

То же самое касается использования музыки, особенно иностранной. «Очистка» прав на неё, предполагающая поиск всех правообладателей и заключение с каждым из них договора, — это отдельная большая работа, которую зачастую полностью поручают нам. Причем важно, что все договоры в виде комплекта подтверждения авторских прав должны быть готовы к моменту получения прокатного удостоверения.  
 

8. Осторожнее с алкоголем, табаком, наркотиками и чувствами верующих





Следует иметь в виду, что такие вещи, как алкоголь, табак и наркотики, в соответствии с нашим законодательством, открыто размещать на экране нельзя. Герой с сигаретой в кадре — это уже нарушение законодательства. Подобное допускается, только если развитие сюжетной линии иначе невозможно. Но все это нужно грамотно снять и правильно интегрировать в действие — зритель должен понимать, что в противном случае сюжетная линия просто развалится. Конечно, такие вещи необходимо отслеживать уже на стадии сценария, так что многие специально проводят у нас его юридическую экспертизу для выявления подобных рисков. Это касается не только алкоголя, табака и наркотиков. У нас достаточно законов, которые ограничивают продюсеров: закон о защите чувств верующих, закон о рекламе, закон о поддержке кинематографии, исключающий нецензурную брань в картине, имеющей статус национальной, и так далее. Если в эти законы не вписаться, Министерство культуры может элементарно отказать в выдаче прокатного удостоверения. 
 

9. Закон — субъективен. И это не обязательно плохо





Помните, что все очень субъективно — и с алкоголем, и с курением, и с чувствами верующих. Более того, все наше законодательство в принципе достаточно субъективно. По факту, человек, которому доверена контрольная функция, многое определяет на свой личный взгляд, поскольку жестких и понятных критериев в законодательстве нет, формулировки в нем весьма обтекаемы. Увы. С другой стороны, для вас это может быть не только минус, но и плюс.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Популярное
    Практика

    5 незаменимых человек на съемках микробюджетного проекта

    Насколько большой должна быть команда и какие члены команды самые незаменимые на съемочной площадке — это, пожалуй, самые частые вопросы, которые задают люди, занимающиеся финансированием фильмов с предельно низким бюджетом

    • 21 июля
    • 3803
    Практика

    Как это снято: «Робокоп»

    Отмечаем тридцатилетие «Робокопа» Пола Верховена и разбираемся, как режиссеру, который не любит кинофантастику, удалось создать один из ярчайших образцов жанра. Сатира, натурализм, библейские темы и хитроумные спецэффекты – в фильме голландца и в нашем обзоре

    • 17 июля
    • 3620
    Техника

    Как две компании меняют будущее визуальных эффектов

    Хромакей и ротоскоп в скором времени отправятся на свалку истории, но в чем подвох?

    • 18 июля
    • 3246
    Обзоры

    10 великих неснятых фильмов

    Часто любопытнейшие кинопроекты в силу тех или иных причин не доходят до экрана. Вспоминаем несостоявшиеся картины, которые могли бы изменить историю кино: «Наполеон» Кубрика, советский фильм Антониони, «Мастер и Маргарита» Климова и многое другое

    • 15 июля
    • 1817
    Обзоры

    Надо видеть: любимые фильмы Джорджа Р.Р. Мартина

    Томительное ожидание между новыми эпизодами «Игры престолов» предлагаем скрасить фильмами из списка Джорджа Мартина. Писатель и сценарист специально подготовил топ самого важного, по его мнению, фэнтези в истории кино

    • 22 июля
    • 1287
    Практика

    6 правил режиссуры Гаса Ван Сента

    Как режиссеру работать с продюсерами, актерами и операторами, бороться за идеи и не параноить из-за денег — в советах ключевого независимого режиссера американского кино Гаса Ван Сента

    • 24 июля
    • 1238