Слова

Совет юриста: что нужно учесть перед началом кинопроекта

Почему обязательства не определяются «на пальцах», как выглядит грамотный договор и чем опасны чувства верующих — генеральный директор компании «Делополис» Светлана Чикина рассказывает о базовых шагах, которые помогут избежать лишних юридических рисков в кино

​Светлана ЧикинаСветлана Чикина — основатель и генеральный директор компании «Делополис», единственной организации в России, которая специализируется на бухгалтерских, аудиторских и юридических услугах в сфере кино и телевидения. С 2014 года преподаёт дисциплину «Бухгалтерский учет и налогообложение кинокомпаний» на продюсерском факультете ВГИКа.
 

1. Заключайте договор


1. Заключайте договор


Ни о чем нельзя договариваться «на пальцах». Обязательно нужно заключать договор, в котором прописаны все условия, в том числе сроки работы, полная сумма вознаграждения, в каком виде сдается продукт и так далее. Если вы режиссер, то договоренности оформляются на этапе предподгототовки: как только продюсер выбирает вас, задумайтесь о договоре.   
 

2. Определитесь с обязательствами




От возникновения проблем между сторонами страхуют два условия: договор должен быть составлен грамотно и обязательства сторон должны быть выполнены должным образом. Кино — это творчество, которое каждый видит по-своему, поэтому продюсеру может просто не понравиться работа режиссера, к которому у него возникнут претензии. Из-за этого бывают ситуации, скажем, нарушения условий по оплате, от которых режиссер как раз и защищен договором. 

Также я знаю несколько случаев, когда композитор писал не ту музыку, которую хотел продюсер. Подобные ситуации необходимо учитывать в договоре, чтобы оставить обеим сторонам пути отступления и сохранить хорошие отношения. Такие вопросы, как правило, решаются выплатой композитору некой компенсации за проделанную работу, но не всего гонорара. 
 

3. Составляйте договор грамотно


3. Составляйте договор грамотно


В грамотно составленном договоре должны быть, как минимум, следующие четыре пункта. Во-первых, перечень прав и обязанностей обеих сторон. Во-вторых, сроки выполнения обязательств для каждой из них. Затем сумма и порядок оплаты и, наконец, перечень передаваемых прав. Конечно, юридически не подкованному человеку лучше обращаться к специалисту, который сможет представлять его интересы и учтет все тонкости и подводные камни того или иного вида сделки. 
 

4. Не забывайте о передаче прав





Еще раз о том, что кино — процесс творческий. Режиссер всегда подходит к экранизации готового сценария по-своему, со своим видением и что-то неизбежно меняет. Именно поэтому так важна передача права на переработку.
 

5. Договориться можно обо всем





Если по ходу работы происходят какие-то изменения, например, в соотношении соавторства, ничто не мешает подписать дополнительные соглашения, если только речь не идет о существенных условиях. Грубо говоря, если именитый сценарист берет соавтором кого-то неизвестного и на определенном этапе перекладывает на него всю работу, то это можно считать существенным условием. С точки зрения продюсера такое изменение вряд ли возможно. В целом же все отношения — это предмет переговоров сторон, и договориться можно обо всем и на любой стадии. 
 

6. Остерегайтесь заимствований





В любом правильном договоре авторского заказа —  неважно, идет ли речь о сценарии, музыке или о чем-либо ином — нужно прописать раздел «Гарантия». В нем исполнитель гарантирует заказчику личное авторство без заимствований.  
 

7. Если вы используете чужое произведение — «очищайте» права


Киноцитаты в творчестве Квентина Тарантино

Если в коммерческой картине необходимо тем или иным образом использовать фрагмент другого фильма, то это возможно только с разрешения правообладателя. При этом неохраняемых кинопроизведений фактически еще не существует, поскольку для этого должно пройти семьдесят лет с момента смерти последнего автора. К авторам относятся режиссер-постановщик, сценарист и композитор. 

То же самое касается использования музыки, особенно иностранной. «Очистка» прав на неё, предполагающая поиск всех правообладателей и заключение с каждым из них договора, — это отдельная большая работа, которую зачастую полностью поручают нам. Причем важно, что все договоры в виде комплекта подтверждения авторских прав должны быть готовы к моменту получения прокатного удостоверения.  
 

8. Осторожнее с алкоголем, табаком, наркотиками и чувствами верующих





Следует иметь в виду, что такие вещи, как алкоголь, табак и наркотики, в соответствии с нашим законодательством, открыто размещать на экране нельзя. Герой с сигаретой в кадре — это уже нарушение законодательства. Подобное допускается, только если развитие сюжетной линии иначе невозможно. Но все это нужно грамотно снять и правильно интегрировать в действие — зритель должен понимать, что в противном случае сюжетная линия просто развалится. Конечно, такие вещи необходимо отслеживать уже на стадии сценария, так что многие специально проводят у нас его юридическую экспертизу для выявления подобных рисков. Это касается не только алкоголя, табака и наркотиков. У нас достаточно законов, которые ограничивают продюсеров: закон о защите чувств верующих, закон о рекламе, закон о поддержке кинематографии, исключающий нецензурную брань в картине, имеющей статус национальной, и так далее. Если в эти законы не вписаться, Министерство культуры может элементарно отказать в выдаче прокатного удостоверения. 
 

9. Закон — субъективен. И это не обязательно плохо





Помните, что все очень субъективно — и с алкоголем, и с курением, и с чувствами верующих. Более того, все наше законодательство в принципе достаточно субъективно. По факту, человек, которому доверена контрольная функция, многое определяет на свой личный взгляд, поскольку жестких и понятных критериев в законодательстве нет, формулировки в нем весьма обтекаемы. Увы. С другой стороны, для вас это может быть не только минус, но и плюс.

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 431
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 384
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2031
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 1978
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1050
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1361
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее