Практика

Тишина как источник напряжения: 10 выдающихся примеров (Часть 2)

Мы продолжаем публиковать подборку фильмов, авторы которых сделали тишину в кадре одним из ярчайших выразительных средств, добавившим повествованию эмоциональности и внутреннего напряжения

  • 9 октября 2016
  • 5599

Это продолжение материала. Начало можно найти по этой ссылке.
 

5. «Они» (режиссеры Давид Моро и Ксавьер Палю, 2006)



Будучи частью нового французского экстрима, этот фильм ужасов о вторжении в дом продолжительностью всего 74 минуты вмещает большое количество материала. «Они», как и многие трафаретные триллеры о вторжении, рассказывает о паре, живущей в изолированном доме и преследуемой незнакомцами. Единственное, что не позволяет этой избитой завязке перерасти в полноценное клише — это сюжетные слои.

В этом фильме больше звуков, чем в «Тишине», однако не настолько, чтобы не попасть в этот список. Треск, слышный на протяжении всего фильма, дает зрителю понять, что злоумышленники близко. Когда царящая вокруг мертвая тишина, прерывается этим характерным шумом, кожа покрывается мурашками от осознания неминуемой опасности, поджидающей за углом.
 

4. «Приют» (режиссер Хуан Антонио Байона, 2007)



Этот фильм является примером великолепно сделанного хоррора, одного из лучших в своем жанре, если речь идет о XXI веке. Он оригинальный, напряженный и по-настоящему страшный. Кроме того, это один из немногих фильмов ужасов, которые не полагается на «пугалки» — прием, ставший заезженным, благодаря его постоянной эксплуатации в последние годы.

Нет ничего сложного в том, чтобы снять пару тихих кадров, а затем внезапно показать лицо посреди экрана, сопровождая его появление громким звуком. Кто угодно подпрыгнет, так как никому не известно, когда произойдет этот момент. Но создает ли это настоящий страх? Действительно ли вас пугают персонажи? Или вы, как зритель, просто не ожидали услышать этот звук?

Кадр из фильма «Приют»Кадр из фильма «Приют»

«Приют» рассказывает историю, которая близка зрителю, имеет многогранных персонажей и показывает реалистичные ситуации. Под влиянием страха эти три элемента оказывают огромное влияние.

Финальная сцена является версией игры «загляни за занавес», которая целиком вращается вокруг звука. Единственное, чем может руководствоваться Лаура (чью роль исполнила Белен Руэда) в ее поиске мертвых приютских детей — это их негромкие, наводящие ужас шаги, смех и доносящиеся до нее крики.
 

3. «Слон» (режиссер Гас Ван Сент, 2003)



Это, пожалуй, самой сложный пример в данном списке. Страх в нем создается благодаря множеству отличных примеров реализма, тонкости и тому факту, что «Слон» частично основан на реальных событиях, от которых Соединенные Штаты постоянно страдают, а потому вызывает острое ощущение паранойи у студентов и учеников старших классов.

Поскольку история несколько раз повторяется с различных точек зрения, атмосфера напряженности и тревоги исходит из момента, когда кто-нибудь из персонажей проходит мимо преступников, готовящихся открыть массовую стрельбу, или сталкивается с ними. Все герои находятся под постоянным наблюдением, по мере того как они, ни о чем не подозревая, занимаются своими обычными делами в день, который скоро станет худшим в истории их школы.

Кадр из фильма «Слон»Кадр из фильма «Слон»

Наблюдение за ними происходит в тишине, которая только подчеркивает затишье перед бурей. Эта тишина смертельна, поскольку зритель ожидает то, что произойдет далее. Представьте просмотр одного и того же кадра с различными персонажами раз за разом — это изнурительно, однако именно эта изнуряющая отложенная тревога делает фильм по-настоящему пугающим.
 

2. «Бесславные ублюдки» (режиссер Квентин Тарантино, 2009)


Этот фильм выделяется в основном благодаря своему незабываемому началу. Именно в «Бесславных ублюдках» Кристоф Вальц сыграл, пожалуй, свою лучшую роль, впервые появившись на большом экране.


Эта сцена очень похожа на сцену на заправке из фильма братьев Коэнов «Старикам тут не место», о которой пойдет речь ниже — когда, казалось бы, все очень просто и существует понятная цель, но ставки очень высоки. Но там на кону стояла лишь одна жизнь — пожилой, ничем не выдающийся кассир, здесь же это, по меньшей мере, дюжина молодых еврейских беженцев, которые прячутся под полом дома.

Сцена в основном держится на взглядах, которыми обмениваются персонажи и достаточно просто снята. Она является еще одним примером принципа «меньше — значит больше». Важно подчеркнуть, что это не значит, что она проста или сделана из рук вон плохо. Никакого музыкального оформления или саундтрека, прекрасный диалог и великолепно снятые моменты тишины — вот что делает эту ее напряженной и душераздирающей.
 

1. «Старикам тут не место» (режиссеры Итан и Джоэл Коэны, 2007)


Мастерски созданное визуальное напряжение в этом фильме братьев Коэнов во многом является заслугой Хавьера Бардема, чье исполнение роли убийцы Антона Чигура завораживает и «цепляет» зрителя. Возьмем в качестве примера сцену на заправке, где Чигур сталкивается с кассиром:


С характерным бесстрастным выражением лица все, что он делает, это задает пару вопросов, съедает конфету и подбрасывает монетку, решая судьбу своей потенциальной жертвы.

С визуальной точки зрения эта сцена построена максимально просто — две восьмерки и практически ни одного крупного плана. И именно простота делает ее сцену такой привлекательной. Любые излишества свели бы к нулю ее эффект и реалистичность. Использование музыкального сопровождения для усиления неловкой атмосферы в действительности бы попросту ее уничтожило.

Тот факт, что братья Коэны в течение трех секунд держали кадр, в котором Чигур не спеша разворачивает конфетный фантик, и единственное, что может слышать зритель — это его шуршание, только добавляет жути в и без того зловещую атмосферу.

Источник: tasteofcinema.com

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее