Тишина как источник напряжения: 10 выдающихся примеров (Часть 1)
Нас интересуют сцены, в которых тишина используется для усиления напряжения, концентрируется вокруг контекста и визуальных образов, чтобы вызвать чувство тревоги у зрителя. Соответственно, за рамками этого обзора остались сцены, основанные на уловках и ухищрениях, как это часто бывает в современных фильмах ужасов, которые кажутся страшными только благодаря так называемым «пугалкам» — то есть дешевым, простым и, к сожалению, практически всегда верным способам вызвать «страх».
Дело в том, что мир изменился; в наши дни фильм страшен не потому, что заставил вас на секунду подпрыгнуть от ужаса — весь секрет в том, чтобы продержать зрителя в этом состоянии как можно дольше, чтобы он действительного боялся происходящего на экране.
10. «Красный штат» (режиссер Кевин Смит, 2011)
«Красный штат» щекочет нервы, вызывая страх перед неизвестным. После того как группу друзей обвели вокруг пальца, заманив обманчивым объявлением в интернете, их похищают и держат в вымышленной Троицкой Церкви «Файв Поинтс». Пленников держат в клетках для животных, крошечных настолько, что уместиться там можно только, свернувшись «калачиком».
Полотно, накрывающее клетку, держит главных героев в неизвестности относительно происходящего снаружи, оставляя внешние звуки последним источником информации. И практически единственное, что они могут слышать — пассивно-агрессивная, консервативная и ожесточенная речь ультрахаризматичного пастора Эбина Купера — персонажа, чьим прототипом, вероятно, был Фред Фелпс — американский протестантский пастор, глава Баптистской церкви Вестборо, который известен своими радикальными высказываниями и организуемыми им акциями, направленными против ЛГБТ-движения.
При этом герои фильма осознают, что являются пленниками религиозных экстремистов, использующих насилие и убийства, чтобы прийти к спасению и примириться с Господом — то есть шансы на выживание близки к нулю. Просто представьте себе, что находитесь во тьме, а окружающая вас тишина периодически прерывается подобными речами по мере того неотвратимого приближения момента вашей смерти. Звучит жутко. Выглядит, поверьте, тоже.
9. «Тишина» (режиссер Майк Флэнеган, 2016)
Как лучше всего показать видение глухой женщины? Рассмотрим в качестве примера сцену из фильма «Вавилон», сюжет которого разворачивается в Японии. Звуковой монтаж эпизода в клубе противопоставляет громкую музыку абсолютной тишине, представляющей точку зрения глухой героини.
«Тишина» использует подобную идею, однако в совершенно иной ситуации. Как спастись от преступника, если вы его не видите, но слышите? Именно в ответе на этот вопрос кроется секрет картины — наблюдать за тем, как режиссер Майк Флэнеган обращает трудности жертвы ей же на пользу — крайне захватывающее дело.
8. «Комната страха» (режиссер Дэвид Финчер, 2002)
Являясь одним из лучших фильмов о проникновении в дом, «Комната страха» успешна и по многим другим параметрам. Да, Джоди Фостер и еще совсем молодая Кристен Стюарт показали отличную актерскую игру, впрочем — и Джаред Лето с Форестом Уитакером, исполнившие роли злоумышленников, оправдали все ожидания.
Выдающейся особенностью этой картины является то, что самые тревожные моменты не имеют музыкального сопровождения, что позволяет вывести на первый план звуковой дизайн и шумовое оформление. Именно благодаря этому стук от падения прикроватной лампы, неизбежно отвлекающий внимание от преступников создает вдвое больший эффект напряженности, чем наложенный саундтрек.
Вместо последнего в противопоставление взбудораженным антагонистам, пытающимся схватить главную героиню — Мэг Олтман — в ряде кадров с ней используется прием замедленной съемки, который смягчает ощущение тревожного ожидания. И именно это, как ни парадоксально, способствует нарастанию напряжения, удлиняя его воздействие.
Ярко выраженное применение «кадров видеонаблюдения» в фильме усиливает упомянутый выше феномен. Имея возможность только видеть происходящее, но, не слыша злоумышленников в квартире, жертва вынуждена анализировать каждый физический сигнал. Эффект, обратный описанному, работает против преступников — они могут только слушать жертву через систему громкого оповещения, но не видят совершаемые ею действия.
7. «Гравитация» (режиссер Альфонсо Куарон, 2013)
Открытый космос — худшее место для несчастного случая. Практически в любом другом месте вы можете позвать на помощь. В космосе же вас никто не услышит: там физически невозможно произвести звук, поскольку там нет среды, по которой могут распространяться звуковые колебания.
Несмотря на то что «Гравитация» сопровождается тщательно проработанными элементами звукового дизайна, в картине учитывается эта таинственная космическая аномалия — отсутствие звука. В нескольких моментах режиссер фильма — Альфонсо Куарон — очевидно подчеркивает эту абсолютную тишину, смешанную с чистейшим желанием выжить там, где никто не придет помощь.
Эти моменты происходят в полнейшей тишине, где все, что вы можете услышать — это редкий вздох или крик изнутри костюма.
6. «Повелитель бури» (режиссер Кэтрин Бигелоу, 2008)
Следует выделить одну любопытную особенность этого фильма, а именно минимальное использование музыкального оформления, в отличие от его «внебрачного сиквела» — «Снайпер» — в котором каждый тревожный момент сопровождался громким саундтреком, перекрывающим крики, диалоги и даже звуки стрельбы. Обратное можно увидеть в «Повелителе бури», где безлюдное место где-нибудь посреди пустыни будет лишено всяких звуков, что только увеличивает эффект сцены. Это великолепный пример того, что лучше меньше да лучше.
Источник: tasteofcinema.com