Практика

Как снимать низкобюджетный хоррор: 5 уроков «Каранавала душ»

На примере легендарной работы Херка Харви учимся основам мастерства создания фильмов ужасов в условиях ограниченного бюджета — от использования тишины до самодельных декораций

  • 1 октября 2016
  • 3079

Эта картина, как и многие другие фильмы ужасов, начинается с музыки и смерти. Хулиганистые подростки гонят свои машины по пятнистой от солнца, продуваемой всеми ветрами грязной дороге в позабытых местах Канзаса. Словно в одной из тошнотворных образовательных короткометражек, показываемых выпускникам школ в 50-е, чтобы отпугнуть их от гонок на машинах, эта мальчишеская гонка заканчивается трагедией — один из автомобилей слетает с моста и погружается в воду. Траурный поток нот органа выплескивается, словно название «Карнавал душ», написанное прямо по воде. Одна из девушек — Мэри (Кэндес Хиллигосс), выбирается из воды и, пошатываясь, выходит на грязный берег реки, не помня ничего о своем спасении. Ее друзьям не повезло. Но, может быть, ей не повезло еще больше.



Снятый за 33 000 долларов, всего с одной профессиональной актрисой (Хиллигосс) и несколькими актерами второго плана, «Карнавал душ» Херка Харви стал поворотным моментом в истории низкобюджетных фильмов ужасов. Это, наверное, самый влиятельный фильм ужасов 60-х, а конкурировать ему было с кем. В то же десятилетие оттачивали свое мастерство такие известнейшие американские режиссеры, как Скорсезе, Линч, де Пальма… И уж точно мало какой фильм смог сделать так много для мирового кино, имея столь мало ресурсов.

Фильму Харви по понятным причинам не хватает профессионализма Хичкока в кадре, как в «Психо» (1960), чье повсеместное влияние невозможно переоценить, и в нем нет висцеральной непосредственности «Ночи живых мертвецов» Джорджа Ромеро (1968), бюджет которого был больше в четыре раза. Однако, «Карнавал душ» остается важным примером самодельного кинематографа, вдохновляя также сильно, как и впечатляя. То, как он выглядит и звучит, как в нем сочетается тишина и коварное оцепенение — все это просочилось в самую основу последовавших за ним атмосферных фильмов ужасов. Смотреть это кино в первый раз — словно пересматривать давно забытый сон. И вот несколько уроков, которые мы можем извлечь из этого прекрасного опыта:

Кэндес Хиллигосс в «Карнавале душ»Кэндес Хиллигосс в «Карнавале душ»
 

1. Используйте тех, кого знаете. И то, что знаете


Херк Харви, снявший всего один художественный фильм, имел потрясающую карьеру режиссера документальных и образовательных фильмов. Он «отточил перо» на производственных короткометражках и заметках о путешествиях, много снимал для Centron Corporation — хорошо зарекомендовавшей себя компании, выпустившей множество фильмов в 1950-60 годах. Харви и его друг Джон Клиффорд были основным производственным активом Centron.

Клиффорд, приглашенный Харви и получивший карт-бланш писать все, что ему заблагорассудится, написал сценарий для «Карнавала душ» меньше, чем за месяц, что, по сути, свойственно продукции Centron. Харви сам играет роль Мужчины (призрака) — существа с бледным лицом упыря, который является Мэри, то скрываясь в коридоре, то заглядывая ей в окно, когда она едет по темному шоссе. Идея неспешного ужаса с его бледными фигурами и пустыми глазами, может быть и не принадлежит Харви, но точно многим ему обязана.
 
Камера двигается нечасто, но если перемещается, то мечтательно дрейфует, потому что Харви не мог позволить себе роскошь использовать краны и другое дорогое оборудование.
 

2. Сделайте сами большую часть декораций


Острый на пейзажи и заброшенные здания глаз Харви дал «Карнавалу душ» его точную, экономную эстетику, где выверен и информативен каждый кадр, а каждая локация вызывает воспоминания о мечтательно-грустном настроении фильма. Камера двигается нечасто, но если перемещается, то мечтательно дрейфует, потому что Харви не мог позволить себе себе роскошь использовать краны и другое дорогое оборудование (сцена в закусочной «Winkie» в фильме «Малхолланд драйв» тоже создает это плавуче-летучее ощущение — словно камера привязана к бестелесному духу).

Кадр из фильма «Карнавал душ»Кадр из фильма «Карнавал душ»

В своем фильме Харви превращает Лоуренс, штат Канзас, в чистилище. Палки и камни, торчащие из стены, пыльная извилистая дорога, мусор по сторонам шоссе и пустые домики, вырисовывающиеся в конце пирсов — декорации являются неотъемлемой частью создания настроения фильма.
 

3. Сотворите атмосферу без дорогостоящих трюков


В «Карнавале душ» для создания тона фильма много используются зеркала и дым. В эпизоде, где Мужчина является Мери в боковом окне ее автомобиля, Харви использует недорогие угловые зеркала так, что его лицо выглядит четким и настоящим, существующим на том же плане. Каждый раз, когда Мери являются призраки, Харви снимает их как отражения — этаких мертвых доппельгангеров, используя отражения и преломления.

Хороший фильм ужасов необязательно должен пугать-прыгать-наваливаться. Он вынимает ужас из хорошо рассчитанных кадров, отката зума, других деталей —держит зрителей в холодных пальцах до самого конца сцены (медленный, волочащий ноги монстр из «Оно», например, отлично отражает подход Харви). Созданные Харви наложения, выполненные с помощью умного, точного монтажа, обладают своеобразным чувством юмора: например, стоит только Мери повернуть ключ зажигания, Харви немедленно монтирует следующий кадр, где она нажимает на клавиши органа церкви. Это выглядит так, словно она играет ее собственную элегию.
 

Так принятые ради снижения бюджета решения превращались в одни из самых ярких моментов фильма.

 

4. Играйте собственную элегию


Музыка пронизывает «Карнавал душ» до самой его подкорки. Она тянется как плохое предчувствие. Мери — художник, но ей также приходится подрабатывать игрой на органе, что ее возмущает. «Я никогда не вернусь» загадочно говорит она, бросая работу. Харви и Клиффорд сделали Мери органисткой, потому что Клиффорд нашел компанию по производству органов в Лоуренсе, что сделало данный инструмент доступным реквизитом. Так принятые ради снижения бюджета решения превращались в одни из самых ярких моментов фильма.

Они, очевидно, не могли попросить Бернарда Херрманна написать оркестровую партию для струнных, так что они попросили чуть менее известного Гена Мора создать органную партию, которая будет одновременно и глубокой, и рассеянной. Каждая нота ощущается раздутой и вялой — словно ее тащит лицом вниз по реке. Запоминающаяся мелодия может оказать большое влияние на атмосферу вашего фильма, так что стоит предусмотреть этот пункт в бюджете.

Кадр из фильма «Карнавал душ»Кадр из фильма «Карнавал душ»
 

5. Используйте образ молчания


Немного молчания может сильно повлиять на ваш фильм. Большая часть настроения «Карнавала душ» создана делящимся на две части звуковым рядом. Иногда действие погружается в полную тишину — когда Мери проскальзывает в мир чистилища, тогда как в другое время музыка нарастает. Роман Полански в «Отвращении» и Уиллард Хайд в «Мессии Зла» цитируют «Карнавал» в своих накатывающих волнах тишины, пронизанных нереалистичными, однотонными звуками. Визуальная и звуковая составляющие фильма еще немного «затянули бюджетные пояса», но также отражают и ловкость, с которой Харви обращается с камерой.

Источник: nofilmschool.com

 


Комментарии

Комментариев: 1

Eulogy - это не элегия (меланхоличное, печальное размышление, часто об утрате), а эпитафия (речь об усопшем).

Смотрите также

Популярное
Практика

Настраиваем камеру: Log, цветовой охват, калибровка сенсора и другое

В завершение спецпроекта «Берем Canon на тест» колорист и моушн-дизайнер Олег Шарабанов составил список советов, которые помогут операторам определить нужные настройки перед съемкой

  • 10 мая
  • 5059
Слова

«У меня захватывает дух, когда я думаю, насколько сложной будет драматургия через несколько десятилетий»

Сценарный гуру Роберт Макки накануне своих семинаров в Москве поделился с нами мыслями о современной драматургии: как сериалы стали более новаторским искусством, чем кино, каковы критерии хорошего диалога и какие перспективы у VR и интерактивного кино

  • 10 мая
  • 3869
Слова

Что читать сценаристу: советы профессионалов

Аристотель и Труби, Нехорошев и Снайдер: российские сценаристы рассказали нам о том, какие книги больше всего помогают им в профессии

  • 11 мая
  • 3713
Слова

Ватные шарики, пищевая пленка и беззастенчивый композитинг: оператор Тристан Оливер об «Острове собак»

Почему в новом фильме Уэса Андерсона так много кадров с хромакеем, что собой представлял обычный съемочный день и как анимировать пыль и воду — подробный рассказ с разбором отдельных кадров

  • 13 мая
  • 3500
Слова

Что читать оператору: советы профессионалов

Нильсен и Да Винчи, Дыко и Медынский, журнал American Cinematographer и сборники Camerimage: российские операторы-постановщики о самых полезных книгах в профессии

  • 16 мая
  • 2947
Слова

«Искусство нельзя делать технически — это не сантехника»

Как сделать свое кино группой из двух человек, с бюджетом ноль рублей, имея только фотоаппарат и смартфон, но при этом попасть в основной конкурс ММКФ — рассказывает актриса и певица Ян Гэ на примере своего яркого режиссерского дебюта «Ню»

  • 14 мая
  • 2753
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее