Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Дмитрия Мамулии

Фильмы, которые важно знать кинематографисту, да и вообще любому, по мнению режиссера, сценариста и художественного руководителя Московской школы нового кино Дмитрия Мамулии

  • 16 октября 2014
  • 3018
Павел Орлов

«Евангелие от Матфея» (Пьер Паоло Пазолини, 1964)



 
Это потрясающая картина и на уровне философии, и по пластике, и по тому, как уловлены лица персонажей. Чего стоит одно лицо Иисуса с впавшими глазами и большим циклопическим лбом – только Пьеру Паоло могло придти в голову, что Иисус выглядел так. Пазолини, безусловно, художник уровня Гольбейна или Кранаха – степень оригинальности этого полотна воистину ренессансная. Потрясающая вещь, к примеру, что Саломею играет девочка лет 12-ти. Это конечно, вольная дерзость Пазолини. Вместе с тем, в мировом кинематографе нет второй такой сцены, как танец Саломеи в этом фильме – подобной грации я в мировом кино не знаю.

 

«Процесс Жанны д’Арк» (Робер Брессон, 1962)



 
Из всех фильмов Брессона я бы назвал любимым «Процесс Жанны д’Арк». За короткие шажки главной героини, идущей к костру. Я бы назвал эту сцену, пожалуй, одной из лучших сцен в мировом кино. В этом поймана сущность отваги Жанны д’Арк.

 

«Страсти Жанны д’Арк» (Карл Теодор Дрейер, 1928)



 
В этом фильме каждый кадр гениален. Интересно, что это как будто не Дрейер – фильм не похож ни на «Гертруду», ни на «Слово», всеобщее сумасшествие по которым я, кстати, не разделяю. «Жанна д’Арк» – это совсем другое кино, и порой мне даже кажется, что это не кино вовсе, это что-то за его пределами. Я бы сравнил этот фильм с живописью Средних веков. 

 

«Приключение» (Микеланджело Антониони, 1960)



 
Антониони – гений, а это один из лучших его фильмов, совершенно божественное кино. Здесь отразилось и сконцентрировалось все, что он делал на протяжении всего своего творческого пути. В особенности само антониониевское состояние мира, которое я очень люблю, и удивительная атмосфера тревоги. А в том, что главная героиня теряется, и ее так и не находят, есть не только сюжет, но и мотив постоянного поиска, который присутствует в каждом фильме Антониони.

 

«Рокко и его братья» (Лукино Висконти, 1960)



 
«Рокко и его братья» – гениальное полотно о любви, о смерти, обо всем. Это сага о крушении всего на свете, о дьяволе, вселяющемся в душу человека и разрушающем ее. Это очень такое томасманновское произведение с очень глобальным и трагическим состоянием мира. Пять братьев приезжают в Рим из провинции, и все они встречаются с… с жизнью, которая обворожительная и губительна одновременно. И снова я не знаю вторую такую сцену в мировом кинематографе, как, когда один из братьев, который боксер, ножом чуть ли не распинает героиню Анни Жирардо. Это поразительная хореография, почти балет.  

 

«Женщина под влиянием» (Джон Кассаветис, 1974)



 
«Женщину под влиянием» я бы назвал своим любимым фильмом Кассаветиса, хотя объективно он может и не является его лучшей работой. Это фильм о жене Кассаветиса Джине Роулендс, и о том, как женщина сходит с ума, только не клинически, а в том смысле, в котором все нормальные женщины сходят с ума. Этот черт Кассаветис так глубоко проник в женскую сущность, как никому не удавалось. Думаю, он сделал это случайно. Просто его жена была сумасшедшая, и он это уловил своей интуицией. Это вообще специфика режиссерской профессии – ты можешь найти хорошее дерево в поле, снять его и сделать гениальный кадр. Но это не значит, что ты гений, может быть ты полный идиот, просто дерево хорошее и камера неплохая. Ровно также в «Женщине под влиянием». Кассаветис был мужем Роулендс, знал все ее альфы и омеги, и вот получилось гениальное кино. 

Заглавное фото: (с) Евгений Гурко
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

25 лет фильму «Скорость»: техасская подмена, летающий автобус и заминированный самолет

«Скорость» — один из самых зрелищных фильмов середины 1990 годов. И один из самых сложных в производстве. Моушен-контроль, система «бесконечного троса», миниатюрные вагоны — рассказываем, с чем столкнулась съемочная группа на площадке

  • 20 июня
  • 2524
Практика

Цветокоррекция видео: базовое понимание

Для тех, кто делает свои первые шаги или только планирует заняться цветокоррекцией, разбираем основные принципы и этапы процесса: какое оборудование и софт необходимы для старта и каких ошибок нужно избегать

  • 18 июня
  • 2390
Техника

Камеры Канн-2019: от ALEXA Mini до «Красногорска-3»

Смотрим, какими камерами снимались фильмы Каннского кинофестиваля этого года: господство ALEXA Mini, эксперименты с Sony, Canon и Panasonic, а также дань пленочной традиции

  • 13 июня
  • 1871
Практика

Винтажная одежда в кино

Используют ли художники по костюмам в исторических проектах подлинную старинную одежду и аксессуары? Конечно! Каким образом, почему и с какими проблемами они могут столкнуться, рассказывает Ирина Жигмунд

  • 20 июня
  • 1715
Практика

Как звучит «Чернобыль»?

В начале мая вышел мини-сериал от HBO, который сразу же покорил зрителей, заняв первое место среди телепроектов по версии iMDB. Удивляться этому не приходится, чего только стоит отличная игра актеров и безупречное внимание реквизиторов к деталям! Однако не только это заставляет оставаться зрителей прикованым к экранам вплоть до конца последней серии. В «Чернобыле» также очень важен саундтрек

  • 11 июня
  • 1700
Репортаж

Панорамная проекция на съемках второго сезона сериала «Скорая помощь»

Какие технологии помогут значительно сократить количество съемочных дней? Поговорили об этом с оператором, режиссером и актерами сериала «Скорая помощь»

  • 18 июня
  • 1468
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее