Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Дмитрия Мамулии

Фильмы, которые важно знать кинематографисту, да и вообще любому, по мнению режиссера, сценариста и художественного руководителя Московской школы нового кино Дмитрия Мамулии

  • 16 октября 2014
  • 2944
Павел Орлов

«Евангелие от Матфея» (Пьер Паоло Пазолини, 1964)



 
Это потрясающая картина и на уровне философии, и по пластике, и по тому, как уловлены лица персонажей. Чего стоит одно лицо Иисуса с впавшими глазами и большим циклопическим лбом – только Пьеру Паоло могло придти в голову, что Иисус выглядел так. Пазолини, безусловно, художник уровня Гольбейна или Кранаха – степень оригинальности этого полотна воистину ренессансная. Потрясающая вещь, к примеру, что Саломею играет девочка лет 12-ти. Это конечно, вольная дерзость Пазолини. Вместе с тем, в мировом кинематографе нет второй такой сцены, как танец Саломеи в этом фильме – подобной грации я в мировом кино не знаю.

 

«Процесс Жанны д’Арк» (Робер Брессон, 1962)



 
Из всех фильмов Брессона я бы назвал любимым «Процесс Жанны д’Арк». За короткие шажки главной героини, идущей к костру. Я бы назвал эту сцену, пожалуй, одной из лучших сцен в мировом кино. В этом поймана сущность отваги Жанны д’Арк.

 

«Страсти Жанны д’Арк» (Карл Теодор Дрейер, 1928)



 
В этом фильме каждый кадр гениален. Интересно, что это как будто не Дрейер – фильм не похож ни на «Гертруду», ни на «Слово», всеобщее сумасшествие по которым я, кстати, не разделяю. «Жанна д’Арк» – это совсем другое кино, и порой мне даже кажется, что это не кино вовсе, это что-то за его пределами. Я бы сравнил этот фильм с живописью Средних веков. 

 

«Приключение» (Микеланджело Антониони, 1960)



 
Антониони – гений, а это один из лучших его фильмов, совершенно божественное кино. Здесь отразилось и сконцентрировалось все, что он делал на протяжении всего своего творческого пути. В особенности само антониониевское состояние мира, которое я очень люблю, и удивительная атмосфера тревоги. А в том, что главная героиня теряется, и ее так и не находят, есть не только сюжет, но и мотив постоянного поиска, который присутствует в каждом фильме Антониони.

 

«Рокко и его братья» (Лукино Висконти, 1960)



 
«Рокко и его братья» – гениальное полотно о любви, о смерти, обо всем. Это сага о крушении всего на свете, о дьяволе, вселяющемся в душу человека и разрушающем ее. Это очень такое томасманновское произведение с очень глобальным и трагическим состоянием мира. Пять братьев приезжают в Рим из провинции, и все они встречаются с… с жизнью, которая обворожительная и губительна одновременно. И снова я не знаю вторую такую сцену в мировом кинематографе, как, когда один из братьев, который боксер, ножом чуть ли не распинает героиню Анни Жирардо. Это поразительная хореография, почти балет.  

 

«Женщина под влиянием» (Джон Кассаветис, 1974)



 
«Женщину под влиянием» я бы назвал своим любимым фильмом Кассаветиса, хотя объективно он может и не является его лучшей работой. Это фильм о жене Кассаветиса Джине Роулендс, и о том, как женщина сходит с ума, только не клинически, а в том смысле, в котором все нормальные женщины сходят с ума. Этот черт Кассаветис так глубоко проник в женскую сущность, как никому не удавалось. Думаю, он сделал это случайно. Просто его жена была сумасшедшая, и он это уловил своей интуицией. Это вообще специфика режиссерской профессии – ты можешь найти хорошее дерево в поле, снять его и сделать гениальный кадр. Но это не значит, что ты гений, может быть ты полный идиот, просто дерево хорошее и камера неплохая. Ровно также в «Женщине под влиянием». Кассаветис был мужем Роулендс, знал все ее альфы и омеги, и вот получилось гениальное кино. 

Заглавное фото: (с) Евгений Гурко
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

5 приложений для современного кинопроизводства

Кинематограф встречает технический прогресс — несколько приложений способных если не полностью изменить, то заметно облегчить подход к производству фильмов и видео

  • 8 июля
  • 3715
Мнение

Пудры и кисточки не хватит: почему современный киногрим уступает советскому 

Светлана Мельчикова, художник по гриму с 33-летним стажем, размышляет о состоянии современной российской киноиндустрии и предлагает взглянуть на советскую классификацию, по которой можно точно определить, готов ли гример взять на себя сложный проект

  • 9 июля
  • 3065
Практика

Как это снято: «Армагеддон»

Минуло двадцать лет как Майкл Бэй попытался в очередной раз уничтожить человечество, а Брюс Уиллис в очередной раз его спас. Вспоминаем, как мастер жирного голливудского блокбастера обрушивал на Землю гигантский астероид: рытье ям в павильонах Disney, пулеметный монтаж, анаморфотная оптика и пироманьячество

  • 7 июля
  • 3021
Практика

4 совета по съемке черно-белого изображения

При черно-белой съемке меняются правила освещения, ставшие уже привычными в эру цветного кино и видео. Оператор Джастин Джонс объясняет базовые принципы подобной стилизации

  • 6 июля
  • 2652
Практика

Как снимать визуально интересные видеоинтервью

Почти любой оператор проводит за производством интервью внушительную часть карьеры. И здесь, как и везде, нужны правильные инструменты. Оператор Бенджамин Холланд поделился своими советами о том, какие аксессуары могут здесь понадобиться, и, самое важное, — как ими пользоваться

  • 9 июля
  • 2298
Практика

Бюджета нет, вот тебе фонарик

Что делать, если нет возможности арендовать дорогой свет? Открывать для себя новые бренды и экспериментировать — оператор-постановщик Егор Поволоцкий составил список доступных и качественных осветительных приборов, с которыми ему довелось работать в Голливуде

  • 12 июля
  • 1788
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее