Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Дмитрия Мамулии

Фильмы, которые важно знать кинематографисту, да и вообще любому, по мнению режиссера, сценариста и художественного руководителя Московской школы нового кино Дмитрия Мамулии

«Евангелие от Матфея» (Пьер Паоло Пазолини, 1964)



 
Это потрясающая картина и на уровне философии, и по пластике, и по тому, как уловлены лица персонажей. Чего стоит одно лицо Иисуса с впавшими глазами и большим циклопическим лбом – только Пьеру Паоло могло придти в голову, что Иисус выглядел так. Пазолини, безусловно, художник уровня Гольбейна или Кранаха – степень оригинальности этого полотна воистину ренессансная. Потрясающая вещь, к примеру, что Саломею играет девочка лет 12-ти. Это конечно, вольная дерзость Пазолини. Вместе с тем, в мировом кинематографе нет второй такой сцены, как танец Саломеи в этом фильме – подобной грации я в мировом кино не знаю.

 

«Процесс Жанны д’Арк» (Робер Брессон, 1962)



 
Из всех фильмов Брессона я бы назвал любимым «Процесс Жанны д’Арк». За короткие шажки главной героини, идущей к костру. Я бы назвал эту сцену, пожалуй, одной из лучших сцен в мировом кино. В этом поймана сущность отваги Жанны д’Арк.

 

«Страсти Жанны д’Арк» (Карл Теодор Дрейер, 1928)



 
В этом фильме каждый кадр гениален. Интересно, что это как будто не Дрейер – фильм не похож ни на «Гертруду», ни на «Слово», всеобщее сумасшествие по которым я, кстати, не разделяю. «Жанна д’Арк» – это совсем другое кино, и порой мне даже кажется, что это не кино вовсе, это что-то за его пределами. Я бы сравнил этот фильм с живописью Средних веков. 

 

«Приключение» (Микеланджело Антониони, 1960)



 
Антониони – гений, а это один из лучших его фильмов, совершенно божественное кино. Здесь отразилось и сконцентрировалось все, что он делал на протяжении всего своего творческого пути. В особенности само антониониевское состояние мира, которое я очень люблю, и удивительная атмосфера тревоги. А в том, что главная героиня теряется, и ее так и не находят, есть не только сюжет, но и мотив постоянного поиска, который присутствует в каждом фильме Антониони.

 

«Рокко и его братья» (Лукино Висконти, 1960)



 
«Рокко и его братья» – гениальное полотно о любви, о смерти, обо всем. Это сага о крушении всего на свете, о дьяволе, вселяющемся в душу человека и разрушающем ее. Это очень такое томасманновское произведение с очень глобальным и трагическим состоянием мира. Пять братьев приезжают в Рим из провинции, и все они встречаются с… с жизнью, которая обворожительная и губительна одновременно. И снова я не знаю вторую такую сцену в мировом кинематографе, как, когда один из братьев, который боксер, ножом чуть ли не распинает героиню Анни Жирардо. Это поразительная хореография, почти балет.  

 

«Женщина под влиянием» (Джон Кассаветис, 1974)



 
«Женщину под влиянием» я бы назвал своим любимым фильмом Кассаветиса, хотя объективно он может и не является его лучшей работой. Это фильм о жене Кассаветиса Джине Роулендс, и о том, как женщина сходит с ума, только не клинически, а в том смысле, в котором все нормальные женщины сходят с ума. Этот черт Кассаветис так глубоко проник в женскую сущность, как никому не удавалось. Думаю, он сделал это случайно. Просто его жена была сумасшедшая, и он это уловил своей интуицией. Это вообще специфика режиссерской профессии – ты можешь найти хорошее дерево в поле, снять его и сделать гениальный кадр. Но это не значит, что ты гений, может быть ты полный идиот, просто дерево хорошее и камера неплохая. Ровно также в «Женщине под влиянием». Кассаветис был мужем Роулендс, знал все ее альфы и омеги, и вот получилось гениальное кино. 

Заглавное фото: (с) Евгений Гурко
 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 552
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 433
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2154
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2086
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1084
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1388
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее