Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Дмитрия Мамулии

Фильмы, которые важно знать кинематографисту, да и вообще любому, по мнению режиссера, сценариста и художественного руководителя Московской школы нового кино Дмитрия Мамулии

  • 16 октября 2014
  • 2966
Павел Орлов

«Евангелие от Матфея» (Пьер Паоло Пазолини, 1964)



 
Это потрясающая картина и на уровне философии, и по пластике, и по тому, как уловлены лица персонажей. Чего стоит одно лицо Иисуса с впавшими глазами и большим циклопическим лбом – только Пьеру Паоло могло придти в голову, что Иисус выглядел так. Пазолини, безусловно, художник уровня Гольбейна или Кранаха – степень оригинальности этого полотна воистину ренессансная. Потрясающая вещь, к примеру, что Саломею играет девочка лет 12-ти. Это конечно, вольная дерзость Пазолини. Вместе с тем, в мировом кинематографе нет второй такой сцены, как танец Саломеи в этом фильме – подобной грации я в мировом кино не знаю.

 

«Процесс Жанны д’Арк» (Робер Брессон, 1962)



 
Из всех фильмов Брессона я бы назвал любимым «Процесс Жанны д’Арк». За короткие шажки главной героини, идущей к костру. Я бы назвал эту сцену, пожалуй, одной из лучших сцен в мировом кино. В этом поймана сущность отваги Жанны д’Арк.

 

«Страсти Жанны д’Арк» (Карл Теодор Дрейер, 1928)



 
В этом фильме каждый кадр гениален. Интересно, что это как будто не Дрейер – фильм не похож ни на «Гертруду», ни на «Слово», всеобщее сумасшествие по которым я, кстати, не разделяю. «Жанна д’Арк» – это совсем другое кино, и порой мне даже кажется, что это не кино вовсе, это что-то за его пределами. Я бы сравнил этот фильм с живописью Средних веков. 

 

«Приключение» (Микеланджело Антониони, 1960)



 
Антониони – гений, а это один из лучших его фильмов, совершенно божественное кино. Здесь отразилось и сконцентрировалось все, что он делал на протяжении всего своего творческого пути. В особенности само антониониевское состояние мира, которое я очень люблю, и удивительная атмосфера тревоги. А в том, что главная героиня теряется, и ее так и не находят, есть не только сюжет, но и мотив постоянного поиска, который присутствует в каждом фильме Антониони.

 

«Рокко и его братья» (Лукино Висконти, 1960)



 
«Рокко и его братья» – гениальное полотно о любви, о смерти, обо всем. Это сага о крушении всего на свете, о дьяволе, вселяющемся в душу человека и разрушающем ее. Это очень такое томасманновское произведение с очень глобальным и трагическим состоянием мира. Пять братьев приезжают в Рим из провинции, и все они встречаются с… с жизнью, которая обворожительная и губительна одновременно. И снова я не знаю вторую такую сцену в мировом кинематографе, как, когда один из братьев, который боксер, ножом чуть ли не распинает героиню Анни Жирардо. Это поразительная хореография, почти балет.  

 

«Женщина под влиянием» (Джон Кассаветис, 1974)



 
«Женщину под влиянием» я бы назвал своим любимым фильмом Кассаветиса, хотя объективно он может и не является его лучшей работой. Это фильм о жене Кассаветиса Джине Роулендс, и о том, как женщина сходит с ума, только не клинически, а в том смысле, в котором все нормальные женщины сходят с ума. Этот черт Кассаветис так глубоко проник в женскую сущность, как никому не удавалось. Думаю, он сделал это случайно. Просто его жена была сумасшедшая, и он это уловил своей интуицией. Это вообще специфика режиссерской профессии – ты можешь найти хорошее дерево в поле, снять его и сделать гениальный кадр. Но это не значит, что ты гений, может быть ты полный идиот, просто дерево хорошее и камера неплохая. Ровно также в «Женщине под влиянием». Кассаветис был мужем Роулендс, знал все ее альфы и омеги, и вот получилось гениальное кино. 

Заглавное фото: (с) Евгений Гурко
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Должен ли костюм в историческом кино быть аутентичным

Художник по костюмам Ирина Жигмунд — о том, должен ли костюм в историческом фильме соответствовать музейным образцам или художник может проявить художественную фантазию

  • 11 января
  • 6018
Обзоры

14 основных видов драматургической композиции

Важнейшая вещь, необходимая как для создания фильма, так и для его понимания — композиция драматургии. Разберем, какие основные ее формы сегодня чаще всего встречаются в кино

  • 14 января
  • 5644
Практика

Определят ли квантовые сенсоры будущее видеосъемки

Работа над созданием квантовых сенсоров для видеокамер в самом разгаре. Что же несет новая технология?

  • 13 января
  • 2679
Обзоры

В одну реку дважды: 10 голливудских ремейков хитов мирового кино

К выходу голливудской версии знаменитой французской комедии «1+1» вспоминаем другие случаи, когда американские студии адаптировали мировые хиты: как при этом меняются оригинальные истории и какие ремейки принесли успех, а каких лучше бы не было

  • 12 января
  • 2659
Практика

Как сделать движение камеры оправданным

Динамичная камера помогает рассказать историю визуально и сделать фильм динамичнее. Но почему иногда активные передвижения могут показаться излишними?

 

  • 10 января
  • 2453
Практика

Еда в кино: как подать блюдо в кадре

Насколько свет меняет внешний вид продуктов? Почему иногда полезно нарушить идеальную композицию блюда? Разбираемся, какие приемы важны для съемки еды, и почему она выглядит аппетитно у Лассе Халльстрема и Софии Копполы и неприятно у Питера Гринуэя и Йоргоса Лантимоса

  • 9 января
  • 2032
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее