Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Дмитрия Мамулии

Фильмы, которые важно знать кинематографисту, да и вообще любому, по мнению режиссера, сценариста и художественного руководителя Московской школы нового кино Дмитрия Мамулии

  • 16 октября 2014
  • 2959
Павел Орлов

«Евангелие от Матфея» (Пьер Паоло Пазолини, 1964)



 
Это потрясающая картина и на уровне философии, и по пластике, и по тому, как уловлены лица персонажей. Чего стоит одно лицо Иисуса с впавшими глазами и большим циклопическим лбом – только Пьеру Паоло могло придти в голову, что Иисус выглядел так. Пазолини, безусловно, художник уровня Гольбейна или Кранаха – степень оригинальности этого полотна воистину ренессансная. Потрясающая вещь, к примеру, что Саломею играет девочка лет 12-ти. Это конечно, вольная дерзость Пазолини. Вместе с тем, в мировом кинематографе нет второй такой сцены, как танец Саломеи в этом фильме – подобной грации я в мировом кино не знаю.

 

«Процесс Жанны д’Арк» (Робер Брессон, 1962)



 
Из всех фильмов Брессона я бы назвал любимым «Процесс Жанны д’Арк». За короткие шажки главной героини, идущей к костру. Я бы назвал эту сцену, пожалуй, одной из лучших сцен в мировом кино. В этом поймана сущность отваги Жанны д’Арк.

 

«Страсти Жанны д’Арк» (Карл Теодор Дрейер, 1928)



 
В этом фильме каждый кадр гениален. Интересно, что это как будто не Дрейер – фильм не похож ни на «Гертруду», ни на «Слово», всеобщее сумасшествие по которым я, кстати, не разделяю. «Жанна д’Арк» – это совсем другое кино, и порой мне даже кажется, что это не кино вовсе, это что-то за его пределами. Я бы сравнил этот фильм с живописью Средних веков. 

 

«Приключение» (Микеланджело Антониони, 1960)



 
Антониони – гений, а это один из лучших его фильмов, совершенно божественное кино. Здесь отразилось и сконцентрировалось все, что он делал на протяжении всего своего творческого пути. В особенности само антониониевское состояние мира, которое я очень люблю, и удивительная атмосфера тревоги. А в том, что главная героиня теряется, и ее так и не находят, есть не только сюжет, но и мотив постоянного поиска, который присутствует в каждом фильме Антониони.

 

«Рокко и его братья» (Лукино Висконти, 1960)



 
«Рокко и его братья» – гениальное полотно о любви, о смерти, обо всем. Это сага о крушении всего на свете, о дьяволе, вселяющемся в душу человека и разрушающем ее. Это очень такое томасманновское произведение с очень глобальным и трагическим состоянием мира. Пять братьев приезжают в Рим из провинции, и все они встречаются с… с жизнью, которая обворожительная и губительна одновременно. И снова я не знаю вторую такую сцену в мировом кинематографе, как, когда один из братьев, который боксер, ножом чуть ли не распинает героиню Анни Жирардо. Это поразительная хореография, почти балет.  

 

«Женщина под влиянием» (Джон Кассаветис, 1974)



 
«Женщину под влиянием» я бы назвал своим любимым фильмом Кассаветиса, хотя объективно он может и не является его лучшей работой. Это фильм о жене Кассаветиса Джине Роулендс, и о том, как женщина сходит с ума, только не клинически, а в том смысле, в котором все нормальные женщины сходят с ума. Этот черт Кассаветис так глубоко проник в женскую сущность, как никому не удавалось. Думаю, он сделал это случайно. Просто его жена была сумасшедшая, и он это уловил своей интуицией. Это вообще специфика режиссерской профессии – ты можешь найти хорошее дерево в поле, снять его и сделать гениальный кадр. Но это не значит, что ты гений, может быть ты полный идиот, просто дерево хорошее и камера неплохая. Ровно также в «Женщине под влиянием». Кассаветис был мужем Роулендс, знал все ее альфы и омеги, и вот получилось гениальное кино. 

Заглавное фото: (с) Евгений Гурко
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Богемской рапсодией» и почему это нельзя исправить

Фильм о группе Queen сразу начал войну между фанатами и критиками: одни восхищаются, другие ругают. Разбираем музыкальный байопик со всех сторон и пытаемся понять, как избавиться от неполадок «Богемской рапсодии»

  • 7 ноября
  • 3068
Практика

Смерть — не предел, или Как визуальные эффекты продлевают жизнь актерам

Мы живем в интересное время: еще никогда актеры не играли в фильмах уже после смерти. Но в последние пару лет этим уже никого не удивишь

  • 30 октября
  • 2559
Обзоры

Я тебя породил, я тебя и убью: 8 режиссеров против собственных фильмов

Далеко не всегда режиссеры остаются довольны собственными творениями. Но иногда фильм не удается настолько, что авторы открещиваются от своего «детища» и даже препятствуют его «появлению на свет». Вспоминаем несколько таких случаев

  • 3 ноября
  • 2346
Обзоры

12 правил съемки кино на смартфон

Режиссер Борис Гуц и оператор Дарья Лихачева, снявшие на iPhone комедию «Фагот», сформулировали несколько советов, которые упростят вам жизнь, если вы тоже отважитесь взять в качестве камеры смартфон 

  • 9 ноября
  • 1796
Обзоры

Не смотрел, но осуждаю: 5 фильмов, вызвавших скандал до выхода

Подзабытая было традиция подвергать травле авторов за произведения, с которыми еще никто не успел познакомиться, уверенно вернулась в поле отечественной культуры. Вспоминаем печальные эпизоды последних лет и размышляем, стоит ли судить о фильмах, которые не видел (спойлер: нет)

  • Вчера
  • 1660
Практика

«У любого диктора уход за голосом должен быть в приоритете — это нормальное отношение к своей профессии»

У каждого, кто занимается голосом, хочет стать диктором, ведущим или вокалистом, есть вопросы, как правильно пользоваться своим голосовым аппаратом. Что есть, что пить, как выстроить свой рабочий день, от каких привычек отказаться, а какие могут быть полезны. Мы отправились на конференцию «Голос — 2018», чтобы получить ответы на некоторые самые распространенные вопросы

  • 30 октября
  • 1469
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее