Практика

Self-tape: что это такое, как его записать, какая от него польза

Self-tape — сравнительно новый формат самопрезентации актера, появившийся в Америке, но уже завоевавший практически весь мир. Своими советами по его записи делятся ведущие кастинг-директора Европы

  • 23 сентября 2016
  • 2288
Родион Чемонин

В рамках фестиваля Subtitle крупнейшие кастинг-директора Европы: Дебби МакУильямс, работающая на проектах о Джеймсе Бонде, Натали Шерон, известная по фильмам Люка Бессона, и один из создателей фестиваля Subtitle — Ричард Кук поделились с российскими актерами рецептами съемки хорошего self-tape. Мы собрали для вас все самое ценное из их мастер-классов.

Self-tape — наиболее подходящий формат для представления актера в наше глобальное время. Он позволяет сэкономить время и деньги как для нас, кастинг-директоров, так и для вас, актеров. Записал видео, отослал по почте — и все, жди результата. Еще один плюс селф-тейпа в том, что вы можете записать его сколько угодно раз, пока вы не выберите лучший вариант.

На мастер-классе «Как сделать хорошую Self-tape» / Фото: Юлия ШиманскаяНа мастер-классе «Как сделать хорошую Self-tape»​ / Фото: Юлия Шиманская

Не стоит думать, что self-tape — это идеальная форма работы с актером. Все равно окончательное решение агенты и менеджеры по кастингу принимают тогда, когда встретятся с вами лично и посмотрят вам в глаза. Им удобнее работать с вами, давая задания, сидя в одной комнате с вами, а не в интернете или по телефону.
 
Порой простой рассказ о себе производит гораздо большее впечатление, чем ваша игра.
 
Некоторые директора просят начать с представления себя. Расскажите тогда о себе, откуда вы, ваша национальность, ваше гражданство, есть ли у вас виза, загранпаспорт, возраст, рост и ваши контакты. Это тоже очень важно. Порой простой рассказ о себе производит гораздо большее впечатление, чем ваша игра. Но если самопрезентация является обязательным требованием директора, то надо это сделать эффектно, всегда думайте о том, что через 10 секунд вас отключат.

Снимайте профессионально. Вы можете записывать свой self-tape на смартфон (озаботьтесь заранее качеством камеры), но ни в коем случае не записывайте его, как селфи — держа телефон вертикально. Пишите в «ландшафтном исполнении», то есть снимайте горизонтально. Почему? Потому что, держа телефон не в «альбомном» положении, а «книжном», вы подставляете себя. Поверьте, кастинг-директора, операторы, режиссеры, которые привыкли смотреть фильмы на широком экране, терпеть не могут непрофессиональный подход даже к такой стандартной процедуре, как self-tape.

На мастер-классе «Как сделать хорошую Self-tape»​ / Фото:  Юлия ШиманскаяНа мастер-классе «Как сделать хорошую Self-tape»​ / Фото:  Юлия Шиманская

Пожалуйста, учите текст. Никогда не читайте с листа, мы все равно это заметим, как бы вы ни старались спрятать шпаргалку. Читайте только наизусть.

Вам может понадобиться второй человек, когда мы высылаем вам какой-то диалог. Зачастую, это происходит, если вы нам понравились на первых этапах. Найдите сначала партнера соответствующего пола. И желательно профессионального актера. Нам присылают селф-тейпы, где претендент на роль выбирает себе в партнеры маму или папу. Это… ну, не очень профессионально.
 
Никогда не читайте с листа, мы все равно это заметим, как бы вы ни старались спрятать шпаргалку.

Есть примеры, когда мы даем русским актерам диалог с американцем. Поверьте, будет гораздо лучше, если вы найдете себе в пару человека, который хорошо знает английский.

На мастер-классе «Как сделать хорошую Self-tape»​ / Фото:  Юлия ШиманскаяНа мастер-классе «Как сделать хорошую Self-tape»​ / Фото:  Юлия Шиманская

Можно ли использовать для съемок селфи-палку? Можно, конечно, ничего в этом страшного нет. Но мы бы рекомендовали вам штатив, потому что тогда кадр будет статичным, а селфи-палка будет отвлекать вас.
 
Пожалуйста, не снимайте вашу кухню. Нам все равно, какая у вас ванная комната, какой у вас кафель, какое у вас белье сушится.

Итак, вы нашли хорошую камеру, хорошего партнера, выучили текст. Теперь вам надо придумать, где снимать. Тут многое зависит от звука в помещении. Очень часто вас не слышно, это значит, что камера находится далеко. Часто для хорошей акустики выбирают не профессиональную студию, а снимают дома. Тогда перед вами стоит задача выбора фона. Пожалуйста, не снимайте вашу кухню. Нам все равно, какая у вас ванная комната, какой у вас кафель, какое у вас белье сушится. Поверьте, у каждого из нас тоже есть выстиранное белье.

На мастер-классе «Как сделать хорошую Self-tape»​ / Фото:  Юлия ШиманскаяНа мастер-классе «Как сделать хорошую Self-tape»​ / Фото:  Юлия Шиманская

Лучше всего для фона подходят синий, серый или белый цвета. Даже кирпичная стена будет отвлекать нас от вас. Если вы брали белый фон, не надевайте белую футболку. От одежды тоже зависит результат. Если сцена происходит в наше время, найдите что-то современное. Если что-то историческое — то наденьте что-то подходящее. Мы понимаем, что найти исторический костюм трудно, но озаботьтесь этим, просто помните, что у вас есть единственный шанс и только один момент — пара минут, когда мы смотрим на вас. Больше таких вариантов показать себя так, чтобы вас запомнили, не будет.
 
Ваши глаза важнее, чем текст, который вы произносите.

Не смотрите во время съемки по сторонам. Даже если это будет какая-то экшн-сцена или вам понадобиться действие, помните: мы хотим увидеть вас. Но никогда не переигрывайте и, боже упаси, не смотрите в камеру. Иногда в фильмах герои смотрят в объектив, но это художественный прием. Нам это не нужно. Смотрите на человека, который стоит рядом с камерой, на плечо оператора, но только не на камеру.

На мастер-классе «Как сделать хорошую Self-tape»​ / Фото:  Юлия ШиманскаяНа мастер-классе «Как сделать хорошую Self-tape»​ / Фото:  Юлия Шиманская

Освещение и крупность плана тоже играют роль. Лучше всего подходит дневной нормальный свет, потому что искусственный часто дает тени. Проверьте, как все будет смотреться, на вашем напарнике. Постарайтесь не использовать регулировку высоты. Для нас, прежде всего, важна мимика, то есть в кадре должны быть хорошо видны ваша голова и плечи. Ваши глаза важнее, чем текст, который вы произносите.
 
Иногда хватает пяти секунд, чтобы сказать: «Вот! Это то, что нужно!».

Время self-tape ограничено временем сцены, которую мы вам прислали. Это могут две, пять, десять минут. Время self-tape если и существует, то только в том случае, если мы просим вас прислать запись, например, к четвергу, то постарайтесь сделать это пораньше. И думайте еще о размере файла. Иногда мы качаем селф-тейпы чуть ли не по часу, это уже может говорить о настроении кастинг-директора по отношению к вашему ролику.

На мастер-классе «Как сделать хорошую Self-tape»​ / Фото:  Юлия ШиманскаяНа мастер-классе «Как сделать хорошую Self-tape»​ / Фото:  Юлия Шиманская

Сколько должно быть селф-тейпов? По-разному. Иногда достаточно одного, чтобы понять, что это за актер. Иногда хватает пяти секунд, чтобы сказать: «Вот! Это то, что нужно!». А порой интересно посмотреть несколько вариантов, чтобы понять, насколько актер гибкий.

Не путайте self-tape с showreel. Self-tape — это то, что мы желаем видеть от вас. Showreel — это то, что вы хотите показать нам.

Когда Майкл Кейн проводил семинары по актерскому мастерству, он говорил: «Постарайтесь не моргать» Звучит, конечно, странно, но посмотрите, как работают профессиональные актеры в длинных сценах — они практически не моргают. Потому что когда актер моргает, происходит некоторое нарушение сцены, зрителям кажется, что случилась пауза.
 
Представьте себя на нашем месте.

После окончания сцены не кидайтесь выключать камеру. Дайте себе немного отдохнуть, станьте на время самим собой. Многие продюсеры ценят именно этот момент, когда вы выходите из образа, и лишь потом спокойно выключайте камеру. То же самое касается начала, включите аппарат, настройтесь и только после этого начинайте играть.

На мастер-классе «Как сделать хорошую Self-tape»​ / Фото:  Юлия ШиманскаяНа мастер-классе «Как сделать хорошую Self-tape»​ / Фото:  Юлия Шиманская

Попробуйте, после того как вы все сняли, сделали, отправить свой self-tape самому себе. Представьте себя на нашем месте: как мы получаем ваше письмо и смотрим в первый раз ваш self-tape. Вы сразу найдете какие-то промахи со звуком или светом. Или со всей своей работой в целом.

Нам сказали, что в одной Москве 40 тысяч безработных актеров. Это очень много. 14 тысяч для всей Франции — это уже страшно. Но у вас же много театров. Знаете, как делают во Франции? Несколько актеров собираются вместе в один союз. Называют это «коллектив» или «супер-мега-труппа». В Лондоне тоже много таких примеров, они чуть ли не каждый день устраивают что-то необычное. Собирайтесь в такие группы, по десять-двадцать человек, создавайте сайты, с их помощью вы быстрее найдете себе работу. Когда вы вместе — вы не одиноки. Актеру трудно быть одному.

Дебби МакУильямс / На мастер-классе «Как сделать хорошую Self-tape»​Дебби МакУильямс: Нам запрещено брать скрипт фильма о Бонда для проведения кастинга. Что мы делаем в этой ситуации? Мы выбираем и посылаем для селф-тейпа подходящую сцену из сценариев предыдущих фильмов. Но никогда, никогда не пытайтесь копировать персонажа! Дерзайте отличаться!

На мастер-классе «Как сделать хорошую Self-tape»​ / Ричард КукРичард Кук: Американцы вообще любят такую версию self-tape: анфас, профиль, направо-налево. Как в тюрьме. Но иногда это имеет смысл.

На мастер-классе «Как сделать хорошую Self-tape»​ /Натали ШеронНатали Шерон: Как-то раз я проводила кастинг в Берлине. Актер так нервничал, что я думала, что он даже не сможет встать со стула. Я попросила его: «А ну-ка сделай мне кофейку, пожалуйста». Актер встал, начал искать кофе, чашку. И тогда я сказала: «Знаешь что, пока ты все это собираешь, сыграй мне сцену». И это было совершенно по-другому, это было потрясающе, он сразу получил работу».


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также