Обзоры

12 фильмов, снятых в одной локации: от комнаты до гроба

Приготовьтесь к приступу клаустрофобии — вспоминаем фильмы, действие которых ограничивается одним пространством, а заодно размышляем, как такой подход подталкивает к оригинальным творческим решениям

  • 21 сентября 2016
  • 10447
Павел Орлов

01. «Окно во двор» (Альфред Хичкок, 1954)


01. «Окно во двор» (Альфред Хичкок, 1954)


Великий Альфред Хичкок неоднократно экспериментировал с работой в одном пространстве, причем каждый раз по-особому. Например, «Спасительная шлюпка», действие которой разворачивается на лодке, затерянной в открытом океане, целиком снималась на воде. А в замкнутой в одной комнате «Веревке» была сделана попытка имитации однокадрового кино. Но, пожалуй, самый успешный опыт Хичкока в этом направлении — это «Окно во двор». Весь фильм главный герой, а вместе с ним и камера, не покидают комнату, однако благодаря мастерской режиссуре, точной операторской работе и детально продуманным декорациям (31 комната, система освещения, имитирующая различное время суток и общая площадь постройки в 1800 квадратных метров) на экране создается ощущение целого мира. Кроме того, замкнутое пространство нагнетает тягостную, психопатическую атмосферу — излюбленный эффект Хичкока.
 

02. «12 разгневанных мужчин» (Сюдни Люмет, 1957)


02. «12 разгневанных мужчин» (Сюдни Люмет, 1957)


Еще одна голливудская классика, неизменно включаемая во всевозможные списки лучших фильмов в истории. Секрет подобного признания — в блестящем сочетании крепкой драматургии, ярких актерских работ и, опять же, умелой режиссуры. Как итог, не выходя, вслед за героями, из комнаты, зритель не только становится свидетелем нешуточной борьбы за справедливость, но и переживает самые напряженные полтора часа в своей жизни.
 

03. «Ангел-истребитель» (Луис Бунюэль, 1962)


03. «Ангел-истребитель» (Луис Бунюэль, 1962)


Луис Бунюэль в этой ленте мексиканского периода использовал замкнутое пространство для создания, как это водится у режиссера, абсурдистского сюжета. Компания героев-аристократов после званого ужина ввиду мистических обстоятельств непреодолимой силы не может выйти из столовой. Проходят дни, и представители высшего общества начинают показывать свое истинное лицо. Абсолютная условность, зато помогающая вскрыть социальные проблемы. И, кроме того, это очень смешно.
 

04. «Женщина в песках» (Хироси Тэсигахара, 1963)


04. «Женщина в песках» (Хироси Тэсигахара, 1963)


Классика японского кино, а заодно один из любимых фильмов Андрея Тарковского. Все действие разворачивается на дне глубокой песочной ямы, где живет одинокая женщина и куда обманом заманивают незадачливого энтомолога. Выбраться отсюда оказывается невозможным, а все, что остается делать — это выгребать песок из ветхой хижины. Столь суровые условия становятся отличным подспорьем для одной из самых сильных трансформаций героя в истории кино — от легкомысленного горожанина до умудренного аскета.
 

05. «Премия» (Сергей Микаэлян, 1974)


05. «Премия» (Сергей Микаэлян, 1974)


Редкий образец действительно достойного фильма в специфическом жанре производственной драмы, причем тоже с абсурдистским сюжетом — бригада строителей отказывается получать премию за липовые трудовые успехи. Фильм в свое время вызвал фурор, поскольку, несмотря на надуманную коллизию, поднимал глубинные проблемы устройства советского общества. Впрочем, и сегодня кино смотрится на одном дыхании, прежде всего, за счет концентрации в одном пространстве по-настоящему великих актеров — в фильме снялись Евгений Леонов, Олег Янковский, Армен Джигарханян, Нина Ургант, Борислав Брондуков, Владимир Самойлов, Светлана Крючкова и многие другие. 
 

06. «Клуб “Завтрак”» (Джон Хьюз, 1985)


06. «Клуб “Завтрак”» (Джон Хьюз, 1985)


Малобюджетная картина, внезапно ставшая хитом и на годы вперед определившая вектор развития жанра молодежного кино. Почти все действие происходит в школьной библиотеке, где пятеро учеников старших классов отбывают наказание. Такое времяпровождение становится полезным для того, чтобы подросткам разобраться в себе и друг в друге. Режиссер Джон Хьюз отмечал, что камерный подход был вызван, прежде всего, отсутствием у него необходимого режиссерского опыта. Тем не менее «Клуб “Завтрак”» считается его лучшей работой.
 

07. «Смерть и девушка» (Роман Полански, 1994)


07. «Смерть и девушка» (Роман Полански, 1994)


Роман Полански — еще один режиссер, склонный замыкать действие в одном пространстве. Отголоски этого можно найти в «Отвращении», «Ребенке Розмари», «Жильце», «Резне» и «Венере в мехах». Но остановимся, пожалуй, на триллере «Смерть и девушка» с Беном Кингсли и Сигурни Уивер. Полански здесь исследует конфликт насильника и жертвы — бывший военный преступник случайно оказывается в доме женщины-оппозиционерки, которую некогда пытал. Теперь они меняются ролями. Замкнутое пространство дома, где разворачиваются события, подчеркивает мотив неизбежности отмщения.
 

08. «Куб» (Винченцо Натали, 1997)


08. «Куб» (Винченцо Натали, 1997)


Вслед за Хичкоком и многие другие авторы хорроров осознали перспективность работы с замкнутым пространством. В фильме канадца Винченцо Натали герои в поисках выхода перемещаются по нескольким кубическим комнатам, в каждой из которых таятся смертельно опасные ловушки. Примечательно, что ввиду ограниченного бюджета в распоряжении съемочной группы была всего одна комната, которую видоизменяли для разных сцен. Усилия оправдали себя — картина обрела культовый статус среди фанатов жанра. 
 

09. «Пленка» (Ричард Линклейтер, 2001)


09. «Пленка» (Ричард Линклейтер, 2001)


Лидер американского независимого кино Ричард Линклейтер за свою карьеру в кино поставил множество самых разных экспериментов. Один из них как раз связан с пространством. В «Пленке» все действие ограничено маленькой комнатой мотеля, где трое бывших школьных знакомых пытаются разрешить  конфликт десятилетней давности. Замкнутое пространство при этом словно бы помогает усилить напряжение между героями. Кино хоть и микробюджетное (к тому же снятое на камкордер), однако без первоклассных актеров здесь было не обойтись. Застарелые взаимные обиды друг другу высказывают Итан Хоук, Ума Турман и Роберт Шон Леонард.
 

10. «Догвилль» (Ларс фон Триер, 2003) 


10. «Догвилль» (Ларс фон Триер, 2003) 


Другой крупнейший экспериментатор, Ларс фон Триер, в «Догвилле» к работе с одним пространством подошел как всегда оригинально. Он напрочь отказался от декораций, несмотря на то, что исторический материал требовал их как никакой другой. Стены домов режиссер заменил меловой маркировкой, реализовав таким образом на экране концепции эпического театра Бертольда Брехта. Результат всем известен — один из самых признанных фильмов XXI века.
 

11. «Ливан» (Самуэль Маоз, 2009)


11. «Ливан» (Самуэль Маоз, 2009)


При определенном желании и, разумеется, таланте, даже войну можно показать, имея в распоряжении всего одно пространство. В данном случае — кабину танка. Зритель проходит через ад Первой ливанской войны, находясь бок о бок с четырьмя членами экипажа и наблюдая за происходящим вокруг кошмаром лишь через прицел. Танк при этом оказывается одновременно и единственной защитой, и ловушкой. Оригинальное решение и сила пацифистского высказывания принесли авторам кучу наград, в том числе — «Золотого льва» Венеции и приз за лучшую операторскую работу Европейской киноакадемии.
 

12. «Погребенный заживо» (Родриго Кортес, 2010)


12. «Погребенный заживо» (Родриго Кортес, 2010)


Закончим обзор фильмом с, пожалуй, самым ограниченным пространством из возможных. Как ясно из названия, действие этой ленты разворачивается в гробу (правда, на съемках их было аж семь штук для разных планов). Для героя Райана Рейнольдса сбывается кошмар многих из нас — он просыпается похороненным. Всю дорогу актер находится в лежачем положении, а на экране фигурируют в основном его крупные планы. Между тем, интрига не отпускает весь фильм, поскольку с помощью мобильного телефона и смекалочки герой отчаянно пытается найти спасение.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также