Слова

«Если кто и обидится на фильм “Жених”, то только закомплексованные люди»

Режиссер и соавтор сценария невероятно успешной комедии «Жених» Александр Незлобин неожиданно серьезно поговорил с нами о плохих фильмах, состоянии российского кино, КВН и канале ТНТ

  • 16 сентября 2016
  • 3152
Родион Чемонин

— «Жених» — это, получается, твой полнометражный режиссерский дебют. Страшно?

— Очень.

— И как ты с этим справляешься?

— Слава богу, что у нас не было времени для того, чтобы обернуться назад. Как только мы решили, что занимаемся этим проектом, мы тут же улетели в Геленджик, где сразу пришлось принимать много важных решений. Поэтому бояться было некогда. Сейчас очень волнительно, потому что мы не знаем, как отреагирует Москва на наш фильм. Нас уже 12 городов по России позитивно приняли. Я чуть-чуть успокоился. В моем родном Полевском на премьеру пришло 500 человек. Пришлось искать дополнительные стулья, чтобы все смогли сесть.

Александр Незлобин, режиссер и соавтор сценария комедии «Жених»Александр Незлобин, режиссер и соавтор сценария комедии «Жених»

— Судя по твоим монологам, вся страна думает, что во всем Полевском живет 500 человек…

— Нет, там живет порядка 60 тысяч человек, наверное, но это очень круто — собрать полный зал в городе, который не может похвастаться аншлагами в кинотеатрах. И ты же знаешь, свои всегда смотрят немного с прищуром, более критично, чем в любом другом городе. И это очень здорово, что на родине фильм понравился. Но так да, ты прав, нервы на пределе. Сижу на таблетках, пью успокоительные лекарства.

— Правда, что ли?

— Нет, конечно, шучу. Но уже близок.

— Вот смотри, по моему личному ощущению, «Жених» — это неглупый и на самом деле смешной фильм. Но мы же знаем, какие могут быть отзывы о фильме даже от тех людей, которые традиционно не ходят в кино, но мнение имеют.

Кадр из фильма «Жених»Кадр из фильма «Жених»

— Да, конечно, но в наших силах изменить это мнение общественности о русских комедиях.

— Но у нас же как мнение общественности складывается. «Русское кино — это плохо. Русская комедия — это еще хуже. Русская комедия от ТНТ — это просто за гранью добра и зла»…

— Дело в том, что последние несколько лет многие известные лица, которых раскручивает ТНТ, снимались в очень плохих комедиях. В таких фильмах, которые делаются за полтора-два месяца. У многих зрителей создалось впечатление, что эти ленты делает ТНТ. На самом деле телеканал не имеет к этому никакого отношения. Если ты посмотришь новые сериалы, которые делает ТНТ, сразу станет понятно, что над ними работают очень умные, творчески сильные люди. Но поскольку многие знакомые мне люди испортили впечатление о современном российском кинематографе, я имел с ними неприятные разговоры. Я надеюсь, что «Жених» отличается от тех комедий, которые сделаны на скорую руку. На мой взгляд, мы подходили к фильму более основательно.

Тем не менее надо признать, что сейчас в российском кино появляются и хорошие качественные картины. Я сейчас не о себе говорю, просто хочется надеяться, что таких фильмов будет больше, что кино станет не просто осваиванием государственных средств. Когда продюсер будет зарабатывать не в тот момент, когда ему выделяют деньги на производство, а тогда, когда он угадал, все сделал правильно, и фильм собрал большой бокс-офис. Как это делается во всем мире. И таких людей я знаю. Надеюсь, что наш фильм только поможет индустрии развиваться в этом направлении.

Филипп Рейнхардт​, актер. Премьера фильма «Жених»Филипп Рейнхардт​, актер. Премьера фильма «Жених»

— В «Женихе» занято много непрофессионалов, и ты сам это признаешь. Трудно работать с ними?

— Так я же и сам непрофессионал. Трудно, конечно, но, знаешь, когда тебя внезапно выбросили на поле боя, ты быстрее на практике обучаешься. У нас в России есть профессионалы, которые отучились пять лет во ВГИКе, и твердят, что вот есть Тарковский, а все остальное — плохо. Они получают диплом, выходят и снимают фильм про листву.

— «Про оленей», еще есть такое определение.

— Я ни в коем случае не хочу принизить талант Тарковского, большого сильного мастера. Но всё-таки надо знать, что если ты хочешь снять коммерческое кино, то его надо снимать тогда, когда ты понятен большому количеству людей. В России такие понятия, как «продюсер», «коммерческое кино», имеют негативную окраску. Что плохого в фильме «Аватар»? Это же хорошее кино? Хорошее. «Дэдпул» — коммерческое кино? Коммерческое.

Кадр из фильма «Жених»Кадр из фильма «Жених»

— Но в случае с «Дэдпулом» были огромные финансовые риски. Как-никак «18+».

— Все равно, ты же не станешь отрицать, что это коммерческое кино, которое при таком жестком рейтинге собрало гигантские деньги. Это ведь круто, когда тебя понимают не 50 человек на европейском фестивале (которые и так всё знают и понимают про мир), а когда ты разговариваешь с такими же людьми, как ты сам. С обычными нормальными людьми. Я буду бесконечно рад, если наш фильм посмотрит много зрителей. Я хочу, чтобы много людей смеялось над моим фильмом и вышло из зала с хорошим послевкусием. Это будет для меня наивысшим достижением. Если они увидят еще и намеки на классику советской комедии, которые мы постарались аккуратно расставить по сюжету, это будет втройне приятно. Мы ни в коем случае не ставим себя в один ряд с «Зимней вишней» или «Любовью и голубями», просто хотим быть похожими.

— Семен Слепаков в своих интервью говорит о том, что на ТНТ легче попасть, если у тебя есть опыт игры в КВН.

— Мы когда писали сценарий, мы изначально думали, на кого примерить ту или иную роль. Когда ты знаешь о способностях человека, ты можешь своим сценарием помочь ему максимально раскрыть свой талант. Но на эти же роли мы кастинговали и других актеров. Например, на роль Лёшки, которую в итоге исполнил Дима Никулин, мы пробовали многих людей. На роль дагестанцев мы кастинговали других дагестанцев. Но первоначально выбранные ребята справились лучше всех, и мы очень рады этому.

Сергей Светлаков Сергей Светлаков, актер. Премьера фильма «Жених»

Так что у нас не было цели работать только с КВНщиками. КВНщика, в отличие от профессионалов, всегда недооценивают. А между тем, они являются куда большими профессионалами, потому что они не знают, «как надо». Если ты говоришь человеку из киноиндустрии, что что-то нужно сделать, что в той или иной сцене есть проблема, он начинает тебе объяснять, почему возникла проблема, а КВНщика пытается ее решить. Актер с образованием сидит у себя в трейлере и ждет, когда его позовут на площадку, а непрофессионал репетирует всегда, когда у него есть свободное время. Настоящие большие артисты тоже ведут себя так же.

Например, Сергей Бурунов — это тоже было чудесно видеть — все время репетирует, думает, бурит «зерно роли». Я считаю, что это гениальный актер. Так же и КВНщик: пока кто-то ждет приглашения на площадку, непрофессионал говорит: а я вот это придумал, а мы тут вот решили так сделать, они не обижаются, если что-то убрали по роли, они живут. На сцене все равно немножко другая подача текста, и я считаю, что, например, Оля Картункова раскрылась в «Женихе» на все 200%.

— А вообще, сколько вариантов сценария было написано?

— Было написано от руки 18 вариантов. То есть не «копипаст», а с нуля, с первой страницы до последней, по памяти. Память сама фильтровала лучшие сцены. Ну и на компьютере потом было создано около 30 версий.

На съемках фильма «Жених»На съемках фильма «Жених»

— Много было придумано на площадке?

— Конечно. Очень. За это спасибо актёрам.

— Шутка про «Левиафан», дико смешная, она была уже на стадии сценария?

— Да, это было придумано заранее, это не экспромт. Это шутка не для всех, поэтому я спокойно отношусь к тому, что кто-то в этом моменте засмеется, а кто-то не поймет.

Премьера фильма «Жених»Премьера фильма «Жених»

— Но вы ведь понимали с самого начала, что ходите по лезвию бритвы, что вы можете посягнуть чуть ли не на святые для простого россиянина ценности.

— Надеюсь, что мы никого не обидели. Мы пытались аккуратно обойти тему противостояния России и фашистской Германии. Думаю, «Жених» — это очередное исследование, размышление на тему России и загадочной русской души. Обижаться там особо не на что.

— Ну, согласись, что День Победы — это уже в нашем генотипе, очень легко задеть человека, пошутив про Великую Отечественную войну.

— Если кто-то обижается — значит, это закомплексованный человек. Я так все время говорю. Я, например — могу обидеться. К событиям ВОВ мы относимся очень серьезно, например, когда Светлаков произносит тост, он говорит имя своего настоящего деда и рассказывает его военную историю. Когда герои вспоминают другого своего дедушку, который построил дом, они смотрят на фотографию моего прадеда, который тоже воевал. Но не забывайте, мы снимали не драму про войну, а комедию про любовь в наше время.


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 5787
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 4384
Практика

Творческий подход к освещению, или как передать эмоции с помощью стеклянных банок

Канадский оператор Мэтт Бендо вспоминает съемки рекламного ролика, где он пропускал свет через стеклянные банки, чтобы добиться интересного эффекта в повествовании

  • 2 декабря
  • 4214
Обзоры

Базовые составляющие глубины изображения

Общая глубина изображения — это не только небольшая глубина резкости. Существует еще множество способов сделать изображение объемным. О них рассказывает режиссер, монтажер, оператор Таннер Шинник

  • 3 декабря
  • 3802
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 3798
Практика

5 базовых композиционных правил и как их нарушить

В кинематографе есть множество правил, касающихся построения кадра: кадрирование на уровне глаз и правило третей — лишь одни из них. Но их можно (и нужно) нарушать

  • 10 декабря
  • 3685
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее