Осенний ПрактикУм

Как создать черновую раскадровку анимационного фильма 

Об основных принципах создания раскадровки нам рассказывает художник, режиссер-аниматор, художественный руководитель Animation EVA Studio и студии «ЛЕНМУЛЬТФИЛЬМ», преподаватель Школы анимации на «Лендоке» Денис Кузьмин

  • 15 сентября 2016
  • 3064

Режиссер анимационного кино в большинстве случаев начинает свою карьеру с работы художником-аниматором или, как минимум, сам немного рисует, вследствие этого мыслить образами для него — привычное дело. После прочтения литературного сценария нового анимационного фильма режиссер формирует образное представление о нем у себя в голове, в ряде случаев ему легче миновать стадию подробного режиссерского сценария — сразу перейти к черновой раскадровке.

Зафиксировав в удобной для себя визуальной форме весь фильм, легче представлять его целиком, вносить поправки и дополнения в нужные места. Просто повесив все листы раскадровки в необходимой последовательности на стену и сделав несколько шагов назад, можно увидеть все недочеты и слабые места будущего фильма целиком. И тут же их доработать при помощи карандаша или, скажем, цветного фломастера. Даже если после вы решите все-таки сделать более подробный режиссерский сценарий, вам будет проще, и вы будете точнее — так как можно сказать, что фильм вы уже почти видели, а значит — описываете не просто ваши мысли, но и визуальные образы из памяти.
 
Черновая раскадровка анимационного ролика о гигиенеЧерновая раскадровка анимационного ролика о гигиене

Создавая черновую раскадровку, нужно поначалу определить степень ее прорисовки. Мы возьмем для примера самую простую и быстро создаваемую — без цвета. Первым делом нарисуем героев нашего будущего фильма: ручки, ножки, огуречик и, собственно, все. Для понимания крупности плана этого будет вполне достаточно. Если у героев есть ярко выраженные особенности внешности — их можно подчеркнуть. Например: усы, большие уши, высокий рост и так далее. Все, что рисуется быстро и кардинально отличает одного персонажа от других. Можно усиливать пропорции тела и особенности фигуры: худоба, высокий рост, длинные ноги, широкие плечи или маленькая голова — все может стать отличительной чертой.

Скажем, у нас в фильме принимает участие полноценная семья: папа, мама, бабушка, дедушка, мальчик и кот. Папа — ручки, ножки, огуречик. Мама — то же самое, но вместо огуречика — треугольник, напоминающий юбку, а на голове — пара обозначающих прическу штрихов. Дедушка — как папа, но с точечками щетины или бородой. Бабушка — как мама, но в очках и с облачком волос на голове. Мальчик — персонаж с гипертрофированно большой головой и маленьким телом. Явно выраженный ребенок. Глаза расположены ниже, чем у взрослого, большой лоб. Кот — огуречик с лапами, хвостом и усами. Персонаж должен на уровне знаков иметь сразу заметные характерные признаки. В результате на то, чтобы нарисовать семейный портрет у вас уйдет не больше минуты времени, и вы точно будете понимать, кто из них кто. 




Лучше потратить время и усилия на придумывание интересного плана или движения в кадре, чем на вырисовывание характерного прищура и складок на одежде персонажа, а потом — страдания по поводу того, что ракурс немного поменялся, а значит, многотрудный образ придется перерисовывать заново. 

Если в вашем фильме планируется участие нескольких однотипных персонажей без ярко выраженных особенностей, можно в раскадровке помечать их буквой, цифрой или просто цветом. Важно только потом не запутаться. Для этого перед началом работы нарисуйте линейку образов и подпишите их. 

Не усложняйте. Все максимально просто. Глазки-точечки покажут направление взгляда. Загнутая вверх или вниз палочка рта покажет эмоцию. Простейший детский рисунок вполне может передать всю необходимую информацию о сцене черновой раскадровки. Которую, если потребуется, вы подробно прорисуете в чистовой.

Часть черновой раскадровки телевизионной программы «С добрым утром, страна» на федеральном телеканалеЧасть черновой раскадровки телевизионной программы «С добрым утром, страна»

Работайте простым карандашом и ластиком. Раскидывайте предметы по массам. Ищите максимально выразительные позы и ракурсы персонажей. Как скульптор — от простого к сложному. Делайте акцент на главном объекте, действующем в кадре. Прорисовывайте его более подробно. Если это крупный план кисти руки — нарисуйте на ней пальчики. Если акцент делается на эмоции — подробнее изобразите глаза, зрачки. Пусть на этом кадре раскадровки у наших ручек, ножек и огуречка появятся брови, нос, зубы — все необходимое для более точного отображения эмоции.

Найдя нужную компоновку кадра, обрисуйте ее фломастером и сотрите карандаш вместе с сомнениями. Рисуйте следующий план. Помечайте стрелочками движение в кадре, наезды и отъезды воображаемой камеры. Не зацикливайтесь на одной картинке. Нарисуйте всю раскадровку до конца, потом начинайте править. Потратьте меньше времени на прорисовку и больше на обдумывание каждой сцены. Не бойтесь выбрасывать и перерисовывать кадры, ведь это совсем не сложно и не займет много времени.

Если вы долго вырисовываете какой-то сложный план, наслаждаетесь его красотой и тщательной прорисовкой деталей, тратите на него силы и нервы, а потом видите, что он нарисован неправильно или вовсе не нужен, вам подсознательно хочется его сохранить, что плохо скажется на вашем будущем фильме — анимационном или игровом. Кстати, принципиальной разницы в черновой раскадровке анимационного и игрового фильма нет. Законы композиции в кадре везде примерно одинаковые. 

Черновая раскадровка рекламного ролика для ТВЧерновая раскадровка рекламного ролика для ТВ

Очень важна черновая раскадровка при создании полнометражных фильмов. Написание литературного и режиссерского сценария занимает очень много времени, а хочется скорее приступить к долгожданным съемкам. Не тратить драгоценное время на всякие раскадровки и аниматики. Их создание кажется очень долгим и трудоемким процессом (речь, конечно, идет о полупрофессиональном кино, о студенческих и учебных работах).  Между тем, я из собственного опыта знаю, что за рабочий день вполне можно успеть в черновую раскадровать полнометражный игровой фильм. А потом на основе черновой быстрее и правильнее сделать подробную чистовую раскадровку или даже сразу приступить к съемкам или созданию анимации.

За 25 лет работы режиссером-аниматором я нарисовал сотни черновых раскадровок, в том числе — и для полнометражных анимационных и игровых фильмов. Основываясь на своем опыте, могу посоветовать начинающим режиссерам: делайте черновые раскадровки по возможности сами. Вы поймете и прочувствуете сценарий гораздо подробнее и глубже, чем после его прочтения. У вас появятся и зафиксируются на бумаге визуальные образы будущего фильма. Черновая раскадровка крайне необходима для создания полноценного фильма, но при этом не занимает много времени на свое создание. 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также