Осенний ПрактикУм

Как приступить к разработке сценария

Сценарист и драматург, преподаватель Санкт-Петербургской школы нового кино Юрий Клавдиев рассказывает о четырех шагах, которые подготовят вас к написанию интересной и увлекательной истории

  • 8 сентября 2016
  • 6355
1. Прежде всего, необходимо определиться с жанром. Если вам не нравятся комиксы, вряд ли стоит пытаться создать супергеройский блокбастер — скорее всего, у вас получится только пародия. Возможно, именно это является вашей задачей — тогда все отлично. В иных случаях лучше выбрать жанр, который вы любите, в котором разбираетесь.

Осенний ПрактикУм / Прежде всего, необходимо определиться с жанром.


Также на этом этапе важно не попасть в ловушку нежелательного смешения жанров. Многие начинают думать так: «Сейчас я напишу отличный боевик, примерно как “Терминатор—2”». Но в процессе создания сюжета, основанного исключительно на зрелищности, неизбежно начинают возникать «дыры характеров», «провалы отношений», «каньоны отсутствия действия» и так далее. Если вам вдруг пришло в голову добавить сумасшедше глубокие планы Тарковского в боевик — гоните эту мысль. В этом случае лучше сосредоточиться на глубоких планах — их, по крайней мере, можно сколько угодно перемещать и наполнять смыслом.

2. После того, как мы определились с жанром, наступает пора придумывать героя. Он должен вписываться в жанр, и здесь мы вновь сталкиваемся с опасностью роковых сочетаний вроде бы подходящих по тематике и экстерьеру героев. Персонажи должны соответствовать друг другу, совместно работать на благо истории.

Кадр из сериала «Теория большого взрыва»Кадр из сериала «Теория большого взрыва»

Структуру персонажа можно простроить, задавая один и тот же вопрос «Почему?» к различным чертам его внешности и характера:
  • Он мрачен. Почему? 
  • Он всегда носит один и тот же пиджак. Почему? 
  • Что он делает, когда ему страшно? Почему?
  • Чего он боится больше всего? Почему?

3. «Чего ваш герой боится больше всего?», — вот главный вопрос, который подводит нас к третьему шагу. Этот страх обычно очень хорошо определяет и двигает вперед весь сюжет. Собственно, весь процесс написания истории можно свести к одному простому действию: вы собираетесь столкнуть своего героя его страхом и посмотреть, что из этого выйдет.




И вот тут вновь важно удержаться в рамках выбранного жанра. В фильме ужасов монстр — источник страха героя. Даже в мелодраме, несмотря на присущие жанру особенности, события развиваются именно так, чтобы задеть потаенные страхи героя. Если вы чувствуете, что вас уводит в сторону — останавливайтесь. Помните, что внезапно появившийся в дачном поселке призрак викторианской эпохи выглядит скорее смешным и нелепым, чем страшным. Живущий в этом поселке персонаж, скорее всего, боится чего-то другого — например, соседа, чьи окна вечно заколочены и испещрены выжженными кочергой непонятными письменами.

4. Узнав и оформив событийно-материально Главный Страх героя, можете приступать к описанию его приключений. Здесь нет и не может быть никаких конкретных советов — правильно «сконструированный» персонаж и верно угаданный страх дадут вам бесконечное количество вариантов развития его истории. Удачи!


 
 
Юрий Клавдиев

Многократный лауреат и режиссер читок фестивалей «Любимовка», «Новая Драма», «Текстура», «Действующие лица». Участник драматургических лабораторий «Майские Чтения», «Ясная Поляна», «Новые Чтения», «Большая Перемена», Royal Court dramatical research. Автор 26 пьес, которые идут в театрах России. Многие пьесы поставлены и изданы за рубежом — в США, Германии, Великобритании, ПольшЕ.

Автор сценариев к фильмам «Кремень», «Все умрут, а я останусь», «Собиратель пуль», Bluberry Fields Forever, «Валгалла», «Пойдем, нас ждет машина». Присутствуют в фильмографии и сериалы: «Школа», «Чемпионки», «Адъютанты любви», «Раскаяние», «Эффект сотой обезьяны» и прочие.
 
 

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 449
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 392
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2050
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 1994
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1052
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1366
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее