Осенний ПрактикУм

Как приступить к разработке сценария

Сценарист и драматург, преподаватель Санкт-Петербургской школы нового кино Юрий Клавдиев рассказывает о четырех шагах, которые подготовят вас к написанию интересной и увлекательной истории

  • 8 сентября 2016
  • 5346

1. Прежде всего, необходимо определиться с жанром. Если вам не нравятся комиксы, вряд ли стоит пытаться создать супергеройский блокбастер — скорее всего, у вас получится только пародия. Возможно, именно это является вашей задачей — тогда все отлично. В иных случаях лучше выбрать жанр, который вы любите, в котором разбираетесь.

Осенний ПрактикУм / Прежде всего, необходимо определиться с жанром.


Также на этом этапе важно не попасть в ловушку нежелательного смешения жанров. Многие начинают думать так: «Сейчас я напишу отличный боевик, примерно как “Терминатор—2”». Но в процессе создания сюжета, основанного исключительно на зрелищности, неизбежно начинают возникать «дыры характеров», «провалы отношений», «каньоны отсутствия действия» и так далее. Если вам вдруг пришло в голову добавить сумасшедше глубокие планы Тарковского в боевик — гоните эту мысль. В этом случае лучше сосредоточиться на глубоких планах — их, по крайней мере, можно сколько угодно перемещать и наполнять смыслом.

2. После того, как мы определились с жанром, наступает пора придумывать героя. Он должен вписываться в жанр, и здесь мы вновь сталкиваемся с опасностью роковых сочетаний вроде бы подходящих по тематике и экстерьеру героев. Персонажи должны соответствовать друг другу, совместно работать на благо истории.

Кадр из сериала «Теория большого взрыва»Кадр из сериала «Теория большого взрыва»

Структуру персонажа можно простроить, задавая один и тот же вопрос «Почему?» к различным чертам его внешности и характера:
  • Он мрачен. Почему? 
  • Он всегда носит один и тот же пиджак. Почему? 
  • Что он делает, когда ему страшно? Почему?
  • Чего он боится больше всего? Почему?

3. «Чего ваш герой боится больше всего?», — вот главный вопрос, который подводит нас к третьему шагу. Этот страх обычно очень хорошо определяет и двигает вперед весь сюжет. Собственно, весь процесс написания истории можно свести к одному простому действию: вы собираетесь столкнуть своего героя его страхом и посмотреть, что из этого выйдет.




И вот тут вновь важно удержаться в рамках выбранного жанра. В фильме ужасов монстр — источник страха героя. Даже в мелодраме, несмотря на присущие жанру особенности, события развиваются именно так, чтобы задеть потаенные страхи героя. Если вы чувствуете, что вас уводит в сторону — останавливайтесь. Помните, что внезапно появившийся в дачном поселке призрак викторианской эпохи выглядит скорее смешным и нелепым, чем страшным. Живущий в этом поселке персонаж, скорее всего, боится чего-то другого — например, соседа, чьи окна вечно заколочены и испещрены выжженными кочергой непонятными письменами.

4. Узнав и оформив событийно-материально Главный Страх героя, можете приступать к описанию его приключений. Здесь нет и не может быть никаких конкретных советов — правильно «сконструированный» персонаж и верно угаданный страх дадут вам бесконечное количество вариантов развития его истории. Удачи!


 
 
Юрий Клавдиев

Многократный лауреат и режиссер читок фестивалей «Любимовка», «Новая Драма», «Текстура», «Действующие лица». Участник драматургических лабораторий «Майские Чтения», «Ясная Поляна», «Новые Чтения», «Большая Перемена», Royal Court dramatical research. Автор 26 пьес, которые идут в театрах России. Многие пьесы поставлены и изданы за рубежом — в США, Германии, Великобритании, ПольшЕ.

Автор сценариев к фильмам «Кремень», «Все умрут, а я останусь», «Собиратель пуль», Bluberry Fields Forever, «Валгалла», «Пойдем, нас ждет машина». Присутствуют в фильмографии и сериалы: «Школа», «Чемпионки», «Адъютанты любви», «Раскаяние», «Эффект сотой обезьяны» и прочие.
 
 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

«Движение вверх»: как научить камеру летать быстрее мяча

6 камер, система QTAKE и режим документального кино: оператор-постановщик Игорь Гринякин рассказал о производстве масштабного спортивного блокбастера

  • 11 января
  • 3931
Слова

Самые заезженные цветовые схемы современного кино

«Голубой и желтый», «ретро-кино», «как у Уэса Андерсона»: операторы-постановщики рассказывают о цветовых схемах, которые успели набить им оскомину

  • 9 января
  • 3348
Практика

Основы мягкого освещения: как сделать изображение эстетически привлекательным

Что такое мягкое освещение и для чего оно нужно? Почему в погоне за красивыми кадрами чаще всего применяют именно его?

  • 13 января
  • 2916
Практика

Тринадцать режиссерских советов Стивена Содерберга

В день своего юбилея Стивен Содерберг делится профессиональными правилами, которые могут особенно пригодиться, если вы снимаете малобюджетное кино: работа с актером, преимущества цифровых технологий и польза чужих фильмов

  • 14 января
  • 2489
Практика

Великаны и лилипуты: как в кино уменьшают и увеличивают людей

Иногда сюжет фильма требует, чтобы в кадре находились персонажи меньше или больше, чем обычный человек. И тогда приходится прибегать к трюкам и экранным фокусам. Какими инструментами пользуются кинематографисты в этом случае? Разбираем существующие методы и приемы

  • 11 января
  • 2273
Практика

Приемы: разговор на ходу

В современном кино и сериалах «разговор на ходу» популяризировал Аарон Соркин. Это эффективный способ донести до зрителя много информации в динамичной сцене. Режиссер, сценарист и художник-постановщик Рэйчел Уилсон разбирает его элементы

  • 12 января
  • 1913
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее