Осенний ПрактикУм

Как приступить к разработке сценария

Сценарист и драматург, преподаватель Санкт-Петербургской школы нового кино Юрий Клавдиев рассказывает о четырех шагах, которые подготовят вас к написанию интересной и увлекательной истории

  • 8 сентября 2016
  • 5821

1. Прежде всего, необходимо определиться с жанром. Если вам не нравятся комиксы, вряд ли стоит пытаться создать супергеройский блокбастер — скорее всего, у вас получится только пародия. Возможно, именно это является вашей задачей — тогда все отлично. В иных случаях лучше выбрать жанр, который вы любите, в котором разбираетесь.

Осенний ПрактикУм / Прежде всего, необходимо определиться с жанром.


Также на этом этапе важно не попасть в ловушку нежелательного смешения жанров. Многие начинают думать так: «Сейчас я напишу отличный боевик, примерно как “Терминатор—2”». Но в процессе создания сюжета, основанного исключительно на зрелищности, неизбежно начинают возникать «дыры характеров», «провалы отношений», «каньоны отсутствия действия» и так далее. Если вам вдруг пришло в голову добавить сумасшедше глубокие планы Тарковского в боевик — гоните эту мысль. В этом случае лучше сосредоточиться на глубоких планах — их, по крайней мере, можно сколько угодно перемещать и наполнять смыслом.

2. После того, как мы определились с жанром, наступает пора придумывать героя. Он должен вписываться в жанр, и здесь мы вновь сталкиваемся с опасностью роковых сочетаний вроде бы подходящих по тематике и экстерьеру героев. Персонажи должны соответствовать друг другу, совместно работать на благо истории.

Кадр из сериала «Теория большого взрыва»Кадр из сериала «Теория большого взрыва»

Структуру персонажа можно простроить, задавая один и тот же вопрос «Почему?» к различным чертам его внешности и характера:
  • Он мрачен. Почему? 
  • Он всегда носит один и тот же пиджак. Почему? 
  • Что он делает, когда ему страшно? Почему?
  • Чего он боится больше всего? Почему?

3. «Чего ваш герой боится больше всего?», — вот главный вопрос, который подводит нас к третьему шагу. Этот страх обычно очень хорошо определяет и двигает вперед весь сюжет. Собственно, весь процесс написания истории можно свести к одному простому действию: вы собираетесь столкнуть своего героя его страхом и посмотреть, что из этого выйдет.




И вот тут вновь важно удержаться в рамках выбранного жанра. В фильме ужасов монстр — источник страха героя. Даже в мелодраме, несмотря на присущие жанру особенности, события развиваются именно так, чтобы задеть потаенные страхи героя. Если вы чувствуете, что вас уводит в сторону — останавливайтесь. Помните, что внезапно появившийся в дачном поселке призрак викторианской эпохи выглядит скорее смешным и нелепым, чем страшным. Живущий в этом поселке персонаж, скорее всего, боится чего-то другого — например, соседа, чьи окна вечно заколочены и испещрены выжженными кочергой непонятными письменами.

4. Узнав и оформив событийно-материально Главный Страх героя, можете приступать к описанию его приключений. Здесь нет и не может быть никаких конкретных советов — правильно «сконструированный» персонаж и верно угаданный страх дадут вам бесконечное количество вариантов развития его истории. Удачи!


 
 
Юрий Клавдиев

Многократный лауреат и режиссер читок фестивалей «Любимовка», «Новая Драма», «Текстура», «Действующие лица». Участник драматургических лабораторий «Майские Чтения», «Ясная Поляна», «Новые Чтения», «Большая Перемена», Royal Court dramatical research. Автор 26 пьес, которые идут в театрах России. Многие пьесы поставлены и изданы за рубежом — в США, Германии, Великобритании, ПольшЕ.

Автор сценариев к фильмам «Кремень», «Все умрут, а я останусь», «Собиратель пуль», Bluberry Fields Forever, «Валгалла», «Пойдем, нас ждет машина». Присутствуют в фильмографии и сериалы: «Школа», «Чемпионки», «Адъютанты любви», «Раскаяние», «Эффект сотой обезьяны» и прочие.
 
 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2258
Репортаж

Live: церемония вручения ТЭФИ -2018

Сегодня большой день для всех, кто любит смотреть телевизор. Неважно, как вы относитесь к российскому телевидению — мы все равно расскажем в прямом эфире, кто, за что и почему получит ТЭФИ. Тем более, что церемония в кои-то веки может преподнести немало сюрпризов

  • 3 октября
  • 1862
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 1557
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Спайка Ли

К выходу «Черного клановца» (говорят, одного из главных фильмов года), обращаемся к списку must see картин по мнению ветерана независимого кино Спайка Ли: крепкая американская классика, «новый Голливуд», европейская запрещенка и, конечно же, «черное» инди

  • 7 октября
  • 1270
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1237
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1170
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее