Осенний ПрактикУм

Как приступить к разработке сценария

Сценарист и драматург, преподаватель Санкт-Петербургской школы нового кино Юрий Клавдиев рассказывает о четырех шагах, которые подготовят вас к написанию интересной и увлекательной истории

  • 8 сентября 2016
  • 5912

1. Прежде всего, необходимо определиться с жанром. Если вам не нравятся комиксы, вряд ли стоит пытаться создать супергеройский блокбастер — скорее всего, у вас получится только пародия. Возможно, именно это является вашей задачей — тогда все отлично. В иных случаях лучше выбрать жанр, который вы любите, в котором разбираетесь.

Осенний ПрактикУм / Прежде всего, необходимо определиться с жанром.


Также на этом этапе важно не попасть в ловушку нежелательного смешения жанров. Многие начинают думать так: «Сейчас я напишу отличный боевик, примерно как “Терминатор—2”». Но в процессе создания сюжета, основанного исключительно на зрелищности, неизбежно начинают возникать «дыры характеров», «провалы отношений», «каньоны отсутствия действия» и так далее. Если вам вдруг пришло в голову добавить сумасшедше глубокие планы Тарковского в боевик — гоните эту мысль. В этом случае лучше сосредоточиться на глубоких планах — их, по крайней мере, можно сколько угодно перемещать и наполнять смыслом.

2. После того, как мы определились с жанром, наступает пора придумывать героя. Он должен вписываться в жанр, и здесь мы вновь сталкиваемся с опасностью роковых сочетаний вроде бы подходящих по тематике и экстерьеру героев. Персонажи должны соответствовать друг другу, совместно работать на благо истории.

Кадр из сериала «Теория большого взрыва»Кадр из сериала «Теория большого взрыва»

Структуру персонажа можно простроить, задавая один и тот же вопрос «Почему?» к различным чертам его внешности и характера:
  • Он мрачен. Почему? 
  • Он всегда носит один и тот же пиджак. Почему? 
  • Что он делает, когда ему страшно? Почему?
  • Чего он боится больше всего? Почему?

3. «Чего ваш герой боится больше всего?», — вот главный вопрос, который подводит нас к третьему шагу. Этот страх обычно очень хорошо определяет и двигает вперед весь сюжет. Собственно, весь процесс написания истории можно свести к одному простому действию: вы собираетесь столкнуть своего героя его страхом и посмотреть, что из этого выйдет.




И вот тут вновь важно удержаться в рамках выбранного жанра. В фильме ужасов монстр — источник страха героя. Даже в мелодраме, несмотря на присущие жанру особенности, события развиваются именно так, чтобы задеть потаенные страхи героя. Если вы чувствуете, что вас уводит в сторону — останавливайтесь. Помните, что внезапно появившийся в дачном поселке призрак викторианской эпохи выглядит скорее смешным и нелепым, чем страшным. Живущий в этом поселке персонаж, скорее всего, боится чего-то другого — например, соседа, чьи окна вечно заколочены и испещрены выжженными кочергой непонятными письменами.

4. Узнав и оформив событийно-материально Главный Страх героя, можете приступать к описанию его приключений. Здесь нет и не может быть никаких конкретных советов — правильно «сконструированный» персонаж и верно угаданный страх дадут вам бесконечное количество вариантов развития его истории. Удачи!


 
 
Юрий Клавдиев

Многократный лауреат и режиссер читок фестивалей «Любимовка», «Новая Драма», «Текстура», «Действующие лица». Участник драматургических лабораторий «Майские Чтения», «Ясная Поляна», «Новые Чтения», «Большая Перемена», Royal Court dramatical research. Автор 26 пьес, которые идут в театрах России. Многие пьесы поставлены и изданы за рубежом — в США, Германии, Великобритании, ПольшЕ.

Автор сценариев к фильмам «Кремень», «Все умрут, а я останусь», «Собиратель пуль», Bluberry Fields Forever, «Валгалла», «Пойдем, нас ждет машина». Присутствуют в фильмографии и сериалы: «Школа», «Чемпионки», «Адъютанты любви», «Раскаяние», «Эффект сотой обезьяны» и прочие.
 
 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 3465
Практика

Как не нарушить правило 180 градусов

Случайная ошибка ведет к большим проблемам на съемках. Вот несколько советов, как этого избежать

  • 4 декабря
  • 3053
Практика

5 принципов удачного трейлера

В эпоху клипового мышления трехминутный трейлер — один из решающих факторов в выборе фильма. Но как заинтересовать зрителя, не перегрузив его информацией?

  • 3 декабря
  • 1803
Практика

Три способа выбраться из ступора на монтаже

Многие хоть раз испытывали страх и недоумение, вглядываясь в таймлинию монтажной программы и не понимая, что делать дальше. Оператор и монтажер Тодд Бланкеншип, рассказывает, как справиться с этим состоянием

  • 8 декабря
  • 1784
Обзоры

7 фильмов без музыкального сопровождения

Сейчас трудно представить фильм без полноценного музыкального сопровождения и главной музыкальной темы, но порой режиссеры отказывались от музыки вовсе. Вспомним несколько фильмов, созданных без нее

  • 2 декабря
  • 1645
Слова

Как режиссеру работать с непрофессиональными актерами

Тщательный кастинг, застройка, много дублей и переозвучивание в конце: российские режиссеры рассказали о том, что делать, если в вашем кино играют непрофесиионалы

  • 7 декабря
  • 1528
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее