Осенний ПрактикУм

Как избежать главных ошибок в интонировании

Учредитель Московской Школы Радио и Телевидения, радиоведущая и диктор Марина Дараган дает 5 советов о том, как избежать распространенных ошибок начинающих дикторов и добиться правильного интонирования

  • 13 сентября 2016
  • 3868

Сложность работы диктора заключается в умении, даже искусстве передать с помощью одного только голоса основную мысль текста, придать ему глубину и выразить через него определенные чувства. Тонкое мастерство дикторов кроется в ювелирной работе с высотой тона, силой звучания, темпом, ударениями, паузами, которые вместе составляют интонацию.

Умение правильно интонировать при читке текста профессионалы отрабатывают годами. Как говорится, гений — это 10 000 повторений. Но самых распространенных ошибок можно избежать, если быть заранее готовыми к встрече с ними в дикторской работе.

Кадр из фильма «Карнавал»Кадр из фильма «Карнавал»

Вот список из 5 самых частых ошибок начинающих дикторов и советы, которые помогут их избежать.
 

1. Ударить по монотонности выразительностью


Если диктор произносит текст на одной высоте тона, возникает ощущение монотонности. Для того, чтобы избавиться от этого недостатка, необходимо тренировать голос и тщательно прорабатывать текст. Возьмите любое стихотворение или прозаический текст, выделите в нем слова, на которые необходимо направить логическое ударение, знаки препинания, вопросительные и восклицательные интонации. Прочтение проработанного таким образом текста уже не будет монотонным, а отразит выразительность вашей интонации.

1. Ударить по монотонности выразительностью
 

2. Найти себя между слишком высоким или низким тоном


Высокий тон диктора раздражает слушателей, а низкий — демонстрирует отсутствие увлеченности говорящего. Поэтому необходимо сочетать различные варианты при чтении. Даже в обычной жизни наша речь волнообразна: когда мы говорим в среднем тоне, у нас есть возможность повысить его и выделить главные моменты, а затем понизить на точке.
 

3. Помнить, что молчание — золото


Зачастую от волнения и переизбытка эмоций человек начинает говорить слишком быстро, забывая о том средстве выразительной интонации, в котором живет особенная магия. Речь о паузах. Короткие логические паузы в середине фразы, более длинные — между фразами и, наконец, психологические паузы, намекающие на определенный подтекст. Порой именно молчание диктора, его умение делать паузы определяют уровень его мастерства.
 

4. Не переигрывать

 
Кроме логической выразительности, начинающим дикторам нужно обращать особое внимание на выразительность эмоциональную. И тут необходимо постараться найти золотую середину: излишняя эмоциональность будет выглядеть слишком театральной и искусственной, а ее отсутствие — безразличной и неживой маской. Чтобы не казаться ни актером любительского театра, ни бесчувственным роботом, текст нужно прочувствовать, а потом выразить подходящие по смыслу эмоции. Гармоничное сочетание текста и ваших чувств будет по достоинству оценено слушателями.
 

5. Испытывать интерес к тексту


Радиоведущая Рэди Тлаби (Redi Tlhabi)Радиоведущая Рэди Тлаби (Redi Tlhabi)

Хороший диктор всегда звучит так, будто заинтересован своим текстом. Даже если видит его впервые или совершенно не интересуется темой, которая затронута в материале. Именно интонация отражает заинтересованность и помогает раскрыть смысл и содержание. Диктор своим голосом создает понятные образы, помогая слушателю глубже проникнуть в текст. Для этого нужно использовать все доступные средства: кому-то помогает жестикуляция во время начитки, кто-то работает с мимикой и стоит гримасы, а кто-то использует определенные позы и язык тела для достижения эффекта достоверности. Ведь то, что слушатель не видит вас, вовсе не значит, что вы не можете использовать все возможности для передачи своего состояния, эмоций и чувств.
 

Тренировка — основа успеха


Как мы уже говорили выше, дикторские навыки необходимо тренировать. Предложенный ниже текст отлично подходит для отработки всех перечисленных правил интонирования. Стихотворение А.В. Прянишникова тоже будет напоминать вам об особенностях прочтения текста и станет отличным тренажером. Прочитайте его несколько раз, выделите различные интонации, поработайте над знаками препинания.




Когда этап подготовки к прочтению будет завершен, запишите свое прочтения на диктофон. Сейчас этот процесс максимально упрощен: практически в любом телефоне есть возможность установить программу-диктофон и пользоваться ей для записи и прослушивания прочитанных текстов. Прослушав запись, возможно, вы обнаружите ряд недочетов в своем прочтении. Исправьте их! Сделайте столько записей, сколько необходимо для хорошего, на ваш взгляд и слух, результата.




Попросите близких принять участие в таком эксперименте: прочитайте им отработанное стихотворение, сидя к ним спиной (для того, чтобы исключить дополнительное воздействие мимикой и жестами). Прислушайтесь к советам своих слушателей! Обычно даже непрофессионалы легко выделяют ошибки в интонировании, так как все мы на интуитивном уровне верим или не верим услышанному тексту, чувствуем его глубину или слышим недостаточную убедительность чтения.
 
Твердо запомни, что прежде чем слово начать в упражненьи,
Следует клетку грудную расширить слегка и при этом
Низ живота подобрать для опоры дыхательной звуку.
Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.
Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи
И последи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,
Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;
Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;
Голоса звук не глуши придыхательным, тусклым оттенком —
Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,
Выдох вести экономно — с расчетом на целую строчку.
Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность —
Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.

 
 

Марина Дараган

Радиожурналист, профессиональный диктор и актер озвучания. Учредитель и генеральный директор «Московской Школы Радио», выпускники которой стажируются и работают на ведущих радиостанциях: «Русское Радио», «Серебряный Дождь», «Европа Плюс», «Энерджи», «DFM» , «LoveRadio»и так далее. Опыт прямых радиоэфиров — 12 лет. Ведущая утренних шоу на радиостанциях «Европа Плюс», «Говорит Москва» и «Первое Популярное Радио». Автор развлекательных и аналитических программ и шоу. Финалист Национальной премии «Радиомания 2011» в номинации «Лучшее утреннее шоу России». С 2007 года работает тренером по коммуникациям, ораторскому мастерству и технике речи.
 
 

 


Комментарии

Комментариев: 1

Правильно написала! Я , когда создавал первое радио, кадры все взял с театра! Затем поменял соств на  англо-язычных студентов университета!
 

Смотрите также

Популярное
Практика

7 простых способов научиться лучше монтировать

Монтаж — сложный вид искусства, но если знать, на что обратить внимание, некоторыми навыками можно овладеть достаточно быстро

  • 8 февраля
  • 7644
Обзоры

Незаменимых нет: 10 актеров, которых заменили посреди съемок

В триллере Ридли Скотта «Все деньги мира» место Кевина Спейси, благодаря известным обстоятельствам, занял Кристофер Пламмер. Вспоминаем другие случаи, когда актеров заменяли во время съемок

  • 9 февраля
  • 6168
Практика

Как это снято: «Большой Лебовски»

Вот уже 20 лет как Чувак из «Большого Лебовски» напоминает нам, что «бывает, ты ешь медведя, а бывает, медведь — тебя». Разбираем, как создавалась культовая картина братьев Коэн

  • 15 февраля
  • 5720
Практика

12 правил работы в кино от Томми Вайсо

За Томми Вайсо закрепилась слава худшего режиссера в истории кино, зато Джеймс Франко снял о нем фильм «Горе-творец», а его «Комната» до сих пор с успехом идет в повторном прокате. Чем не повод прислушаться к его профессиональной мудрости?

  • 11 февраля
  • 3357
Практика

Дневник одного проекта, или Как снимать 10-минутный фильм в течение 5 лет. Часть 1

Почему съемки трехстраничного сценария никогда не будут проще производства полнометражного фильма, когда пустяковая локация в черте Москвы становится проблемой, для чего не стоит разбрасываться контактами и как каждая ошибка становится важным уроком

  • 13 февраля
  • 2644
Практика

3 сценарные ошибки «Убийства священного оленя», которые стали его преимуществом

Греческие кинематографисты Йоргос Лантимос и Эфтимис Филиппоу получили в прошлом году на Каннском фестивале приз за лучший сценарий. Мы не можем пройти мимо и не прочитать сценарий заново, чтобы понять, как его структура работает на зрителя

  • 16 февраля
  • 2471
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее