Осенний ПрактикУм

Как изменить пространство в кадре

Несколько полезных советов по изменению восприятия пространства зрителем от художника кино и телевидения, куратора факультета «Художественная постановка» Московской школы кино Аддиса Гаджиева

  • 1 сентября 2016
  • 8625

Условия съемки бывают разными и, зачастую — не совсем удобными: приходится работать в тесном, узком, невысоком помещении, которое нужно визуально увеличить. Реже перед художником-постановщиком встает обратная задача — зрительно уменьшить слишком значительные пространства. Приемов, позволяющих сделать это, множество. Например, глубину пространства можно увеличить оптическими способами — снимая короткофокусной оптикой и «выворачивая» пространство на манер «рыбьего глаза».




Можно изменять восприятие пространства с помощью искусственной перспективы. В этом случае декорация строится в перспективном сокращении: например, если высота фасадной части — х, то высота дальней стены — х-20%, то есть объекты и все размеры декорации с удалением сокращаются на 20-30%. Это дает визуальный эффект увеличения пространства. Обратная перспектива — когда дальние объекты, наоборот, возводятся с увеличением — позволяет добиться странного ощущения вывернутого наизнанку пространства. Этот эффект присущ картинам Лукаса Кранаха Старшего и продолжателей его династии. Оба приема возможны только при съемке с одной точки или одного направления, так как изменение точки сразу же раскроет ваш фокус.

Но это только один из возможных вариантов, которых на самом деле гораздо больше. И сегодня мы поговорим об «архитектурных» способах изменения пространства, которые одинаково хорошо работают в павильоне и в натурных интерьерах.
 

Стены


Кадр из фильма начало Кадр из фильма «Начало»

С помощью длиннофокусной оптики и нескольких небольших фрагментов стен, размещенных на разном расстоянии от объектива, можно имитировать глубину пространства. Актер в этом случае помещается в фокус на небольшом расстоянии от камеры, кадр среднекрупный или крупный, пространство за ним «размывается». Этим вы добьетесь еще и мягкого изображения, «сфумато».
 

Окна и двери


Проем в глухой стене также увеличит пространство и объем кадра. А несколько проемов позволят камере свободно передвигаться в различных направлениях, что даст ощущение множественности пространства. Допустим, актер движется к проему декорации — дальше помещения нет, лишь имитация, выполненная с помощью «заспинника». Монтажеру будет проще «подхватить» актера, уже вошедшего в проем, в другой декорации — построенной и снятой отдельно, возможно, в другом месте. Пространство фильма от этих манипуляций значительно расширится. Разновидность использования этого приема — съемка в галерее или анфиладе — также позволяет увеличить глубину пространства.




Варьируя размеры оконных проемов по отношению к высоте и ширине стен, вы также можете подчеркивать размер пространства, работать с его высотой и глубиной. Если в большом простенке вы размещаете одно большое окно, то оно зрительно уменьшает стену. Если вы размещаете несколько окон, пусть и небольшого размера, то ритм оконных проемов зрительно расширяет простенок. Если вы даете высокие окна, уходящие за границу кадра, то подчеркиваете высоту пространства: оно кажется больше, хотя это только иллюзия.
 

Пол


Кадр из фильма «Да здравствует Цезарь!»Кадр из фильма «Да здравствует Цезарь!»

Высоту пространства можно увеличивать даже в очень небольшом помещении. «Станок» (искусственная сцена, подиум) в невысоком помещении зрительно увеличит его высоту. Аналогичного эффекта можно добиться, если предусмотреть несколько уровней пола. Парадокс: вы сокращаете высоту, а зрительно она увеличивается.
 

Потолок


Кадр из фильма «Новейший завет»Кадр из фильма «Новейший завет»

С потолком можно работать аналогичным образом: увеличение количества уровней (например, за счет введения в интерьер подвесных балок) дает большую глубину пространству.
 

Лестница


Кадр из фильма «Анна Каренина» (1935 г.)Кадр из фильма «Анна Каренина» (1935 г.)

Присутствие лестницы в кадре зрительно увеличивает высоту пространства, а также создает подходящие визуальные условия для вертикального панорамирования.
 

Колонны


Кадр из фильма «Астерикс на Олимпийских играх»Кадр из фильма «Астерикс на Олимпийских играх»

Поставленные в ряд несколько колонн помогут визуально увеличить объем любого помещения. Два ряда колонн, уходящих от камеры («в перспективе»), визуально увеличивают глубину пространства. Аналогичным образом работают и пилястры — выступы стен, как правило, оформленные в виде колонн. Снова парадокс: вы «режете» плоскость, а она удлиняется!

Если уменьшить габариты колонн, сократив перспективу (передняя колонна х, следующая за ней на расстоянии 2-3 метров колонна высотой х — 10%, следующая — х — 20% и так далее), то эффект получится еще более впечатляющим. Одна колонна, перекрывшая весь экран, при горизонтальном панорамировании откроет перед монтажером новые возможности и отвлечет внимание зрителя: остальные предметы в кадре будут казаться менее значительными и бесконечно малыми.

Конечно же, на этом список приемов для работы с восприятием зрителем пространства далеко не исчерпан. Более того, это лишь небольшой — «архитектурный» набор приемов, существуют также приемы «тональные», «цветовые», «фактурные», «световые» и многие другие. В работе с ними и заключается один из секретов профессии художника-постановщика.
 
 
Аддис Гаджиев

Родился в Баку в семье художников. Окончил Азербайджанское государственное художественное училище им. А. Азим-заде, затем поступил во ВГИК в мастерскую «Художник кино и телевидения» под руководством народного художника России, академика Российской академии художеств, профессора А.Т. Борисова. Спектр профессиональных интересов достаточно широк: кино, театр, телевидение, дизайн, декоративное оформление и телевизионная реклама, станковая живопись, станковая и книжная графика.

За более чем тридцатилетнюю работу в кино, на телевидении и в театре стал автором изобразительного решения множества художественных фильмов, телепроектов и рекламных роликов. Также является сценографом ряда спектаклей и крупных торжественных церемоний и концертов, в том числе премий «ТЭФИ» и «GQ». Член Союза художников Азербайджана, Союза дизайнеров России и Союза кинематографистов России, с 2013 года входит в состав Правления Союза кинематографистов РФ. С лета прошлого года курирует факультет «Художественная постановка» Московской школы кино.
 
 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

5 распространенных ошибок цветокоррекции

Процесс цветокоррекции — не самая простая часть кинопроизводства, и нужно быть особенно внимательным, чтобы зрителю не казалось, что видео делал новичок

  • 18 ноября
  • 5512
Практика

Как Disney меняет правила голливудского кино с выходом «Последних джедаев»

Disney становится самой могущественной студией в истории. Чем это грозит киноиндустрии?

  • 17 ноября
  • 3875
Практика

Как получить анаморфотное изображение без анаморфотного объектива

Задумайтесь: может быть, вам не нужна дорогостоящая оптика, чтобы в вашем фильме появилось знаменитое боке и горизонтальные блики

  • 10 ноября
  • 3582
Практика

Как это снято: «Титаник»

Двадцать лет назад «Титаник» отправился покорять сердца миллиардов зрителей по всему миру, в честь чего предлагаем вспомнить обстоятельства создания оскаровского рекордсмена и одного из самых технологически сложных фильмов в истории

  • 9 ноября
  • 3078
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Тайки Вайтити

Автор свежевышедшего «Тора» и один из самых оригинальных постановщиков «большого» Голливуда делится своим списком важных картин. Спойлер: особенно новозеландец ценит Тарковского

  • 19 ноября
  • 2614
Практика

Как это снято: «28 дней спустя»

15 лет назад Дэнни Бойл снял один из самых необычных хорроров XXI века. Разбираем, чем так важен фильм «28 дней спустя»: апгрейд образа зомби, безлюдный Лондон, первые цифровые камеры, а также при чем здесь датская «Догма», Эбола и построк

  • 14 ноября
  • 2267
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее