Репортаж

Музыкальное шоу глазами звукорежиссера: подготовка и саундчек

Посмотреть на что-либо с точки зрения другого человека — всегда интересно. Тем более, если взгляд принадлежит профессиональному звукорежиссеру, а объектом наблюдения является новое музыкальное шоу от MTV

  • 30 августа 2016
  • 4413
Евгений Белов

MTV запустил новый проект под названием Casa Musica, который позиционируется как альтернатива популярным российским музыкальным телешоу. В отличие от «Голоса» или «Фабрики звезд», здесь царит камерная и неформальная атмосфера, участники сами пишут музыку, а среди членов жюри сидят молодые и независимые исполнители. Мы попали на запись третьего выпуска шоу и вместе со звукорежиссером Артёмом Нужиным проследили за всеми этапами работы съемочной группы.

14:00 Подготовка к саундчеку

Артем Нужин / Фото: Виктор ВытольскийАртем Нужин / Фото: Виктор Вытольский

У входа в бар Jagger нас встречает Артём, он находится здесь с 6 утра и вместе со своей командой «заряжает» площадку для записи концерта. Съемочная группа уже установила необходимое оборудование, провела настройку и приготовилась к саундчеку. Огромное помещение клуба поделено на две зоны. Самую большую зону, как ни парадоксально, занимают аппаратная с гримерной. Посередине зала стоят два стола, на одном — огромный монитор с режиссерским пультом и кучей компьютеров, сзади него расположился стол со звукорежиссерским пультом и колонками.
Подготовка к записи / Фото: Виктор Вытольский

Подготовка к записи / Фото: Виктор Вытольский

Подготовка к записи / Фото: Виктор Вытольский

Подготовка к записи / Фото: Виктор Вытольский

Подготовка к записи / Фото: Виктор Вытольский

Подготовка к записи / Фото: Виктор Вытольский

Артем Нужин: «Сегодня я использую пульт Allen&Heath ILIVE-T80, но здесь могла быть любая модель из моего парка, так получилось, что была свободна именно эта. Привязки какой-то нет, но знаю точно, что аналоговый пульт я не возьму, потому что ему нужна дополнительная коммутация, динамическая обработка, а здесь все есть внутри. Колонки я обычно использую Yamaha, у них верхушечка «посочней». Но так как мы находимся в том же помещении, где проходит концерт, об адекватной оценке говорить нельзя. Я должен прилично «раздуть» свои колонки, чтобы услышать какой-то баланс, но все равно это некорректно, так делать нельзя. Когда я сижу в студии, то действительно понимаю баланс и слышу, что происходит, могу реально подчисть шумы и грязь, подготовить материал для телеверсии».

Артем Нужин за пультом Allen&Heath ILIVE-T80Артем Нужин за пультом Allen&Heath ILIVE-T80

Справа от столов находится импровизированная гримерка с зеркалами и стульями, напротив них — «диванная» зона для участников. Слева от аппаратной живописно расставляют ящики для музыкального оборудования, позже здесь будут записывать обсуждение членов жюри. Спиной к аппаратной стоит небольшая сцена, которая делит зал на две части. Артем подводит нас к сцене, где находится «сердце» проекта.
Участники шоу готовятся к выступлению

Участники шоу готовятся к выступлению

Участники шоу готовятся к выступлению

Участники шоу готовятся к выступлению

Участники шоу готовятся к выступлению

Участники шоу готовятся к выступлению

Артем Нужин: «Наше сердце — вот эта коммутация, из систем выходит коса, которая входит в сплиттер, дальше один мультикор идет в аппаратную, а второй на FOH Yamaha CL5. За пультом FOH сидит звукорежиссер Андрей Митько (он же работает на проекте «Голос»), который контролирует звучание в зале, чтобы зрители, артисты и члены жюри хорошо слышали друг друга. То есть у нас получаются идентичные сигналы, ко мне звук приходит в «мозги» пульта IDR32, отсюда же мы его отдаем по Ethernet на мультитрек. Единственное отличие, что помимо всех каналов, которые идут на FOH, я отдельно получаю шумовые микрофоны для записи атмосферы и аплодисментов.

Естественно, у нас еще есть различия в обработках голоса — у меня своя, у Андрея — своя. Мне нравится, когда голос «посуше». Обстановка камерная, а так как у телевидения есть своя специфика, чтобы записать в этих условиях чистый звук, мы не можем «разгонять» его как на большом концерте. Поэтому мы отстраиваемся, взаимодействуем друг с другом. Нужно найти такой баланс, чтобы и здесь было слышно, и чтобы у меня не «мылился» сигнал — это когда я слышу микрофоны и обратный звук, который идет с порталов или с мониторов, он получается не сухой, а как будто с ревербератором, что не очень хорошо для телевизионного звука».

Слева от сцены на возвышении стоит стол для членов жюри: двух постоянных экспертов — Андрея Запорожца (солиста группы «SunSay», вокалиста группы «5’Nizza») и Татьяны Шаманиной (солистки группы «Guru Groove Foundation»), а также еще одного приглашенного гостя. Сегодня это украинский музыкант Рожден Ануси, который откроет концерт своим выступлением.

Члены жури (слева-направо) Рожден, Татьяна Шаманина, Андрей ЗапорожецЧлены жюри Рожден Ануси, Татьяна Шаманина, Андрей Запорожец / Фото: Виктор Вытольский

Артём Нужин: «Вчера вечером случайно выяснилось, что Рожден заказал акустическое пианино. Вон оно уже стоит здесь подзвученное, сейчас будем репетировать и отстраивать звук. Кроме пианино в райдерах артистов есть акустическая гитара, электрогитара, электронное пианино, никаких сэмплов не будет. Должно получиться камерно и интересно, хоть акустику и всегда сложно исполнять — сложнее, чем если у тебя напичкано всяких битов и подложек, где ты можешь легко сориентироваться. Мне хочется посмотреть на наших участников — как они с этим справятся, им на самом деле страшно».

«Вчера вечером случайно выяснилось, что Рожден заказал акустическое пианино...»«Накануне выяснилось, что Рожден заказал акустическое пианино...» / Фото: Виктор Вытольский

15:00 Саундчек

Постепенно к сцене стали подтягиваться артисты. Изначально для проекта было отобрано 16 участников, кастинги прошли в Москве и Санкт-Петербурге. По правилам каждый участник должен найти себе пару и каждую неделю готовить к концерту музыкальную композицию в рамках определенного задания. В финале останется один дуэт, который получит возможность записать альбом и снять клип. На самом первом концерте нужно было исполнить кавер, участники могли использовать композиции членов жюри и ведущего шоу Антона Севидова — создателя группы «Tesla Boy». Второй концерт состоялся на мероприятии Alfa Future People, где музыканты представили свои электронные треки. Сегодня же они подготовили акустические композиции.
Во время саундчека  / Фото: Виктор Вытольский

Во время саундчека / Фото: Виктор Вытольский

Участницы шоу готовятся к выступлению  / Фото: Виктор Вытольский

Участницы шоу готовятся к выступлению / Фото: Виктор Вытольский

Во время саундчека Артем все время переговаривается по рации с музыкальным продюсером Артемом Михаенкиным, который контролирует отстройку звука возле сцены. Музыканты по очереди выходят на сцену и исполняют свои композиции.

Артем Нужин: «Для вокалистов я решил использовать новинку — цифровые радиосистемы компании Sennheiser Evolution Wireless D1, которые совсем недавно появились на рынке. Этот микрофон кардинально отличается по принципу работы от того, что использовалось раньше. Новая технология позволяет нам быстро и удобно настраивать его и управлять удаленно при помощи приложения Sennheiser WSR в iPhone.

Настройка микрофона, управляемого удаленно при помощи приложения Sennheiser WSR в iPhoneУдаленная настройка микрофона с приложением Sennheiser WSR в iPhone / Фото: Виктор Вытольский

Хорошему сигналу на площадке могут препятствовать многие факторы — телега ездит, много камер, большая плотность людей. Cамое важное, что если вдруг во время выступления идет какая-либо наводка, этот микрофон сам автоматически переходит на другую свободную от помех частоту. Так как мы используем ручные микрофоны D1, с приемом у нас нет вообще никаких проблем. На первом концерте микрофоны были в ветрозащите, которая «съедает», как правило, около 10 децибел, мы ее сняли и звук стал «читаемее» — четверочка, пятерочка, высокие частоты более ясные.

Саундчек и настройка оборудования / Фото: Виктор Вытольский

В качестве мониторов используем систему DAS AERO — кстати, интересная тенденция — раньше этот аппарат был очень сильно востребован, потом пришло время других решений типа L-Acoustics Kara и так далее. В каких-то моментах они, может быть, и интереснее, но то, на чем мы работаем — совершенно не уступает вот этим супрерайдерным моделям, по звучанию у нас все в порядке, нам самим нравится».

Для записи атмосферных шумов и аплодисментов Артем использует шумовые пушки Sennheiser MKH 416, которые стоят в зале и направлены на зрителей. Они находятся с левой и с правой стороны, чтобы создать стереобазу. Неожиданно во время саундчека выясняется, что на сцене нет цифрового пианино Nord. Его планировали привезти попозже, но звукорежиссеры не могут «отчекать» музыкантов под акустический инструмент, который будет задействован только в первых двух номерах у Рождена. Артем останавливает саундчек и просит привезти Nord прямо сейчас.

Подготовка к съемках шоу Casa MusicaПодготовка к съемках шоу Casa Musica / Фото: Виктор Вытольский

Артем Нужин: «Это нарушение технологии. Нам нужно понять, какие инструменты мы отстраиваем, никаких изменений потом — в процессе — быть не должно. Подобные моменты случаются на различных проектах.

Надеюсь, что когда-нибудь ситуация изменится. Просто мы живем в непростое время, все зависит от бюджета, который сокращается, а работать нужно качественно. Мы пытаемся в режиме онлайн сделать саундчек, онлайн пойдем в запись, что не совсем правильно. Как я считаю, было бы неплохо саундчек проводить накануне съемки, приехать вчера вместе с музыкантами, каждому артисту уделить по 40 минут, прописать каждую сцену, зафиксировать. Тогда бы сегодня я нажал кнопку Load Scene (вызвать сцену) — и у нас все сразу волшебно зазвучало в мастере».

Наконец, принесли электронное пианино, и саундчек продолжился дальше. Параллельно напротив сцены устанавливают рельсы, рядом с ними уже стоят наготове камеры, в основном это Canon C300 и С500. Кроме того, есть отдельная группа операторов, которая на обычные фотоаппараты снимает бэкстейдж для специальных выпусков. По словам Артёма, такой выбор техники обусловлен документальной спецификой шоу, которая достигается за счет нарочитой небрежности в съемке, «подглядывающих» камер, использования накамерных микрофонов-пушек, расфокусов, обилия крупных планов и так далее. Здесь царит атмосфера «квартирника»: маленькая сцена и небольшое помещение клуба способствуют сближению музыкантов с членами жюри и зрителями.

Работа команды  / Фото: Виктор Вытольский

Однако работа на подобной съемочной площадке требует особого взаимодействия внутри съемочной группы — все преследуют свои интересы, и часто приходится идти на компромиссы.

Артем Нужин: «Процессы отсройки в студии и на выездной площадке отличаются колоссально. На новой площадке всегда возникает множество трудностей, несмотря на то, что я отсмотрел ее ранее. Тут и извечная борьба оператора-постановщика со звукорежиссером, в ходе которой мы пытаемся прийти к консенсусу. Скажем, мы поставили колонки определенным образом, приходит оператор-постановщик и просит их развернуть — по его мнению, сцену плохо видно. А мы уже отстроились, но скрепя зубами отодвигаем колонки, в итоге получается плохой звук. Или я положил перед лицом вокалиста мониторы. Оператор говорит, что мониторы будут стоять по-другому, его так не устраивает, а картина поменялась.

Подготовка к съемках шоу Casa Musica / Фото: Виктор Вытольский 

Настройка звука — штука очень тонкая: потолок, стены, люди — все это влияет. Когда приходят зрители, меняется атмосфера, это совершенно другой «отскок», волна идет не туда, начинаются фидбэки, «завязки», а это просто катастрофа. У нас еще на сцене раньше стояла декорация со звукопроницаемой пленкой, там находились колонки, это тоже неправильно. Боковые панели декорации закрывали колонки процентов на 10. Так делать нельзя, из-за этого кажется, что звук глухой. Поставили декорацию под другим градусом и плотнее к порталам. И все зазвучало. Когда мы приезжаем и выставляемся, то реально рассматриваем все нюансы и стараемся заранее предотвратить возможные проблемы, но не всегда получается угадать все обстоятельства».

Работа по настройке оборудования происходит не только у сцены, но и возле режиссерских пультов. Пока одни инженеры настраивают корректное отображение таймкода, другие проверяют работу мультитрека. 
Настройка оборудования перед шоу  / Фото: Виктор Вытольский

Настройка оборудования перед шоу / Фото: Виктор Вытольский

Настройка оборудования перед шоу  / Фото: Виктор Вытольский

Настройка оборудования перед шоу / Фото: Виктор Вытольский

Настройка оборудования перед шоу  / Фото: Виктор Вытольский

Настройка оборудования перед шоу / Фото: Виктор Вытольский

Настройка оборудования перед шоу  / Фото: Виктор Вытольский

Настройка оборудования перед шоу / Фото: Виктор Вытольский

Артем Нужин: «Для записи мультитрека мы уже очень давно используем Boom Recorder, эта программа позволяет патчить и принимать все эти сигналы, настраивать по уровням и так далее. Считаю ее стабильной, но иногда она бывает довольно капризна, за ней нужен глаз да глаз. К нам приходит таймкод для синхронизации видео и звука, мы заводим его к себе в пульт. Далее он через M-Waves по Ethernet попадает в Boom Recorder».

Таймкод генерируется в ПТС и оттуда идет на все пульты и камеры. Кроме того, вся информация записывается на сервер, куда синхронно вместе с видео приходят звуковые дорожки. Это делается для того, чтобы иметь различные источники записи для подстраховки. Если вдруг возникнет какая-то проблема на стадии монтажа или будет необходим конкретный звук, звукорежиссер сможет взять его из мультитрека.

Налаживание командной работыНалаживание командной работы / Фото: Виктор Вытольский

Процесс настройки оборудования заключается не только в правильной установке техники, но и в налаживании коммуникации внутри съемочной группы, чтобы до начала мотора не оставалось каких-то непонятных моментов. Артем все время нам говорит о том, как важно работать над «настройкой» взаимоотношений внутри своей команды.

Артем Нужин: «Среди моих коллег звукорежиссеров есть те, кто не любит распространять личную информацию, они считают, что их наработанный опыт должен остаться с ними до самой смерти. Мне важно, чтобы студенты не только знали, как работает техника, но и понимали психологию взаимоотношений в съемочной группе. Это очень важный момент, который начинается еще со стадии переговоров. 

Артем Нужин / Фото: Виктор Вытольский

Я выработал для себя собственную технологию, некое устойчивое видение того, как все должно быть организовано и устроено на съемочной площадке. Это касается не только звуковой схемы. Очень важна коммуникация внутри группы звука. Я всегда собираю своих ребят, рассказываю им о проекте, о продакшне, с которым нам предстоит работать, ставлю каждому конкретную задачу, мы обязательно проговариваем кто с кем взаимодействует, затрагиваем вопросы этики поведения на площадке, тайминг, перерывы, переработки. Все это в дальнейшем помогает в работе. Я считаю, что человеческий фактор безумно важен, не меньше, чем техника и оборудование, которое мы используем. Кто где стоит, какие команды дает, за что отвечает, во что одет, как разговаривает с режиссером, как подходит и одевает микрофон ведущему — все это суперважно. Наша координация — это 80% успеха на любом шоу».

О том, как прошли финальные этапы записи шоу «Casa Musica» читайте во второй части репортажа, которую вы можете найти по этой ссылке.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Популярное
    Практика

    Приемы: Голландский угол

    Заваливаем горизонт правильно: для чего в кино нужен голландский угол и почему им стоит пользоваться в меру

    • 11 июля
    • 3821
    Практика

    Как Люк Бессон снял блокбастер за 180 млн долларов, который не может провалиться

    Люк Бессон пошел в обход традиционной голливудской системы и профинансировал свой новый фантастический блокбастер по модели независимого кино. Вот как у него это получилось

    • 10 июля
    • 3307
    Техника

    Как две компании меняют будущее визуальных эффектов

    Хромакей и ротоскоп в скором времени отправятся на свалку истории, но в чем подвох?

    • 18 июля
    • 2287
    Практика

    5 незаменимых человек на съемках микробюджетного проекта

    Насколько большой должна быть команда и какие члены команды самые незаменимые на съемочной площадке — это, пожалуй, самые частые вопросы, которые задают люди, занимающиеся финансированием фильмов с предельно низким бюджетом

    • 21 июля
    • 2110
    Практика

    Как это снято: «Робокоп»

    Отмечаем тридцатилетие «Робокопа» Пола Верховена и разбираемся, как режиссеру, который не любит кинофантастику, удалось создать один из ярчайших образцов жанра. Сатира, натурализм, библейские темы и хитроумные спецэффекты – в фильме голландца и в нашем обзоре

    • 17 июля
    • 1888
    Обзоры

    10 великих неснятых фильмов

    Часто любопытнейшие кинопроекты в силу тех или иных причин не доходят до экрана. Вспоминаем несостоявшиеся картины, которые могли бы изменить историю кино: «Наполеон» Кубрика, советский фильм Антониони, «Мастер и Маргарита» Климова и многое другое

    • 15 июля
    • 1309