Обзоры

Спонтанности в кино: 5 известных моментов киноклассики

Для создания большинства сцен из шедевров мирового кино потребовалось длительное планирование и тщательная подготовка. Но были и такие, что рождались спонтанно, прямо на съёмочной площадке.

  • 28 февраля 2013
  • 625

За тебя, малыш

«Касабланка» (1942) стал одним из самых цитируемых фильмов в истории. Но далеко не все знаменитые фразы были написаны сценаристами Джулиусом Эпштейном, Филипом Эпштейном и Говардом Кохом (которые, к слову сказать, совершенно заслуженно получили Оскара за эту работу).

В основу фильма легла ещё не поставленная в театре пьеса. Адаптация для кино происходила впопыхах и многое приходилось дописывать и переписывать «по ходу». А некоторые удачные моменты родились в результате актёрской импровизации.

Произнесённая Хамфри Богартом фраза «За тебя, малыш» (“Here’s looking at you, kid») стала в 1930-х годах одной из популярнейших.

 

 

Богарт сымпровизировал её прямо в момент съёмки, и она всем так понравилась, что он повторил её ещё раз – в душещипательной сцене расставания.

 

 


Индиана Джонс vs. злодей с мечом

Один из самых запоминающихся моментов «Искателей утраченного ковчега» (1981) – это когда перед Индианой Джонсом неожиданно появляется человек с наглой злобной ухмылкой, поигрывающий устрашающего вида мечом.

Вместо того, чтобы вступить со злодеем в схватку, Индиана награждает его усталым взглядам типа «Как же вы меня все достали», выхватывает пистолет и застреливает незнакомца. Этого забавного момента (который снимали в Тунисе) не было бы, если бы не пищевое отравление, которое Форд в числе других членов съёмочной группы заработал накануне.

Изначально задумывалось, что Индиана победит ухмыляющегося незнакомца в долгом изнурительном бою, мастерски орудуя своим знаменитым хлыстом. Но Форду было так худо, что сцена никак не выходила. И тогда Стивен Спилберг сжалился над актёром и разрешил расправиться со злодеем таким вот быстрым и действенным способом.

 

 Усталое выражение лица Индианы здесь, естественно, самое что ни на есть натуральное.


Вы ещё ничего не слышали!

«Певец джаза» — первый полнометражный кинофильм с использованием озвучивания синхронных реплик. Таких реплик было совсем немного, и практически все они были результатом импровизации Эла Джолсона (главный герой) и Юджин Бессерер (его мать).

Джолсон произнёс в картине 281 слово, и самыми знаменитыми стали «Подождите, подождите, вы ещё ничего не слышали» («Wait a minute, wait a minute, you ain’t heard nothin’ yet»). Немного позже эта фраза стала рефреном всех выступлений Джолсона, а через 70 лет заняла место в топе самых знаменитых киноцитат за всё время по версии Американского института киноискусства.

 

 


Бойня на Потёмкинской лестнице

В 1925 году Эйзенштейн начал снимать картину «1905 год». Съёмки должны были проходить в Москве, Ленинграде, Одессе, Севастополе, Краснодаре, Тифлисе, Баку, Батуме, Шуше, Махинджауре, Златоусте… Комиссия ЦИК СССР потребовала сдать часть картины к 20 декабря 1925 года.

Но… погода портилась, приближалась зима, и было ясно, что со всеми простоями и переездами к сроку не успеть. Чтобы не терять времени, решено было ехать в Одессу. В поезде, как выход из положения, и забрезжила идея снять отдельный фильм о «Потёмкине».

Изначально, в объёмном сценарии «1905 год» Нины Агаджановой (участницы революционных событий) восстанию на броненосце было посвящено всего три странички.

По приезде в Одессу Эйзенштейн вовсе отказался от «1905 года» и сосредоточил всё внимание на новом фильме. Спешно набросали «эскиз» сценария и приступили к съёмкам.

Сцена бойни на Потёмкинской лестнице и по сей день, спустя 84 года, остаётся одной из самых знаменитых и мощных в мировом кинематографе: царские войска расстреливают российский народ в одесском порту во время революции 1905 года.

Желая усилить драматизм, Эйзенштейн применил «монтаж» – создание динамичного целого из чередующихся фрагментов: солдаты как машины движутся вниз по ступеням на людей; кто-то падает с простреленной головой, толпа в панике, люди затаптывают друг друга, мать теряет коляску, которая катится по ступеням вниз и переворачивается.

 

 

Этой хрестоматийной сцены могло бы и не быть, если бы погода была чуть получше.


Пляска смерти

Действие фильма Ингмара Бергмана «Седьмая печать» происходит в охваченной «чёрной чумой» средневековой Швеции. Рыцарь в исполнении Макса фон Сюдова возвращается из крестового похода, предлагает Смерти (Бенгт Экерут) сыграть с ним партию в шахматы и, разумеется, проигрывает.

В одной из финальных сцен Сюдова и ещё нескольких персонажей Смерть уводит в жуткой связке, которую Актёр называет «пляской смерти». Мелкие фигурки людей на фоне огромного затянутого тучами неба производят зловещее впечатление.

 

 

Этого знаменитого момента в сценарии Бергмана не было, он был добавлен под конец съёмок – режиссёр был очарован зрительным эффектом, создаваемым облаками. Силуэты обречённых «танцоров» производят мощное впечатление, но такое решение сцены было не только художественным, но и практическим.

Большинство актёров были уже распущены по домам, так что Бергман собрал несколько человек из персонала и любопытствующих зевак, и одел их в подходящие костюмы. Особенно повезло зевакам – иметь право утверждать «Я снимался у Бергмана», да ещё и в одной из самых великих сцен в истории кинематографа – большая удача.

 

 

Материал взят из журнал cinematographua

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 1680
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 942
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2933
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2993
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1353
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1650
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее