Обзоры

Спонтанности в кино: 5 известных моментов киноклассики

Для создания большинства сцен из шедевров мирового кино потребовалось длительное планирование и тщательная подготовка. Но были и такие, что рождались спонтанно, прямо на съёмочной площадке.

  • 28 февраля 2013
  • 551

За тебя, малыш

«Касабланка» (1942) стал одним из самых цитируемых фильмов в истории. Но далеко не все знаменитые фразы были написаны сценаристами Джулиусом Эпштейном, Филипом Эпштейном и Говардом Кохом (которые, к слову сказать, совершенно заслуженно получили Оскара за эту работу).

В основу фильма легла ещё не поставленная в театре пьеса. Адаптация для кино происходила впопыхах и многое приходилось дописывать и переписывать «по ходу». А некоторые удачные моменты родились в результате актёрской импровизации.

Произнесённая Хамфри Богартом фраза «За тебя, малыш» (“Here’s looking at you, kid») стала в 1930-х годах одной из популярнейших.

 

 

Богарт сымпровизировал её прямо в момент съёмки, и она всем так понравилась, что он повторил её ещё раз – в душещипательной сцене расставания.

 

 


Индиана Джонс vs. злодей с мечом

Один из самых запоминающихся моментов «Искателей утраченного ковчега» (1981) – это когда перед Индианой Джонсом неожиданно появляется человек с наглой злобной ухмылкой, поигрывающий устрашающего вида мечом.

Вместо того, чтобы вступить со злодеем в схватку, Индиана награждает его усталым взглядам типа «Как же вы меня все достали», выхватывает пистолет и застреливает незнакомца. Этого забавного момента (который снимали в Тунисе) не было бы, если бы не пищевое отравление, которое Форд в числе других членов съёмочной группы заработал накануне.

Изначально задумывалось, что Индиана победит ухмыляющегося незнакомца в долгом изнурительном бою, мастерски орудуя своим знаменитым хлыстом. Но Форду было так худо, что сцена никак не выходила. И тогда Стивен Спилберг сжалился над актёром и разрешил расправиться со злодеем таким вот быстрым и действенным способом.

 

 Усталое выражение лица Индианы здесь, естественно, самое что ни на есть натуральное.


Вы ещё ничего не слышали!

«Певец джаза» — первый полнометражный кинофильм с использованием озвучивания синхронных реплик. Таких реплик было совсем немного, и практически все они были результатом импровизации Эла Джолсона (главный герой) и Юджин Бессерер (его мать).

Джолсон произнёс в картине 281 слово, и самыми знаменитыми стали «Подождите, подождите, вы ещё ничего не слышали» («Wait a minute, wait a minute, you ain’t heard nothin’ yet»). Немного позже эта фраза стала рефреном всех выступлений Джолсона, а через 70 лет заняла место в топе самых знаменитых киноцитат за всё время по версии Американского института киноискусства.

 

 


Бойня на Потёмкинской лестнице

В 1925 году Эйзенштейн начал снимать картину «1905 год». Съёмки должны были проходить в Москве, Ленинграде, Одессе, Севастополе, Краснодаре, Тифлисе, Баку, Батуме, Шуше, Махинджауре, Златоусте… Комиссия ЦИК СССР потребовала сдать часть картины к 20 декабря 1925 года.

Но… погода портилась, приближалась зима, и было ясно, что со всеми простоями и переездами к сроку не успеть. Чтобы не терять времени, решено было ехать в Одессу. В поезде, как выход из положения, и забрезжила идея снять отдельный фильм о «Потёмкине».

Изначально, в объёмном сценарии «1905 год» Нины Агаджановой (участницы революционных событий) восстанию на броненосце было посвящено всего три странички.

По приезде в Одессу Эйзенштейн вовсе отказался от «1905 года» и сосредоточил всё внимание на новом фильме. Спешно набросали «эскиз» сценария и приступили к съёмкам.

Сцена бойни на Потёмкинской лестнице и по сей день, спустя 84 года, остаётся одной из самых знаменитых и мощных в мировом кинематографе: царские войска расстреливают российский народ в одесском порту во время революции 1905 года.

Желая усилить драматизм, Эйзенштейн применил «монтаж» – создание динамичного целого из чередующихся фрагментов: солдаты как машины движутся вниз по ступеням на людей; кто-то падает с простреленной головой, толпа в панике, люди затаптывают друг друга, мать теряет коляску, которая катится по ступеням вниз и переворачивается.

 

 

Этой хрестоматийной сцены могло бы и не быть, если бы погода была чуть получше.


Пляска смерти

Действие фильма Ингмара Бергмана «Седьмая печать» происходит в охваченной «чёрной чумой» средневековой Швеции. Рыцарь в исполнении Макса фон Сюдова возвращается из крестового похода, предлагает Смерти (Бенгт Экерут) сыграть с ним партию в шахматы и, разумеется, проигрывает.

В одной из финальных сцен Сюдова и ещё нескольких персонажей Смерть уводит в жуткой связке, которую Актёр называет «пляской смерти». Мелкие фигурки людей на фоне огромного затянутого тучами неба производят зловещее впечатление.

 

 

Этого знаменитого момента в сценарии Бергмана не было, он был добавлен под конец съёмок – режиссёр был очарован зрительным эффектом, создаваемым облаками. Силуэты обречённых «танцоров» производят мощное впечатление, но такое решение сцены было не только художественным, но и практическим.

Большинство актёров были уже распущены по домам, так что Бергман собрал несколько человек из персонала и любопытствующих зевак, и одел их в подходящие костюмы. Особенно повезло зевакам – иметь право утверждать «Я снимался у Бергмана», да ещё и в одной из самых великих сцен в истории кинематографа – большая удача.

 

 

Материал взят из журнал cinematographua



Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 самых длинных художественных фильмов в истории кино

Продолжительность фильма в 1,5-2,5 часа давно считается стандартной, однако есть примеры гораздо более длинных картин. Вспоминаем фильмы-рекордсмены хронометража и разбираемся, зачем некоторым авторам нужны «дистанции» в 4, 10, а то и 13 часов   

  • 9 июля
  • 8973
Практика

Приемы: Эффект Кулешова

Как между двумя неравными по значению кадрами возникает новый смысл, что оказывает на зрителя наибольшее эмоциональное воздействие и почему монтаж важнее самой блистательной актерской игры — вспоминаем суть эффекта Кулешова

  • 8 июля
  • 4658
Практика

Как это снято: «Антихрист»

Депрессия, слоу-моушн, членовредительство, муляжи, порно-дублеры и актерский экстрим — к 10-летию «Антихриста» Ларса фон Триера вспоминаем, как создавалась одна из самых жутких картин XXI века

  • 7 июля
  • 3841
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Люка Бессона

Пускай новые фильмы Люка Бессона не идут ни в какое сравнение с его классикой, вроде «Леона» или «Пятого элемента», зато список любимых картин режиссера действительно заслуживает внимания: от шедевров анимации и блокбастеров до европейского арт-хауса и американского социального кино

  • 13 июля
  • 2046
Практика

Как это снято: «С широко закрытыми глазами»

20 лет назад на экраны вышел последний и самый спорный фильм Стэнли Кубрика. Погружаемся в непростую историю создания картины и изучаем ее особенности: рекорд съемочного периода, сюр, гирлянды и «мертвая» технология рир-проекции

  • 16 июля
  • 1769
Практика

Тритмент: как написать, чтобы его прочли

Разбираемся, что такое тритмент, как его правильно написать и оформить, каких ошибок при создании стоит избегать и как с его помощью продать будущий сценарий

  • 14 июля
  • 1632
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее