Практика

Гамма чувств: управляем эмоциями зрителя с помощью цвета

Разбираемся с тем, как создатели ряда известных фильмов используют цвет в качестве ключа к подсознанию зрителя, возможность «достучаться» до его чувств и вызвать инстинктивную реакцию на происходящее в картине

  • 19 августа 2016
  • 10998

Вы даже не можете себе до конца представить, как именно фильмы будоражат ваши чувства. Иногда настроение создается незаметно, практически — на уровне подсознания. И огромную, если не ключевую роль в этом играет цвет: общий тон кадра, окраска одежды или предметов и так далее.

Очевидно, что цвета могут иметь множество различных значений и вариантов применения. Не существует правильного или неправильного способа использовать синий, зеленый, оранжевый или любой другой цвет. Поиск того самого, уникального цветового приема, который пробудит чувства зрителей — крайне непростая задача. Давайте посмотрим, как ее решали создатели ряда известных фильмов.
 

Красный


Кадр из фильма «Из машины»Кадр из фильма «Из машины»

Значения и коннотации, сопровождающие красный цвет могут разниться — бесспорно, это один из самых сильных цветов, использующихся на экране. С одной стороны красный помогает подчеркнуть агрессию, жестокость и опасность. Возьмем, к примеру, изображение, приведенное выше. Это момент фильма Алекса Гарленда «Из машины», в котором история делает крутой поворот на 180 градусов и переходит в обитель мрака. Окутывающее все вокруг багровое свечение заостряет наше внимание на этой новой напряженности и дает понять, что скоро произойдет переломный момент.

Кадр из фильма «2001: Космическая одиссея»Кадр из фильма «2001: Космическая одиссея»

Стэнли Кубрик всегда был мастером-манипулятором благодаря настоящей одержимости цветом. Наиболее примечательным и самым агрессивным примером использования красного цвета были сцены с компьютером Hal 9000 в фильме «2001: Космическая одиссея». Находясь в ядре процессора этой невероятной машины, Дэйв медленно начинает деактивировать компьютер. Это в остальном скучное помещение производит впечатление жуткого окончания ночного кошмара. Именно благодаря использованию красного цвета Кубрику удалось достичь этого ужасающего и неотвратимого ощущения надвигающейся смерти.

Кадр из фильма «Она»Кадр из фильма «Она»

С другой стороны, красный цвет часто взывает к чувствам любви и страсти. Фильм Спайка Джонса «Она» служит ярким примером того, как весь смысл картины может быть передан без слов, композицией кадров и декорациями. Стены, одежда, компьютерные экраны — все красное. Красные, синие, желтые и белые рубашки главного героя — Теодора — являются источником информации о его эмоциональном состоянии. Весь фильм наглядно демонстрирует нам, почему теория цвета так важна.
 

Оранжевый

 
Кадр из фильма «Безродные звери»Кадр из фильма «Безродные звери»

Хотя его часто ассоциируют с теплом, энергией и смехом, оранжевый также может вызывать чувства тревоги и угрозы. Древнее учение Конфуция связывает оранжевый с перевоплощением. Приведенное выше изображение отображает переломный момент фильма «Безродные звери» — наш герой теперь совершенно другой человек, практически неузнаваемый он пробирается через мрачные оранжевые траншеи.

Кадр из фильма «Безумный Макс: Дорога ярости»Кадр из фильма «Безумный Макс: Дорога ярости»
 
Фильм «Безумный Макс: Дорога ярости» весь окрашен в оранжевые тона, усиливающие атмосферу опустошенного постапокалиптического пейзажа. Бесплодная, безнадежная и бесконечная марсоподобная текстура действительно отправляет зрителя в другой мир по мере того, как наступает хаос.
 

Желтый


Кадр из фильма «Отель Шевалье»Кадр из фильма «Отель Шевалье»

Отражающий счастье и покой (также как и ревность и предательство) желтый так же разнообразен, как и любой другой цвет. Уэс Андерсон, зарекомендовавший себя как мастер декораций и композиции, известен своим пристрастием к использованию желтого и красного цветов в своих фильмах. Кадр из короткометражного фильма «Отель Шевалье», приведенный выше, должен передавать спокойствие и умиротворенность.
 
Кадр из фильма «Бёрдмэн»Кадр из фильма «Бёрдмэн»

Пока персонаж Эммы Стоун унижает Майкла Китона в фильме «Бёрдмэн», практически каждый предмет в кадре наполнен желтыми оттенками — от ее волос до стула, стоящего рядом с ней. Эта броская «перегрузка» желтым передает нам чувство опасности, делает акцент на осуждении, показывает напористость героини. К концу этой эмоциональный взбучки Майкл Китон разорван на экзистенциальные куски, а комната усиливает ощущение его стыда и сконфуженности.

Желтый сам по себе настолько экстравагантен, что кадр, целиком составленный из желтых предметов, практически всегда будет являться высказыванием самого режиссера. Как это высказывание интерпретировать — решают уже сами зрители.
 

Зеленый

 
Кадр из фильма «Машинист»Кадр из фильма «Машинист»

В фильме «Машинист» обыденная и унылая ежедневная монотонность выставлена напоказ с помощью тусклых красок и безжизненных изображений. Зеленая тональность хорошо отображает обыденность. Этот прием можно увидеть и в «Матрице». Конечно, до красной пилюли.

Кадр из фильма «Гравитация»Кадр из фильма «Гравитация»

Зеленый также обладает силой вдыхать новую жизнь в персонажей и зрителей. Сочная зелень и насыщенные тона напоминают о выживании и новых началах. В конце фильма «Гравитация» Сандра Буллок выходит из воды, чтобы обнаружить покрытый буйной растительностью, яркий, наполненный кислородом пейзаж, знаменующий новую жизнь.
 

Синий

 
Кадр из фильма «Специальный полуночный выпуск»Кадр из фильма «Специальный полуночный выпуск»

«Специальный полуночный выпуск» — научно-фантастический фильм-погоня Джеффа Николса насквозь пронизан ощущением верности, преданности и детского восхищения. Главный герой уникален во всех смыслах этого слова и окрашен в синие тона с головы до пят. Синий цвет, часто связываемый со светлыми мыслями, отображает невинность и чистоту.

Кадр из фильма «Нефть»Кадр из фильма «Нефть»

Сцена, изображенная на кадре выше, бросается в глаза на фоне грязных, коричневатых и сухих оттенков фильма Пола Томаса Андерсона «Нефть». В этой тяжелой сцене главный герой сталкивается с суровой реальностью. Его одиночество буквально окружает его по мере того, как он осознает, что может рассчитывать исключительно на самого себя.
 
Кадр из фильмаКадр из фильма «Только Бог простит»

Отрешенность главного героя картины «Только Бог простит» растет по мере развития сюжета. Отделяя его от всеобъемлющего красного, который наполняет большую часть фильма, синий свет поглощает Райана Гослинга, изолируя его от реальности, рассудка и всех остальных персонажей фильма. Темная, незнакомая тональность (в данном случае — синяя), выделяющаяся на фоне всего остального фильма, является идеальным приемом для демонстрации отчужденности персонажа.
 

Фиолетовый

 
Кадр из фильма «Как поймать монстра»Кадр из фильма «Как поймать монстра»

Кстати о Райане Гослинге, его режиссерский дебют «Как поймать монстра» подарил нам одно из наиболее соблазнительных и притягательных появлений персонажа за последнее время. Эта обольстительница охвачена фиолетовым свечением, выставляющим напоказ ее чувственный силуэт и в то же время говорящим зрителю о ее таинственной природе. Двойственность и эксцентричность — именно эти характеристики часто ассоциируются с фиолетовым цветом. Обе эти темы постоянно фигурируют в фильме.
 
Кадр из фильма «Стражи Галактики»Кадр из фильма «Стражи Галактики»

Исключительное обаяние фиолетового цвета вовсю эксплуатировалось в фильме «Стражи Галактики», чьему примеру последовали и многие другие крупномасштабные блокбастеры. Фиолетовый цвет загадочен и необычен (подобно фиолетовому Камню Бесконечности — Макгаффину фильма), если использовать его с умом, он даст вам эффектные образы, которые надолго запомнятся зрителям.
 

Розовый


Кадр из фильма «Отель Гранд Будапешт»Кадр из фильма «Отель Гранд Будапешт»

Мягкий розовый оттенок, в который окрашена кондитерская в фильме Уэса Андерсона «Отель Гранд Будапешт», не так прост, как кажется. Невинная влюбленность двух персонажей, изображенных выше, получает развитие именно в этом кадре. В окружении розовых коробок их детская любовь расцветает. Игра Уэса Андерсона с цветами однозначно стоит того, чтобы обратить на нее внимание.

Кадр из фильма «Оно»Кадр из фильма «Оно»

В произведшем фурор фильме ужасов «Оно», мы знакомимся с главной героиней, которая облачается в розовый наряд в комнате, заполненной розовым. Решение таким образом украсить комнату и героиню предваряет то, что происходит в фильме далее. Розовый символизирует ее чистоту и невинность. После ужасающего поворота событий ее невинность потеряна — розовый наряд и освещение тоже исчезают.

Лиловый/пурпурный/алый/светло-розовый — все эти цвета можно связать романтикой, любовью и страстью. Хотя они несут в себе и другие значения, в общем понимании они рассматриваются именно так.

Кадр из фильма «Скотт Пилигрим против всех»Кадр из фильма «Скотт Пилигрим против всех»

Решения использовать или не использовать определенные цвета, которые вы принимаете в качестве создателя фильма, принадлежат вам и никому больше. Не существует правильного или неправильного способа передать грусть, счастье или страх. Но если верно использовать цвет, можно запустить основные эмоции зрителя, находящиеся на подсознательном уровне. Помните об универсальном правиле, касающемся любого этапа съемочного процесса: какой бы выбор вы не сделали, убедитесь в том, что он служит развитию сюжета и «цепляет» аудиторию.

Источник: premiumbeat.com.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также