Практика

Про телегу и лошадь: как нетерпение сценариста убивает персонажа

Есть много причин, из-за которых большинство сценариев никогда не будет завершено. Сегодня мы поговорим про еще одну — попытки продумать сюжет до того, как создан главный «строительный блок» истории

  • 18 августа 2016
  • 7814

 

Автор этого материала Тим Лонг (Tim Long) — сценарист, который занимается идеями проектов художественных фильмов на уровне студий, а также ранее участвовал в создании оригинальных сценариев совместно с оскароносными продюсерами. Его имя упоминается в числе шести лучших в США консультантов по вопросам написания сценариев, он преподает это искусство для магистров изящных искусств в университетах «высшей лиги». Также Лонг основал и возглавляет PARABLE — онлайновый интерактивный обучающий курс для сценаристов.
 
 

Все истории начинаются с начальной задумки: вспышки идеи, захватившей ваше воображение. Чего-то, что возбуждает вас и заставляет рычать. Этакая начальная вспышка творчества, вселяющая в уверенность, что из нее вырастет великая идея для фильма. Я помню одно из исследований Гарвардского университета, авторы которого зашли так далеко, что предположили, что новизна начальной задумки практически полностью определяет, насколько креативным получится результат.

Брэд Питт в роли Тайлера Дердена в фильме «Бойцовский клуб»Брэд Питт в роли Тайлера Дердена в фильме «Бойцовский клуб»

Начальная задумка может прийти во множестве разных форм. Это может быть интригующий характер — как темная сторона Тайлера Дернена в «Бойцовском клубе». Это может быть интересный предмет или событие, которое вас впечатлило — вроде движения за гражданские права под руководством доктора Мартина Лютера Кинга младшего в фильме «Сельма» или вдохновляющий активизм одной женщины, сыгранной в «Эрин Брокович».

Первоначальная задумка даже может быть простым «что если», пришедшим прямиком из вашего воображения. Что если серийный убийца использует список семи смертных грехов в качестве своего modus operandi? Многие уже догадались, что этот «что если» более известен как «Семь» Дэвида Финчера.

Неважно, как она к вам приходит, важно понять психологическое воздействие, которое оказывает начальная задумка на весь творческий процесс. Наличие связи вдохновения с основной сюжетной линией имеет решающее значение для развития истории целиком.
 

Но имейте в виду: это также то, что может привести историю к полному краху, убив в процессе вашего героя.


Почему? Потому что это движущая сила того, почему вы хотите рассказать именно эту историю. Потому что это обеспечивает импульс, который будет поддерживать вас на протяжении всего длительного процесса разработки и написания полнометражного сценария. Но имейте в виду: это также то, что может привести историю к полному краху, убив в процессе вашего героя.

Дэвид Ойелоуо в роли доктора Мартина Лютера Кинга младшего в фильме «Сельма»Дэвид Ойелоуо в роли доктора Мартина Лютера Кинга младшего в фильме «Сельма»
 

Ловушки начальной задумки


Преподавая написание сценариев вот уже почти двадцать лет, профессионально проконсультировав авторов больше пяти сотен историй, я могу сказать, что часто вижу распространенную ошибку писателей, которые настолько вдохновляются начальной задумкой, что сразу вскакивают и начинают продумывать сюжет.

А для начала не мешает остановиться, чтобы определиться с самым важным строительным блоком сценария — героем. Герой является описательным краеугольным камнем при составлении сценария с эмоциональным резонансом, который увлечет зрителя.

С места в карьер продумывать сюжет — все равно, что запрыгивать в машину на ходу, чтобы лететь к чему-то классному и захватывающему… только не иметь ни малейшего представления о том, куда вы собираетесь и как туда попасть.
 
Людям свойственно думать вертикально, так что выстраивание последовательности и наведение порядка является для нас чем-то естественным.

Это не имеет никакого смысла, так почему сценаристы так делают? По двум причинам.

Во-первых, потому что продумывание сюжета является одной из наиболее творчески будоражащих частей процесса создания истории. Это то, что заставляет адреналин бурлить. Плюс это еще и очень весело. Во-вторых, людям свойственно думать вертикально, так что выстраивание последовательности и наведение порядка (или продумывание сюжета) является для нас чем-то естественным.

Подумайте вот о чем: если человек ночью смотрит на звезды, первое, чем займется его мозг — поиск форм и узоров внутри этой россыпи. Мозг пытается интуитивно построить из хаоса порядок. Это называется «перейдолия» — когда ум воспринимает знакомую картинку там, где ее на самом деле нет. Это свойство «встроено» в человечество.

Джулия Робертс в роли Эрин Брокович в фильме «Эрин Брокович»Джулия Робертс в роли Эрин Брокович в фильме «Эрин Брокович»
 

Почему нельзя торопиться с сюжетом


Этот естественный инстинкт: взяться и мгновенно создать порядок, продумывая сюжет сценария, заканчивается тем, что в истории будут присутствовать все виды того, что я называю «повествовательные нежелательные последствия».

Кадр из фильма «Семь»Кадр из фильма «Семь»

Наиболее заметно это, конечно, когда мы в конечном итоге остаемся с неубедительными персонажами — переоцененными и лишенными достоверности. Они становятся избитыми образами, просто инструментами, обслуживающими наш сюжет. Вместо людей мы получаем шахматные фигуры, перемещающиеся по доске истории с единой задачей — достичь конечной точки сюжета. От этого просто опускаются руки, хочется поскорее «прекратить мучения» сценария.
Разработка сюжета раньше, чем персонажа — самая главная причина того, что у нас больше незаконченных сценариев, чем законченных

Не говоря уже о том, что ставя телегу (сюжет) впереди лошади (персонажа), мы часто теряем последние следы связи вдохновения (начальной задумкой) с основной сюжетной линией, с которой начинали!

Это главная причина, по которой у нас больше незавершенных сценариев, чем законченных. Больше черновиков, ни разу не увидевших свет дня, чем историй, перешедших на следующий этап. 

Так что, как только у вас есть начальная задумка, и вы начинаете разрабатывать вашу историю… остановитесь! Сопротивляйтесь желанию вскочить и срочно писать сюжетную линию. Боритесь с желанием немедленно начать работать над сюжетом. Вместо этого продумайте и опишите важнейший строительный блок всех успешных историй: персонажей. Поступая так, вы сможете лучше проработать сюжет, создав сценарий с эмоциональным резонансом, который увлечет зрителя.

Источник: nofilmschool.com

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Сам себе каскадер: 10 актеров, самостоятельно выполняющих трюки

Том Круз продолжает удивлять исполнением трюков в новом фильме «Миссия: невыполнима», а мы вспоминаем десяток отчаянных актеров, предпочитающих обходиться без каскадеров: от Бастера Китона до Джеки Чана

  • 11 августа
  • 3414
Практика

10 актерских советов Роберта Де Ниро

Публикуем порцию творческих советов, нажитых на собственном опыте великим Робертом Де Ниро, которому сегодня исполняется 75 лет: о подготовке, ограничениях, умении слушать и не беспокоиться о славе.  Рекомендации, кстати, применимы не только в актерской практике

  • 17 августа
  • 3132
Слова

«Попросите драматического актера сделать то, что делает Джим Керри. Ничего не получится»

Сценарист, режиссер и продюсер Пол Лазарус (сериалы «Друзья», «Она написала убийство», «Дурнушка» и другие) в рамках тренинга в МШК поделился с нами секретами кухни американских сериалов, мыслями, почему комедия — самый трудный киножанр, и способами работы с актерами

  • 10 августа
  • 2464
Практика

Как диалог сделать визуально интересным

Правильно выстроенная мизансцена может превратить скучный разговор в динамичный и эмоциональный эпизод. Но что для этого нужно?

  • 9 августа
  • 2155
Практика

Как это снято: «Последнее искушение Христа»

На фоне волны дел об оскорблении чувств верующих очень кстати пришелся юбилей «Последнего искушения Христа», самого скандального фильма на библейский сюжет. Чем примечательна картина, помимо возмущенной реакции на нее: гуманизация образа Христа, Израиль в Марокко, съемки в «аварийном режиме» и эмбиент

  • 13 августа
  • 1688
Практика

Художник по костюмам. Работа над эскизами

Необходимо ли художнику по костюмам рисовать эскизы, и если да, то какие? Требуют ли этого продюсеры и режиссеры? 

  • 12 августа
  • 1677
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее