Практика

Про телегу и лошадь: как нетерпение сценариста убивает персонажа

Есть много причин, из-за которых большинство сценариев никогда не будет завершено. Сегодня мы поговорим про еще одну — попытки продумать сюжет до того, как создан главный «строительный блок» истории

  • 18 августа 2016
  • 7506

 

Автор этого материала Тим Лонг (Tim Long) — сценарист, который занимается идеями проектов художественных фильмов на уровне студий, а также ранее участвовал в создании оригинальных сценариев совместно с оскароносными продюсерами. Его имя упоминается в числе шести лучших в США консультантов по вопросам написания сценариев, он преподает это искусство для магистров изящных искусств в университетах «высшей лиги». Также Лонг основал и возглавляет PARABLE — онлайновый интерактивный обучающий курс для сценаристов.
 
 

Все истории начинаются с начальной задумки: вспышки идеи, захватившей ваше воображение. Чего-то, что возбуждает вас и заставляет рычать. Этакая начальная вспышка творчества, вселяющая в уверенность, что из нее вырастет великая идея для фильма. Я помню одно из исследований Гарвардского университета, авторы которого зашли так далеко, что предположили, что новизна начальной задумки практически полностью определяет, насколько креативным получится результат.

Брэд Питт в роли Тайлера Дердена в фильме «Бойцовский клуб»Брэд Питт в роли Тайлера Дердена в фильме «Бойцовский клуб»

Начальная задумка может прийти во множестве разных форм. Это может быть интригующий характер — как темная сторона Тайлера Дернена в «Бойцовском клубе». Это может быть интересный предмет или событие, которое вас впечатлило — вроде движения за гражданские права под руководством доктора Мартина Лютера Кинга младшего в фильме «Сельма» или вдохновляющий активизм одной женщины, сыгранной в «Эрин Брокович».

Первоначальная задумка даже может быть простым «что если», пришедшим прямиком из вашего воображения. Что если серийный убийца использует список семи смертных грехов в качестве своего modus operandi? Многие уже догадались, что этот «что если» более известен как «Семь» Дэвида Финчера.

Неважно, как она к вам приходит, важно понять психологическое воздействие, которое оказывает начальная задумка на весь творческий процесс. Наличие связи вдохновения с основной сюжетной линией имеет решающее значение для развития истории целиком.
 

Но имейте в виду: это также то, что может привести историю к полному краху, убив в процессе вашего героя.


Почему? Потому что это движущая сила того, почему вы хотите рассказать именно эту историю. Потому что это обеспечивает импульс, который будет поддерживать вас на протяжении всего длительного процесса разработки и написания полнометражного сценария. Но имейте в виду: это также то, что может привести историю к полному краху, убив в процессе вашего героя.

Дэвид Ойелоуо в роли доктора Мартина Лютера Кинга младшего в фильме «Сельма»Дэвид Ойелоуо в роли доктора Мартина Лютера Кинга младшего в фильме «Сельма»
 

Ловушки начальной задумки


Преподавая написание сценариев вот уже почти двадцать лет, профессионально проконсультировав авторов больше пяти сотен историй, я могу сказать, что часто вижу распространенную ошибку писателей, которые настолько вдохновляются начальной задумкой, что сразу вскакивают и начинают продумывать сюжет.

А для начала не мешает остановиться, чтобы определиться с самым важным строительным блоком сценария — героем. Герой является описательным краеугольным камнем при составлении сценария с эмоциональным резонансом, который увлечет зрителя.

С места в карьер продумывать сюжет — все равно, что запрыгивать в машину на ходу, чтобы лететь к чему-то классному и захватывающему… только не иметь ни малейшего представления о том, куда вы собираетесь и как туда попасть.
 
Людям свойственно думать вертикально, так что выстраивание последовательности и наведение порядка является для нас чем-то естественным.

Это не имеет никакого смысла, так почему сценаристы так делают? По двум причинам.

Во-первых, потому что продумывание сюжета является одной из наиболее творчески будоражащих частей процесса создания истории. Это то, что заставляет адреналин бурлить. Плюс это еще и очень весело. Во-вторых, людям свойственно думать вертикально, так что выстраивание последовательности и наведение порядка (или продумывание сюжета) является для нас чем-то естественным.

Подумайте вот о чем: если человек ночью смотрит на звезды, первое, чем займется его мозг — поиск форм и узоров внутри этой россыпи. Мозг пытается интуитивно построить из хаоса порядок. Это называется «перейдолия» — когда ум воспринимает знакомую картинку там, где ее на самом деле нет. Это свойство «встроено» в человечество.

Джулия Робертс в роли Эрин Брокович в фильме «Эрин Брокович»Джулия Робертс в роли Эрин Брокович в фильме «Эрин Брокович»
 

Почему нельзя торопиться с сюжетом


Этот естественный инстинкт: взяться и мгновенно создать порядок, продумывая сюжет сценария, заканчивается тем, что в истории будут присутствовать все виды того, что я называю «повествовательные нежелательные последствия».

Кадр из фильма «Семь»Кадр из фильма «Семь»

Наиболее заметно это, конечно, когда мы в конечном итоге остаемся с неубедительными персонажами — переоцененными и лишенными достоверности. Они становятся избитыми образами, просто инструментами, обслуживающими наш сюжет. Вместо людей мы получаем шахматные фигуры, перемещающиеся по доске истории с единой задачей — достичь конечной точки сюжета. От этого просто опускаются руки, хочется поскорее «прекратить мучения» сценария.
Разработка сюжета раньше, чем персонажа — самая главная причина того, что у нас больше незаконченных сценариев, чем законченных

Не говоря уже о том, что ставя телегу (сюжет) впереди лошади (персонажа), мы часто теряем последние следы связи вдохновения (начальной задумкой) с основной сюжетной линией, с которой начинали!

Это главная причина, по которой у нас больше незавершенных сценариев, чем законченных. Больше черновиков, ни разу не увидевших свет дня, чем историй, перешедших на следующий этап. 

Так что, как только у вас есть начальная задумка, и вы начинаете разрабатывать вашу историю… остановитесь! Сопротивляйтесь желанию вскочить и срочно писать сюжетную линию. Боритесь с желанием немедленно начать работать над сюжетом. Вместо этого продумайте и опишите важнейший строительный блок всех успешных историй: персонажей. Поступая так, вы сможете лучше проработать сюжет, создав сценарий с эмоциональным резонансом, который увлечет зрителя.

Источник: nofilmschool.com

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

Ватные шарики, пищевая пленка и беззастенчивый композитинг: оператор Тристан Оливер об «Острове собак»

Почему в новом фильме Уэса Андерсона так много кадров с хромакеем, что собой представлял обычный съемочный день и как анимировать пыль и воду — подробный рассказ с разбором отдельных кадров

  • 13 мая
  • 3956
Слова

Что читать оператору: советы профессионалов

Нильсен и Да Винчи, Дыко и Медынский, журнал American Cinematographer и сборники Camerimage: российские операторы-постановщики о самых полезных книгах в профессии

  • 16 мая
  • 3699
Слова

«Искусство нельзя делать технически — это не сантехника»

Как сделать свое кино группой из двух человек, с бюджетом ноль рублей, имея только фотоаппарат и смартфон, но при этом попасть в основной конкурс ММКФ — рассказывает актриса и певица Ян Гэ на примере своего яркого режиссерского дебюта «Ню»

  • 14 мая
  • 3018
Практика

Как яркие участки кадра выдают «цифровое» изображение и можно ли с этим справиться 

Как яркие участки изображение влияют на его кинематографичность: режиссер, оператор и основатель студии Creative Rebellion — о неочевидных способах выдать цифровые кадры за пленочные

  • 15 мая
  • 2861
Практика

На какие камеры снимали фильмы 71-го Каннского кинофестиваля: конкурсные ленты

Лучшие мировые операторы рассказывают, как они создавали визуальный стиль фильмов, которые попали в этом году в Канны

  • 18 мая
  • 2538
Практика

«Бонни: русский рекорд на соляном озере»: как снять документальный фильм и попасть на Discovery 

Canon 5D Mark III, запрет на съемку в США и судьбоносный репост в Facebook: руководитель продакшена ScriptShotSound и режиссер фильма «Бонни: русский рекорд на соляном озере» Дмитрий Бобров – о создании картины и взаимодействии с телеканалом Discovery Channel

  • 14 мая
  • 2444
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее