tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Слова

«Желающий работать в кино должен приготовиться к преодолению препятствий»

Сценарист Александр Молчанов о первой в России онлайн-киношколе, перспективах образования в Сети и борьбе с прокрастинацией

В январе 2015 года начнут работу мастерские первой российской онлайн-киношколы. О том, как будет организован образовательный процесс, кто и как будет преподавать, и что ждет студентов по окончании обучения, в интервью tvkinoradio.ru рассказал создатель школы сценарист и драматург Александр Молчанов.


 
- Как вы пришли к идее создания киношколы, причем в онлайн формате?

- Для меня это этап большого пути. Мое первое образование – педагогическое, я окончил Вологодский государственный педагогический университет. Хотел стать писателем, преподаванием заниматься не собирался, но когда на третьем курсе попал в школу, то понял, что мне это интересно. Потом, правда, я перешел в журналистику. В 30 лет решил, что буду сценаристом, а еще через два года понял, что надо получать системное образование. Смешно, что я думал, что на курсе во ВГИКе буду самым старшим. Ничего подобного – я оказался чуть ли не самым молодым (смеется). Затем в какой-то момент я устроил в ЖЖ бесплатный курс на 7 месяцев по сценарному мастерству. Его читало 1,5 тысячи человек, около 100 из которых выполняли задания.

По итогам курса я собрал книгу «Букварь сценариста» и окончательно убедился, что мне очень интересна именно кинопедагогика. Тогда я начал преподавать в разных киношколах, чтобы посмотреть, как устроено кинообразование в России – ВГИК, Мастерская Бориса Юхананова, Cinemotion, Московская школа кино. Плюс сделал свою сценарную мастерскую, бесплатную. Для меня эта была наработка опыта во взаимодействии с людьми, в составлении учебных программ, формулировании заданий и так далее. Да, и вдобавок я поучился в американском университете UCLA на заочном отделении, в онлайн режиме. Так я понял, что в XXI веке странно привязываться к определенному месту. В итоге, посмотрев, как, что, где устроено, я решил сделать свой проект.


 
- И все-таки столь масштабный проект как киношкола в режиме онлайн для России в новинку. Как думаете, дистанция, которая существует при общении в Сети, не будет мешать обучению?

- Контакт с преподавателем, конечно, важен. У человека должно быть ощущение и понимание, что он общается не с бездушной машиной. Поэтому я каждому обеспечиваю индивидуальный подход. Какую-то возможную дистанцию я думаю, мы преодолеем. Я вообще считаю, что общение онлайн вполне естественно. Тем более что механизмы взаимодействия в Сети постоянно развиваются и со временем станут еще более эффективными. Ну вот смотрите, в начале XX века в университетах были отделения электричества, единственные где работало электричество и где оно изучалось.

Спустя сто лет не просто нет ни одного университета без электричества, места в мире нет ни одного без электролампочки. Также через 10-20 лет большая часть вообще всего будет происходить онлайн. Уже сейчас видно, что границы проходят не столько между странами, сколько между Facebook и Twitter (смеется). Пользователь Facebook больше отличается от пользователя Twitter, чем, скажем, датчанин от шведа. Или вот стандартная ситуация – у меня куча друзей по всему миру, с которыми я никогда не виделся, но при этом я не знаю, как зовут мою соседку. Выходит, онлайн-формат не обязательно представляет в этом плане какую-либо проблему.
 

- В чем помимо онлайн-режима состоит особенность и привлекательность вашей школы по сравнению с другими?

- Скажем так, в нынешней ситуации, я на самом деле считаю, что все-таки лучше учиться очно, потому что пока технологии онлайн-образования не превзошли традиционные. Если человек имеет возможность потратить 2 года жизни на то, чтобы ходить в киношколу, пусть идет. Если у человека есть 5 лет, то лучше и вовсе поступить во ВГИК. Мы же предлагаем шанс для тех людей, которые или не имеют времени, или не живут в Москве, или не могут выйти из дома, например, женщина с двумя детьми.

В целом, мы обеспечиваем базовые вещи, которые человек хочет получить от кинообразования. Во-первых, престиж. Тот факт, что ты окончил киношколу, меняет отношение к тебе. Во-вторых, вместе с образованием важно обрасти связями. Кино – закрытая структура, в которую нужно найти дверь. Думаю, мы сможем с этим помочь. Если все пойдет как надо, мы сделаем отдел, который будет заниматься трудоустройством. Продюсеры, когда им будут необходимы люди, будут знать, к кому обратиться, чтобы он порекомендовал подходящего студента или выпускника. В-третьих, практика. Мне кажется, что не должно быть какого-то огромного количества лекций и постоянного просмотра фильмов.

Установка на то, что человек, работающий в киноиндустрии, должен прочитать две тысячи книг и посмотреть две тысячи фильмов – это прокрастинация. На самом деле человеку достаточно прочитать одну книгу и посмотреть один фильм, чтобы понять, как они устроены. Шекспир не видел ни одного фильма, однако написал 36 сценариев, которые каждый год экранизируются. Выходит, в традиционной системе образования что-то не то. Вот говорят: «Смотрите фильмы, читайте книги». Нет! Сидите и пишите. В моем трехмесячном курсе теории будет 12 страниц, по одной страничке на занятие. Все остальное – практика.

 

- А если подробней, в чем будет состоять практика? Какие знания, навыки человек благодаря ней приобретет?

- Понимаете, здесь сложно придумать что-то новое. Если говорить о сценаристах, то есть определенный стандарт, что должен человек научиться писать за время обучения. Наша годовая программа соответствует двухлетней программе дополнительного профессионального образования во ВГИКе или МШК. В этой программе отсечено все лишнее, оставлено только то, что действительно нужно. Например, первые три месяца – это короткий метр. С первого же занятия мы начинаем писать: сцена без звука, немой этюд; затем диалог, звуковой этюд; потом короткий метр; экранизация рассказа; наконец, киноновелла. Пять текстов за три месяца. Что происходит за это время? Прежде всего, снимается страх написания, у человека входит в привычку каждый день садиться и писать. Это очень важный навык, особенно если ты работаешь на длинную дистанцию, допустим, в одно лицо пишешь 16 серий, как роман. При этом надо еще уметь сохранять качество. Роман может потерпеть несколько скучных страниц, кино – не может терпеть ни одной скучной сцены.

Кроме того, когда человек только начинает, он неизбежно пишет плохо, не бывает так, что сразу рождается гениальный сценарий. Задача киношколы в этом смысле принять на себя вал плохих текстов. Можно взять дерево, выдолбить его внутри и сделать лодку. Так же в принципе любой может взять и написать сценарий, по которому толковый режиссер что-то такое снимет. Но чайный клипер вы без определенных знаний не построите. А, между прочим, современный среднестатистический голливудский фильм по сложности устроен и вовсе как космический корабль. На одном таланте и трудолюбии вы такое не создадите. Обучение – это строительство лодочек и лодок, которые будут тонуть. Но без этого опыта не построить настоящий корабль. По итогам года практики весь спектр необходимых навыков человек у нас получит. Он сможет писать короткий метр, экранизацию, сериал, полный метр.
 

- По-традиции наверняка найдутся люди с горящими глазами, которые исчезнут после пары недель занятий. Какой у вас принцип отсева желающих?  



- Очень простой механизм. Мы будем принимать всех. Если народа окажется много, то мы просто сделаем две мастерских. А люди, которые не будут выполнять задания, будут отсекаться просто – они не смогут идти дальше. С одной стороны, это дисциплинирует, с другой – позволит держать достаточно высокий уровень.
А по поводу людей с горящими глазами. Про нас на днях написала Алена Владимирская, естественно сразу откликнулось сорок человек, которым я подробно объяснил, что надо сделать, чтобы стать нашим студентом. В итоге из сорока заявку подал один. Меня это устраивает. Тем более что я понял одну вещь – не надо никому ничего объяснять, надо просто сразу давать задание. Если человек сделает и справится, значит, это наш человек. Желающий работать в кино должен приготовиться к преодолению препятствий, а не ждать, что за него все будут разжевывать. Мы будем ставить перед людьми эти препятствия, и будем делать их все более сложными и изощренными, но тем самым научим их преодолевать.
 

- Поскольку взаимодействие с учениками будет происходить онлайн, как будут формироваться графики занятий?

- Будет установлена система дедлайнов. Если студент живет в другом часовом поясе, конечно, странно будет ему выходить в эфир, скажем, в три часа ночи, чтобы встретиться с преподавателем. Поэтому отладим систему рассинхронизации. Будет выкладываться задание, назначаться дедлайн по московскому времени и каждый будет знать, сколько времени у него осталось на работу. Технически это будет выглядеть как форум, плюс несколько деталей.
 

- Расскажите о ваших мастерских. Кто будет преподавать и почему именно они?

- Сейчас у нас две мастерских: сценарная и режиссерская. С 1-го апреля будем запускать еще одну мастерскую, руководителя которой я объявлю позже. Ну и подумываем еще о двух мастерских, о них я тоже пока не могу говорить. Преподаватели у нас будут самые лучшие. Поясню. Если вы смотрели фильм «Человек, который изменил все», то помните, что речь там идет о герое, который установил следующую закономерность: самыми знаменитыми бейсболистами становятся не самые лучшие. В итоге из игроков, у которых была лучшая статистика, но которые при этом не ценились на рынке, он собрал суперкоманду. Так же делаю и я. Я собираю людей, которые, на мой взгляд, лучшие, но рынком недооценены. Арсений Гончуков, руководитель нашей режиссерской мастерской – это новый Герман. Через пять лет он будет главным российским режиссером. Он же прет как танк. Его «Сын»  – это кино, которое совершенно спокойно могло бы пойти на «Золотую пальмовую ветвь». Потенциал преподавателя я в нем вижу очень большой, а его ученики, я в этом уверен, будут определять будущее нашего кино. То же самое с другими преподавателями – они недооценены, но их потенциал очень высокий.
 

- В описании киношколы говорится о «контроле качества». Как он будет осуществляться?

- Смотрите, я считаю, что если берешь у людей за что-то деньги, то необходимо контролировать уровень качества. Первый год отслеживать все процессы буду я лично. В дальнейшем, если мы разрастемся, контролировать качество будет отдельный человек. Всю информацию, которую мы даем студентам, можно получить бесплатно. Надо лишь зайти в Интернет, заказать на Amazon 200 учебников, прочитать их – не проблема. Но мы уже сделали это за вас, мы знаем, что хорошее, что плохое в этих учебниках. Собственно в этом и есть уникальность нашего предложения и в этом заключается критерий качества – даем только то, что действительно нужно и убираем все лишнее.
 

- Напоследок вопрос о вашем «Букваре сценариста», 2-ое издание которого готовится в данный момент. Почему возникла необходимость переиздания и что нового будет в книге?



- Это «Эксмо» в начале лета предложили мне переиздание. Хорошее предложение, учитывая, что первоначально «Букварь» издавался ограниченным тиражом и распространялся чуть ли не по секретным точкам. Книга писалась 5 лет назад под определенные задачи. Литературы в то время никакой не было, кроме Червинского, Митты и, кажется, Макки. Меня все это совершенно не устраивало. Я считал своим долгом сделать учебник для самого-самого начального уровня, и сделал его. Сейчас прошло время, потребность в такой книге не стала меньше, но я какие-то вещи переосмыслил, что-то лучше изучил, сформировал свое мнение по поводу структуры и всех остальных вещей. В новом издании я эти свои новые взгляды изложил, в том числе добавил четыре главы, два приложения, заметки о сценарном мастерстве.

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так со «Спутником»: не тот «чужой», не тот прокат, не тот герой, не те детали

Мы удивились, что даже спустя месяц после выхода на стриминговых платформах блокбастер «Спутник» до сих пор смотрят и обсуждают. Почему так происходит и в чем секрет успеха картины, прикидывающейся фантастикой, а на деле являющейся драмой про всех нас вне зависимости от времени?

25 мая 8662
Обзоры

Главные сериалы лета 2020

Пандемия не остановила производство сериалов. Мы решили сосредоточиться на тех, которые сами хотим посмотреть (или уже посмотрели) и соответственно, вам рекомендуем. Максимально коротко

1 июня 3619
Практика

Приемы: Общий план

Общий план — один из старейших и самых очевидных киноприемов, с которым все не так просто. Разбираемся в его разновидностях, смыслах и особенностях использования

27 мая 2428
Слова

Илья Аксенов: «Сериал „Мир! Дружба! Жвачка!“ набирал обороты, чтобы потом ударить по зрителю обухом»

На ТНТ идут премьерные эпизоды сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», посвященного «лихим 90-ым». Поговорили с режиссером Ильей Аксеновым о разнице между фильмами для сервиса Premier и их телеверсиями, что такое универсальная драма и как корректно снимать то, что было в твоем детстве

26 мая 1782
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее