Правила профессии

Правила сценариста Юрия Короткова

Сценарист «Страны глухих», «9 роты» и «Стиляг», куратор факультета «Сценарное мастерство» академии Wordshop о важных принципах работы кинодраматурга: умении слушать, здоровом бесстыдстве и поиске единомышленников

  • 15 августа 2016
  • 5141
Павел Орлов

1. Смотреть кино


Нужно смотреть как можно больше фильмов. И хороших, и плохих. Чтобы понимать, как делается кино. Но что еще важнее — чтобы понять, чем отличается киношная, визуальная история от прозаической или устной. Понимание этого — основа профессии.

 

2. Читать


Правило, общее для всех пишущих людей, — надо много читать. Если человек пишет, но у него нет элементарной литературной грамотности, это профнепригодность. Что бы ни писали в многочисленных учебниках, сценарий — это все-таки литература, и он требует литературной грамотности. А она нарабатывается только чтением.

 

3. Уметь слушать


Умение слушать — навык номер один для любого сценариста. Хороший сценарист — это упырь, который питается чужой кровью. То есть он испытывает интерес не только к себе любимому, но и к окружающему миру. У меня многие сценарии так и родились: из случайных знакомств, услышанных рассказов, эпизодиков, фраз. Это черпаешь, а потом додумываешь следующую сцену, предысторию, и вот уже пошла работа над сценарием. Я до сих пор принципиально езжу общественным транспортом, потому что там столько всего услышишь и увидишь! Люди даже не понимают, насколько в их лицах и в их речи видны их судьбы. Кино вокруг нас. Прогулявшись по Москве, можно увидеть десяток завязок для фильма. Сценариста отличает от других людей то, что он умеет эти завязки вычленить.

 

4. Быть готовым к трудностям


Это правило, пожалуй, подходит для любого человека творческой профессии. Нужно быть готовым пережить нищету на начальном этапе. Не отступаться, не уходить в работу, противоречащую сценаристике. Пробиться в кинобизнес достаточно сложно и удается далеко не каждому. Но любая попытка — это не потерянное время. Это, во-первых, опыт, а во-вторых — если не попробовать реализовать свою мечту, то это грузом будет тянуться за тобой всю жизнь.

 

5. …а также к неудачам


В любой профессии есть какое-то количество брака. Даже у хирургов, к сожалению. Я не знаю ни одного сценариста, по работам которого были бы сняты только замечательные фильмы. Даже у Юрия Арабова есть картины, о которых ему лучше не напоминать. Но он просто пишет и пишет дальше.

 

6. Быть бесстыжим


Сценарист должен быть абсолютно бесстыжим. Если вам нужна история, характеры, вы не должны бояться влезать туда, куда вас, возможно, не хотят пускать — в душу или в компанию. Общайтесь, особенно с девушками. Именно через них возникают многие истории.

 

7. Непрерывно придумывать истории


Как сказал один из наших классиков: «Писателем меня сделала больница». Я в детстве был очень болезненным ребенком, месяца по три ежегодно лежал в больнице. Поэтому, во-первых, много читал, а во-вторых, придумывал себе жизнь. В какой-то момент я стал замечать, что, например, гуляя, не помню, куда иду и откуда. А происходило так потому, что я про себя проигрывал какую-то историю. Это продолжается и до сих пор. Такая привычка воспроизводить в мыслях варианты развития отношений между людьми должна быть у каждого сценариста.

 

8. Помнить, что сценарист — не режиссер


Сценарист и режиссер — это не ступеньки одной лестницы, это разные лестницы. Совершенно разные взгляды на мир. Сценарист мыслит историей, а режиссер — картинкой. Поэтому если вы хотите именно снимать кино, идите учиться на режиссуру. Желательно при этом не писать самому. Когда сценарист сам пишет и сам снимает, или когда режиссер пишет сам для себя — это, на мой взгляд, ошибка.

 

9. Идти на компромиссы


Кино — это коллективная, командная работа. Поэтому оно предполагает жертвование собственными амбициями. Если хочешь пожинать лавры — иди сам снимай, или пиши прозу. Во всех спорных вопросах надо быть терпеливыми и стараться найти компромисс.

 

10. Искать единомышленников


Еще раз о том, что кино — это командная работа. Я стараюсь строить обучение не на изучении догм и схем, которые по большому счету можно выучить за пятнадцать минут. Я стараюсь приучить студентов к коллективной работе, к общему мозговому штурму. Если вы хотите писать — у вас должна быть компания единомышленников. Если у вас нет «питательной среды», вы обречены.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 6952
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 6812
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 5641
Практика

5 базовых композиционных правил и как их нарушить

В кинематографе есть множество правил, касающихся построения кадра: кадрирование на уровне глаз и правило третей — лишь одни из них. Но их можно (и нужно) нарушать

  • 10 декабря
  • 4912
Практика

Творческий подход к освещению, или как передать эмоции с помощью стеклянных банок

Канадский оператор Мэтт Бендо вспоминает съемки рекламного ролика, где он пропускал свет через стеклянные банки, чтобы добиться интересного эффекта в повествовании

  • 2 декабря
  • 4822
Обзоры

Базовые составляющие глубины изображения

Общая глубина изображения — это не только небольшая глубина резкости. Существует еще множество способов сделать изображение объемным. О них рассказывает режиссер, монтажер, оператор Таннер Шинник

  • 3 декабря
  • 4212
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее