Правила профессии

Правила сценариста Юрия Короткова

Сценарист «Страны глухих», «9 роты» и «Стиляг», куратор факультета «Сценарное мастерство» академии Wordshop о важных принципах работы кинодраматурга: умении слушать, здоровом бесстыдстве и поиске единомышленников

  • 15 августа 2016
  • 5398
Павел Орлов

1. Смотреть кино


Нужно смотреть как можно больше фильмов. И хороших, и плохих. Чтобы понимать, как делается кино. Но что еще важнее — чтобы понять, чем отличается киношная, визуальная история от прозаической или устной. Понимание этого — основа профессии.

 

2. Читать


Правило, общее для всех пишущих людей, — надо много читать. Если человек пишет, но у него нет элементарной литературной грамотности, это профнепригодность. Что бы ни писали в многочисленных учебниках, сценарий — это все-таки литература, и он требует литературной грамотности. А она нарабатывается только чтением.

 

3. Уметь слушать


Умение слушать — навык номер один для любого сценариста. Хороший сценарист — это упырь, который питается чужой кровью. То есть он испытывает интерес не только к себе любимому, но и к окружающему миру. У меня многие сценарии так и родились: из случайных знакомств, услышанных рассказов, эпизодиков, фраз. Это черпаешь, а потом додумываешь следующую сцену, предысторию, и вот уже пошла работа над сценарием. Я до сих пор принципиально езжу общественным транспортом, потому что там столько всего услышишь и увидишь! Люди даже не понимают, насколько в их лицах и в их речи видны их судьбы. Кино вокруг нас. Прогулявшись по Москве, можно увидеть десяток завязок для фильма. Сценариста отличает от других людей то, что он умеет эти завязки вычленить.

 

4. Быть готовым к трудностям


Это правило, пожалуй, подходит для любого человека творческой профессии. Нужно быть готовым пережить нищету на начальном этапе. Не отступаться, не уходить в работу, противоречащую сценаристике. Пробиться в кинобизнес достаточно сложно и удается далеко не каждому. Но любая попытка — это не потерянное время. Это, во-первых, опыт, а во-вторых — если не попробовать реализовать свою мечту, то это грузом будет тянуться за тобой всю жизнь.

 

5. …а также к неудачам


В любой профессии есть какое-то количество брака. Даже у хирургов, к сожалению. Я не знаю ни одного сценариста, по работам которого были бы сняты только замечательные фильмы. Даже у Юрия Арабова есть картины, о которых ему лучше не напоминать. Но он просто пишет и пишет дальше.

 

6. Быть бесстыжим


Сценарист должен быть абсолютно бесстыжим. Если вам нужна история, характеры, вы не должны бояться влезать туда, куда вас, возможно, не хотят пускать — в душу или в компанию. Общайтесь, особенно с девушками. Именно через них возникают многие истории.

 

7. Непрерывно придумывать истории


Как сказал один из наших классиков: «Писателем меня сделала больница». Я в детстве был очень болезненным ребенком, месяца по три ежегодно лежал в больнице. Поэтому, во-первых, много читал, а во-вторых, придумывал себе жизнь. В какой-то момент я стал замечать, что, например, гуляя, не помню, куда иду и откуда. А происходило так потому, что я про себя проигрывал какую-то историю. Это продолжается и до сих пор. Такая привычка воспроизводить в мыслях варианты развития отношений между людьми должна быть у каждого сценариста.

 

8. Помнить, что сценарист — не режиссер


Сценарист и режиссер — это не ступеньки одной лестницы, это разные лестницы. Совершенно разные взгляды на мир. Сценарист мыслит историей, а режиссер — картинкой. Поэтому если вы хотите именно снимать кино, идите учиться на режиссуру. Желательно при этом не писать самому. Когда сценарист сам пишет и сам снимает, или когда режиссер пишет сам для себя — это, на мой взгляд, ошибка.

 

9. Идти на компромиссы


Кино — это коллективная, командная работа. Поэтому оно предполагает жертвование собственными амбициями. Если хочешь пожинать лавры — иди сам снимай, или пиши прозу. Во всех спорных вопросах надо быть терпеливыми и стараться найти компромисс.

 

10. Искать единомышленников


Еще раз о том, что кино — это командная работа. Я стараюсь строить обучение не на изучении догм и схем, которые по большому счету можно выучить за пятнадцать минут. Я стараюсь приучить студентов к коллективной работе, к общему мозговому штурму. Если вы хотите писать — у вас должна быть компания единомышленников. Если у вас нет «питательной среды», вы обречены.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

15 фильмов 72-го Каннского кинофестиваля: Тарантино, Джармуш, Рефн и Балагов

С 14 по 25 мая на Лазурном берегу вновь проходит Каннский кинофестиваль. Мы выделили полтора десятка самых любоптных и многообещающих новинок мирового авторского кино

  • 13 мая
  • 3093
Практика

Чем занимается режиссер

Почему чем меньше видно режиссера, тем лучше? Зачем постановщику лезть во все этапы кинопроизводства? Что такое творческий замысел и сколько нужно потратить времени и сил для его воплощения? И зачем тут сравнение с дирижером оркестра?

  • 14 мая
  • 2560
Практика

Как это снято: «Апокалипсис сегодня»

40 лет назад на Каннском кинофестивале одержала победу психоделическая антивоенная эпопея Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня». Лента вошла в историю кино как благодаря безусловным художественным достоинствам, таки и благодаря дикой истории создания. Подробнее обо всем — в нашей статье

  • 20 мая
  • 2423
Практика

Сложности режиссерской работы: как эффективно общаться с актерами

Независимый режиссер Джон Френсис МакКалла обсуждает техники, позволяющие актерам выкладываться на полную

  • 17 мая
  • 2205
Практика

Как это снято: «Гарри Поттер и узник Азкабана»

«Узника Азкабана» часто называют не только переломной, но и лучшей частью поттерианы. На днях фильму исполняется пятнадцать лет, в честь чего разбираем, как Альфонсо Куарон снимал «Гарри Поттера» и в чем его новаторство для франшизы

  • 23 мая
  • 2155
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Джорджа Лукаса

Создатель «Звездных войн» и один из крупнейших мировых кинематографистов на днях отметил 75-летний юбилей, в честь чего предлагаем познакомиться с его списком must see картин

  • 19 мая
  • 1993
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее