Обзоры

15 вдохновляющих фильмов для сценаристов: от «Гражданина Кейна» до «Вечного сияния чистого разума»

Фильмы и сценарии, из которых всегда можно почерпнуть что-то полезное, особенно если вас настиг творческий кризис.


1. «День сурка» (Харольд Рэмис, 1993)

 

Сценаристы: Дэнни Рубин, Харольд Рэмис

 

«День сурка» – пример тонкой, умной и вместе с тем уморительной комедии для широкой аудитории. Успех фильму обеспечил прежде всего искусный сценарий. Способы раскрытия и развития характеров, а также обилие острот и гэгов, делают персонажей моментально запоминающимися. Новаторская драматургическая структура фильма проложила дорогу целой серии картин, герои которых вынуждены раз за разом переживать один и тот же день (см. недавнюю «Грань будущего»). Вместе с тем, завязка позволяет не только заинтриговать зрителя, но и наполнить кино глубоким содержанием.

Сценарий «Дня сурка» (на русском)
 

2. «Касабланка» (Майкл Кертис, 1942)


Сценаристы: Юлиус Дж. Эпштейн, Филипп Дж. Эпштейн, Ховард Кох
 

Одна из самых популярных историй любви в мировом кинематографе. Сценарий возник на основе не поставленной театральной пьесы – авторы следовали центральной сюжетной линий, однако долгое время не могли придумать, как лучше завершить действие. В итоге даже во время съемок группа не знала деталей развязки. К примеру, знаменитые финальные слова Хамфри Богарта были добавлены спустя месяц после окончания съемочного периода. Тем не менее, в картине детально проработаны характеры и ясно очерчены конфликты. Большое значение при этом имеет обращение к воспоминаниям героев. Спустя 70 лет после выхода фильма и зрители, и профессионалы не устают отмечать емкость и меткость диалогов. Постоянно сопровождающее героев ощущение потерянности, понимание ими возможности утраты друг друга – это, вероятно, то главное, что заставляет аудиторию и сегодня сопереживать персонажам. О непреходящем значении фильма говорит и то, что в 2006 году Гильдия сценаристов США назвала сценарии «Касабланки» лучшим в истории кино.

Сценарий «Касабланки» (на английском)

 

3. «Гражданин Кейн» (Орсон Уэллс, 1941)


Сценаристы: Херман Дж. Манкевич, Орсон Уэллс
 

Шедевр Орсона Уэллса о жизни вымышленного медиамагната Чарльза Фостера Кейна. Фильм полон находок в области операторского искусства, монтажа, звука, а также драматургии. Благодаря тому, что студия RKO позволила 25-летнему дебютанту Уэллсу делать все, что ему заблагорассудится, он создал сценарий, нарушавший многие из общепринятых в то время норм кинодраматургии. К примеру, действие разворачивается не линейно, а с постоянными флэшбеками, обращениями к разным периодам жизни главного героя. Другой любопытный прием связан с завязкой фильма. Перед смертью магнат произносит слово, смысл которого на протяжении всего действия ищет журналист и вместе с ним аудитория. Однако решение так и не находится, или, во всяком случае, каждый зритель волен видеть свою трактовку.

Сценарий «Гражданина Кейна» (на английском)

 

4. «Энни Холл» (Вуди Аллен, 1977)


Сценаристы: Вуди Аллен, Маршалл Брикмен
 

Еще одна история любви, уникальность которой состоит в том, что отношения влюбленной пары представлены как неутихающий вихрь околофилософской болтовни двух невротиков. Наблюдать это было бы невыносимо, если бы не гений Вуди Аллена – чьи диалоги всегда наполнены иронией, остроумием, и разом охватывают как бытовые темы, так и бытийные. «Энни Холл» можно назвать лучшим доказательством того, что отсутствие действия вовсе не обязательно означает отсутствие истории или развития сюжета и героев. Да, фильм принес Вуди Аллену сразу два «Оскара» – за режиссуру и за сценарий

Сценарий «Энни Холл» (на английском)

 

5. «Криминальное чтиво» (Квентин Тарантино, 1994)


Сценаристы: Квентин Тарантино, Роджер Эвери
 

Фильм, 20 лет назад произведший революцию в кинематографе. Сценарий – среди главных составных новаторства картины. Зрителей до сих пор поражает обилие юмора, головоломная нелинейная структура, вкупе с взаимосвязью всех героев и перипетий в разрозненных историях. Но, возможно, главное достижение Тарантино – он по-новому открыл очарование слова, сделав его столь же увлекательным, сколь и безбашенное действие. Герои постоянно находятся в ритмичном диалоге, полном нецензурщины, шуток для своих и аллюзий едва ли не на все наследие мировой культуры. При этом говорят персонажи вовсе не потому, что этого требует сюжет, а просто потому, что так хочет автор. Надо отдать должное Тарантино, слушать болтовню его героев можно бесконечно. 

Сценарий «Криминального чтива» (на русском)

 

6. «Крестный отец», «Крестный отец II» (Фрэнсис Форд Коппола; 1972, 1974)


Сценаристы: Фрэнсис Форд Коппола, Марио Пьюзо
 

Фильм-эталон экранизации. Культовый роман Марио Пьюзо о нескольких поколениях семьи представителей итало-американской мафии был перенесен в кино Фрэнсисом Фордом Копполой со всей необходимой скрупулезностью и тщательностью, но при этом обрел темп и ритм, необходимый зрелищной картине. Добавим, что эта зрелищная составная отнюдь не исключает извечного сюжета о тьме, поглощающей человеческую душу.

Сценарий «Крестного отца» (на английском)

Сценарий «Крестного отца II» (на английском)

 

7. «Таксист» (Мартин Скорсезе, 1976)


Сценарист: Пол Шредер
 

Картина служащая образцом тщательного исследования характера. Сценарист Пол Шредер расщепляет своего героя, ветерана Вьетнамской войны с неустойчивой психикой, с помощью постоянных внутренних монологов (при минимуме диалогов) и баланса действия на грани реальности и кровавого бессонного бреда. Отдельно надо отметить глубокое понимание и достоверное воплощение сложного образа Робертом Де Ниро.

Сценарий «Таксиста» (на английском)
 

8. «Вечное сияние чистого разума» (Мишель Гондри, 2004)


Сценаристы: Чарли Кауфман, Машель Гондри, Пьер Бисмут



Картина, принесшая Чарли Кауфману статус живого классика современной кинодраматургии, а также статуэтку премии «Оскар». Как и случае «Криминального чтива» усложненная, похожая на лабиринт структура не стала помехой коммерческому успеху, скорее даже наоборот. Причина, вероятно, в том, что нарушение линейного повествования и логических связей здесь стало смыслообразующим элементом. Тасуя воспоминания, сны, мечты, дежа вю, Гондри и Кауфман выстраивают панораму разрушающегося сознания. 

Сценарий «Вечного сияния чистого разума» (на английском)

 

9. «Большой Лебовски» (братья Коэн, 1998)


Сценаристы: братья Коэн
 

Квинтэссенция стиля братьев Коэн с сардоническим юмором, колоритными характерами, абсурдным сюжетом, движимом вереницей нелепых перипетий, и не менее абсурдными диалогами. На примере главного героя, обывателя по кличке Чувак, Коэн исследуют феномен человека, живущего не в своем времени – однажды он отправился на Вудсток, и так никогда и не вернулся. 

Сценарий «Большого Лебовски» (на английском)

 

10. «Форрест Гамп» (Роберт Земекис, 1994)


Сценаристы: Эрик Рот, Уинстон Грум
 

Одна из ключевых картин в творчестве Роберта Земекиса и Тома Хэнкса, поставленная по сценарию Эрика Рота, мастера вписывать частные судьбы в мировую историю (в числе его картин – «Мюнхен», «Загадочная история Бенджамина Баттона» и «Жутко громко и запредельно близко»). В центре сюжета – обаятельный аутист, невольно противостоящий цинизму, скептицизму и жестокости мира второй половины XX века. Самое интересное, что герой в этом противостоянии неизменно одерживает верх.

Сценарий «Форреста Гампа» (на английском)

 

11. «Лоуренс Аравийский» (Дэвид Лин, 1962)


Сценаристы: Роберт Болт, Майкл Уилсон, Т.Э. Лоуренс
 

Масштабная, 3,5-часовая эпопея, действие которой почти целиком разворачивается в пустыне, и где нет ни одного женского персонажа. Несмотря на все это, оторваться от экрана непросто, в том числе благодаря достоинствам драматургии, сочетающей обилие событий при ясности их изложения, а также неослабевающей интриги, свойственной лучших образцам жанра приключенческого кино.

Сценарий «Лоуренса Аравийского» (на английском)

 

12. «Все о Еве» (Джозеф Лео Манкевич, 1950)


Сценаристы: Джозеф Лео Манкевич, Эрих Кестнер



Киноадаптация повести о закулисье театральной жизни и мира шоу-бизнеса в целом. Тема, надо сказать, вообще исключительно любимая самими кинематографистами и киноакадемиками, о чем говорит хотя бы то, что картина удостоилась рекордных 14 номинаций премии «Оскар», и в том числе взяла награду за сценарий. Свою роль, конечно, сыграли блестящие диалоги, драматическое противопоставление характеров и, как следует, обостренные конфликты.

Сценарий «Все о Еве» (на английском)
 

13. «В джазе только девушки» («Некоторые любят погорячее») (Билли Уалдер, 1959)


Сценаристы: Билли Уайлдер, И.А.Л. Даймонд
 

Лучшая голливудская комедия всех времен по версии Американского института киноискусства, да и, наверняка, многих зрителей по всему миру. Одному из главных голливудских комедиографов 50-х годов сценаристу и режиссеру Билли Уайлдеру удалось в этой ленте, кажется, невозможное. Фильм о плотской любви, да еще и с лейтмотивом трансвестизма, да еще и Мэрилин Монро в главной роли, ему удалось сделать совершенно невинным. Причем настолько, что кино шло в советском прокате. Такой вот актуальный мастер-класс, как в условиях табу и прочих ограничений воплотить на экране все задуманное.

Сценарий «В джазе только девушки» (на английском)

 

14. «Телесеть» (Сидни Люмет, 1976)


Сценарист: Пэдди Чайефски
 

Картина, посвященная критике медиа-компаний, и признанная одной из вершин социальной сатиры. Сочетание сложной структуры, напряженной драматургии и ярких, контрастных образов позволило американским киноакадемикам наградить Пэдди Чайефски уже третьим «Оскаром» за лучший сценарий.

Сценарий «Телесети» (на английском)

 

15. «Китайский квартал» (Роман Полански, 1974)


Сценаристы: Роберт Таун, Роман Полански
 

Неонуар Романа Полански, обыгрывающий каноны жанра: плавное нагнетание сюжета, большое количество диалогов, путанные сюжетные линии, криминальный мотив, порочные герои, скрывающие правду о своем прошлом, обилие символов и едва уловимых деталей, а также атмосфера тотальной безысходности. Один из лучших сценариев в истории кино, по мнению все той же Гильдии сценаристов, и в частности всеми любимого Роберта Макки.

Сценарий «Китайского квартала» (на английском)
 
Источник: Taste of Cinema
 

Комментарии

Комментариев: 1

Спасибо, особенно за Кауфмана!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4830
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3870
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2908
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

Вчера 3497
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее