Практика

Главные способы «убить время» в фильме

Сегодня мы рассмотрим основные возможности продемонстрировать зрителю смену временного промежутка, в котором идет повествование, и перечислим несколько самых ярких и очевидных «индикаторов времени»

  • 1 августа 2016
  • 7766
Кинокартины — это произведения, в основе которых лежит время: часы постоянно тикают как на экране, так и в сознании зрителей. И хотя некоторые фильмы демонстрируют события в реальном (ну почти) времени, бесконечное количество сценариев требует быстрого и аккуратного сокращения экранного времени. Сегодня мы рассмотрим креативные способы сделать это.
 

Монтаж с пропусками


Однозначно самый часто используемый способ, довольно стандартная методика монтажа, суть которой ясна из названия. Как говорится, лучше один раз увидеть. Допустим, кто-то готовит еду. Дело это достаточно долгое, но вы можете эффективно сократить экранное время, требуемое для завершения процесса, с помощью монтажа с пропусками.


Пример монтажа с пропусками от Роберта Делориа (Robert Deloria)

Простые эффекты перехода, такие как затемнение, растворение, зачистка или «рваный» монтаж могут быть использованы для замены как небольшого, так и продолжительного времени. И давайте не забывать об использовании монтажа для показа быстротечности времени, который часто используется в сценах «сборов», используемых в боевиках.
 

Индикаторы на виду


Использование обычных переходов — далеко не единственный инструмент в ваших руках. Когда вам нужно что-то поинтереснее, сначала посмотрите на визуальные индикаторы, которые позволяют вам «прыгнуть» через время в одну склейку или переход. В первую очередь, давайте предположим самые простые и очевидные — лежащие на виду — варианты, а после постараемся избегать их как можно чаще.
  • Любой вид использования часов для иллюстрации проходящих минут и часов будет слишком избитым. Тем не менее, это действительно работает и иногда остается единственным вариантом.
  • Равно как использование календаря, в котором дни зачеркиваются крестом (или отрываются странички).

Кадр из сериала «Во все тяжкие»Кадр из сериала «Во все тяжкие»

Почти всегда лучше использовать текст или субтитры, появляющиеся на экране и сообщающие «Прошел год». Вы так же можете сказать это устами героя настолько естественно, насколько это будет возможно. Но эти варианты немного слишком откровенны. Не стоит ли попробовать что-от более уникальное, вроде «беконового» индикатора Уолтера Уайта из «Во все тяжкие»?
 

Растения и сезоны


Ключ к хорошему визуальному индикатору кроется в использовании предметов или событий, которые уже воспринимаются зрителями как нечто имеющее отношение ко времени. Это «связка» может быть сформирована вами в ходе повествования, либо быть приобретена аудиторией через жизненный опыт. Выбирая то, что визуально изменяется с течением времени, вы заставите склейку между двумя точками работать так же, как и монтаж с пропусками.

Если в одном кадре растение еще живо, а в другом — засохло, то пройденное время совершенно понятно. Растения могут умирать и расцветать, приносить плоды (фрукты могут гнить, что также может оказаться полезно). Сезонные изменения происходят каждый год, и существует много отличных способов использовать этот индикатор. Хороший пример тому — известная сцена из «Игр разума» (Рон Ховард, 2001).


Эпизод из фильма «Игры разума»

Наряду с непосредственно сменой времен года, герои могут менять одежду на соответствующую сезону. Если в одной сцене ваш герой одет в шорты и футболку, а в следующей — в пуховик или другую зимнюю одежду, смена времен очевидна.
 

Лед и пламя


Огонь претерпевает большие изменения, пока горит. Если в одной сцене ваши герои сидят у пылающего костра, а в следующей видны только тлеющие угли и зола, совершенно понятно, что прошло время. То же самое можно сказать об уменьшающейся свече или увеличивающемся кусочке пепла на сигарете. И давайте не забывать о враге пламени — воде. Вода кипит и замерзает, лед тает — все это дает понимание температуры и хода времени.
 

Волосы, вес и раны


Кадр из фильма «Изгой»Кадр из фильма «Изгой»

Волосы являются отличным способом продемонстрировать ход времени. Использование растительности на лице в качестве визуального индикатора доказало свою полезность в фильмах, организованных вокруг ретроспективных сцен, где герой в прошлом и в настоящем нуждается в визуальной дифференциации.

Картины «Бешеный бык» (Мартин Скорсезе, 1980) и «Изгой» (Роберт Земекис, 2000) используют изменение веса главного героя для демонстрации хода времени. Такой переход намного сложнее и требует более длительных съемок, но оно того стоит — эффект от него, как правило, запоминающийся.

Кадр из фильма «Бешенный бык»Кадр из фильма «Бешеный бык»

Использовать раны в фильме намного проще, потому что на вашей стороне сила грима. Если герой каким-либо образом ранен и далее по сценарию выздоравливает, то тут два варианта: либо у вас проблемы с непрерывностью рассказа, либо вы нашли действительно крутой способ показать ход времени. В общем, пока ваш фильм — не «Дэдпул», процесс заживления требует некоторого времени.

Кадр из фильма «Дэдпул»Кадр из фильма «Дэдпул»
 

Взросление или старение


Кадр из фильма «Отрочество»Кадр из фильма «Отрочество»

С помощью грима можно добиться взросления героя — это очень хороший индикатор прошедшего времени. В редчайших случаях, когда у вас есть 12 лет на съемки, вы сможете получить фильм вроде «Отрочества» (Ричард Линклейтер, 2000) — единственный в своем роде, когда дело доходит до прыжков во времени.

Как видите, вам вполне по силам «убить время» в вашем следующем фильме, используя эти переходы вместо очередных кадров с часами или календарем. А еще лучше, конечно, будет придумать свои собственные.  

Кадр из фильма «Реальные упыри»Кадр из фильма «Реальные упыри»

Источник: www.premiumbeat

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 478
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 401
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2079
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2026
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1064
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1371
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее