Слова

​«У меня сформировалось почти полное равнодушие к современному кинематографу»

Накануне премьеры фильма «Кино про Алексеева» исполнитель главной роли Александр Збруев о том, почему он долго не снимался в кино, о «маленьком человеке» и о приметах времени в фильме


Александр Збруев, почти не снимавшийся в большом кино около 10 лет, возвращается на большие экраны с фильмом «Кино про Алексеева» Михаила Сегала, в котором он сыграл известного в шестидесятые года исполнителя авторской песни, оказавшегося в безвестности сегодня. О том, что заставило его вернуться в кино, о Тарковском, об отношении к Окуджаве и Высоцком, о таланте и посредственности и многом другом,  Александр Збруев рассказал на пресс-конференции, посвящённой выходу фильма в прокат.

Кино про Алексеева Александр Збруев
 
Про простои

Действительно, я долго не снимался, потому что в какой-то момент я просто перестал ждать приглашения от кинорежиссёров. Сначала я ждал чего-то стоящего. Но, как сказал Радзинский, хочешь чего большого, чистого и настоящего – возьми слона и вымой его в ванной. Я перестал ждать, когда этого «настоящего» стало совсем мало, но сниматься, конечно, хотелось. Я целиком переключился на театр, но в театре ведь тоже бывают необыкновенные паузы, и, возможно, мои друзья такие, как Саша Абдулов, Олег Янковский, тоже переживали подобное, ждали и мечтали о какой-то роли. Было несколько случаев, когда я очень хотел сняться, но не получалось по техническим моментам, и я до сих пор об этом очень жалею. А так, я вам честно скажу, у меня за эти почти десять лет сформировалось почти полное равнодушие к современному кинематографу. Он и сейчас для меня существует совсем «сбоку». Если что-то и происходит, то совершенно неожиданно. В случае с Михаилом Сегалом это стало той самой приятной неожиданностью.


 
Об авторской песне

Люди, которые собираются вместе, и поют о чём-то личном, но трогающем всех – это очень дорогого стоит. Я сейчас ехал с водителем, и он начал говорить о Высоцком. И вдруг сказал: «Но мне больше нравится Окуджава». А я, как и вы, люблю и Высоцкого, и Окуджаву. Хотя они абсолютно разные. Когда слушаешь Высоцкого, он берёт эмоцией, его энергия втягивает тебя, и ты идёшь за ним. Окуджава – у него наоборот, у него тихие слова подавляют эмоцию. Владимир страдал не от того, что он кололся или не кололся (хотя это тоже имело значение в его жизни, он – человек эмоциональный; актёры часто бывают безрассудны), он страдал от того, что его не признавали при жизни поэтом, его считали песенником. Его песни слушать надо. Его очень любили и много слушали, в том числе и поэты, как мне рассказывала Белла Ахмадуллина, но от руки не переписывали. Вожди коммунистической партии тоже его любили, приглашали на свои сходки, позволяли ему много вольностей. А Окуджава – нет, он не пел на этих сходках. Его песни – это раздумья, его надо вдумчиво слушать.
 
Про Тарковского

У нас в фильме появляется Тарковский. И я вспоминаю, как у нас в «Ленкоме» он ставил «Гамлета». Когда находишься у него на репетиции, совершенно непонятно, что он говорит и чего он хочет. Как-то возникла ситуация, когда Тарковский захотел, чтобы в какой-то момент должен был закричать петух и скрипнуть дверь. Ему говорят: «Но у нас нет петуха». «Сегодня нет, но, может, завтра будет», – ответил он. И я на него с другой совершенно стороны посмотрел, потому что он – талантливейший кинорежиссер с совершенством снимающий то, про что хочет сказать. И вот он в театре открывается с другой стороны. Это Станиславский мог настаивать на скрипе двери, причём совершенно особенном скрипе. А здесь: ну, есть петух – есть, нет петуха – нет. Гамлета у нас же ещё Солоницын играл, и когда его уносили за сцену, у него как-то слетел парик, зал просто грохнул. В какой-то момент мне стало страшно за Тарковского. И я понял, что даже у великих людей, таких как он, и многих других, бывают странные, непонятные вещи.
 
Об отношении к прошлому

Наша оценка времени – она очень индивидуальна. И то, что мы скрываем, то, что мы себе не позволяем сказать вслух, страх, боязнь почувствовать себя неудобно, – всё это очень индивидуально. Поэтому, когда меня спрашивают, как я отношусь к образу Алексеева (да и образу ли?), я не знаю, как на это ответить, потому что это очень близко мне.
 
Вы журналисты, вы сами всё знаете, но я повторюсь. Я не знал, что такое отец, я даже слова «отец» не знал, поскольку, когда я родился, его уже расстреляли в 1937 году. Но прошло много времени, и я пришёл в учреждение, где можно найти документы на отца. Мне их принесли и осторожно так говорят: «Вы знаете, было сложное время, некоторые вещи вас могут смутить…» Я говорю: «Ничего, я разберусь». Я сел, раскрыл бумаги, читал и видел почерк следователя, почерк своего отца, приговор, подписанный тремя людьми, которые решили судьбу человека за каких-то пятнадцать минут, – «расстрел». Я – человек сентиментальный, но не во всём, а тут я разрыдался. Я плакал навзрыд, это было для меня такое откровение, страшное совершенно. Поэтому моя оценка всего, что происходит с человеком, она проходит и через меня тоже. Я именно таким образом воспринимаю тот или иной факт.

Александр Збруев и Людмила Марченко в фильме "Мой младший брат"
Александр Збруев и Людмила Марченко в фильме "Мой младший брат"
 
Когда мы говорим о шестидесятых годах, я вспоминаю Васю Аксёнова, которого я называю «папа Вася», когда мы снимались в фильме «Мой младший брат», Олега Даля, Андрюшу Миронова. Это не просто «оттепель», это то, что живёт в каждом человеке, что-то своё личное. Но шестидесятые годы для меня очень многое сделали.
 
Вот и в фильме «про Алексеева» я вижу много знакомого. Жизнь этого человека – и это очень-очень важно – мне знакома. Как и то, как творческие люди, может быть, даже не очень талантливые, становятся выброшенными. Точнее, как их «выбрасывает» из жизни. По отношению к моим друзьям и товарищам – это мне знакомо. А музыка и песни только дополняли жизнь этого персонажа.
 
О посвящении

У нас в «Ленкоме» есть посвящение Олегу Янковскому «Вишнёвый сад», потому что мы вместе с ним начали репетировать Гаева. Он смог поучаствовать только в двух репетициях и случилась эта беда. Марк Анатольевич решил, что «Вишнёвый сад» станет посвящением Олегу Янковскому. Если бы я был продюсером, если бы я был режиссёром, я бы написал, что этот фильм посвящается Мише Кононову. Почему? Потому что я его знал, знаю его жизнь. То, кем он стал из-за этой картошки, которой он так же, как и наш герой, был вынужден торговать, меня потрясло. Он был и останется очень дорогим мне человеком.

Александр Збруев в пьесе "Вишневый сад"
Александр Збруев в пьесе "Вишневый сад"
 
Ни один из нас никогда не скажет, что он «маленький человек», что он посредственность, но жизнь ломает человека. Если он и скажет про посредственность, то теперь он, скорее, скажет про Алексеева. Иногда мы возносим некоторых людей до небес, а рядом живёт человек, который вынужден торговать картошкой, чтобы выжить. И в том, что он выжил, в этом его подвиг.

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4830
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3870
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2908
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

Вчера 3497
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее