Обзоры

Мастер: Николас Виндинг Рефн

Симметрия, яркая цветовая палитра, старое доброе ультранасилие, ретроимитация шлягеров 80-х и многое другое из того, за что мы так ценим выразительный стиль режиссера «Бронсона», «Драйва» и «Неонового демона»

  • 28 июля 2016
  • 5134
Павел Орлов

Хронологический порядок съемок

 
Николас Виндинг Рефн работает на площадке крайне редким способом — он снимает сцены в хронологическом порядке — то есть максимально близком к тому, в котором экранное действие будет развиваться в готовом фильме. Столь непроизводительный и многократно усложняющий производственный процесс подход был позаимствован у бунтаря и главного вдохновителя всех представителей «независимого кино» — Джона Кассаветиса. Он работал так во многом для того, чтобы помочь своим актерам — обычно непрофессионалам — раскрыться.

Николас Виндинг Рефн и Златко Бурич (актер)Николас Виндинг Рефн и Златко Бурич (актер)

Виндинг Рефн, также иногда привлекающий непрофессиональных исполнителей, отмечает, что для него причина хронологического метода еще глубже: «А разве можно снимать кино как-то иначе? Это же как живопись — ты пишешь фильм как картину, шаг за шагом. И мне нравится чувство неопределенности того, куда ты повернешь дальше, неизвестности каким именно будет конечный результат­». Любопытно, что при этом он почти не прибегает к репетициям с актерами, считая их бесполезными.
 

Мифологизация


Кадр из фильма «Бронсон» (2008)Кадр из фильма «Бронсон» (2008)

Киновселенная Виндинга Рефна — это набор мифов и легенд. Режиссер черпает вдохновение из полуфантастических историй метафорического характера, а его герои (или вернее — антигерои) стараются выйти за собственные пределы, окружая себя таинственным ореолом. Например, в «Бронсоне» герой Тома Харди необузданным поведением и подробным рассказом о своей персоне создает миф самого отчаянного преступника Великобритании. В «Драйве» стратегия прямо противоположная — молчаливый персонаж Райана Гослинга тщательно скрывает свой разрушительный потенциал. Вокруг средневековых мифов строятся сюжеты «Вальгаллы». «Драйв» собран из образов, штампов и клише киноклассики прошлого, по сути, тоже закрепленных на экране мифов. Да и чем как не эксплуатацией мифов современности является «Неоновый демон»?
 

Мир криминала


Кадр из фильма «Дилер» (1996)Кадр из фильма «Дилер» (1996)

В основе почти всех фильмов Виндинга Рефна лежит криминальный сюжет. Будь то история копенгагенских драгдилеров (трилогия «Дилер»), чокнутого уголовника («Бронсон»), перевозчика грабителей («Драйв») или тайского контрабандиста («Только Бог простит»). Жестокий мир преступности, очевидно, как нельзя лучше подходит для раскрытия излюбленного мотива режиссера — трансгрессии человека, его выхода за пределы общепринятой нормы в пространство, как правило, животного ужаса.
 

Старое доброе ультранасилие



Кстати, по поводу норм. Возможно, главная заслуга Виндинга Рефна состоит в том, что он, следуя заветам Стэнли Кубрика, Дэвида Кроненберга, Тоуба Хупера и других своих любимых режиссеров, переосмыслил формат и границы допустимого на экране насилия. Его герои любят подраться, пострелять, поразмахивать молотками или колюще-режущими. Последствия, как правило, демонстрируются на экране во всем шокирующем натурализме. Это один из характерных примеров того, как режиссер сталкивает прекрасное и ужасное — чем страшнее кровопролитие, тем более изысканным будет интерьер вокруг. Другой пример из той же оперы — трейдмарковый кадр многих фильмов Виндинга Рефна с разбитым в мясо лицом героя. Вспомним Райана Гослинга в «Только Бог простит» — голливудская звезда в крайне нетипичном для своего статуса образе отбивной.
 

Цветовая палитра



Виндинга Рефна справедливо считают одним из самых ярких режиссеров-визуалов современного кино, а его фильмы порой характеризуют как солнечные или цветные нуары. Однако интересно, что повышенное внимание к изобразительной составляющей происходит во многом из дальтонизма режиссера ­— он не различает полутона. В цветовом решении его картин, как правило, доминируют основные цвета и часто используются самые дикие контрастные сочетания.

Китчевая избыточность цвета порой создает ощущение нереальности происходящего — эффект, который был подсказан режиссеру его «духовным отцом» и великим сюрреалистом Алехандро Ходоровски. Главный цвет для режиссера, конечно же, красный. Проходя своего рода лейтмотивом сквозь все его работы, он символизирует то жизнь, то смерть, то красоту, то ужас, то восторг, то отчаяние. В общем, многозначность этого цвета очевидно привлекает режиссера. Кроме того Виндинг Рефн большой любитель неона и цветного освещения, что, надо полагать, происходит от его увлечения творчеством таких мастеров яркого стиля, как Дарио Ардженто, Николас Роуг и Кеннет Энгер.
 

Симметрия и квадранты


Кадр из фильма «Драйв» (2011)Кадр из фильма «Драйв» (2011)

Еще одна из основ визуального стиля режиссера — принцип симметрии и системы квадрантов. Многие кадры его фильмов, особенно более поздних, можно разделить на две или четыре равные части, находящиеся во взаимодействии и несущие каждая свою смысловую и эмоциональную нагрузку. Такой подход позволяет добиться сбалансированного, приятного для глаза и одновременно емкого изображения. По ссылкам можно посмотреть разборы того, как эта техника используется в «Драйве» и в «Только Бог простит».
 

Ручная камера



Сцена из фильма «Вальгалла: Сага о викинге» (2009)

Виндинг Рефн начинал снимать в Дании в середине 90-х годов и, понятно, не мог в своем творчестве обойтись без элементов «Догмы». Правда, кто там на кого повлиял, сказать трудно: сам режиссер влияние экспериментального движения на себя отрицает, а Мадс Миккельсен и вовсе утверждает, что принципы «Догмы» были вдохновлены дебютным для Виндинга Рефна «Дилером». Как бы то ни было, яркая черта, роднящая режиссера с датским направлением ­­— частое использование, особенно в ранних фильмах, ручной камеры.

На съемках фильма «Неоновый демон» (2016)На съемках фильма «Неоновый демон» (2016)

Обычно она применяется для того, чтобы добиться максимального эффекта присутствия, нахождения зрителя рядом с героями. Кроме того, мобильность камеры помогает усилить динамику изображения, соответствующую напряженному действию. Впрочем, надо отметить, что по мере того, как с каждым новым фильмом визуальный стиль режиссера становится все более изощренным и условным, ручной камеры становится все меньше.
 

Меломания: ретро, рок и синтипоп



Сцена из фильма «Драйв» (2011)

Еще одна черта стиля Виндинга Рефна, наверняка принесшая ему не малую долю поклонников — музыка. Чаще всего режиссер сопровождает свои фильмы ритмичным поп-роком или различного рода электроникой. При этом режиссер обычно подбирает музыку таким образом, чтобы она контрастировала с экранным действием. Например, в кровавый кошмар «Драйва» то и дело вклинивается трогательная ретроимитация синтипопа, а в «Только Бог простит» — нелепое караоке. Музыка в данном случае служит проводником во внутренний мир брутальных и скупых на эмоции героев.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Большой Лебовски»

Вот уже 20 лет как Чувак из «Большого Лебовски» напоминает нам, что «бывает, ты ешь медведя, а бывает, медведь — тебя». Разбираем, как создавалась культовая картина братьев Коэн

  • 15 февраля
  • 7729
Практика

3 сценарные ошибки «Убийства священного оленя», которые стали его преимуществом

Греческие кинематографисты Йоргос Лантимос и Эфтимис Филиппоу получили в прошлом году на Каннском фестивале приз за лучший сценарий. Мы не можем пройти мимо и не прочитать сценарий заново, чтобы понять, как его структура работает на зрителя

  • 16 февраля
  • 4095
Практика

12 правил работы в кино от Томми Вайсо

За Томми Вайсо закрепилась слава худшего режиссера в истории кино, зато Джеймс Франко снял о нем фильм «Горе-творец», а его «Комната» до сих пор с успехом идет в повторном прокате. Чем не повод прислушаться к его профессиональной мудрости?

  • 11 февраля
  • 3744
Практика

Дневник одного проекта, или Как снимать 10-минутный фильм в течение 5 лет. Часть 1

Почему съемки трехстраничного сценария никогда не будут проще производства полнометражного фильма, когда пустяковая локация в черте Москвы становится проблемой, для чего не стоит разбрасываться контактами и как каждая ошибка становится важным уроком

  • 13 февраля
  • 3487
Практика

«Дюнкерк»: воссоздание военной действительности

Фильм Кристофера Нолана показывает события, произошедшие во Франции в 1940 году, когда союзные войска были прижаты к морскому побережью. Фактически, это три разных фильма, действие которых разворачивалось на побережье Дюнкерка, в воздухе и на море. Рассказываем, как для фильма создавали военную среду

  • 13 февраля
  • 3096
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Пола Томаса Андерсона

К выходу «Призрачной нити» Пол Томас Андерсон раскрывает, какие фильм повлияли на его уникальный режиссерский стиль: гангстерское кино, эталоны драматургии, «черный» авангард, порно, а также советская классика

  • 18 февраля
  • 2967
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее