Профессия

Звукорежиссер: Ольга Субботина

О создании несуществующих звуков, звучании московского и питерского метро, а также роли режиссера-постановщика в процессе озвучания мы поговорили со звукорежиссером фильма «Диггеры», который выйдет в прокат 11 августа

  • 29 июля 2016
  • 3947
Родион Чемонин

— Какую задачу ставили перед вами, как перед звукорежиссером, продюсеры и режиссер-постановщик фильма «Диггеры»?

— Режиссер и продюсеры ставили задачу, чтобы было страшно. Я для себя ставила задачу, чтобы не было смешно. Часто бывает так, что звукорежиссер очень серьезно делает все, но — когда ты смотришь со стороны — оказывается очень смешно. То есть это очень тонкая грань: делать страшно, но не переборщить.

На съемках фильма «Диггеры» / Фото предоставлено Продюсерским Центром «ГОРАД»На съемках фильма «Диггеры» / Фото предоставлено Продюсерским Центром «ГОРАД»

В жанре «фильма ужасов» тяжело придумать что-то новое. Во всяком случае, передо мной не стояла такая задача. Звуки диктует картинка. Создание кино — это командная работа, я не могу идти поперек кадра. Звуковая картина должна существовать в рамках режиссерского замысла, в рамках видеоизображения. В «Диггерах» настолько хороший монтаж, что звуки ложились «автоматом» (смеется). Так что никакого напряга, никакого выдумывания не было.

Ольга Субботина, звукорежиссерОльга Субботина, звукорежиссер

Какие-то звуки мы брали из библиотеки, какие-то были записаны на площадке, какие-то синтезировались. Очень помогали композиторы — часто шум уже содержался в музыке. При раскладывании звука, мы с композиторами совместно искали ответ на вопрос: что важнее в той или иной сцене, музыка или шумы?

— Я не знаю, хорошо это или плохо, но в фильме фактически нет пространства для тишины.

— Да. Так ставилась задача.

На съемках фильма «Диггеры» / Фото предоставлены Продюсерским Центром «ГОРАД»На съемках фильма «Диггеры» / Фото предоставлено Продюсерским Центром «ГОРАД»

— Сколько чистового звука в «Диггерах» и сколько перезаписи?

— На площадке почти все было записано чисто. Но на переозвучании потребовались дополнительные режиссерские сюжетные правки. Было много снято, от чего-то в монтаже пришлось отказаться — чтобы избежать логических неувязок некоторые фразы были добавлены на стадии озвучания. Где-то 80% звука было записано на площадке.

На съемках фильма «Диггеры» / Фото предоставлено Продюсерским Центром «ГОРАД»На съемках фильма «Диггеры»​ / Фото предоставлено Продюсерским Центром «ГОРАД»

— Так ведь это же здорово. Считается, что 70% — это уже успех! С учетом специфики локации (действие происходит под землей, в метро) это просто удача.

— В этом смысле звук был прописан практически идеально. Технология первичной записи предполагает, что где бы вы не снимали: в павильоне, на станции метро, в вагоне — звук все равно будет «сухим». А уже в процессе обработки, на перезаписи мы добавляли пространство.

На съемках фильма «Диггеры» / Фото предоставлено Продюсерским Центром «ГОРАД»На съемках фильма «Диггеры»​ / Фото предоставлено Продюсерским Центром «ГОРАД»

— Питерское метро отличается по звуку от московского? Насколько я знаю, съемки шли и там, и там.

— На съемках работал Никита Ершов, мой коллега, с которым мы давно сотрудничаем. Но я бы не сказала (смеется), что есть большая разница между метрополитенами по звуку.

— В «Диггерах» есть персонаж, который «говорит» несуществующими в природе звуками. Как вы его озвучивали?

— Это просто. Берутся реплики, которые записаны ребенком, плюс есть актеры-имитаторы. Звуки синтезируются — получается результат.

На съемках фильма «Диггеры» / Фото предоставлено Продюсерским Центром «ГОРАД»На съемках фильма «Диггеры»​ / Фото предоставлено Продюсерским Центром «ГОРАД»

— А как же слоны, моржи и так далее?

— Конечно, были и слоны и моржи. Куда без слонов в записи криков? В Голливуде вообще все чудовища «звучат» слонами. У нас были также тигры, львы, леопарды, дельфины с китами. Мы старались подобрать все настолько ровно, чтобы зритель не услышал весь этот зоопарк по отдельности, а воспринял как звучание присущее одному персонажу. Например, киты были оговорены отдельно в сценарии. Там даже персонажи говорят об этом. Я не знаю, насколько это у нас получилось, но мы сделали все, что было прописано в самой истории.

На съемках фильма «Диггеры» / Фото предоставлено Продюсерским Центром «ГОРАД»На съемках фильма «Диггеры»​ / Фото предоставлено Продюсерским Центром «ГОРАД»

— Но ведь одним звуком историю не рассказать? Если мы говорим о хорроре, то как, например, отличить звук капли крови, падающей на землю, от капли дождя?

— Никак. Если не показать изобразительно, это будет теряться. Если этого не заявить визуально, вы никогда не отличите.

— Хорошо, ну а характер героя можно передать звуком?

— Да, конечно, звуком можно отобразить героя. К примеру, если это отрицательный персонаж, то шуршание его костюма будет чуть выше, чем у положительного героя. Это незаметно, но добавляет красок. Все, что касается актеров, я полностью доверяю режиссеру. Я работаю с дублями, которые отобрал режиссер. На озвучании сидим я, режиссер и продюсеры. Они дают актеру задачу, как он должен звучать, чтобы вписываться в свою роль.

На съемках фильма «Диггеры» / Фото предоставлено Продюсерским Центром «ГОРАД»На съемках фильма «Диггеры»​ / Фото предоставлено Продюсерским Центром «ГОРАД»

— И продюсеры?

— В нашем случае, да. Они любят кино, они знают, как оно создается. На этом проекте продюсеры Екатерина Гордецкая и Андрей Радько для меня были прямо вдохновителями. Они очень любят этот жанр, и их энтузиазм мне очень помогал. Что касается режиссера, то если он не присутствует на перезаписи, на озвучании — значит, ему это не интересно. Но у нас все горели идеей фильма — и режиссер (Тихон Корнев, — прим. tvkinoradio.ru), и продюсеры. Я принципиально не работаю на фильмах, где на озвучании не присутствует режиссер. Для меня очень важно, чтобы с актерами работал профессионал. У меня может быть сколько угодно мнений насчет того или иного сюжетного поворота в фильме, но окончательное видение должно принадлежать режиссеру. Я всегда ставлю его мнение на первое место.

Продюсеры фильма «Диггеры»  Екатерина Гордецкая и Андрей Радько, режиссер Тихон Корнев (держит тарелку) / Фото предоставлено Продюсерским Центром «ГОРАД»Продюсеры фильма «Диггеры» Екатерина Гордецкая и Андрей Радько, режиссер Тихон Корнев (в центре) / Фото предоставлено Продюсерским Центром «ГОРАД»

— А в «Диггерах» звук играет тоже второстепенную роль?

— Нет, конечно. В «Диггерах» звук и визуальная составляющая — на равных.
 
 
Ольга Субботина

Звукорежиссер кинокомпании «Тритона». Среди ее работ — такие сериалы, как «Охотники за головами» (режиссер Иван Шурховецкий), «Чудотворец» (режиссер Дмитрий Константинов), «Я — учитель» (режиссер Сергей Мокрицкий). Премьера ее новой работы — фильма «Диггеры» запланирована на 11 августа.
 
 

 


Комментарии

Комментариев: 1

Звук ужасен в фильме. Речь не читается  в ряде реплик. В голосах  под землей в бетонных помещениях почти не слышно реверберации! Голоса близко, шаги далеко. Саунд-дизайн (это уже не к к Ольге, вероятно) - сплошные клише, от этого далеко не страшно. Ольге не удалось соблюсти собственное правило: чтобы было не смешно. Было смешно. И стыдно за такую работу коллег по цеху.

Смотрите также

Популярное
Практика

5 распространенных ошибок цветокоррекции

Процесс цветокоррекции — не самая простая часть кинопроизводства, и нужно быть особенно внимательным, чтобы зрителю не казалось, что видео делал новичок

  • 18 ноября
  • 6453
Практика

Как Disney меняет правила голливудского кино с выходом «Последних джедаев»

Disney становится самой могущественной студией в истории. Чем это грозит киноиндустрии?

  • 17 ноября
  • 4367
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Тайки Вайтити

Автор свежевышедшего «Тора» и один из самых оригинальных постановщиков «большого» Голливуда делится своим списком важных картин. Спойлер: особенно новозеландец ценит Тарковского

  • 19 ноября
  • 3700
Практика

Как это снято: «28 дней спустя»

15 лет назад Дэнни Бойл снял один из самых необычных хорроров XXI века. Разбираем, чем так важен фильм «28 дней спустя»: апгрейд образа зомби, безлюдный Лондон, первые цифровые камеры, а также при чем здесь датская «Догма», Эбола и построк

  • 14 ноября
  • 2635
Обзоры

10 iOS-приложений для DIY-съемки

Превратите ваше яблочное устройство в видоискатель, снимайте на iPhone в Log-гамме и устраивайте многокамерную телетрансляцию прямо на дому при помощи приложений нашей свежей подборки

  • 13 ноября
  • 2344
Практика

Как они переписали «Убийство…»

Рассуждаем, как смотреть новую постановку «Убийства в Восточном экспрессе», какие проблемы могут испытывать экранизации известных детективов и что объединяет Кеннета Брану с Никитой Михалковым

  • 13 ноября
  • 2147
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее