Профессия

Звукорежиссер: Ольга Субботина

О создании несуществующих звуков, звучании московского и питерского метро, а также роли режиссера-постановщика в процессе озвучания мы поговорили со звукорежиссером фильма «Диггеры», который выйдет в прокат 11 августа


— Какую задачу ставили перед вами, как перед звукорежиссером, продюсеры и режиссер-постановщик фильма «Диггеры»?

— Режиссер и продюсеры ставили задачу, чтобы было страшно. Я для себя ставила задачу, чтобы не было смешно. Часто бывает так, что звукорежиссер очень серьезно делает все, но — когда ты смотришь со стороны — оказывается очень смешно. То есть это очень тонкая грань: делать страшно, но не переборщить.

На съемках фильма «Диггеры» / Фото предоставлено Продюсерским Центром «ГОРАД»На съемках фильма «Диггеры» / Фото предоставлено Продюсерским Центром «ГОРАД»

В жанре «фильма ужасов» тяжело придумать что-то новое. Во всяком случае, передо мной не стояла такая задача. Звуки диктует картинка. Создание кино — это командная работа, я не могу идти поперек кадра. Звуковая картина должна существовать в рамках режиссерского замысла, в рамках видеоизображения. В «Диггерах» настолько хороший монтаж, что звуки ложились «автоматом» (смеется). Так что никакого напряга, никакого выдумывания не было.

Ольга Субботина, звукорежиссерОльга Субботина, звукорежиссер

Какие-то звуки мы брали из библиотеки, какие-то были записаны на площадке, какие-то синтезировались. Очень помогали композиторы — часто шум уже содержался в музыке. При раскладывании звука, мы с композиторами совместно искали ответ на вопрос: что важнее в той или иной сцене, музыка или шумы?

— Я не знаю, хорошо это или плохо, но в фильме фактически нет пространства для тишины.

— Да. Так ставилась задача.

На съемках фильма «Диггеры» / Фото предоставлены Продюсерским Центром «ГОРАД»На съемках фильма «Диггеры» / Фото предоставлено Продюсерским Центром «ГОРАД»

— Сколько чистового звука в «Диггерах» и сколько перезаписи?

— На площадке почти все было записано чисто. Но на переозвучании потребовались дополнительные режиссерские сюжетные правки. Было много снято, от чего-то в монтаже пришлось отказаться — чтобы избежать логических неувязок некоторые фразы были добавлены на стадии озвучания. Где-то 80% звука было записано на площадке.

На съемках фильма «Диггеры» / Фото предоставлено Продюсерским Центром «ГОРАД»На съемках фильма «Диггеры»​ / Фото предоставлено Продюсерским Центром «ГОРАД»

— Так ведь это же здорово. Считается, что 70% — это уже успех! С учетом специфики локации (действие происходит под землей, в метро) это просто удача.

— В этом смысле звук был прописан практически идеально. Технология первичной записи предполагает, что где бы вы не снимали: в павильоне, на станции метро, в вагоне — звук все равно будет «сухим». А уже в процессе обработки, на перезаписи мы добавляли пространство.

На съемках фильма «Диггеры» / Фото предоставлено Продюсерским Центром «ГОРАД»На съемках фильма «Диггеры»​ / Фото предоставлено Продюсерским Центром «ГОРАД»

— Питерское метро отличается по звуку от московского? Насколько я знаю, съемки шли и там, и там.

— На съемках работал Никита Ершов, мой коллега, с которым мы давно сотрудничаем. Но я бы не сказала (смеется), что есть большая разница между метрополитенами по звуку.

— В «Диггерах» есть персонаж, который «говорит» несуществующими в природе звуками. Как вы его озвучивали?

— Это просто. Берутся реплики, которые записаны ребенком, плюс есть актеры-имитаторы. Звуки синтезируются — получается результат.

На съемках фильма «Диггеры» / Фото предоставлено Продюсерским Центром «ГОРАД»На съемках фильма «Диггеры»​ / Фото предоставлено Продюсерским Центром «ГОРАД»

— А как же слоны, моржи и так далее?

— Конечно, были и слоны и моржи. Куда без слонов в записи криков? В Голливуде вообще все чудовища «звучат» слонами. У нас были также тигры, львы, леопарды, дельфины с китами. Мы старались подобрать все настолько ровно, чтобы зритель не услышал весь этот зоопарк по отдельности, а воспринял как звучание присущее одному персонажу. Например, киты были оговорены отдельно в сценарии. Там даже персонажи говорят об этом. Я не знаю, насколько это у нас получилось, но мы сделали все, что было прописано в самой истории.

На съемках фильма «Диггеры» / Фото предоставлено Продюсерским Центром «ГОРАД»На съемках фильма «Диггеры»​ / Фото предоставлено Продюсерским Центром «ГОРАД»

— Но ведь одним звуком историю не рассказать? Если мы говорим о хорроре, то как, например, отличить звук капли крови, падающей на землю, от капли дождя?

— Никак. Если не показать изобразительно, это будет теряться. Если этого не заявить визуально, вы никогда не отличите.

— Хорошо, ну а характер героя можно передать звуком?

— Да, конечно, звуком можно отобразить героя. К примеру, если это отрицательный персонаж, то шуршание его костюма будет чуть выше, чем у положительного героя. Это незаметно, но добавляет красок. Все, что касается актеров, я полностью доверяю режиссеру. Я работаю с дублями, которые отобрал режиссер. На озвучании сидим я, режиссер и продюсеры. Они дают актеру задачу, как он должен звучать, чтобы вписываться в свою роль.

На съемках фильма «Диггеры» / Фото предоставлено Продюсерским Центром «ГОРАД»На съемках фильма «Диггеры»​ / Фото предоставлено Продюсерским Центром «ГОРАД»

— И продюсеры?

— В нашем случае, да. Они любят кино, они знают, как оно создается. На этом проекте продюсеры Екатерина Гордецкая и Андрей Радько для меня были прямо вдохновителями. Они очень любят этот жанр, и их энтузиазм мне очень помогал. Что касается режиссера, то если он не присутствует на перезаписи, на озвучании — значит, ему это не интересно. Но у нас все горели идеей фильма — и режиссер (Тихон Корнев, — прим. tvkinoradio.ru), и продюсеры. Я принципиально не работаю на фильмах, где на озвучании не присутствует режиссер. Для меня очень важно, чтобы с актерами работал профессионал. У меня может быть сколько угодно мнений насчет того или иного сюжетного поворота в фильме, но окончательное видение должно принадлежать режиссеру. Я всегда ставлю его мнение на первое место.

Продюсеры фильма «Диггеры»  Екатерина Гордецкая и Андрей Радько, режиссер Тихон Корнев (держит тарелку) / Фото предоставлено Продюсерским Центром «ГОРАД»Продюсеры фильма «Диггеры» Екатерина Гордецкая и Андрей Радько, режиссер Тихон Корнев (в центре) / Фото предоставлено Продюсерским Центром «ГОРАД»

— А в «Диггерах» звук играет тоже второстепенную роль?

— Нет, конечно. В «Диггерах» звук и визуальная составляющая — на равных.
 
 
Ольга Субботина

Звукорежиссер кинокомпании «Тритона». Среди ее работ — такие сериалы, как «Охотники за головами» (режиссер Иван Шурховецкий), «Чудотворец» (режиссер Дмитрий Константинов), «Я — учитель» (режиссер Сергей Мокрицкий). Премьера ее новой работы — фильма «Диггеры» запланирована на 11 августа.
 
 

 

Комментарии

Комментариев: 1

Звук ужасен в фильме. Речь не читается  в ряде реплик. В голосах  под землей в бетонных помещениях почти не слышно реверберации! Голоса близко, шаги далеко. Саунд-дизайн (это уже не к к Ольге, вероятно) - сплошные клише, от этого далеко не страшно. Ольге не удалось соблюсти собственное правило: чтобы было не смешно. Было смешно. И стыдно за такую работу коллег по цеху.

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4830
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3870
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2908
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

Вчера 3497
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее