Слова

«Я пытался оставаться самим собой и быть верным первоисточнику»

Перед премьерой своего фильма «Бен-Гур» Тимур Бекмамбетов провел открытую лекцию, где рассказал о том, чему может научить YouTube, как проникнуть в душу через экран компьютера и в чем связь бюджета с творчеством

  • 26 июля 2016
  • 4586
Родион Чемонин

О том, кто такой Тимур Бекмамбетов в этой стране не знает только тот, кто совсем не интересуется кино, не имеет телевизора, ни читает газет или журналов и уж, конечно, не бывает в интернете. Как раз поэтому позволим себе процитировать описание прошедшего мероприятия, которым снабдили нас его организаторы:

«Он совершил прорыв в отечественном кинопроизводстве, сняв «Ночной» и «Дневной дозор», стал известным всей стране после выхода «Иронии судьбы. Продолжения» и завоевал народную любовь, сняв киноальманах «Ёлки». Он стал одним из первых российских режиссеров, который начал снимать кино в Голливуде со звездами мировой величины и успешно выпускать его в международный прокат. В своем выступлении режиссер, продюсер и сценарист расскажет о тенденциях мирового кинематографа, представит свое видение будущего российского кино, а также поделится личным опытом кинопроизводства. В частности, он расскажет о создании нового фильма «Бен-Гур» — одного из самых ожидаемых блокбастеров, который выйдет на экраны в сентябре 2016 года».

Тимур Бекмамбетов, режиссер / Фото: Виктор ВытольскийТимур Бекмамбетов, режиссер / Фото: Виктор Вытольский

Как говорится, ни добавить — ни убавить. Лекция получилась достаточно разнообразной и весьма познавательной. Потому мы решили предложить ее читателям в том виде, в котором услышали сами — от первого лица.
 

О «Бен-Гуре», драматургическом аттракционе и звездах


Студией MGM было проведено статистическое исследование, в результате которого было выяснено, что только 40% американцев слышали название «Бен-Гур». Из них 20% видели фильм 1959 года и только 10% могут вспомнить пару сцен из него. Поэтому когда я приступал к работе над фильмом, я дал себе слово, что не выступаю на спортивном соревновании — ни в коем случае не пытаюсь сделать круче, чем фильм Уильяма Уайлера. Я не ставил себе задачу получить 11 «Оскаров», я хотел снять просто фильм на основе мифа. И надо еще понимать, что это книга, написанная 200 лет назад, пережившая как минимум три экранизации.

Кадр из фильма «Бен Гур» (1959) Кадр из фильма «Бен Гур» (1959)

Возможно, это первый случай еще со времен «Дозоров», когда мне предоставили шанс снять яркое зрелищное развлекательное кино, в котором есть ответы на важные для нас всех вопросы.

Еще одна причина, почему я взялся за «Бен-Гура»… Вот, знаете, большинство фильмов подобного рода заканчивается тем, что главные герои разговаривают, размышляют, потом идет финальный конфликт, который завершается огромной битвой. Герой сражается со злом, в кровопролитной драке побеждает, все радуются. Конец.

Я не критикую эту формулу, но в «Бен-Гуре» главный герой сталкивается с самым страшным злом, которое только можно себе представить. Тот враг, которого он победил, — это его брат. Это драматургический аттракцион, в котором точка победы является точкой падения. И дальше герой поднимается. Получилось у меня это передать или нет — увидим через месяц, когда фильм выйдет в прокат.

Джек Хьюстон в главной роли в фильме «Бен Гур» (2016) Джек Хьюстон в главной роли в фильме «Бен Гур» (2016) 

Что касается звезд в фильме… У нас играет Морган Фримен, который, по счастью, стал уже моим постоянным партнером. Джек Хьюстон, сыгравший главную роль, известен по телевизионным работам — например, сериалу «Викинги». Это было интересным ходом со стороны студии, руководство которой приняло решение не использовать в очень дорогой картине каких-то невероятных артистов, не опираться на эти костыли — настолько они были уверены в самом материале.

Уайлер в своем фильме использовал множество технических новинок, вроде Ultra Panavision 70. Мы тоже разработали несколько трюков, но я надеюсь, что вы их не заметите. Возможно, вы будете удивлены, но мы смотрели много роликов на YouTube. Например, готовясь к классической сцене гонок на колесницах, мы тщательно изучали, как сейчас снимаются гонки «Формулы 1», как ставятся камеры, как работает фокус. Нам было важно, чтобы этот эпизод выглядел современно. Мы вешали GoPro на лошадей, под ними, на колесницы, но старались делать это так, чтобы не было заметно зрителю.

На открытой лекции Тимура Бекмамбетова / Фото: Виктор ВытольскийНа открытой лекции Тимура Бекмамбетова / Фото: Виктор Вытольский

Всё, что было внутри эпизода с колесницами, было снято вживую. Лошади, конечно, не пострадали, но для того чтобы понять ритм и структуру, я сам проехал всю сцену на колеснице. Трясущаяся камера была специально заранее придумана, чтобы зритель почувствовал себя внутри этой гонки.
 

Об образе Иисуса Христа


Я не хочу, чтобы это звучало абсурдно, но все-таки это довольно комично: я кастинговал Иисуса и был режиссером распятия. Но, тем не менее, «Бен-Гур» — не религиозный фильм. Это, в первую очередь, экранизация романа Лью Уолласа, который был написан около 200 лет назад. Он был самой популярной книгой после Библии в Америке на протяжении столетия. Я старался не поддаваться ни на какие провокации — мол, «имею ли я право», я пытался оставаться самим собой и быть верным книге-первоисточнику. Это история про человека, жившего две тысячи лет назад, «соседа» легендарного персонажа. Это вольная человеческая история, рассуждение. Если предыдущие экранизации были про месть, то мой фильм, как и книга, про прощение. Я считаю, что это самое главное и самое сложное — научиться прощать.

Кадр из фильма «Бен Гур» (2016)Кадр из фильма «Бен Гур» (2016)

Например, если говорить о главном герое — Бен-Гуре — сцена на галере, которую вы можете увидеть в трейлере, изначально не существовала — вместо нее в сценарии была прописана морская битва. Но я перечитал роман — там нет никакой битвы, персонаж вместе с остальными рабами гребет и не знает, что происходит снаружи. Я подумал, что съемка в режиме POV в данном случае будет правильным решением.
 

О screen sharing


Началось всё с того, что я как-то разговаривал со своим коллегой по Skype. Мы что-то обсуждали, он показывал мне свой экран и забыл выключить трансляцию. Я вдруг понял, что невольно стал свидетелем частной жизни. Я, конечно, не стал ему об этом говорить, смотрел, как он покупает продукты в магазине, заглянул «в душу» человека. Это куда проникновеннее, чем закадровый голос. Ты видишь действие. Он набирает: «Привет. Как дела?» Потом стирает и набирает: «Ты дома?» Ты видишь, как человек мыслит.

Я понял, что я провожу массу времени перед монитором, это часть моей жизни. Я знакомлюсь, ссорюсь. И если так случилось, то почему бы не рассказать об этом? Страсти и эмоции перед экраном — не меньшие, чем мы можем себе представить. Я долго ходил, убеждал всех, что это может стать новым видом искусства, но мне отвечали: кто будет смотреть полтора часа на экран компьютера, находясь в кинотеатре? Мы с Лео Габриадзе довольно долго проводили тест-скрининг, наблюдали, как зрители реагирует на простое движение мышки на экране, как они смеются или пугаются. В конце концов, мы поняли, что обмануть зрителя здесь проще, чем в классическом кинематографе.

«Убрать из друзей» для прокатчиков изначально был какой-то шуткой. Все хихикали, никто не принимал нас всерьез. Но мы показали его на фестивале в Монреале, и вдруг совершенно неожиданно стали сенсацией. Все газеты начали про нас писать: мол, мы придумали «ужас XXI века». Студия Universal взяла фильм под своё крыло, провела отличную рекламную кампанию, трейлер набрал за несколько дней, кажется, 7 миллионов просмотров на YouTube, в Твиттере появилось около 250 тысяч комментариев.
 

О десктоп-фильмах


Вы удивитесь, но у screen-capture фильмов есть сценарии. Есть положительные и отрицательные герои, есть ценности, за которые они готовы бороться, есть структура, как у романтических картин. И есть жанры. «Убрать из друзей» — это фильм ужасов. Мы сейчас закончили снимать «Liked» — это подростковая комедия. Сейчас снимается «Ромео и Джульетта» буквально по тексту Шекспира. В Москве сняли, насколько мне известно, фэнтези «Волшебник Изумрудного города».

У десктоп-фильмов, вы не поверите, есть декорации. То есть художнику-постановщику тоже есть чем заняться. У каждого героя есть объекты, интерьеры. Важен даже сам десктоп: какие на нем файлы, какая картинка, какие аватары. Есть даже оператор. В случае с «Убрать из друзей» мы всеми силами пытались сделать так, чтобы этого не было видно. Так же, как и монтаж: нельзя, чтобы зритель думал, что это кино, но в «Убрать из друзей» на посте было около 17 дорожек.

Был еще один момент, связанный с производством «Убрать из друзей». Все говорили, что нам нужно зуммироваться. Якобы, без зуммирования невозможно прочесть сообщения из мессенджеров. Но мы настояли на своем, и все прекрасно читалось.
 

О «Ёлках»


Когда я читаю рецензии на «Ёлки», то я сплошь натыкаюсь на то, что мы придумали какой-то способ «выколачивания» денег из зрителей. Вот поверьте, ни один фильм не будет успешным, если он снимается с такой целью. «Ёлки» выросли из рекламы банка «Империал» 1992 года. Если вы помните, там был сюжет с графом Суворовым «До первой звезды нельзя». Наверное, в то смутное время у меня и появилось пристрастие к рождественским или новогодним историям. Вторая «Ирония судьбы» — это тоже оттуда, часть новогоднего застолья.

Новый год очень важен — я абсолютно в этом уверен — если его убрать, страна перестанет существовать. Проект «Ёлки» — очень ироничное, ясное и честное высказывание на эту тему. Бюджет и творчество — очень связанные вещи, на примере «Ёлок» это очень хорошо видно. Если мне говорят: приходи к нам снимать кино — я сразу думаю: год на сценарий, полгода на съемки, год на монтаж. А если мне скажут: приходи снимать новеллу для альманаха — я тут же соглашусь, как и любой другой режиссер.

Мы поняли и приняли эту формулу, но как концепт большого кинособытия, а не как инструмент сбора денег. Это кино про самую большую в мире страну, про 11 часовых поясов. Это гигантский масштаб. Президент — тогда еще Медведев — согласился ради нас сказать фразу «На Деда Мороза надейся, а сам не плошай».

Считается, что «Ёлки» — такое розовое симпатичное доброе кино. А ведь если присмотреться, то там поднимаются самые что ни на есть острые проблемы. Межрасовые этнические конфликты, социальная несправедливость, усыновление детей. Секрет «Ёлок» в этой самой фразе из первой части. «Сам не плошай» — универсальный слоган, ты ничего не добьешься, если будешь рассчитывать на кого-то другого, а не на себя.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Сергей Матвеев Ивантеевка
    Отличный режиссер! Нравится, как он мыслит и воплощает свои мысли на пленке. За исключением Гладиатрикса ) Если бы не "плошал", всеми силами старался бы попасть к нему в команду.
    Развернуть

    Смотрите также

    Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее