Практика

Организация кинопроизводства: частые ошибки и простые правила (Часть 1)

Первый помощник режиссера Джим МакКуэйд рассказывает о типичных просчетах при съемках авторских фильмов: от недостаточного внимания к планированию до излишнего энтузиазма и отсутствия общей идеи

  • 23 июля 2016
  • 9629

Джим МакКуэйд с 1999 года написал, спродюсировал и снял около 20 короткометражных фильмов. Вот, что он сам пишет о себе: «Я был оператором-постановщиком на съемках нескольких короткометражек и одного фильма про зомби. Я много и с удовольствием сотрудничаю с другими кинематографистами в Северной Каролине, где я и живу. В течение последних пяти лет я работал в качестве помощника режиссера — как на короткометражных проектах, так и на полном метре. Их бюджет варьировался от маленького до очень маленького, всегда оставаясь ниже ста тысяч долларов». В этой статье Джим рассказывает о своем опыте организации съемочного процесса, который он приобрел, будучи помощником режиссера. Потому в дальнейшем повествование пойдет от его лица.

Ханна Чапман, Аравинд Рагупати и Джим МакКуэйд на съемочной площадке фильма «Memory of a Kiss»Ханна Чапман, Аравинд Рагупати и Джим МакКуэйд на съемочной площадке фильма «Memory of a Kiss»

Все, с кем я работал, прилагали максимум усилий и достигали замечательных результатов. Надо сказать, что проблемы, изложенные в этой статье, вовсе не отражают качества выпущенных картин. Можно сделать великолепный фильм, даже если съемочный процесс был сумбурным и изнурительным. Но! Те же самые ребята, если у них будет больше времени и меньше проблем, могут снять кино не ниже уровнем — а то и выше. А главное — будут готовы снова с вами работать.

Все мы слышали (и притом тяжко вздыхали) слова: «Поправь это во время постпродакшна». С некоторыми моментами, конечно, так и следует поступать, однако наиболее важные задачи по организации съемочного процесса встанут перед вами на этапе планирования препродакшна. Именно планирование зачастую является «недостающим ингредиентом» во многих авторских фильмах. И, пожалуй, именно в его качестве, а вовсе не в размере бюджета, заключается основная разница между профессиональными и любительскими съемками.
 

Время: дефицитный ресурс


Когда денег на все не хватает (а так бывает почти всегда) и ключевым ресурсом является рвение команды, гладкое ведение съемочного процесса становится вдвое важнее. Вы не платите людям такие суммы, которые позволят вам попросту терять их время.




Как помощник режиссера я постоянно слежу за временем. Это просто безумие, какое количество мелочей может приводить к утечкам драгоценных минут из вашего расписания, оставляя все меньше времени на актерскую игру и съемку. Многие пункты, представленные в этой статье, попадают именно в эту категорию. Могу привести такой пример: если обед задерживается на 20 минут каждый день, а съемки длятся всего 9 дней, вы можете запросто потерять эквивалент целого утра работы.

Потерянное время становится «смертью от тысячи ран». Десять минут тут, десять минут там, и вы попадаете в своеобразный порочный круг — ваш рабочий день неожиданно превращается из двенадцатичасового в четырнадцатичасовой, а накопленная усталость приводит к всеобщей заторможенности.
 

Простого энтузиазма недостаточно





Я бы сказал, что некоторые кинематографисты просто-напросто не учатся. Они полагаются на свой энтузиазм и принимают желаемое за действительное, вместо того, чтобы использовать свой опыт при решении организационных вопросов. Тогда сложности, возникающие уже в процессе съемок, застают их врасплох, а вовсе не кажутся неминуемым результатом неудачно составленных планов. Давайте не будем путать любовь к кинопроизводству с верой в то, что можно просто игнорировать время, деньги и вечернюю усталость. Даже если расписание съемок продумано качественно, на площадке всегда есть широкий простор для проблем и стрессов. Совершенно неважно, что режиссер по-прежнему энергично работает, если актеры и съемочная команда уже выдохлись.
 

Сотрудничество


Кинопроизводство — это сфера, предполагающая сотрудничество. Существует множество форм совместной работы, и многие из них называют «сотрудничеством» даже при отсутствии оного. Так что же я имею в виду, когда говорю об этом именно в контексте кинопроизводства? А вот что: если как минимум режиссер, продюсер и оператор-постановщик не объединяют свои усилия на этапе организации всего процесса, то совместная работа на площадке потребует чрезмерных временных затрат.

Вы можете работать с кем-то, в действительности с ним не сотрудничая. Режиссер просит оператора осветить сцену, тот выполняет свою рутинную осветительную работу, и вы начинаете съемку. Возможно, они уже давно сработались, иначе это, скорее, делегирование. Вы можете начать сотрудничество, просто обменявшись парой фраз между собой.




Режиссер может сказать: «Атмосфера должна быть холодной и жесткой». В ответ оператор демонстрирует ему свою версию площадки, свет поставлен соответственно его пониманию того, что имел в виду режиссер. Это хороший вариант. Однако я предпочитаю достаточно сильно вовлекать оператора-постановщика еще на этапе обсуждения того, как мы собираемся рассказывать историю, и не только в том, что касается света на сцене.
 

Время и препродакшн





Если бюджет фильма составляет, скажем, пятьдесят тысяч долларов, я думаю, что где-то 5–10% от этой суммы следует потратить на собрания по препродакшну, где будет обсуждаться общее видение проекта. На этих встречах должен присутствовать режиссер, сценарист, оператор-постановщик и основной актерский состав. Это будет в интересах любого продюсера. Коммуникация между этими людьми необходима для гладкости процесса во время продакшна и для успешной реализации видения проекта. Посвятите две трети времени вопросу о смысле и концепции фильма и разбору сценария, а в оставшуюся треть займитесь планированием работы.
 

Совместное планирование


Большая часть проблем с расписанием проистекает из недостатка коммуникации между следующими ключевыми «игроками».

Операторский цех. Сколько времени займет установка света в этой сцене? Составили ли они какой-либо план освещения, перед тем как прийти на съемочную площадку?

Режиссер. Режиссер держит у себя в голове представление о том, как должен выглядеть монтажный лист. Но если этот лист разрабатывается на ходу, то он становится сюрпризом для всех остальных. Лучше всего иметь хотя бы набросок монтажного листа, пусть и неполный.

Продюсер. Полностью ли учтены все организационные моменты? Составлено ли расписание согласно бюджету? Это очень важный вопрос.




Помощник режиссера. Если помощник режиссера берет расписание «с потолка» при составлении вызывных листов, то это тревожный звоночек. Как бы ни была развита его интуиция, и каким бы обширным не был его опыт в расчете времени, работа в вакууме — это всегда плохая идея.
 

Сценарист на площадке: «Вот что я имел в виду…»


Сценарист часто присутствует на площадке во время работы над авторским кино, порой он исполняет обязанности режиссера или оператора-постановщика, но иногда он находится там просто в качестве сценариста. Бывает, что в какой-то момент он чувствует необходимость объяснить значение сцены, строки или слова. Как правило, это отражает проблему, в основе которой лежит одна из нескольких возможных причин.
 
  • Во-первых, сценарий может быть написан не слишком хорошо, и замысел автора становится понятен, только если он лично находится рядом с текстом и объясняет его значение.
  • Во-вторых, сценарий может быть сделан более или менее хорошо, но режиссер не понимает, как его надо читать.
  • И в-третьих, может возникнуть такая ситуация, когда сценарий написан хорошо, и возможно режиссер даже знает, как его надо читать, но при этом не смог найти достаточно времени на подготовку и разобрать его настолько подробно, чтобы понять подтекст.

Основной задачей режиссера, конечно при поддержке продюсера и (в идеале) при участии оператора-постановщика является полное понимание каждого нюанса в тексте сценария. Если такое понимание присутствует, то вопросов по сценарию во время съемки возникать не должно. Если же нет, то может произойти все что угодно!




Стоит отметить, что будет честно, если именно сценарист будет человеком, который напомнит всем, что этот момент в сцене XX должен визуально или эмоционально соответствовать вот этому моменту в сцене YY, который будет сниматься неделей позже.
 

«На полпути» к месту съемки


Как-то мы поговорили с владельцем ресторана, и он был не против того, что мы организуем там съемки в те дни, когда он открывается позже обычного. Его менеджер должен был быть там и нам помогать. Он подписал все необходимые документы.




Казалось бы, все устроено. Но не тут-то было. Вот несколько моментов, которые часто остаются без внимания в условиях быстрого планирования и могут сыграть против вас непосредственно в день съемки:
 
  • Мы поговорили с самим менеджером, который будет с нами на съемке? Что он или она о нас думает?
  • Обсудили ли мы в деталях весь съемочный процесс?
  • Обсудили ли мы перестановку мебели?
  • Договорились ли мы об отключении ледогенератора? Или кондиционера?
  • Объяснили, что постоянно будем требовать соблюдения абсолютной тишины, пока мы находимся на площадке? Будет ли менеджер выполнять какую-то специфическую (шумную) работу?
  • Сказали ли мы, что некоторые члены съемочной команды, возможно, будут выглядеть немного безумными и могут вести себя не так вежливо, как нам бы хотелось? Будет ли это проблемой? (Возможно, не будет, если рассказать об этом заранее)
  • Обсудили ли мы парковку?
  • Мы спросили можно ли использовать погрузочную площадку, которая, кажется, может быть удобной (но, как оказалось, не открывалась вот уже в течение четырех лет)?
  • Выяснили ли мы, куда выносить мусор (или его нужно забрать с собой)?
  • Какой момент следует обозначить как время ухода? Это будет: «Мы уже все погрузили и прибрали» или «Заканчиваем съемку и начинаем 75-минутный процесс погрузки и приборки»?
  • Или, быть может, у нас есть возможность немного задержаться в случае необходимости? Как к этому отнесется менеджер, находящийся в это время на посту? Кто будет оплачивать ему эти сверхурочные часы?
 
  • Место съемки: «Полиция логотипов»

Чаще всего перед вами будет стоять задача избежать попадания в фильм логотипов и брендов, причин тому множество — я даже не буду пытаться говорить о них. Сложность состоит в том, что при первичном осмотре любой локации необходимо эту проблему учитывать. Нельзя просто появиться в день съемки и внезапно решить, что следует закрыть, спрятать или заменить несколько дюжин (или сотен) логотипов. Как это не странно прозвучит, но сюда же относятся и непристойные граффити.




Если это важно для съемочного процесса, необходимо решить эту задачу до того, как начнется сама съемка. Либо выберите другую локацию, либо спланируйте, как избежать попадания логотипов в кадр. И, наконец, можно сообщить декораторам, чтобы они подготовили все необходимое, чтобы «очистить» площадку и соответствующим образом изменить график.
 
  • Место съемки: проверка на тишину

Часто продюсер, режиссер и оператор-постановщик разведывают возможные или уже определенные локации. Чуть реже они берут с собой специалиста по звуку. Я несколько раз сталкивался с тем, что потенциальное место съемки выглядит идеально, однако является звуковым кошмаром: трасса с большим трафиком грузовых автомобилей, находящаяся в 15 метрах от локации, рестораны с шумными холодильными установками, стоящими рядом с центральной точкой сцены. Зачастую в графике сложно найти время для озвучивания, кроме того это сложная работа, которая может убить актерскую игру, если сделать ее плохо. Выбор локации без учета звука может создать серьезную головную боль.

Продолжение материала читайте завтра.

Источник: filmmakermagazine.com


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее