Практика

Снимаем бюджетный экшн: секреты эффективной работы (Часть 2)

Режиссер и сценарист фильмов «В тисках» (Gridlocked) и «Рукопашный бой» (Tapped Out) Аллан Ангар продолжает рассказ о создании экшн-сцен и своем опыте работы в условиях ограниченного бюджета

  • 17 июля 2016
  • 3399

Продолжение. Начало материала вы можете найти по данной ссылке.
 

3. Съемка и монтаж


Все постоянно сводится к проблеме отсутствия достаточного количества времени и денег. Вы не можете позволить себе роскоши — потому не жадничайте с кадрами, не снимайте больше необходимого. У вас уже есть преимущество, если вы представляете себе, как сцена будет выглядеть, когда работа над ней подойдет к концу. Снимайте только то, что вам необходимо. Я думаю, что вне зависимости от жанра, наличие навыков монтажа у режиссера будет плюсом. Даже если не вы занимаетесь конечной обработкой, понимание того, как сцена будет в итоге выглядеть, значительно вам поможет.

Трейлер фильма «Рукопашный бой» (Tapped Out, 2014) ​
 

Отсматривайте материал на протяжении всего съемочного периода.


Неважно, есть ли у вас навыки монтажа или нет, я бы посоветовал попросить оператора-постановщика дать вам доступ в облачную систему хранения материала, чтобы вы могли отсматривать его на протяжении всего периода съемок. Бывает так, что экшн-сцены, как, впрочем, и любые другие, приходится делить из-за неувязок в графике. Это может вызывать хаос и создавать напряжение, даже если все было распланировано и раскадровано до мелочей.
Мне исключительно помогла возможность смонтировать сырые кадры вместе во время съемки, чтобы увидеть, чего действительно не хватало. Будь то выходной или вечер после окончания рабочей смены — я прикладывал все силы, чтобы оценить каждый кадр из отснятого материала. Если у вас нет такой возможности, тогда пусть ваш режиссер видеомонтажа начнет работу заранее. Это может быть единственным спасением, когда в сцене боя не хватает ключевого кадра для определения местоположения, или если в отличной шутке потеряна самая соль.
 

Вы не можете позволить себе роскоши — потому не жадничайте с кадрами.


Каждый дубль должен иметь значение

 
Поскольку вы будете ограничены в том, что касается спецэффектов, у вас может быть лишь один дубль, чтобы справиться с некоторыми сценами. Приложите к нему усилия. Сделайте несколько дополнительных режиссерских разводок, если необходимо, и если вам не удалось получить вторую камеру — то убедитесь, что вы снимаете, используя правильный объектив, и точно уверены в том, что собираетесь использовать этот конкретный момент. Ничто не переживается так остро, как отличная шутка, которую вам не удалось как следует запечатлеть.

Актер и боец смешанных единоборств Кшиштоф Сошинский на съемках фильма «Рукопашный бой»Актер и боец смешанных единоборств Кшиштоф Сошинский на съемках фильма «Рукопашный бой»​
 

4. Подходите к спецэффектам с умом


Вполне вероятно, что картинка в вашем воображении и суровая правда съемочного процесса в какой-то момент пересекутся и столкнутся лбами. Если у вас есть сцена, включающая стрельбу или искры, пыль, кровь, огонь и так далее, то вы вплотную познакомитесь со словом «умеренность». Вот несколько способов получить максимум возможного от ваших спецэффектов.
 

Картинка в вашем воображении и суровая правда съемочного процесса в какой-то момент пересекутся и столкнутся лбами. 

 

Начните работу с VFX-специалистом как можно раньше

 
Во время подготовительного периода обсудите с координатором спецэффектов каждую экшн-сцену в фильме. Убедитесь в том, что он ясно понимает, чего вы хотите добиться. Скорее всего, он уже общался с продюсером и представляет себе, сколько денег может потратить. Что должны сделать вы, так это придумать способ наилучшим образом использовать те эффекты, которые можете себе позволить.

Если вы достигли взаимопонимания с VFX-супервайзером, спросите, будет ли он готов сделать несколько тестов во время подготовительного этапа, чтобы вы представляли себе, как конкретный эффект будет выглядеть (естественно бесплатно). Я могу с уверенностью сказать, что нет ничего хуже, чем картинка или момент в вашем воображении, который в итоге выглядит совершенно иначе, чем ожидалось.

Обсуждение одной из сцен с Домиником Перселлом на съемочной площадке фильма «В тисках»Обсуждение одной из сцен с Домиником Перселлом на съемочной площадке фильма «В тисках»


Используйте Zerk-выстрелы

 
На съемках многих фильмов с крупномасштабными перестрелками поверхности, машины и стены оснащают небольшими взрывчатыми устройствами, чтобы имитировать пулевые отверстия. Куски штукатурки летают как в фильме Джона Ву, а обломки выбрасываются в воздух. Здорово, не так ли? Любой режиссер, представляющий себе экшн-сцену, наверняка захочет также. Почему? Да потому что это круто и выглядит по-настоящему. Беда в том, что вы — скорее всего — не можете себе этого позволить. В лучшем случае у вас будет одна или две таких сцены. Столкновение с этим изрядно расстраивает, особенно если вы ненавидите компьютерную графику.

К счастью существует более дешевый метод — Zerk Hits. По сути, это пейнтбольные шарики, которыми выстреливают из специального ружья. При попадании по поверхности они не оставляют на ней следов, зато выпускают массу искр или пыли — весьма эффектно. Съемка на широкоугольные объективы хорошо подходит для выстрелов искрами, однако не слишком задерживайтесь на этих кадрах во время монтажа. Что касается пыли, я нахожу, что лучше всего работает съемка крупным планом, поскольку вы не хотите, чтобы люди заметили отсутствие пулевых отверстий. Клубы дыма также более эффектны, если они занимают большую часть экрана. Однако не забывайте, что поверхность должна сочетаться с эффектом от выстрела. Не стреляйте искрами по деревянному столу или пылью по сухой стене — это просто будет выглядеть глупо.

Кадр из фильма «В тисках»Кадр из фильма «В тисках»


Дульные выстрелы и падения — ваши друзья

 
Кровь и попадания в людей тоже, как правило, ценятся — особенно в перестрелках. На съемках «В тисках» я хотел, чтобы у каждого персонажа, в которого попали, был эффект фонтана крови при падении. Почему бы мне этого не хотеть? Мне действительно было нужно, чтобы фильм хорошо продавался. Проблема в том, что я мог позволить себе только малую часть этих эффектов. Поэтому мы решили использовать их только для ключевых смертей. Например, смерть злодея или вспомогательного действующего лица.
 

Столкновение с реальностью изрядно расстраивает, особенно если вы ненавидите компьютерную графику.

 
Мы использовали то, что я называю эффектом «24», и он работает по полной, если вы вообще не можете позволить себе фонтаны крови. Помните этот небольшой мрачный сериал с Кифом Сазерлендом в главной роли, шедший по каналу Fox? В большинстве экшн-сцен ни один приспешник не погибал с каким-то эффектом кроме дульного выстрела и падения на землю. Как правило, вы видели кадр, где Кифер стрелял холостыми, после чего камера сразу наезжала на убитого героя. И все.

Другим эффективным способом будет использовать Zerk-выстрелы на поверхности, которая ближе всего к дублеру. Тогда зрители видят какой-то эффект — будь то искры или пыль — а в дополнение к этому злодей погибает. Это отличная альтернатива крови, и вам для этого не нужна компьютерная графика.


Подумайте о второй камере

 
Я бы хотел предложить вам рассмотреть вариант использования второй камеры для ваших ключевых моментов, если у вас есть такая возможность. Это будет полезным, особенно если у вас есть только один дубль на сцену.

Кадр из фильма «В тисках»Кадр из фильма «В тисках»​
 

5. Вкладывайте по максимуму

 
Мы не делаем фильмы, чтобы разбогатеть. То есть, безусловно, это конечная цель. Но работая над проектами, вы должны быть уверены в том, что каждая копейка и каждый эффект принесут пользу. Я всегда пытаюсь заранее представить постер и трейлер, точно зная, что элементы экшна хорошо продаются. Потому я прилагаю все усилия для того, чтобы они были настолько хороши, насколько это возможно в заданных условиях. «Растягивайте» ваш бюджет и старайтесь подходить к делу как можно более творчески, чтобы фильм окупился как можно лучше.
 

Убедитесь в том, что вы всегда можете найти способ отснять сцену в доступной для понимания форме.

 
Все это сводится к максимизации стоимости производства, даже если вам приходится идти на компромисс в других сферах, чтобы экшн не пострадал. Спросите себя, будет ли он гарантом продажи вашего фильма. Если да, тогда нет ничего страшного в том, чтобы идти на уступки в других сферах, покуда — и это очень важно — не страдают повествование и качество фильма. Возможно, вам придется пожертвовать дальним общим планом или простой сценой с диалогом на ходу. Обсудите ваши возможности с линейным продюсером и главами департаментов.

Убедитесь в том, что вы всегда можете найти способ отснять сцену в доступной для понимания форме. Трясущаяся камера и чрезмерный монтаж стали неотъемлемой частью современных экшн-фильмов, от которой зрители начали уставать. Сделайте ваш фильм веселым и динамичным. Хотите примеров? Обратите внимание на любой фильм Майкла Манна.
 
Источник: nofilmschool


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также