Практика

Снимаем бюджетный экшн: секреты эффективной работы (Часть 1)

Своим опытом создания убедительных экшн-сцен, в том числе — в условиях ограниченного бюджета, с нами делится режиссер и сценарист фильмов «В тисках» (Gridlocked) и «Рукопашный бой» (Tapped Out) Аллан Ангар

  • 16 июля 2016
  • 4038

Создание любого фильма сопряжено с постоянным преодолением трудностей, часто работа превращается в настоящее сражение. Какой бы не была задумка будущей картины, столкновение с проблемами во время съемок неизбежно, особенно это актуально для фильмов в жанре экшн.

Когда мы хотим создать экшн-сцену, первым делом мы должны определиться с тем, почему она необходима для сюжета. Каковы цели героя? Что стоит на кону? Экшн сам по себе не имеет никакого значения, если зритель не заинтересован фильмом. А начинается все и всегда со сценария. Я осознаю, что я не могу конкурировать с фильмом, снятым за 60 миллионов долларов, потому всегда стремлюсь к тому, чтобы найти пути достижения того же эффекта другими средствами. Персонажи и сюжет являются хорошей отправной точкой
 

Экшн сам по себе не имеет никакого значения, если зритель не заинтересован фильмом.

 
Это нормально — иметь амбиции, однако основные элементы по-прежнему должны закладываться с самого начала. Впервые я усвоил многие из этих уроков, работая над своим первым фильмом «Рукопашный бой». Однако только со своей второй картиной — «В тисках» я начал претворять это знание в жизнь. Фильм с Домиником Перселлом и Дэнни Гловером в главных ролях включал большое количество экшна, имевшего разрушительное влияние на наш бюджет. Если вы создаете фильм в условиях ограниченных средств, тогда вот несколько важных факторов, которые стоит учитывать на каждом этапе.
 
Трейлер фильма «В тисках» (Gridlocked, 2015)
 

1. Препродакшн

 
Процесс подготовки чрезвычайно важен. Не имеет значения, есть у вас 10 тысяч или 10 миллионов долларов. Как режиссер, вы должны убедиться в том, что хорошо ознакомлены с материалом, и в то же время находите время на то, чтобы сформировать и подготовить свое видение. Изучите экшн в других фильмах. Научитесь понимать, что именно делает их успешными. Уберите все технические элементы, от которых у вас глаза лезут на лоб, и действительно разберитесь с основами. Вот несколько способов использовать время на подготовку:
 

Сформируйте ясное видение


Убедитесь в том, что у вас есть ясное и сжатое видение вашей сцены. Причем не только в воображении, но и на бумаге. Крайне важны раскадровки и монтажные листы. При наличии четкого видения вам будет проще делать необходимые изменения на ходу. Например, если вы знаете, что не можете сделать какой-то кадр, есть возможность пока справиться с другим куском сцены. Вы должны досконально знать каждый кадр и каждую деталь. Чем лучше вы знакомы с материалом, тем лучше вы можете справляться с творческой импровизацией.
 

Изучите экшн-сцены в других фильмах. Научитесь понимать, что именно делает их успешными.

 
Нужно планировать то, как вы будете преподносить сцену с помощью ясных инструкций не только актерам, но и съемочной группе. Бывает так, что вы видите идеальную картинку у себя в голове, но все остальные видят нечто иное. Вы должны сходиться во мнениях с вашим оператором-постановщиком. Как можно раньше начинайте использовать ваши возможности проводить разборы и обсуждения. Этот шаг сэкономит вам тонну времени на съемочной площадке.
 

Решите, когда и как идти на компромиссы


Примиритесь с тем, что ваше видение может быть пересмотрено, особенно если речь идет о съемках независимого кино. Научитесь идти на компромисс так, чтобы каждый момент имел значение. Если вы беретесь за дело, имея нереалистичные ожидания — вы будете только разочарованы собой и конечным результатом. Кроме того, это не позволит вам двигаться вперед, оставив позади то, за что вы «зацепились».

Аллан Ангар и актер Дэнни Гловер на съемках фильма «В тисках»Аллан Ангар и актер Дэнни Гловер на съемках фильма «В тисках»
 
Всегда старайтесь заранее поставить «моменты для попкорна» на первое место. Как только сюжетные точки вашей экшн-сцены расставлены — спросите себя, есть ли у вас возможность «поднять планку». Это может быть как нечто связанное с повествованием, так и какая-то шутка. Нужно добавить «перчинки» в фильм. Если вы знаете, что у вас будет ограниченный бюджет, следует найти увлекательные и захватывающие способы что-то переиграть. Будь то перестрелка, или сцена боя — найдите те особые моменты, которые будут иметь значение.

Во время съемок фильма «В тисках» мы привлекали к работе группу по чрезвычайным ситуациям и безопасности, поскольку во время стрельбы холостыми патронами всегда требуется контроль со стороны полиции. Когда съемочный день уже приближался к концу, у нас оставалось несколько сцен с выстрелами, а еще была сцена с гранатой, и я знал, что она будет одним из самых захватывающих моментов.
 

Подготовка позволяет принимать решения за секунды.

 
Помощник режиссера сообщил мне, что сотрудники группы безопасности уже перешли на работу за сверхурочные — я мог отснять только одну сцену. Как бы мне не хотелось, чтобы ВСЯ стрельба в фильме была аутентичной, я знал, что на первое место нужно было поставить сцену с гранатой. Благодаря подготовке я принял это решение за считанные секунды.
 

Подружитесь с постановщиком трюков


Хорошие отношения с постановщиком трюков также могут иметь огромное значение. Они поддерживают вас и борются за успех экшн-сцен. Они хотят добиться идеала не меньше, чем вы — используйте это. Творчески подходите к отведенному вам времени. Проводите время с постановщиком трюков во время подготовительного периода и в нерабочие часы. Взаимное понимание и доверие с этими людьми — бесценно.

Во время съемок я, как правило, задерживаюсь после окончания работы и беседую с постановщиком трюков, чтобы разобрать различные «точки действия» в фильме. Мы оставляем несколько добровольцев (обычно помощника режиссера) и просто разыгрываем и закрепляем сцены. Затем снимаем нашу превизуализацию, чтобы показать ее актерам и съемочной группе на следующий день.

Кадр из фильма «В тисках»Кадр из фильма «В тисках»​


2. Подбор актеров

 
Когда фильм снимается за сравнительно небольшие деньги, непросто найти актеров, согласных проводить дополнительное время, тренируясь и репетируя. Кроме того, не всегда удается найти человека, способного работать в команде, однако если у вас это все-таки получилось — значит, вы на правильном пути. Если он обладает спортивной подготовкой — то это уже что-то, даже если он и не готов тратить много времени на тренировки. Отсюда и первый совет.
 

Подбирайте актеров со спортивными или боевыми навыками


В обоих фильмах, режиссированных мною, было заранее известно, что от актеров на ведущих ролях потребуется изрядная доля спортивных и каскадерских навыков. Потому я боролся за актеров, которые либо когда-то занимались спортом, либо имели опыт съемок в экшн-фильмах. Многие скажут, что самым простым решением было бы нанять дублера, чтобы тот взял на себя тяжелую работу. Это неверно. Дублеры по-прежнему стоят денег, и им надо платить на каждой репетиции. Будучи независимым режиссером, иногда приходится вставать на место продюсера. Если у вас есть актер, хорошо работающий в команде, и ему уже заплатили за работу — то почему бы его не использовать.
 

Будучи независимым режиссером, иногда приходится вставать на место продюсера.

 
Доминик Перселл — заядлый боксер, и я знал, что он с большей вероятностью, чем другие, сможет воспроизводить элементы тактической подготовки, особенно в сценах с рукопашным боем. Перед съемкой мы провели много времени за творческим обсуждением сценария, выстраивая доверительные отношения друг с другом. В результате он заинтересовался процессом и был готов работать с постановщиком трюков в свободное время. То же самое было и с Коуди Хэкменом — пятикратным чемпионом мира по карате, и с Триш Стратус. Будучи членом Зала Славы WWE, она имела идеальную подготовку для моего фильма. Благодаря тому, что у нее были необходимые навыки, и она училась трюкам быстрее обычной актрисы, мы сэкономили несколько дополнительных дней репетиций.

Доминик Перселл встречается лицом к лицу с Винни Джонсом в фильме «В тисках»   Доминик Перселл встречается лицом к лицу с Винни Джонсом в фильме «В тисках»
 

Используйте время вне съемок с умом


Если у вас не выделено времени для репетиций, нужно подходить к делу творчески. В те дни, когда актеры должны были присутствовать для съемок нескольких сцен, в перерывах я посылал их к постановщику трюков или специалисту по оружию. Они постоянно тренировались с оружием и занимались бегом. Пока устанавливали освещение между сценами, Перселл порой отходил отрабатывать хореографию. Иногда он занимался в одиночестве, а бывало — брал с собой кого-нибудь, кто был готов составить ему компанию.

А еще давайте не будем забывать, что сегодняшние зрители многое видели и многое знают, а потому все чаще замечают подмену дублером. Их уже не впечатлить неистовой тряской камеры и имитацией более высокой интенсивности действия. Гораздо больше они воодушевляются, когда видят, что актер сам делает все трюки.
 
Продолжение следует...
 
 Источник: nofilmschool

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения». Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!

15 января 10469
Обзоры

20 самых значимых фильмов для операторов

Представляем 20 фильмов ХХ века, которые оказали наибольшее влияние на операторское искусство. Список составлен на основе голосования членов American Society of Cinematographers (Американского общества кинооператоров)

11 января 9823
Практика

Семь вещей, которым учит «Пила»

«Пила» стала одной из самых успешных и долгоиграющих хоррор-франшиз XXI века, хотя начиналась как скромный минималистичный детективный триллер. Разбираем, что полезного можно почерпнуть из обстоятельств создания дебютной картины Джеймса Вана и Ли Уоннела

19 января 4317
Техника

Техника до «Оскара» доведет — 2020

Американская киноакадемия объявила номинантов, а мы по традиции смотрим, какая техника использовалась авторами картин в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа». Бонусом — комментарии операторов о съемках

13 января 3932
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее