Обзоры

​15 рок-музыкантов, написавших музыку для кино: от Джорджа Харрисона до Сергея Шнурова

«Изчезнувшая» Дэвида Финчера примечательна не только романом Гиллиан Флинн в основе, разрешением 6K и Беном Аффлеком без бороды, но и саундтреком Трента Резнора. Кто еще из рок-музыкантов зарекомендовал себя в качестве кинокомпозиторов?

  • 3 октября 2014
  • 1736
Павел Орлов

Джордж Харрисон


Фильмы: «Чудо-стена» (1968)



Джорджу Харрисону первому из ливерпульской четверки стало тесно в рамках группы. В качестве пробного сольного опыта в 1968 году музыкант выпустил инструментальный альбом «Wonderwall Music», являвшийся саундтреком к фильму «Чудо-стена». И картина, и запись были экспериментальными по духу, в частности Харрисон активно использовал индийские инструменты вроде ситара. Фильм, несмотря на премьеру в Каннах, событием не стал и сегодня благополучно забыт. Саундтрек же спустя годы переслушать весьма любопытно.
 

Брайан Ино


Фильмы: «Себастьян» (1976), «Юбилей» (1978), «Дюна» (1984), «Ужас в опере» (1987), «Отель “Миллион долларов”» (1999), «Милые кости» (2009)



В обширной творческой биографии Брайана Ино, основателя Roxy Music и родоначальника стиля эмбиент, участие в работе над саундтреками порядка трех десятков картин. При этом имена режиссеров в этом списке более чем впечатляют: Дерек Джармен, Дэвид Линч, Дарио Ардженто, Вим Вендерс, Николас Виндинг Рефн, Питер Джексон и многие-многие другие.
 

Queen

Фильмы: «Флэш Гордон» (1980)



В начале 80-х в творчестве Queen наметился поворот в сторону электронной и танцевальной музыки с использованием синтезаторов. В этом русле группа записала саундтрек к супергеройскому фильму «Флэш Гордон», сегодня ничего кроме смеха не вызывающему. Последнее обстоятельство никоим образом не умаляет достоинств музыки Queen, в особенности хита Flash’s Theme или энергичной инструменталки Football Fight.
 

Джимми Пейдж


Фильмы: «Жажда смерти 2» (1981), «Жажда смерти 3» (1985)



Среди многочисленных проектов гитариста Джимми Пейджа после распада легендарных Led Zeppelin были и опыты в кино. По приглашению режиссера Майкла Уиннера музыкант написал треки для двух частей боевика с Чарльзом Бронсоном «Жажда смерти». Примечательно, что за первую работу Пейдж даже был номинирован на антипремию «Золотая малина». Саундтрек и правда местами больше похож на бесконечный сольный гитарный проигрыш в лучших традициях живых выступлений Led Zeppelin.
 

Питер Гэбриэл


Фильмы: «Птаха» (1984), «Последнее искушение Христа» (1988), «Клетка для кроликов» (2002)



Некогда лидер группы Genesis, Питер Гэбриэл, в 80-е годы успешно развил сольную карьеру саундтреками к краеугольным фильмам двух крупных режиссеров – «Птахе» Алана Паркера и «Последнему искушению Христа» Мартина Скорсезе. Экспериментируя с совмещением элементов эмбиента и этно-музыки, Гэбриэл создал вполне самостоятельные, цельные музыкальные произведения. Саундтрек к фильму Скорсезе не зря номинировался на «Оскар», а выпущенный в качестве альбома удостоился «Грэмми» и позже был включен в список «25 самых влиятельных эмбиент-альбомов всех времен».
 

Эрик Клэптон


Фильмы: «Смертельное оружие» (1987-1998), «Свой парень» (1988), «История о нас» (1999)



Песни Эрика Клэптона, специально написанные им для кино, можно услышать в дюжине картин, в том числе в «Своем парне» с Микки Рурком и «Истории о нас» с Брюсом Уиллисом и Мишель Пфайффер. Наиболее же примечательно продолжительное сотрудничество гитариста с режиссером Ричардом Доннером во франшизе «Смертельное оружие». Четырехчастный боевик с Мэлом Гибсоном и Дэнни Гловером подарил нам в частности такие меланхоличные хиты, как It’s Probably Me и Pilgrim.
 

Марк Нопфлер


Фильмы: «Местный герой» (1983), «Принцесса-невеста» (1987), «Последний поворот на Бруклин» (1989), «Плутовство» (1997), «Цена победы» (2000)


Марк Нопфлер в 80-90-е годы был настолько увлечен созданием музыкальных аранжировок к английским и голливудским картинам, что едва ли не ставил эту работу выше Dire Straits. Среди наиболее известных из записанных им для кино тем – Storybook Love из культовой в свое время мелодрамы «Принцесса-невеста».
 


Том Уэйтс


Фильмы: «От всего сердца» (1982), «Ночь на Земле» (1991)



Частенько появляясь в эксцентричных ролях в фильмах своих друзей, музыку для кино Том Уэйтс, напротив, пишет неохотно. Украсить картину  меланхоличными мелодиями и знаменитым прожженным вокалом посчастливилось пока только Фрэнсису Форду Копполе в катастрофически провальной мелодраме «От всего сердца» и Джиму Джармушу в «Ночи на Земле».
 

Нил Янг


Фильмы: «Мертвец» (1995)



Близкий друг Тома Уэйтса кантри-рокер Нил Янг с музыкой в кино тоже не частит. Тем не менее, джармушевский «Мертвец» без его медитативной гитарной импровизации утратил бы половину своего макабрического очарования. Во всяком случае, так считает сам Джармуш.
 

Сергей Курехин


Фильмы: «Господин оформитель» (1988), «Оно» (1989), «Лох – победитель воды», (1991) «Два капитана 2» (1993), «Замок» (1994)



Сергей Курехин определенно главный композитор отечественного кино перестройки и начала 90-х годов. Его авторству принадлежи музыка ключевых и самых безумных лент того времени, вроде эстетского хоррора «Господин оформитель», фольклорной фантасмагории «Оно» или балабановского «Замка». Подвижная, склонная к эксперименту творческая натура музыканта идеально соответствовала пестрому кинематографу переломной эпохи.
 

Ник Кейв


Фильмы: «Предложение» (2005), «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса (2007), «Дорога» (2009), «Самый пьяный округ в мире» (2012)



Писать музыку и отдельные песни для кино Ник Кейв начал параллельно с образованием проекта Nick Cave & The Bad Seeds в начале 80-х. К примеру, его появление на сцене в роли самого себя в «Небе над Берлином» стало одним из самых известных моментов культового фильма. В 2000-х угрюмые аранжировки Кейва и его постоянного соавтора Уоррена Эллиса идеально дополнили несколько крупных голливудских картин, самая примечательная из которых – постапокалиптическая «Дорога».
 

Сергей Шнуров


Фильмы: «Бумер» (2003), «Generation П» (2011), «Кококо» (2012)



Лидера группировки «Ленинград» периодически заносит в самые разные по формату кинопроекты, от блокбастеров и трэш-комедий до ромкомов и арт-хауса. К некоторым из них Шнур пишет музыку, всегда узнаваемую. Мелодия его сочинения из фильма «Бумер», пожалуй, не знакома только глухому – в свое время каждый уважающий себя пацан был обязан поставить ее на мобилу. Музыкант же удостоился за рингтон премии «Ника» и, по слухам, заработал порядка $1 млн.
 

Nightwish


Фильмы: «Воображариум» (2012)



Финские металлисты Nightwish проделали в кино свой путь. Фильм в отечественном неловком переводе названный «Воображариумом» родился из идеи сделать клипы на каждую из 13 песен альбома Imaginaerum. В итоге получилась фэнтезийная смесь из Дэвида Линча, Тима Бертона, Цирка дю Солей и симфонического метала. Правда, в прокате такой микс картину не спас – одна из самых дорогих картин в истории финского кино с треском провалилась.
 

Джонни Гринвуд


Фильмы: «Нефть» (2007), «Мастер» (2012), «Врожденный порок» (2014)



Мультиинструменталист и гитарист группы Radiohead Джонни Гринвуд определенно нашел близкого себе по духу режиссера, Пола Томаса Андерсона, редкого автора, позволяющего себе в условиях современного Голливуда авангардистские эксперименты монументальных масштабов. Фантасмагорические мелодии и напряженные ритмы Гринвуда как нельзя кстати пришлись в андерсоновских опусах «Нефть» и «Мастер». За саундтрек к первому фильму музыкант даже был удостоен «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля.
 

Трент Резнор


Фильмы: «Социальная сеть» (2010), «Девушка с татуировкой дракона» (2011), «Исчезнувшая» (2014)



Устоявшимся можно считать и сотрудничество Дэвида Финчера и композиторов-соавторов Трента Резнора и Аттикуса Росса. Легенда гласит, что режиссер не только сам пригласил лидера Nine Inch Nails поработать над «Социальной сетью», но и, ознакомившись с результатом, не высказал ни одного замечания, что для Финчера вообще-то нонсенс. Резнор и Росс за музыкальную аранжировку «Сети» получили «Оскар» и «Золотой глобус», а фильмы Финчера с тех пор без индустриальных ритмов и вкрадчивых синтезаторных мотивом и шумов представить невозможно.

 



Комментарии

Комментариев: 6

Tangerine dream - "Колдун" Фридкина

Укупник AKA "белый князь тьмы, отгрызающий голову паспорту"?

Мартирос, про Боно смотрите выше (пункт про Брайана Ино). Паша, а Укупник считается?

Мартирос, мы ни в коем случае не претендуем на то, чтобы объять необъятное, а любые дополнения приветствуем. Поэтому за Коупленда и Pink Floyd (если имеется ввиду More) - спасибо, действительно важные моменты. Тем не менее, пардон, но Massive Attack, Eminem, 50 Cent, Daft Punk - это явно из другой подборки.

Фифтисент и Эминем? Не смешите мой рот! Какие это рок-музыканты? А раз уж вы вспомнили Дафт Панк, то тогда надо вспомнить и Джорджио Мородера с Вангелисом, раз уж на то пошло. (и Моби хоть и имеет целую пластинку с саундтреками, но, кажется, никогда самостоятельно не писал музыку для всего фильма целиком. но это спорно, да)

А куда делись Massive Attack, Боно, 50 Cent, Eminem, Pink Floyd, Moby, Стюарт Коупленд, Daft Punk и прочие?

Смотрите также

Популярное
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 6032
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 4778
Практика

Творческий подход к освещению, или как передать эмоции с помощью стеклянных банок

Канадский оператор Мэтт Бендо вспоминает съемки рекламного ролика, где он пропускал свет через стеклянные банки, чтобы добиться интересного эффекта в повествовании

  • 2 декабря
  • 4341
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 4107
Практика

5 базовых композиционных правил и как их нарушить

В кинематографе есть множество правил, касающихся построения кадра: кадрирование на уровне глаз и правило третей — лишь одни из них. Но их можно (и нужно) нарушать

  • 10 декабря
  • 3948
Обзоры

Базовые составляющие глубины изображения

Общая глубина изображения — это не только небольшая глубина резкости. Существует еще множество способов сделать изображение объемным. О них рассказывает режиссер, монтажер, оператор Таннер Шинник

  • 3 декабря
  • 3890
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее