Слова

«Если фильм успешен – это победа всех. Если фильм провалился – виноват продюсер»

Австрийский продюсер Файт Хайдушка об особенностях кинопроката, продвижении авторского кино в Европе и работе на кинофестивалях

  • 2 октября 2014
  • 590

В Москве прошли мастер-классы известного австрийского продюсера доктора Файта Хайдушки, организованные ВГИКом и «Росскино». Мастер показал класс и рассказал о том, как стать успешным продюсером авторского и фестивального кино.

tvkinoradio.ru публикует самые интересные высказывания доктора Хайдушки. А для тех, кому их окажется мало, мы приготовили конспект лекций продюсера, из которых вы узнаете, как работает кинопрокат, как составляется договор о прокате фильма, каковы особенности продвижения фильма в Европе и многом другом — скачать файл можно по этой ссылке.
 
Доктор Файт Хайдушка

Фильм может заработать деньги на чём угодно
, но прежде всего это его прокат в кинотеатрах. Второй этап – это выпуск фильма на видео (не раньше чем через полгода после его выхода в кинотеатральный прокат). Третье – это PayTV, платное телевидение. И только после этого возможен показ фильма на обычных простых телеканалах. Со дня старта фильма в кинотеатрах телекомпании имеют право показать его не раньше, чем через 18 месяцев.
 
Довести фильм до проката стоит очень дорого. В Германии стоит это стоит 300 тыс. евро. В Англии, Испании, Италии, Франции уже сложилась такая практика, что в договоре с продюсером прокатчики получают и права показа фильма на ТВ. То есть они хотят иметь как можно больше прав, чтобы минимизировать риски.
 
В Австрии запрещено продавать видео с фильмами на французском языке, так как этим мы сильно помешаем нашим партнёрам во Франции. Я понимаю, что в Евросоюзе не существует границ, и что любой предприниматель может купить партию видео во Франции, спокойно перевезти её в Австрию и продать её здесь. Ну что ж, это данность.
 
У меня был негативный опыт, связанный с Испанией, когда мы там когда-то показывали ретроспективу фильмов Ханеке. Мы спросили: «Какой материал вам нужен? В каком формате?» Они нам сказали: «Нам не нужны от вас никакие копии. Мы возьмём всё из банка проката, потому что ваши фильмы нам так нравятся, что они постоянно идут в кино». Но договор показов фильмов Ханеке в Испании уже давно истёк! На бумаге эти материалы уже давно были уничтожены. Так, благодаря случайности, мы узнали о нарушении договора.
 
Cейчас намечается тенденция, которую озвучил Спилберг, когда сказал, что он не хочет больше снимать фильмы дороже $20 млн, потому что они не собирают достаточно денег. Посещение кинотеатра должно быть крупным событием, как, например, посещение оперы. И билет в кино должен стоить так же дорого, как билет в оперу. Всё это должно быть очень дорого. И, может быть, фильм будет показываться в течение трёх недель, но стоимость билетов покроет расходы.
 
Для меня важнейшими фестивалями являются четыре. Это Каннский фестиваль, он номер один, особенно в плане творчества. Далее Берлин, Венеция и Торонто. Все остальные фестивали категории «А» не столь интересны для прокатчиков. К сожалению, к этой группе относится и Московский кинофестиваль, хотя он также имеет категорию «А».
 
Я как-то три или четыре года назад был в жюри ММКФ, и меня спросили: «Как сделать Московский кинофестиваль более привлекательным?» Я сказал: «Очень просто. Каждый победитель фестиваля должен получить бесплатно, в качестве приза, 100 копий. Потому что в этом случае сразу найдётся прокатная компания, копии уже готовы, и победителю будет легко показать свой фильм. Тогда и мировые прокатчики проявят свой интерес к ММКФ». Не знаю, последовали ли моему совету.
 
Минимальные расходы на участие в Каннском фестивале равны 300 тыс. евро. То есть я не плачу самому фестивалю, это затраты на моё пребывание. Должны быть копии с английскими титрами и с французскими титрами. Международное обслуживание прессы, которое отвечало бы за англоязычный рынок. Также нужны национальные журналисты, которые покрывали бы французский рынок. Потом необходимо пригласить режиссёра дней на пять и актёра на неделю, не меньше. В общем, всё это стоило столько же, сколько стоит прокат нашего фильма, скажем, в Японии. И так далее. Канны — это очень большие расходы.
 
В этом году на Каннском фестивале показывался боевик со Сталлоне, Брюсом Уиллисом, Шварценеггером и другими («Неудержимые 3» — прим. tvkinoradio.ru). Сам фильм неудачный и плохой, но они не поскупились и специально к показу этого фильма достали в Румынии настоящий танк, который в день премьеры проехал по набережной Круазетт. Поверьте мне, на эти деньги, затраченные в Каннах на такую рекламу, можно спродюсировать целый большой фильм.
 
Наш фильм «Любовь» хоть и получил «Золотую пальмовую ветвь», практически не имел никакого резонанса у зрителей. В Австрии у нас набралось всего лишь 70 тысяч зрителей. Потом мы получили «Оскара», и фильм у нас посмотрели дополнительно 130 тысяч.
 
Если фильм проваливается, ты стоишь один перед зеркалом и плачешь. Я всегда говорил: «Если фильм имеет успех, то находятся сотни людей, которые приложили свою руку и участвовали в процессе. Все, кроме меня. Если фильм неудачен, то я остаюсь один, и все шишки летят в меня».
 

Трейлер фильма «Любовь/ Amour»


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также