Слова

«Если фильм успешен – это победа всех. Если фильм провалился – виноват продюсер»

Австрийский продюсер Файт Хайдушка об особенностях кинопроката, продвижении авторского кино в Европе и работе на кинофестивалях

  • 2 октября 2014
  • 640

В Москве прошли мастер-классы известного австрийского продюсера доктора Файта Хайдушки, организованные ВГИКом и «Росскино». Мастер показал класс и рассказал о том, как стать успешным продюсером авторского и фестивального кино.

tvkinoradio.ru публикует самые интересные высказывания доктора Хайдушки. А для тех, кому их окажется мало, мы приготовили конспект лекций продюсера, из которых вы узнаете, как работает кинопрокат, как составляется договор о прокате фильма, каковы особенности продвижения фильма в Европе и многом другом — скачать файл можно по этой ссылке.
 
Доктор Файт Хайдушка

Фильм может заработать деньги на чём угодно
, но прежде всего это его прокат в кинотеатрах. Второй этап – это выпуск фильма на видео (не раньше чем через полгода после его выхода в кинотеатральный прокат). Третье – это PayTV, платное телевидение. И только после этого возможен показ фильма на обычных простых телеканалах. Со дня старта фильма в кинотеатрах телекомпании имеют право показать его не раньше, чем через 18 месяцев.
 
Довести фильм до проката стоит очень дорого. В Германии стоит это стоит 300 тыс. евро. В Англии, Испании, Италии, Франции уже сложилась такая практика, что в договоре с продюсером прокатчики получают и права показа фильма на ТВ. То есть они хотят иметь как можно больше прав, чтобы минимизировать риски.
 
В Австрии запрещено продавать видео с фильмами на французском языке, так как этим мы сильно помешаем нашим партнёрам во Франции. Я понимаю, что в Евросоюзе не существует границ, и что любой предприниматель может купить партию видео во Франции, спокойно перевезти её в Австрию и продать её здесь. Ну что ж, это данность.
 
У меня был негативный опыт, связанный с Испанией, когда мы там когда-то показывали ретроспективу фильмов Ханеке. Мы спросили: «Какой материал вам нужен? В каком формате?» Они нам сказали: «Нам не нужны от вас никакие копии. Мы возьмём всё из банка проката, потому что ваши фильмы нам так нравятся, что они постоянно идут в кино». Но договор показов фильмов Ханеке в Испании уже давно истёк! На бумаге эти материалы уже давно были уничтожены. Так, благодаря случайности, мы узнали о нарушении договора.
 
Cейчас намечается тенденция, которую озвучил Спилберг, когда сказал, что он не хочет больше снимать фильмы дороже $20 млн, потому что они не собирают достаточно денег. Посещение кинотеатра должно быть крупным событием, как, например, посещение оперы. И билет в кино должен стоить так же дорого, как билет в оперу. Всё это должно быть очень дорого. И, может быть, фильм будет показываться в течение трёх недель, но стоимость билетов покроет расходы.
 
Для меня важнейшими фестивалями являются четыре. Это Каннский фестиваль, он номер один, особенно в плане творчества. Далее Берлин, Венеция и Торонто. Все остальные фестивали категории «А» не столь интересны для прокатчиков. К сожалению, к этой группе относится и Московский кинофестиваль, хотя он также имеет категорию «А».
 
Я как-то три или четыре года назад был в жюри ММКФ, и меня спросили: «Как сделать Московский кинофестиваль более привлекательным?» Я сказал: «Очень просто. Каждый победитель фестиваля должен получить бесплатно, в качестве приза, 100 копий. Потому что в этом случае сразу найдётся прокатная компания, копии уже готовы, и победителю будет легко показать свой фильм. Тогда и мировые прокатчики проявят свой интерес к ММКФ». Не знаю, последовали ли моему совету.
 
Минимальные расходы на участие в Каннском фестивале равны 300 тыс. евро. То есть я не плачу самому фестивалю, это затраты на моё пребывание. Должны быть копии с английскими титрами и с французскими титрами. Международное обслуживание прессы, которое отвечало бы за англоязычный рынок. Также нужны национальные журналисты, которые покрывали бы французский рынок. Потом необходимо пригласить режиссёра дней на пять и актёра на неделю, не меньше. В общем, всё это стоило столько же, сколько стоит прокат нашего фильма, скажем, в Японии. И так далее. Канны — это очень большие расходы.
 
В этом году на Каннском фестивале показывался боевик со Сталлоне, Брюсом Уиллисом, Шварценеггером и другими («Неудержимые 3» — прим. tvkinoradio.ru). Сам фильм неудачный и плохой, но они не поскупились и специально к показу этого фильма достали в Румынии настоящий танк, который в день премьеры проехал по набережной Круазетт. Поверьте мне, на эти деньги, затраченные в Каннах на такую рекламу, можно спродюсировать целый большой фильм.
 
Наш фильм «Любовь» хоть и получил «Золотую пальмовую ветвь», практически не имел никакого резонанса у зрителей. В Австрии у нас набралось всего лишь 70 тысяч зрителей. Потом мы получили «Оскара», и фильм у нас посмотрели дополнительно 130 тысяч.
 
Если фильм проваливается, ты стоишь один перед зеркалом и плачешь. Я всегда говорил: «Если фильм имеет успех, то находятся сотни людей, которые приложили свою руку и участвовали в процессе. Все, кроме меня. Если фильм неудачен, то я остаюсь один, и все шишки летят в меня».
 

Трейлер фильма «Любовь/ Amour»

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Тест

Тест: знаете ли вы советское и российское телевидение?

В начале октября 1931 года на территории СССР начинаются регулярные передачи «движущихся изображений» (телевидения). Во что это вылилось, мы прекрасно знаем. Но насколько хорошо вы знаете историю отечественного ТВ?

2 октября 9547
Практика

Драконы, армия мертвых, битвы: как создавались визуальные эффекты седьмого сезона «Игры престолов»

С каждым сезоном «Игра престолов» наращивала количество VFX-шотов и к седьмому — их стало уже 2106. Разбираемся, как создателям сериала удалось совместить реальность и графику незаметно для зрителя

4 октября 2360
Слова

«Сериал “ТРИАДА” можно назвать вторым сезоном “Измен”, но в другом жанре»

Сценарист, креативный продюсер сериала «ТРИАДА» (ТНТ) Дарья Грацевич рассказала нам о том, кто несет ответственность за конечный результат в производстве сериалов, что такое «женское гетто» в российском юморе и как ее сценарии заманивают лучших российских актрис на проекты

3 октября 2117
Практика

Трансформация костюмов персонажей Disney: от анимации — к кино

Полнометражные диснеевские анимационные сказки решили переснять с настоящими актерами и перед художниками по костюмам встала задача: оставить культовые образы узнаваемыми, но сделать их интереснее для современного зрителя. Как им это удается — разбирается Ирина Жигмунд

13 октября 2140
Тенденция

Когда умрет телевидение

Уменьшается ли зрительская аудитория каналов или, наоборот, растет? Действительно ли традиционному телевидению угрожает интернет? Об этом рассуждает заведующий отделом телевидения «Комсомольской правды» Сергей Ефимов — специально для tvkinoradio.ru

1 октября 1755
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее