Обзоры

Как это снято: «Терминатор 2: Судный день»

К 25-летнему юбилею второго «Терминатора» разбираемся, как создавался самый удачный сиквел в истории кино: от сценария и операторской работы до трюков и революционных визуальных эффектов

  • 12 июля 2016
  • 7126
Павел Орлов

Создание: неизбежный сиквел, сценарий за месяц и рекордный бюджет


Кадр из фильма «Терминатор 2»Кадр из фильма «Терминатор 2»

После неожиданного успеха первого «Терминатора» вопрос создания сиквела решился автоматически, однако на запуск проекта ушло время. Проблема заключалась — прежде всего — в том, что продолжение должно было быть масштабнее, зрелищнее и требовало таких визуальных эффектов, которые на момент середины 80-х годов еще не существовали. Понимая это, Джеймс Кэмерон переключился на другие картины — сначала на «Чужих», а затем на «Бездну». Впрочем, пауза между частями франшизы не прошла даром — Кэмерон со свойственной ему скрупулезностью копил идеи для сценария, продумывал образы — в общем, нарабатывал материал. В начале 1990 года режиссеру поступило предложение о съемках сиквела от продюсера Марио Кассара, владельца студии Carolco. Смущало в предложении только одно — премьера картины уже была назначена на июль 1991 года, а значит, времени на раздумья не оставалось.

На съемках фильма «Терминатор 2»На съемках фильма «Терминатор 2»

Прежде чем приступить к работе над сценарием, Кэмерон обратился к студии Джорджа Лукаса Industrial, Light and Magic, чтобы убедиться, что компьютерные технологии «осилят» его идеи. Не менее важна была и уверенность в реалистичности практических эффектов, которыми предстояло заниматься Стэнли Уинстону, трудившемуся на первом «Терминаторе». Когда стали понятны рамки фантазии, Кэмерон вместе с Уильямом Уишером — еще одним соавтором оригинального «Терминатора», приступил к написанию сценария, что заняло всего около месяца. Далее большая часть картины была Кэмероном самостоятельно раскадрована, а наиболее сложные в постановочном плане сцены отрепетированы в миниатюрных локациях-макетах — съемки предстояли дорогостоящие, и режиссер хотел заранее продумать каждое действие.

Кадр из фильма «Терминатор 2»На съемках фильма «Терминатор 2»

Любопытно сравнить обстоятельства съемок двух «Терминаторов». Если съемочный период первого фильма продлился около трех месяцев, то второго — полгода с октября 1990 года по март 1991 года. Съемочная группа в одном случае не просто была скромной, но и стремительно уменьшалась, тогда как в другом коллектив насчитывал больше тысячи человек. Наконец, если первая картина обошлась в скромные $6 млн, то сиквел стал бюджетным рекордсменом своего времени — $102 млн. При этом окупиться фильм успел еще до выхода в прокат за счет продажи прав, выпуска атрибутики, видеоигр и тому подобного.
 

Локации


На съемках фильма «Терминатор 2»На съемках фильма «Терминатор 2»

Съемки большей части второго «Терминатора» проходили на натуре в Лос-Анджелесе. Здесь были найдены почти все необходимые локации: бар (ныне снесенный), где герой Шварценеггера сталкивается с байкерами, дом Джона и его окрестности, торговый центр, больница, где содержится Сара Коннор (реальное медицинского учреждение, часто появляющееся в кино), шоссе для финальной гонки. Отдельно стоит отметить лос-анджелесские каналы, где снималась знаменитая сцена погони мотоциклов и грузовика.

Интересно, что кадр с прыжком эвакуатора с моста не потребовал никаких особых изменений локации, кроме замены цепного ограждения на фальшивую стенку, похожую на бетонную.

Кроме того, каналы предварительно понадобилось осушить, очистить от водорослей и заполнить мусором, типа старых автомобилей. Самые примечательные локации вне Лос-Анджелеса — Фонтана, где на территории заброшенного сталелитейного завода был найден антураж, соответствующий открывающим постапокалиптическим эпизодам; пустыня Мохаве, где проходили съемки сцен в лагере друзей Сары; а также здание вымышленной компании Cyberdyne во Фримонте, уничтожаемое ближе к финалу.

На тот момент оно было новым, но пустовавшим. Группа достроила один этаж и застекленный фасад, благополучно их потом взорвав. Кстати, сцена взрыва снималась одиннадцатью камерами. Сталелитейный завод «сыграл» комбинат по утилизации твердых отходов в Лонг-Бич, который бездействовал, но при этом оставался в рабочем состоянии.
 

Визуальное решение


На съемках фильма «Терминатор 2»На съемках фильма «Терминатор 2»

Над сиквелом, как и над первым «Терминатором», работал оператор Адам Гринберг — признанный мастер жанра экшн, способный привнести в зрелищный изобразительный ряд долю психологизма. Снимая фильм, Гринберг старался выдержать однажды найденное решение. Прежде всего, это касается цветовой палитры, составленной преимущественно из контрастных оттенков красного и голубого — например, огня и холодных отблесков металла.

Сцена из фильма «Терминатор 2»

Как и в первой части, авторы отводят особую роль рапиду. Эффект замедленного действия используется в самые напряженные и как бы выпадающие из привычной реальности моменты. Именно поэтому, кстати, далеко не случайно то, что многие сравнивают фильм со сном или кошмарным видением.
 

Трюки


Кадр из фильма «Терминатор 2»Кадр из фильма «Терминатор 2»

Значительную часть трюков в сиквеле, как и в его предшественнике, основные исполнители делали самостоятельно. Для этого Линде Хэмилтон и Роберту Патрику понадобилось пройти курс боевой подготовки и усердно поработать в спортзале. Тринадцатилетний Эдвард Ферлонг, найденный буквально на улице и не имевший актерского опыта, брал уроки исполнительского мастерства, а также с нуля учился управлять мотоциклом. Впрочем, в кадрах, где при вождении Ферлонг оглядывается назад, мотоцикл страховался от падения специальной тележкой. Прыжок Harley Davidson в канал был исполнен каскадером, причем в действительности прыжка не было — технику плавно опустили на тросах, которые были удалены на постпродакшне.

Кадр из фильма «Терминатор 2»Кадр из фильма «Терминатор 2»

В сцене погони по каналу использовались реальные автомобили. Эвакуаторов Freightliner было три: один «исполнил» прыжок с шестиметровой высоты, после чего сразу же вышел из строя, два других участвовали в гонке. Идея снести крышу грузовику, согласно легенде, возникла экспромтом — неожиданно выяснилось, что мост, под которым должна пройти машина, слишком низкий, так что автомобиль решили поломать еще больше.
 

Визуальные эффекты


Кадр из фильма «Терминатор 2»Кадр из фильма «Терминатор 2»

Для эпизода появления T-1000 из огня исполнитель роли Роберт Патрик в течение трех дней в одном нижнем белье ходил перед камерами, захватывающими его движения по сетке координационных линий, нанесенных на тело. Зафиксированный материал переносился на виртуальную текстуру металла. Для сцены прохождения T-1000 через решетку была создана трехмерная модель героя, которая накладывалась на предварительно отснятое изображение актера.

Кадр из фильма «Терминатор 2»На съемках фильма «Терминатор 2»

Особенно сложным оказался процесс рисования достоверных отражений на металлическом теле — для этого фотографировалось окружение фигуры, после чего полученные фотографии накладывались на объемную модель с учетом положения каждой точки поверхности тела в пространстве.

Кадр из фильма «Терминатор 2»Кадр из фильма «Терминатор 2»

Для сцены в вертолете, из которого «текучий» робот прогоняет пилота, лицо Роберта Патрика разметили в сетку для фиксации малейших изменений лицевых мышц трехмерным сканером. Затем последовала кропотливая работа по склеиванию отдельных кадров и текстурированию. Также с помощью графики создавался эффект «заживления» пулевых ранений робота.

Кадр из фильма «Терминатор 2»Кадр из фильма «Терминатор 2»
 

Двойники


На съемках фильма «Терминатор 2»

Ряд наиболее эффектных кадров в фильме был создан на удивление простым способом — привлечением двойников — как реальных, так и искусственных. Например, в сцене из режиссерской версии фильма, где Сара Коннор ковыряется в голове Терминатора, не использовалось зеркало, как авторы хотят, чтобы мы думали. В действительности мы видим на экране спину манекена и Линду Хэмилтон на первом плане, а также Арнольда Шварценеггера и сестру-близнеца Линды — Лесли Хэмилтон — на втором. Самая большая сложность сцены заключалась в том, чтобы добиться синхронности действий актрис. Также близнецы привлекались для роли охранника в больнице. Правда, продырявленный лезвием персонаж — это уже манекен, каковых в «Терминаторе 2» довольно много.

На съемках фильма «Терминатор 2»

«Жидкометаллический» T-1000 в большинстве моментов, когда в него попадают пули — это не компьютерная графика, как можно было бы подумать, а силиконовые манекены, надетые на конструкции с сервоприводами, приводящими «тело» в движение. Замерзший под действием азота робот также был сделан руками — из хрупкого полимера.
 
Шварценеггера манекены тоже дублировали несколько раз: в уже упомянутой сцене перед «зеркалом», а также в кадрах расстрела T-800 полицейскими в офисе Cyberdyne. Этим манекеном управляли одновременно два человека: один отвечал за общие движения, другой — за мелкую моторику, вроде движений головы и глаз.

«Вскрытая» рука тоже была механической, скрыто присоединенной к плечу актера, причем для управления ею также требовалось два человека. Наконец, еще ряд искусственных двойников был создан для Линды Хэмилтон. Для апокалиптической сцены сна было изготовлено четыре манекена с сервоприводами, два из которых сгорали возле забора, а еще один — похожий на скелет — разлетался на куски. Эффекта разрушения добивались с помощью папье-маше, воздушной пушки и рапида.

Миниатюрные съемки


Кадр из фильма «Терминатор 2»На съемках фильма «Терминатор 2»

В первом фильме активно использовались миниатюры. Во втором к ним обращались меньше, но некоторые эффектные кадры без них были бы невозможны. Речь идет о сцене ядерного апокалипсиса. Авторы изготовили из печенья, кукурузных хлопьев, картона и других легких материалов миниатюрную версию города, а с помощью воздушных пушек была создана ударная волна. Для большей убедительности были добавлены рапид, пиротехника и дым. Сцена снималась в несколько дублей с разных ракурсов, так что макет пришлось воспроизводить несколько раз. В числе других кадров, созданных с помощью миниатюр — опрокидывание грузовика с азотом, где использовалась четырехметровая копия машины.
 

Другие спецэффекты


На съемках фильма «Терминатор 2»Кадр из фильма «Терминатор 2»

Вероятно, самый простой в плане воспроизведения эффект, который потребовался для T-1000 — это текучесть его фрагментов при оттаивании. Группа просто собирала в одну лужу капли ртути с помощью фена. Другой пример подобной выдумки — расплавленный металл в финальных сценах на металлургическом заводе. В действительности группа использовала подсвеченную смесь из масла и сиропа. Проблема состояла в том, что необходимая тягучесть субстанции сохранялась только при температуре в пять градусов, так что при съемках в помещении было довольно холодно. Иллюзия жары создавалась актерской игрой и пульверизаторами с водой, которую брызгали на лица актеров для имитации пота.
 

 



Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Популярное
    Практика

    5 незаменимых человек на съемках микробюджетного проекта

    Насколько большой должна быть команда и какие члены команды самые незаменимые на съемочной площадке — это, пожалуй, самые частые вопросы, которые задают люди, занимающиеся финансированием фильмов с предельно низким бюджетом

    • 21 июля
    • 3158
    Техника

    Как две компании меняют будущее визуальных эффектов

    Хромакей и ротоскоп в скором времени отправятся на свалку истории, но в чем подвох?

    • 18 июля
    • 2888
    Практика

    Как это снято: «Робокоп»

    Отмечаем тридцатилетие «Робокопа» Пола Верховена и разбираемся, как режиссеру, который не любит кинофантастику, удалось создать один из ярчайших образцов жанра. Сатира, натурализм, библейские темы и хитроумные спецэффекты – в фильме голландца и в нашем обзоре

    • 17 июля
    • 2932
    Обзоры

    10 великих неснятых фильмов

    Часто любопытнейшие кинопроекты в силу тех или иных причин не доходят до экрана. Вспоминаем несостоявшиеся картины, которые могли бы изменить историю кино: «Наполеон» Кубрика, советский фильм Антониони, «Мастер и Маргарита» Климова и многое другое

    • 15 июля
    • 1683
    Практика

    Как Пол Маклис монтировал «Малыша на драйве» прямо на площадке

    Монтажная тележка, работа на обочине дороги и поездки на съемочном трейлере: что ждать монтажеру, который вынужден присутствовать на съемках каждый день

    • 13 июля
    • 1345
    Обзоры

    Надо видеть: любимые фильмы Джорджа Р.Р. Мартина

    Томительное ожидание между новыми эпизодами «Игры престолов» предлагаем скрасить фильмами из списка Джорджа Мартина. Писатель и сценарист специально подготовил топ самого важного, по его мнению, фэнтези в истории кино

    • 22 июля
    • 1018