Практика

Немного о «трех китах» или учимся понимать природу цвета

Разбираемся с тем, как устроен один из главных инструментов современного кинематографиста, фотографа или художника — цвет. Немного базовых знаний, несколько примеров и совсем чуть-чуть физики

  • 11 июля 2016
  • 6974

Цвета окружают нас повсюду и оказывают огромное воздействие на нашу жизнь, даже если мы этого не замечаем. Один цвет может заставить вас вспомнить важный момент из детства, другой — предупредить об опасности, третий — сообщить, насколько горячий или холодный предмет перед вами.
 
В кино цвет является одним из самых важных инструментов: всего одна деталь в цветопередаче может придать всему изображению совершенно новое символическое или буквальное значение. Например, посмотрите на это изображение:
 

Кадр из фильма «Психо-3»

С помощью простой подстройки цвета, а точнее — цветовой температуры, дом из «Психо» становится менее страшным и более приветливым.
 
Понимание цвета необходимо не только для успешного выполнения цветокоррекции. Многие, вероятно, использовали показанный ниже инструмент (или что-то подобное):




Более того, некоторые из нас даже разбираются в цветокоррекции, умеют обращаться с соответствующим программным обеспечением. Тем не менее, точно ли вы, например, знаете, что происходит с изображением, когда вы обесцвечиваете его? Разумеется, изображение теряет цвет, но что это значит — «терять»? Если нет — давайте разбираться вместе. Понимание основ теории цвета не только поможет вам в постпродакшне, но и позволит принимать более взвешенные решения при постановке, выборе костюмов, работе с освещением и всем прочим.
 

Цветовой круг — способ представления непрерывности цветовых переходов
 

Все наше понимание цвета стоит на «трех китах» — характеристиках, которыми мы можем его описать: оттенок (Hue), интенсивность (Chroma) и значение (Value). Также они известны как оттенок (Hue), насыщенность (Saturation) и яркость (Brightness). Нужно отметить, что в английском языке есть два взаимозаменяемых термина: «brightness» — то есть «яркость» и «lightness», который можно перевести как «освещенность». На русском языке обычно используется только один термин — «яркость».


Оттенок (Hue)

Мы определяем оттенок по ближайшему известному названию цвета, который определяет некую длину волны видимого света. Проще говоря, оттенок описывает длину волны цвета. Если школьные занятия остались далеко позади, и все эти разговоры о длине волны заставляют вас крепко задуматься, вот небольшая шпаргалка о длине волн цвета:
 
Человеческий глаз способен обрабатывать только крошечную часть электромагнитного спектра, который мы называем «видимый свет». Спектр электромагнитного излучения измеряется в нанометрах (нм), видимые нами цвета располагаются в диапазоне от 400 до 700нм. Фиолетовый и синий свет имеет самую короткую длину волны и легко отделим от красного, имеющего самую длинную (из видимых) волну — 635-700нм.


.

 
Именно длина волны влияет на то, какой цвет будет нам виден. Причина, по которой небо синее, в том, что волны синего спектра рассеиваются в атмосфере Земли. Если бы у зеленого была самая короткая волна, то небо было бы зеленого цвета.
 
Ежедневно мы видим процесс изменения цвета окружающего мира доминирующей длиной волны. Это наглядно демонстрируется на восходе и закате — в момент, более известный как «золотой час». В минуты, когда солнце находится точно над горизонтом, свету приходится преодолеть множество километров атмосферы, от чего синий спектр волн рассеивается в атмосфере еще сильнее, оставляя только желтый, оранжевый и красные оттенки, которые мы и видим.
 
Важно отметить, что оттенок — это не просто свет какой-то одной длины волны. Конкретный цвет существует не потому, что другие волны просто исчезли из светового спектра. Каждый оттенок содержит набор различных волн из видимого диапазона, но одна будет доминировать над остальными, что и создает особое восприятие зрителем — в виде того или иного цвета.
 
Поэтому, оттенок является основополагающим аспектом цвета, определенного длиной волны, проще говоря, оттенок — основа цвета. Вот примеры цветов: голубой, лазурный, сапфир и аквамарин. И хотя у каждого из них свои свойства, все они — оттенок голубого.


 

Когда в работе вы начинаете добавлять цветности или изменять значение оттенка, вы начинаете создавать новые оттенки, тоны и тени цвета.
 
Годами не прекращаются споры и обсуждения о том, какие цвета правильно классифицировать как «чистые оттенки». В этой статье мы будем использовать самое популярное мнение о том, что классифицируется как чистый оттенок: красный, фиолетовый, синий, зеленый, желтый и оранжевый. Эти шесть цветов можно разбить на следующие группы:


Первичные оттенки

Теоретически эти оттенки классифицируются как первичные, потому что не могут быть получены смешиванием других оттенков. Это красный, синий и желтый. Не стоит это путать с основными цветами в видео, так как там используется цветовая схема аддитивного RGB.


Вторичные оттенки

Каждый из вторичных оттенков может быть получен смешиванием двух первичных оттенков. Это оранжевый, фиолетовый и зеленый.

 

Третичные оттенки

Третичные оттенки получили название и были созданы от смешивания соседних первичных и вторичных оттенков. Например: красно-оранжевый третичный оттенок находится между красным и оранжевым. Сине-зеленый (циан) является третичным оттенком между синим и зеленым.

Цветность / Насыщенность

Цветность, чаще называемая насыщенностью, относится к интенсивности и чистоте оттенка. Цветовой тон будет самым ярким в своем естественном состоянии при 100% насыщенности. При 0% насыщенности вы получите монохромное изображение.


Вы можете уменьшить цветность оттенка, добавляя в него серый. Каждое приращение серого регулирует тон. Вы можете обесцветить оттенок, добавляя в него комплементарный оттенок. Например, если мы возьмем образец красного и добавим в него небольшое количество голубого (комплементарный красному оттенок), то красный приблизится к серому.
 
Когда смешивается равное количество красного и голубого, не будет и следа оттенка — останется только серый.

Значение / Яркость

Третье свойство цвета — значение (яркость). Значение измеряется в количестве отраженного света — насколько светлый или темный оттенок мы имеем. Добавление белого осветляет оттенок, добавление черного — делает его темнее.




Эффект значения относителен и крайне зависим от других компонентов композиции. Например, на изображении ниже показывается различие восприятия одинаковых значений в зависимости от подложки фона.





Для одного цвета конкретного оттенка, яркость будет ощущаться сильнее, если увеличить насыщенность. Например, насыщенный желтый будет всегда казаться ярче, чем насыщенный голубой. Практическая польза этого открытия проявляется при необходимости направить внимание зрителя на конкретные области вашего кадра.
 
Конечно, информация, представленная выше, не сделает из вас колориста — скорее, это своеобразный «стартовый набор» для тех, кто хочет заниматься дальнейшим развитием навыков работы с цветом, которые могут пригодиться многим профессионалам сфер кино и телевидения — от монтажеров до гримеров и костюмеров.

Источник: premiumbeat.com
 



Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Популярное
    Рубрики

    7 современных фильмов с необычным соотношением сторон: квадраты, вертикали и круги

    В последнее время многие режиссеры экспериментируют с необычными форматами изображения. Приводим примеры самых интересных опытов и разбираемся, что дают новые форматы

    • 8 июля
    • 10046
    Практика

    Приемы: Голландский угол

    Заваливаем горизонт правильно: для чего в кино нужен голландский угол и почему им стоит пользоваться в меру

    • 11 июля
    • 3654
    Практика

    Как Люк Бессон снял блокбастер за 180 млн долларов, который не может провалиться

    Люк Бессон пошел в обход традиционной голливудской системы и профинансировал свой новый фантастический блокбастер по модели независимого кино. Вот как у него это получилось

    • 10 июля
    • 3220
    Техника

    Исследуя границы: 4K, HDR, HFR и человеческое зрение

    Современные технологии делают ставку на большие разрешения, высокий динамический диапазон и частоту кадров. Но как на все это влияют ограничения нашего визуальное восприятия?

    • 9 июля
    • 3050
    Техника

    Как две компании меняют будущее визуальных эффектов

    Хромакей и ротоскоп в скором времени отправятся на свалку истории, но в чем подвох?

    • 18 июля
    • 2060
    Практика

    Как это снято: «Робокоп»

    Отмечаем тридцатилетие «Робокопа» Пола Верховена и разбираемся, как режиссеру, который не любит кинофантастику, удалось создать один из ярчайших образцов жанра. Сатира, натурализм, библейские темы и хитроумные спецэффекты – в фильме голландца и в нашем обзоре

    • 17 июля
    • 1796