Практика

14 полезных нюансов работы режиссера с актерами

Любой начинающий режиссер знает: самое сложное — это работа с актерами. А потому не только заранее опасается существующих проблем, но и придумывает массу новых. Об этом мы сегодня и поговорим

  • 9 июля 2016
  • 11677

Секретами взаимодействия с актерами с нами поделится писатель, режиссер и актриса Эрика Фае (Erica Fae), которая преподает в магистратуре Йельской школы драматических искусств (Yale School of Drama), а также ведет класс драмы в Новой школе (The New School). В прошлом году вышел первый художественный фильм, где она выступает сценаристом и режиссером — «Хранить Свет» (To Keep the Light).

У многих режиссеров сама мысль об «указаниях актерам» может вызвать панику. Даже специалисты с опытом, которые когда-то были постановщиками, легко справлялись с командой и держали съемки под контролем, бывает, впадают в ступор, когда им требуется скоординировать работу артистов.

И это неудивительно. В отличие от команды, с которой у режиссеров есть масса времени на выстраивание взаимоотношений, многие актеры работают на площадке всего несколько дней. Так что немудрено, что режиссеры стараются «все сделать правильно». Но вот в чем штука: нет никакого «правильно».

Режиссер и актриса Эрика Фае на съемочной площадке

Небольшой комментарий о том, кто такие актеры, для начинающих. Киноиндустрия изобилует стереотипами об актерах. Как и все стереотипы, они не только являются фикцией, но и способны испортить взаимоотношения еще до начала совместной работы. Вот шокирующая правда: не все актеры одинаковы. Не все актеры экстраверты. Не всем актерам нравится внимание. Не все из них «звезды». Конечно, некоторым нравится свет рампы, но есть и другие, которые довольно застенчивы, скромны и вообще — совершеннейшие интроверты. И этот «вопреки популярному мнению» список можно продолжать. Таким образом, советы по работе с актерами, начинающиеся со слов «никогда не делайте это», «всегда делайте то» не имеют смысла.

Просто не существует единого решения, подходящего всем. Каждый актер — самостоятельная личность с собственным способом работы, и для начинающего режиссера уже только это знание — хорошее начало. Но вот о чем вы можете подумать…
 

01. «Вы должны как-то «особенно» относиться к актерам на площадке» 

Режиссер Анджелина Джоли на съемках фильма «Несломленный»

Конечно, существуют страшные истории о крайне некорректно ведущих себя на площадке актерах (и некоторые из них — правда), но реальность такова, что многие, многие актеры — совершенно прекрасные люди, не нуждающиеся в каком-то особенном отношении. Они просто хотят сделать свою работу в вашем фильме максимально хорошо.
 
И да, если ваш фильм требует от них показывать смерть, секс, боль, экстаз и другой экстремальный человеческий опыт — некоторые артисты будут знать конкретные специальные условия, которые помогут им справиться с этой задачей. И они могут о них попросить. Даже если они этого не сделают, спросите их сами — нужно ли им что-нибудь. Не потому что они будут «выделываться», если не получат этого, а потому что симулировать человеческий опыт может быть очень трудной работой, а вы бы хотели получить от них лучшее, на что они способны. Вы будете удивлены тем, что многие актеры, если их спросить что им нужно, будут просить не обновление своего вагончика или набор экзотических чаев, а что-то вроде большего числа репетиций с вами или большего времени на площадке, если расписание этого позволяет.
  

02. «Если дать им “неправильные” комментарии, можно уничтожить их игру»


 

Конечно, некоторые актеры очень чувствительны и могут просто сойти с ума от некоторых замечаний… или еще хуже — впасть в ступор. Но, скорее всего, вы узнаете такого актера, как только увидите его еще на прослушивании. В большинстве же случаев актеры предпочитают получать обратную связь. Скорее всего, чтобы вы ни сказали, это не повлияет на них настолько, чтобы они не могли выполнять свою работу.
 
С другой стороны, актеры здорово преуспели в «чтении» людей. Если они чувствуют, что вы лишь слегка надавили, чтобы оставаться милыми — они могут вообразить, что играют настолько плохо, что вы стараетесь скрыть от них истину. Большинство актеров предпочитает отбросить реверансы и услышать от режиссера прямые замечания. Но опять же: мы говорим больше о том, чтобы знать личность актера, чем о существовании «правильного» и «неправильного» способа общения.
  

03. «Нельзя давать актеру собственное прочтение роли» 



Ну да, на самом деле это трудно назвать разумным поведением. В основном, по той причине, что вы — скорее всего, не актер. И даже если вы чувствуете образ просто великолепно, не в этом смысл. Ведь это не вы исполняете роль — ее прочтение в вашей голове остается именно вашим восприятием персонажа. А он живет не только в вашем сознании, но и воплощается в актере, который почти никогда не сможет играть ровно так, как вы себе вообразили.
 
Но даже после сказанного, я встречала актеров, которые действительно любят режиссерское прочтение. Если они предпочитают работать так — они могут пожелать услышать от вас все возможные пояснения. В конце концов, это может стать наиболее целесообразным способом объяснить, что вы ищите. Ведь актеры не просто хотят оставаться довольны своей работой, они хотят, чтобы вы оставались довольны.
 

04. «Вы должны обсудить историю и развитие персонажа, не так ли?»



Все еще рассчитываете на это? У разных актеров совершенно разные подходы к работе. Некоторые остаются «в роли» на весь съемочный день, другие входят в образ и выходят из него резко и в любое время. И если в прошлый раз на съемках вы много времени проводили в разговорах с актером о детстве его персонажа, следующий может вообще не нуждаться в подобных пояснениях.
 

05. «Это все о том, что и как сказать актерам, чтобы они сделали то, что вы хотите»



 
Фразы вроде «Я хочу, чтобы Мэри…» накладывают на вас массу ответственности, так как стремление подталкивать актера к определенному поведению подразумевает постоянный контроль. Конечно, существуют суперточные и визуально-ориентированные режиссеры, которые прорабатывают каждую деталь, делая это во всех смыслах во славу искусства. Но, на самом деле, их очень и очень мало.

Думать об актере как о равном — путь, который окупается со временем. Даже выражение «мой актер» (в том смысле как «мой редактор» или «мой постановщик») может быть неверным — они не «ваши» актеры. Они профессионалы, с которыми вы работаете в настоящий момент, и которые завтра пойдут работать с другим режиссером. Они — коллеги, с которыми вы, возможно, создадите прекрасных персонажей. Режиссеры, старающиеся думать об актерах как о художниках и собеседниках, в конечном счете, выигрывают у тех, кто видит в них лишь проводников своей мысли.
 
Так что «правила» — это просто границы, с которыми можно играть. Но все-таки мы сформулируем несколько. Ведь мы же уже знаем, как к ним нужно относиться….
  

06. Положительная обратная связь работает!



Это точнейший факт. И не потому, что актерам нужны комплименты. Скорее потому, что если мы — люди — знаем, что что-то сделали хорошо, мы постараемся сделать этого больше. Потому, когда начинаете делать замечание, начните его с того, что у актера получилось хорошо. Это не только поможет ему перестать чувствовать себя полностью провалившимся, но и даст возможность осознать какой тон, какая энергия вам нравится, помогая развиваться в нужном направлении.


07. Подтвердите, что приняли увиденное прежде, чем начинать работать дальше 



Съемки стрессогенны. Вечный недостаток времени. Все понимают это и могут работать быстро, но посвятите буквально несколько минут тому, чтобы подтвердить, что вы видели предыдущую игру актера прежде, чем объяснить ему новое задание — это здорово помогает. Вы дадите труппе ценную информацию о том, как их игра была вами увидена, разработаете общий язык. И увидите, что теперь замечания попадают на благодатную почву.
  

08. Синхронизируйте знания команды



Во время оживленной съемки много людей приходит к актерам с поправками и замечаниями, так что крайне важно сделать все возможное, чтобы сообщения не перемешались. Например, вы сказали актерам, что не возражаете, если они отойдут от сценария тут и здесь, но потом появляется сценарист-супервайзер и дает им свои указания о том, как следует понимать сценарий. Это может случиться совершенно незаметно для вас, но это отличный пример того, как подтолкнуть актера к сумасшествию. Так что просто убедитесь, что вся команда одинаково понимает происходящее, чтобы минимизировать количество противоречащих сигналов актерам.
 

09. Вы стремитесь к постоянству или вариациям дублей?



Иногда — из-за освещения, нюансов работы камеры или тайминга — вам нужно, чтобы актер повторил свое выступление из дубля в дубль. А в другой раз вы хотите, чтобы он сыграл совершенно новую версию сцены. Чего бы вы ни хотели — это нормально, просто явно сообщите актеру о своем желании. Простое «повторим» может несколько смутить, поскольку актеру не помешает знать причину повторения и иметь ориентиры по дальнейшей работе.


10. Смените тактику




 
Иногда у актеров просто не получается, что может действительно расстроить и вас, и их. И несмягченное разочарование может нарастать до коллективного «зависания», стать реальным фиаско для всех. Попробуйте взять микропаузу. Если актер в каждом дубле повторяет одно и тоже, попробуйте ему сказать об этом как-то иначе, постарайтесь дать комментарии каким-то новым способом.
 
Например, если вы погружались в психологическую суть персонажа, говоря о мотивации и намерениях в перерыве между съемками, и это не помогло — попробуйте попросить актера перенести все в физические действия. Попросите поиграть с жестами и скоростью во время следующего дубля. Иногда просьба сосредоточиться на другом аспекте роли или сменить внутреннюю тактику позволяет высвободить новую манеру исполнения. Это что-то вроде звездопада: вы не всегда можете угадать, куда смотреть, чтобы увидеть звезду — чаще всего вы замечаете ее боковым зрением. 
 

11. Советуйтесь с актером

На съемочной площадке фильма «Титаник»

Актеры обычно обладают прекрасным чувством своей работы и знают, какие вещи не сработают. Если вы разрешите им высказывать свои мысли, они наверняка предложат свое решение, интуитивный взгляд на то, что им требуется, чтобы вернуть себя в рабочее русло.
 

12. Прежде чем продолжать, спросите актера, удовлетворен ли он снятым

На съемочной площадке фильма «Жизнь прекрасна»  (1997)

Многие актеры заняты тем, что стараются сыграть роль так, как от них требуется, но это часто оставляет их с ощущением, что в следующем дубле они бы сыграли идеально. Так что если у вас есть время, спросите актера, не хочет ли он сделать еще один дубль. Может быть, ему хочется попробовать какой-то другой вариант — совершенно отличный от сделанных ранее. Может быть, вам даже не понравится то, что будет в этом дубле, но рабочее доверие и поток творчества, которому вы поможете зародиться, будет помогать вам в дальнейших съемках. Актер будет чувствовать себя открытым для экспериментов, чем вы окажете себе большую услугу, получив коллегу, готового на все для вашего фильма. С другой стороны, этот последний дубль может быть именно тем, который вы искали.
 

13. Актер может работать не так, как вы



 
Это просто напоминание режиссерам, которые когда-то были актерами. Конечно, поработав перед камерой, вы впитали актерское ремесло — оно у вас на кончиках пальцев. Однако постарайтесь не придумывать, как работает «творческая жилка» коллег по площадке на основе вашего опыта.
 

14. Актер — ключ к опыту других режиссеров

На съемочной площадке фильма «Волк с Уолл-Стрит»(2013) 

Многие актеры работали с большим числом разных режиссеров, хорошо знают многие приемы и стили работы — больше некоторых режиссеров. И если вам повезло работать с актером, который работал с кем-то из ваших кумиров, поговорить с ним об этом во время обеда — отличный способ учиться у них!

   

Источник: filmmakermagazine.com


 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее