Репортаж

Краеугольные камни VR-кино: присутствие, соучастие и адреналин

Каким будет кино будущего, велики ли шансы VR победить 3D-формат, могут ли несколько десятков человек одновременно погрузиться в виртуальную реальность? Ответы на эти вопросы — в нашем репортаже с EMC VR Film Festival

  • 28 июня 2016
  • 2755
Евгений Белов

VR-кино — явление относительно новое: технические средства для погружения зрителя в виртуальную реальность существуют много лет, а вот киноработы, использующие эту возможность, начали появляться сравнительно недавно. Тем не менее, «кино в формате 360°» привлекает к себе все больше внимания, «обрастает» собственными программами на кинофестивалях, а также формирует уникальные выразительные средства, о которых мы как-то уже писали.

На фестивале кино виртуальной реальности EMC VR Film Festival На фестивале кино виртуальной реальности EMC VR Film Festival / Фото: Виктор Вытольский 

Тем приятнее, что Россия в целом и Москва в частности если и не впереди планеты всей, то уж точно — «в тренде». Первый фестиваль кино виртуальной реальности EMC VR Film Festival прошел в Москве с 17 по 19 июня. За три дня его посетило более 1800 зрителей, которые на протяжении 30 сеансов смогли увидеть 35 художественных и документальных фильмов со всего мира.

Мы побывали на мероприятии, поговорили с его организаторами и посетителями, но главным нашим собеседником стал идейный вдохновитель и программный директор EMC VR Film Festival Георгий Молодцов:

Георгий Молодцов, программный директор EMC VR Film FestivalГеоргий Молодцов, программный директор EMC VR Film Festival / Фото: Виктор Вытольский

— Во всем мире кинофестивали в формате 360° существуют в виде побочных программ или маленьких внеконкурсных показов. Отдельных фестивалей с самостоятельной программой, куда люди могли бы приходить на сеанс как в обычный кинозал и вместе смотреть одно и то же кино, практически нет. Есть кинофестивали, в которых эти экспириенсы идут сами по себе — то есть каждый приходит и самостоятельно включает какой-либо фильм. Мы же решили сделать кинофестиваль, соединив традиционную форму киноискусства фестивального формата с технологической возможностью одновременного показа, — рассказал директор фестиваля.

Георгий Молодцов, программный директор EMC VR Film FestivalГеоргий Молодцов, программный директор EMC VR Film Festival / Фото: Виктор Вытольский

По его словам, программа мероприятия собрана из трех основных блоков. Первый — международная панорама, это 12 фильмов, сделанных крупнейшими студиями: ZDF, ARTE, VRSE, Baobab и так далее. Это картины, «засветившиеся» на международных фестивалях и представляющие собой «верхушку айсберга» VR-кино, наиболее известную людям в индустрии.

Отдельно сформирована конкурсная программа из 18 фильмов международных и российских независимых студий. Здесь представлены действительно интересные картины и решения, многие из которых созданы известными и успешными режиссерами игрового кино в рамках израильской лаборатории VR-кино под менторством нашего собеседника. Они сняли эти фильмы в течение полутора месяцев и в мае представили их в израильском павильоне Каннского фестиваля. Одна из работ даже попала во внеконкурсную программу «Next».

На фестивале кино виртуальной реальности EMC VR Film Festival На фестивале кино виртуальной реальности EMC VR Film Festival / Фото: Виктор Вытольский 

Третья программа включает в себя фильмы, снятые в рамках студенческой лаборатории Московской школы кино. У ее участников было всего 2,5 недели на съемки и неделя на завершение фильма. По словам Георгия Молодцова, в итоге получись очень любопытные работы с яркими творческими решениями, им удалось сферически осмыслить пространство вокруг камеры и эмоционально погрузить в него зрителя за счет сюжета и истории. 29 июня окончательные версии этих работ будут представлены в МШК, тогда же будут подведены итоги конкурсной программы фестиваля.

На фестивале кино виртуальной реальности EMC VR Film Festival На фестивале кино виртуальной реальности EMC VR Film Festival / Фото: Виктор Вытольский 

Современные «очки виртуальной реальности» могут быть построены на базе разных технологий. Наибольшее распространение в последнее время получили решения, состоящие из смартфона, отвечающего за демонстрацию видео, и специальных очков, создающих требуемый 3D-эффект за счет раздельного показа изображения для каждого глаза. При большом количестве плюсов в случае массовой демонстрации VR-фильмов у такого варианта есть один большой минус — сложность синхронизации воспроизведения на каждом из устройств.

На фестивале кино виртуальной реальности EMC VR Film Festival На фестивале кино виртуальной реальности EMC VR Film Festival / Фото: Виктор Вытольский 

Техническая система фестиваля была построена на базе проекта VR-Cinema российской VR-лаборатории «Interactive Lab», разработанного для презентации известного автомобильного бренда. Весь просматриваемый на фестивале контент изначально был загружен на каждый телефон, далее удаленно — через сервер подавалась команда на синхронный запуск того или иного файла. Звук транслировался через колонки, расположенные в зале. Таким образом, все зрители начинали смотреть фильм одновременно.

На фестивале кино виртуальной реальности EMC VR Film Festival / Фото: Виктор Вытольский 

Кроме того, система VR-Cinema способна вести удаленный контроль над температурой и уровнем заряда батарей телефонов, чтобы заранее предупредить о перегреве смартфона или необходимости поставить его на зарядку. В качестве очков виртуальной реальности использовались устройства Samsung Gear VR. Частые паузы между показами обусловлены тем, что телефоны необходимо было подзаряжать, а также давать им «отдохнуть», чтобы избежать перегрева. Тем не менее, технические сложности не испугали организаторов — им удалось осуществить самый массовый одновременный VR-кинопросмотр в России с участием 62 зрителей. Причем все просмотры были бесплатными — чтобы попасть на них, необходимо было просто зарегистрироваться.

На фестивале кино виртуальной реальности EMC VR Film Festival / Фото: Виктор Вытольский 

Между просмотрами мы «поймали» вечно занятого оргвопросами программного директора фестиваля и смогли задать ему несколько вопросов.

— Многие фестивали декларируют для себя некую цель, а иногда даже — миссию. У вас есть такая? Например, «заставить всех отказаться от классического кино и перейти в VR»?

— Наш проект помогает популяризировать VR среди массовой аудитории. Обычно такие мероприятия проходят в рамках закрытых коммерческих маркетинговых презентаций, куда людей приводят, чтобы они потом что-то купили. Здесь же мы хотели просто показать возможности виртуальной реальности, развлечь и увлечь зрителя кино будущего — таким, каким оно будет выглядеть буквально через несколько месяцев или лет, в зависимости от того, насколько быстро эта технология придет к нам.

Георгий Молодцов, программный директор EMC VR Film FestivalГеоргий Молодцов, программный директор EMC VR Film Festival / Фото: Виктор Вытольский

У всех у нас есть телефон, все что нужно — это очки, которые сейчас может позволить себе каждый. Но как в свое время кино не убило театр, а телевидение не убило кино, VR — это новая ниша того, как человек себя развлекает, куда погружается и получает новые эмоции. Наша цивилизация развивается, нам необходимо больше адреналина, больше соучастия и вовлечения. VR — это просто ответ на этот внутренний человеческий запрос: быть глубже в том, что происходит вокруг тебя, там где ты не можешь присутствовать.

— Вы не только показываете VR-кино, но еще и снимаете его. Расскажите немного о технической стороне вопроса: какая техника используется для создания 360° фильмов?

— Съемка 360° может осуществляться «полукустарным» способом или профессиональным. На данный момент в мире очень мало технологических решений, которые бы позволяли получить универсальные изображения высокого качества. Сейчас все варианты — это такие компромиссы, где нужно лавировать между размером камеры и качеством материала на выходе. Либо камера состоит из множества объективов, смотрящих в разные стороны и имеющих перехлестный материал друг с другом, что позволяет сшить их в единую сферическую проекцию. Либо это большая камера с более высоким качеством изображения, но имеющая проблемы на швах.

После того, как сферическое изображение снято, вы собираете этот материал в специальной программе, которая сшивает его в сферу, а затем, используя очки виртуальной реальности и обычный монтажный монитор, собираете этот материал в историю. Любопытно, что насыщенность сферического изображения настолько высокая, что достаточно 20–30 минут просмотра, чтобы полностью погрузиться и испытать такое же количество информационного обогащения, как и в обычном полнометражном фильме.

На фестивале кино виртуальной реальности EMC VR Film Festival / Фото: Виктор Вытольский 

Тем временем, фестиваль продолжал свою работу — настало время и нам приобщиться к миру кино в формате 360°. Когда дело касается высоких технологий и различных технических решений, очень часто кинематографисты увлекаются зрелищностью и забывают о драматургии. Так, после появления дешевых моделей коптеров на рынке, YouTube и Vimeo заполонили кадры с видовыми кадрами, снятыми с высоты и не несущими какой-либо глубокой смысловой нагрузки.

Однако наши опасения относительно VR развеялись после того, как мы посмотрели несколько фильмов из фестивальной программы. Так, например, в документальном фильме «Переселенцы» (The Displaced), созданном компанией VRSE совместно с ООН для привлечения средств на сборы гуманитарной помощи для беженцев, сферическое пространство камеры действительно драматургически оправдано, позволяя зрителю оказаться на месте героев и испытать на себе, все то, что они чувствуют.

На фестивале кино виртуальной реальности EMC VR Film Festival На фестивале кино виртуальной реальности EMC VR Film Festival / Фото: Виктор Вытольский 

Мы присоединились к зрителям и решили на себе опробовать погружение в мир виртуальной реальности. После того как все надели очки, черный экран смартфона неожиданно сменился на анимационное изображение мультфильма «Вторжение» (его снял режиссер «Мадагаскара» Эрик Дарнелл). Забавная короткая история про кролика и вторжение инопланетян помогла акклиматизироваться в мире VR, после чего другие короткометражки не казались такими уж странными.

Если не обращать внимания на разное качество представленных фильмов, ограниченное разрешением экрана гаджетов и возможностями VR-камер, мы столкнулись только с двумя проблемами: у меня неожиданно от перегрева отключился смартфон, а у нашего фотографа — запотели стекла в очках. Но нам оперативно помогли волонтеры фестиваля, которые ходили между зрителями и моментально «приводили в чувство» всю аппаратуру. Возраст зрителей колебался от 10 до 60 и выше — и дети и бабушки с энтузиазмом надевали очки, чтобы погрузиться в другое измерение.

На фестивале кино виртуальной реальности EMC VR Film Festival / Фото: Виктор Вытольский 

Нам новый опыт понравился, но делать выводы о перспективах VR-кино только на основе собственных впечатлений мы, конечно же, не могли. Потому решили задать паре зрителей простейший вопрос, который обычно задают друг другу люди после совместного просмотра кино: «Ну, как вам?»

Екатерина Абрамова, зритель: «Очень непривычно, когда зависаешь над картинкой — видишь одновременно вверх и вниз, обзор на 360 градусов. После того как снимаешь очки, нужно немного времени, чтобы привыкнуть к реальности. Если бы в кадре было движение, то думаю, я давно бы вылетела со стула. Если появятся фильмы в таком формате, фантастические или документальные, было бы очень интересно посмотреть их дома в очках».

На фестивале кино виртуальной реальности EMC VR Film Festival / Фото: Виктор Вытольский 

Евгения Лаврова, зритель: «Я бы не сказала, что такое кино легко смотреть. Даже спустя полчаса просмотра голова кружится от переизбытка впечатлений. Потому что такое ощущение, что ты находишься буквально на месте событий. Да, это очень здорово, я думаю в будущем это применимо где-нибудь в медицине — при работе с симуляторами, обучении оперированию. Или, например, работе со сложными механизмами. Это очень интересная тема. Я не в первый раз вижу подобное кино, об этой технологии уже давно слышала. Первый раз шлемы VR увидела на выставке роботехники в Сокольниках, там они были представлены даже в продаже. Было бы здорово купить такое устройство себе для дома. Но, конечно, долго в нем фильмы не просмотришь, это тяжело».

Очевидно, что мы не сразу привыкнем к кино в формате 360°, но по статистическим подсчетам зрительский интерес к VR уже достаточно высок. По словам Анастасии Аниченковой, менеджера по маркетингу EMC — IT-гиганта, выступившего в качестве соорганизатора EMC VR Film Festival, VR уже обгоняет технологию 3D:

Анастасия Аниченкова, менеджер по маркетингу EMC / Фото: Виктор Вытольский

— Что касается сегмента VR, то только за декабрь 2015 года люди загрузили 18 петабайт данных, это гигантский объем, который растет в геометрической прогрессии и, по мнению аналитиков, он увеличится как минимум в 60 раз. Это свидетельствует о том, что индустрия VR уже вышла за пределы традиционных Adopters сфер, таких как игровая и развлекательная. Сейчас VR используется уже везде — в школах (например, на уроках об окружающем мире), в медицине (при обучении хирургов), в космической сфере, строительстве и так далее.

Известная аналитическая компания «Голдман Сакс» оценивает аудиторию VR-индустрии минимум в 24 млн. пользователей, что позволит одной киноиндустрии извлечь чистой прибыли в 750 млн. долларов. Сейчас VR — это пока роскошь, хотя как технология она гораздо дешевле 3D и всего остального. Одним из доказательств того, что VR победит является то, что уже технология доступна рядовому пользователю в отличие от 3D.

На мой взгляд, Россия, c достаточно хорошо развитыми IT, с талантливыми программистами и режиссерами может иметь преимущества в этой сфере. Когда мы беседовали с международными экспертами по VR-кино, некоторые из них говорили, что документальная съемка и кинематографические приемы, свойственные российскому кино, очень хорошо подходят под формат VR. Поэтому я искренне надеюсь, что помимо бизнес-сегментов, VR будет развиваться и в сфере искусства.


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 6494
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 5814
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 4807
Практика

Творческий подход к освещению, или как передать эмоции с помощью стеклянных банок

Канадский оператор Мэтт Бендо вспоминает съемки рекламного ролика, где он пропускал свет через стеклянные банки, чтобы добиться интересного эффекта в повествовании

  • 2 декабря
  • 4600
Практика

5 базовых композиционных правил и как их нарушить

В кинематографе есть множество правил, касающихся построения кадра: кадрирование на уровне глаз и правило третей — лишь одни из них. Но их можно (и нужно) нарушать

  • 10 декабря
  • 4480
Обзоры

Базовые составляющие глубины изображения

Общая глубина изображения — это не только небольшая глубина резкости. Существует еще множество способов сделать изображение объемным. О них рассказывает режиссер, монтажер, оператор Таннер Шинник

  • 3 декабря
  • 4061
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее