«Снимать кино — просто как ездить на велосипеде, который горит, и ты горишь, и все горит, и ты в аду» — самая популярная шутка на KinoLab в этом году. В условиях, когда необходимо пройти весь процесс от написания сценария до сведения звука и цветокоррекции за 72 часа, это становится чистой правдой с единственной поправкой — от этой «езды» получаешь огромное удовольствие.

KinoLab — это международная кинолаборатория, работающая по принципу kino-кабаре. Фильмейкеры из разных стран собираются в назначенном месте, чтобы снять за отведенное время короткометражный фильм. Лаборатории в формате «kino» (ударение на первый слог) проводятся по всему миру, это гигантское неформальное объединение, участники которого постоянно общаются между собой и ездят друг к другу в гости. В прошлом году на самом первом Kinolab Moscow я был сторонним наблюдателем, но в этом решил «оторваться по полной».
В штабе KinoLab Moscow 2016 — коворкинге «Калибр»

В штабе KinoLab Moscow 2016 — коворкинге «Калибр»

Организаторы KinoLab Moscow 2016 Валерия Сабирова (слева) и Инна Тихонова (справа)

Организаторы KinoLab Moscow 2016 Валерия Сабирова (слева) и Инна Тихонова (справа)

Из трех сессий разной длительности (24, 48 и 72 часа) я выбрал максимально протяженную. Сценарий написал за пару дней до начала, зная по собственному опыту, что за несколько часов невозможно написать хорошую историю, а первый день лучше посвятить предпродакшну, чем мозговому штурму. Идея короткометражки родилась после посещения мастер-классов в Институте звукового дизайна. Я решил сделать комедийную историю под названием «Самый лучший крик» про саунд-дизайнера, которому нужно озвучить нелепую сцену из триллера.
 

День 1. Препродакшн


По традиции KinoLab, каждая сессия начинается с питчинга, на котором участники лаборатории знакомятся друг с другом и представляют свои идеи. Пока все собирались, я правил сценарий со своим будущим помощником режиссера Тимуром Зиатовым — выпускником факультета журналистики МГУ, с которым мы познакомились здесь же 12 часов назад на концерте группы «Фруктовый кефир». Забавно, что Тимур пришел на мастер-классы и концерт, ничего не зная о формате kino-кабаре, и я фактически затащил его на третью сессию кинолаборатории. Изначально он еще не знал, в какую команду пойдет, но я применил верный тактический ход — вручил ему текст и предложил внести правки. Честно говоря, не ожидал услышать что-то дельное, но когда он оживил фразы персонажей и придумал отличную новую сцену, я понял, что такого человека нельзя отпускать.
Защита проектов на питчинге

Защита проектов на питчинге

Продюсер Наталья Цветкова

Продюсер Наталья Цветкова

Я вышел на сцену, довольно коротко и сумбурно представил идею фильма, сказав, что на главные роли мне нужен «забавный актер» и «смелая актриса». И после того как сел на место, ко мне с соседнего ряда повернулась прекрасная девушка — профессиональная актриса с говорящей фамилией Екатерина Дар, она сказала, что ей понравилась идея и она хотела бы сняться. У нас с Тимуром чуть челюсть не отвисла, ведь Катя идеально подходила на роль «актрисы, играющей актрису». Я протянул ей сценарий, она прочитала и сказала, что сцены в квартире (а их большинство) можно снять у нее дома, а еще у нее есть велосипед, который нужен нам в одной из сцен.
 
В тот момент я почувствовал, как начал складываться пазл. Катя мне говорит: «Вон ту девушку зовут Наташа Цветкова, она продюсер, подойди к ней». Возле Наташи уже выстроилась очередь из таких же как я режиссеров. Кому-то нужно было найти дачу, кому-то машину, мне же нужен был актер на главную роль. Наташа показала фото какого-то парня на телефоне по имени Денис Бычков, я сказал, что он подходит, хотя ни разу его не видел в деле. Немного подумав, Денис перезвонил и дал согласие на съемки. Позже оказалось, что он тоже профессиональный актер и в Кинолабе буквально нарасхват.
Актриса Екатерина Дар / Фото: Виктор Вытольский

Актриса Екатерина Дар / Фото: Виктор Вытольский

Актер Денис Бычков / Фото: Виктор Вытольский

Актер Денис Бычков / Фото: Виктор Вытольский

Самая серьезная проблема возникла с оператором и саунд-дизайнером. Я надеялся на питчинг, но всех «технарей» разобрали еще до его начала. Пришлось судорожно звонить всем своим друзьям и знакомым операторам, однако никто не соглашался, так как все работали или не были готовы к спонтанной съемке без серьезной подготовки. Отчаявшись, я позвонил своему наставнику из киношколы MovieBand — Андрею Ковылкину, который порекомендовал несколько хороших ребят-выпускников. Первым в списке оказался Никита Горячкин. То ли сработала киношная солидарность, то ли действительно сценарий оказался хорошим, но Никита сказал, что готов сорваться на завтрашнюю съемку. Учитывая, что у него есть вся необходимая аппаратура, это был еще один подарок с небес.
Режиссер Евгений Белов и помощник режиссера Тимур Зиатов / Фото: Виктор Вытольский

Режиссер Евгений Белов и помощник режиссера Тимур Зиатов / Фото: Виктор Вытольский

Поэпизодный план и раскадровка «Самого лучшего крика» / Фото: Виктор Вытольский

Поэпизодный план и раскадровка «Самого лучшего крика» / Фото: Виктор Вытольский

К вечеру мы с Тимуром закончили работать над сценарием, выкинули две сцены, сократили количество локаций и постарались максимально облегчить съемочный процесс. Оставалась еще одна нерешенная проблема — придумать, как в одном кадре разбрызгать на героев кровь (она должна прыснуть на них из монитора компьютера). Я позвонил знакомой художнику по гриму, она рассказала про различные виды искусственной крови и порекомендовала магазин, в котором ее можно купить. Тут же родилась идея, что герои фильма — режиссер и саунд-дизайнер должны ходить в очках, чтобы на них можно было безопасно брызнуть кровь. К тому же это подчеркнет их профессиональную общность, плюс они больше будут похожи на «гиков».

Уже под конец дня я вспомнил, что нам нужен кто-то на роль режиссера. Пришлось вновь написать Наташе, которая нашла еще одного актера. Уже ближе к ночи я приехал домой, доделал режиссерскую экспликацию, отправил ее ребятам и до четырех часов утра дорисовывал раскадровку.
 

День 2. Съемки


Ни один из трех будильников не сработал, проснулся в девять от ощущения, будто чья-то рука вытянула меня сверху за волосы из сна. В десять мы уже встретились с оператором Никитой возле дома Кати, и каково было мое удивление, когда из подъезда вышли два француза-участника KinoLab. Оказывается, Катя разместила их у себя на время всего мероприятия. Пока мы осматривали прекрасную квартиру в «сталинке», подъехали Денис и Тимур со светом — двумя дедолайтами, которые нам предоставили организаторы KinoLab. Мы все познакомились перед началом съемок, и это было похоже на свидание вслепую — никто до этого ни разу не работал друг с другом. Рискованно, но в итоге у нас сложилась идеальная команда.

Просмотр референсов со съемочной группойПросмотр референсов со съемочной группой

Первую сцену снимали на кухне, в ней герой режет капусту, пытаясь сымитировать звук разбивающихся о стену мозгов. У Никиты возникла идея сделать наезд на главного героя при помощи трехосевого стабилизатора Ronin DJI. Снимали все на камеру Sony a7S, видео писали в большинстве случаев в формате S-Log2. Проездка все никак не получалась — не удавалось синхронизировать удар ножа, остановку камеры, и поворот головы актера с одновременным поворотом камеры в противоположную сторону. Наконец, на двадцатом дубле нам удалось достичь нужного эффекта при помощи повторения команды «режь».

Проба света в сцене на кухне / Фото: Никита ГорячкинПроба света в сцене на кухне / Фото: Никита Горячкин

Дальше отсняли самые начальные кадры фильма. После того, как Никита выстроил свет в спальне, мы с Катей провели репетицию первого крика. Она так истошно и пронзительно закричала, что если бы приехала полиция — никто бы не удивился. Записав два разных дубля, мы решили не рисковать и перешли к постельной сцене.

Честно говоря, я не знал, как изящно решить сцену секса, и запросы в YouTube «секс в кино» помогли не очень. К тому же не хотелось компрометировать актеров. После моего непродолжительного режиссерского «затыка» Тимур с Никитой предложили сделать проездку камеры по вещам на полу. В итоге тяжеловесная сцена из 12 кадров сократилась до трех, а актерам не нужно было полностью раздеваться.
Подготовка к съемке «постельной сцены» / Фото: Виктор Вытольский

Подготовка к съемке «постельной сцены» / Фото: Виктор Вытольский

Съемка «постельной сцены» / Фото: Виктор Вытольский

Съемка «постельной сцены» / Фото: Виктор Вытольский

Съемка «постельной сцены» / Фото: Виктор Вытольский

Съемка «постельной сцены» / Фото: Виктор Вытольский

Съемка «постельной сцены» / Фото: Виктор Вытольский

Съемка «постельной сцены» / Фото: Виктор Вытольский

Никита попросил поднять камеру снизу вверх при помощи пульта, так как его руки были заняты Ронином. Но потом он решил, что будет сам поднимать камеру вместе с подвесом, поскольку ее так удобнее контролировать. После этого мы записали отдельные оценки актеров. Я поставил Кате задачу выдать очень дурацкий крик, который бы был похож одновременно на крик экстаза и ужаса. Мне хотелось добиться эффекта комичности не только за счет ситуации, но и противоречия между образом актрисы и ее криком. Катя кричала настолько правдоподобно, что я в очередной раз удивился выдержке соседей. Денис же поразил нас своей гениальной оценкой своего героя, и после удачного дубля я не удержался и зааплодировал. Вот что значит работать с профессионалами.
Просмотр удачных дублей / Фото: Виктор Вытольский

Просмотр удачных дублей / Фото: Виктор Вытольский

Просмотр удачных дублей / Фото: Виктор Вытольский

Просмотр удачных дублей / Фото: Виктор Вытольский

Просмотр удачных дублей / Фото: Виктор Вытольский

Просмотр удачных дублей / Фото: Виктор Вытольский

Просмотр удачных дублей / Фото: Виктор Вытольский

Просмотр удачных дублей / Фото: Виктор Вытольский

Наступила очередь съемки самой сложной сцены — в ванной, где мы хотели повторить известные кадры из фильма «Психо» Хичкока. Не успели мы отснять пару кадров, как у нас случилось ЧП: полотенцесушитель в ванной дал течь. Мы в панике стали подставлять тазики и пытаться перекрыть воду, что было сложно сделать из-за хитрой системы водопровода в подобных домах. Я подумал — все, это конец! Даже если мы перекроем, то не сможем дальше снимать без воды. Мне стало ужасно неудобно перед Катей из-за всей этой «заварушки». Коммунальные службы вряд ли быстро все это устранят, а через полчаса должен приехать актер на роль режиссера. Съемки остановились. Вдруг — откуда ни возьмись — приехали два сантехника, которых вызвала Катя. Они буквально за 20 минут все починили. В очередной раз я начал верить в чудеса! Мы продолжили работать.
Съемка сцены в ванной / Фото: Виктор Вытольский

Съемка сцены в ванной / Фото: Виктор Вытольский

Починка полотенцесушителя / Фото: Виктор Вытольский

Починка полотенцесушителя / Фото: Виктор Вытольский

Техническая пауза / Фото: Виктор Вытольский

Техническая пауза / Фото: Виктор Вытольский

Самое сложное было снять кадр, в котором было бы видно как Катя моется, а за занавеской появляется Денис с ножом. Для этого Никита перевернул камеру на моноподе и встал на другой конец ванной. Катя держала душ в руках, чтобы не забрызгать камеру. Мы специально повесили вместо занавески прозрачный строительный полиэтилен, который хоть и смотрелся «стремно», но создавал атмосферу триллера. Наконец, после удачного дубля, в котором было нормально видно нож и все выдали нужную оценку, мы перешли к сцене в «Монтажке».
Съемка сцены в ванной / Фото: Виктор Вытольский

Съемка сцены в ванной / Фото: Виктор Вытольский

Съемка сцены в ванной / Фото: Виктор Вытольский

Съемка сцены в ванной / Фото: Виктор Вытольский

Съемка сцены в ванной / Фото: Виктор Вытольский

Съемка сцены в ванной / Фото: Виктор Вытольский

Съемка сцены в ванной / Фото: Виктор Вытольский

Съемка сцены в ванной / Фото: Виктор Вытольский

Возникла новая серьезная проблема — актер, который должен был сыграть режиссера, не приехал. Долго не думая, Тимур согласился на эту роль, поскольку именно он писал к ней все реплики. Благо, Денис захватил с собой еще одни очки. Пока Никита выстраивал свет, мы прорепетировали сцену с ребятами. Признаться, Тимур удивил меня во второй раз, так как он совсем не был похож на человека, который играет впервые.
Ассистент режиссера Тимур Зиатов / Фото: Виктор Вытольский

Ассистент режиссера Тимур Зиатов / Фото: Виктор Вытольский

Актер Тимур Зиатов / Фото: Виктор Вытольский

Актер Тимур Зиатов / Фото: Виктор Вытольский

Оператор Никита Горячкин / Фото: Виктор Вытольский

Оператор Никита Горячкин / Фото: Виктор Вытольский

Репетиция сцены / Фото: Виктор Вытольский

Репетиция сцены / Фото: Виктор Вытольский

Репетиция сцены / Фото: Виктор Вытольский

Репетиция сцены / Фото: Виктор Вытольский

Настала очередь еще одной сложной сцены с брызгами крови, где герои так сильно поверили крику, что их «трешовый триллер» буквально выходит с экранов компьютера. Мой план сделать это при помощи зубной щетки провалился — кровь не хотела вести себя как вода. Поэтому мы решили, что ребята откинуться от монитора с уже готовыми каплями крови на лице. Я забрызгал их лица кровью в ванной при помощи зубной щетки, и мы достаточно быстро отсняли этот кадр (к сожалению, на монтаже он не сыграл как надо).
Создание эффекта брызг крови / Фото: Виктор Вытольский

Создание эффекта брызг крови / Фото: Виктор Вытольский

Создание эффекта брызг крови / Фото: Виктор Вытольский

Создание эффекта брызг крови / Фото: Виктор Вытольский

Создание эффекта брызг крови / Фото: Виктор Вытольский

Создание эффекта брызг крови / Фото: Виктор Вытольский

Шел 11 час ночи, а у нас еще не было снято четыре сцены. Тимур взял дедолайты и помчался в штаб Кинолаба, чтобы передать свет другой съемочной группе. Мы же вышли на улицу в поисках локации для проездки героини на велосипеде. Я хотел отснять ее в темном парке, однако Никита был против, так как не хватало освещения. Мы решили перенести сцену на городскую улицу и шли по Ленинскому проспекту в поисках яркой витрины. Наконец нашли одно место, где Никита пробежался с Ронином в руках за героиней на велосипеде. Учитывая, что он не спал всю ночь и снимал целый день, бежал он просто великолепно! Мы отсмотрели дубль и были в полном экстазе, все сложилось — ночной город, велосипед, платье Кати.

РеквизитРеквизит / Фото: Виктор Вытольский

В два ночи мы пришли к Макдаку, который расположен недалеко от моего дома (еще одно совпадение — мы с Катей живем на соседних станциях метро) и, наконец, умудрились поесть — впервые за весь день. Денис разбудил своего брата Колю и попросил сняться в нашем фильме. Коля — продюсер, только киношники способны встать в два часа ночи и поехать на съемки непонятно куда, чтобы выручить в сложной ситуации своих коллег. Коллективным разумом мы придумали, как отснять сцену, параллельно отбиваясь от бомжей, заинтересовавшихся нашим реквизитом (кстати, в самом финальном кадре они попали в объектив).
Съемка проездки с Ронином / Фото: Виктор Вытольский

Съемка проездки с Ронином / Фото: Виктор Вытольский

Съемка проездки с Ронином / Фото: Виктор Вытольский

Съемка проездки с Ронином / Фото: Виктор Вытольский

На рассвете мы отсняли последние кадры с разбивающейся капустой о стену. Мы очень долго не могли найти эту чертову стену, с нужным освещением и фактурой. Представляю, что думали водители, проезжающие мимо парня, кидающего в стену капусту. Уставшие, мы разбрелись по домам — кто спать, а кто монтировать. До сдачи фильма оставалось 14 часов.
 

День 3. Постпродакшн


Я смонтировал черновую версию и успел поспать два часа. Осталось доделать звук и цветокоррекцию — две наиболее болезненных для меня операции. Изначально мы хотели делегировать работу со звуком саунд-дизайнерам, но на KinoLab они были нарасхват, особенно в последний день. Поэтому Тимур предложил самим сделать звук. Испытывая адовые муки, мы свели все дорожки и нашли необходимую музыку со звуками (уже после показа мы доделали звук вместе с участником Кинолаба Надеждой Тесленко). Никита в это время параллельно делал цветокоррекцию у себя дома.

Режиссер и автор tvkinoradio.ru Евгений БеловРежиссер и автор tvkinoradio.ru Евгений Белов / Фото: Виктор Вытольский

Я запаниковал, ведь за такое время невозможно сделать достойную работу, и уже думал о том, как буду оправдываться перед актерами, которые приедут на презентацию и не увидят фильм. В шесть часов нужно было сдать короткометражку, а у нас еще титры с субтитрами не готовы (по правилам лаборатории все фразы нужно перевести на английский). В итоге я отправил Никите xml-файл с финальным монтажом (благо мы оба работали в Final Cut Pro X) и поставил на рендер версию со звуком и титрами, которую Никита должен был у себя совместить с покрашенными кадрами.
Просмотр готовых фильмов в коворкинге «Калибр»

Просмотр готовых фильмов в коворкинге «Калибр»

Просмотр готовых фильмов в коворкинге «Калибр»

Просмотр готовых фильмов в коворкинге «Калибр»

Звоню Инне Тихоновой (одному из организаторов KinoLab) каждые двадцать минут с просьбой дать нам еще немного времени. В итоге я приехал в коворкинг через час после начала показов. У Никиты до сих пор рендерилось видео, и он пытался его залить альтернативными способами на Vimeo и YouTube. Наконец, после третей попытки он скидывает ссылку, но я не успеваю ее дать организаторам, потому что Никита нашел в видео битый кадр. Он опять все переделывает и скидывает финальную версию, которую никто кроме него не видел. Оказывается, мы были такие не одни, и все опоздавшие видео запустили во второй секции показов. Мы упали с Тимуром прямо на пол от усталости и замерли при появлении первых кадров нашего фильма.


Учитывая, что это моя первая комедия, я боялся, что зрители не поймут наших шуток. Когда зал начал истерично смеяться, мы испытали чувство катарсиса — каждая сцена «выстрелила» так как надо. Именно в этот момент понимаешь, что весь пазл сложился и можно выдохнуть. В итоге абсолютно все проблемы, с которыми мы столкнулись за время создания фильма, каким-то магическим образом были решены. И в этом самая важная функция KinoLab — не снять фильм, а почувствовать себя героем, понять, что нет ничего невозможного и найти людей, которым ты можешь доверять на 100%.

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4776
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3744
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2876
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее