Практика

18 советов режиссерам от Кена Лоуча

Мастер соцреализма и двукратный обладатель «Золотой пальмовой ветви» к своему 80-летнему юбилею делится опытом: об актерских инстинктах, редактуре сценария, коррупции, врагах и эпичности маленьких историй

  • 17 июня 2016
  • 3720
Павел Орлов

01. Снимайте последовательно


Снимайте сцены в порядке развития действия вашей истории. Не обязательна та же очередность, что будет на монтаже, но та же последовательность событий желательна. Скажем, в первую смену снимайте начало фильма, а в последнюю — финальную сцену. Конечно, продюсеры будут жаловаться: «Нам приходится возвращаться на локации, где мы уже были». Но я считаю, что лучше выбрать объекты попроще и снимать последовательно, чем работать с дорогими локациями и снимать первым делом концовку. То есть это вопрос приоритетов.
 

02. Никаких репетиций


Нет нужды в читках и репетициях, поскольку съемочный день обеспечивает необходимую подготовку. Сегодняшняя смена готовит актера к завтрашней. Нет необходимости много говорить о развитии героя и настрое на определенную сцену, поскольку вся нужная для этого подготовка совершается при работе на вчерашних съемках. Короче говоря, сцена, которую мы делаем сегодня — это подготовка к сцене, которую мы будем снимать завтра. Не надо лишних умствований, здесь элементарно работает эмоциональная память, а не интеллект.

Кадр из фильма «Доля ангелов» (2012)Кадр из фильма «Доля ангелов» (2012)

03. Воспитывайте инстинкты ваших актеров


Лучшее оружие, которое есть в руках режиссера — это актерский инстинкт. Важно только не потерять его, что иногда случается из-за плохих репетиций. Инстинкт актера — сильнейший инструмент, позволяющий работать без обращения к рациональному. Работайте с этим.
 

04. Требуйте полной самоотдачи


Некоторые актеры играют так: «Надо бы приберечь силы, ведь в такой-то сцене мне предстоит расплакаться». Не допускайте этого, пусть играют каждую сцену так, как нужно.
 

05. Не давайте актерам читать весь сценарий


Я исповедую метод, согласно которому актер до определенного момента не должен знать сценарий целиком. Конечно, важно, чтобы исполнитель знал прошлое своего героя. Но что касается будущего — то это такая вещь, которую мы не можем контролировать, оно является для нас сюрпризом, так что и снимать надо шок от этого сюрприза. Но даже самые талантливые актеры с трудом могут воспроизвести шок дважды. Потому что это очень инстинктивная вещь, почти не поддающаяся имитации. Я работал с фантастическими актерами и имел возможность в этом убедиться. Так что если в будущем ваших героев есть нечто непредсказуемое, это и надо снимать как непредсказуемое, а значит не давайте актеру знакомиться с такой сценой до последнего момента.
 

06. Во время кастинга учитывайте социальный статус и место рождения


Кастинг — это длительный процесс. Мне кажется, существует много вещей, которые крайне трудно играть. Например, сложно перевоплотиться в человека другого социального класса, потому что каждому классу свойственны вещи, которые их представители делают автоматически, не задумываясь. Это не инстинкт, не что-то врожденное, но нечто приобретенное с раннего возраста. Такие вещи есть и у рабочего класса, и у среднего класса, и крайне сложно одним воспринять что-то от других. Можно, скажем, изменить интонацию голоса, но в итоге на экране все равно будет неправда. Поэтому мне кажется, что необходимо выбирать актеров из классов, соответствующих их героям. То же можно сказать и о месте рождения. Почти невозможно воспроизвести акцент или диалект. Конечно, можно добиться схожего звучания. Но выбор слова, специфический юмор, ритм речи сымитировать невозможно.

Кадр из фильма «Кес» (1969)Кадр из фильма «Кес» (1969)​
 

07. Выбирайте актеров, которые могут быть чувствительными и открытыми


Показывая себя, актеры показывают и что-то о своем будущем герое. Так что если вам нужен чувствительный образ, используйте импровизацию. Так вы найдете открытых исполнителей, которые не обладают надежными инструментами самостоятельной эмоциональной защиты, и которых можно будет последовательно провести по всем этапам развития их образа.
 

08. Не повторяйте дубли


Снимая сцену, добавляйте в каждый дубль что-нибудь неожиданное, чтобы актерские реакции менялись и были естественными.
 

09. Избегайте коррупции


Мне очень повезло. Я работаю с продюсерами, которые не жульничают. Мы тратим не очень большие деньги и не увлекаемся излишествами. И моя работа складывается, потому что продюсеры создают достаточно комфортные условия. Причина, мне кажется, как раз в том, что мы работаем со скромными суммами. Полагаю, там, где речь идет о больших бюджетах, там и коррупционные риски выше. В общем, наш подход мне кажется разумным.
 

10. Цените людей вокруг вас


Я убежден, что каждый должен уважать каждого. Я стараюсь давать людям достаточно времени на выполнение их работы, и даже когда требуются сжатые сроки, они сжатые для всех. Ценить людей — вот ключ к успеху. Если вас ценят, то и вы цените. Я работаю с замечательными людьми, и если кого-то из них не будет, то у нас просто ничего не получится. Это не обязательно говорить вслух. Это чувствуется в ваших действиях.
 
Кадр из фильма «Ветер, который качает вереск» (2006)Кадр из фильма «Ветер, который качает вереск» (2006)​
 

11. Лучшая команда строится на преданности


Мне посчастливилось встретить хороших людей, которые были ко мне лояльны и к которым я в свою очередь тоже старался проявлять лояльность. Постепенно с такими людьми у вас возникают определенные отношения, предполагающие абсолютное взаимопонимание. Нечто вроде здравого смысла. Киноиндустрия вообще довольно раздроблена. Но мне везет работать достаточно регулярно, благодаря чему я и смог создать стабильную команду.
 

12. Прежде, чем начать, сократите. А потом сократите еще.


Многие снимают больше сцен, чем нужно. Пожалуй, это самая большая из допускаемых ошибок. У меня она тоже была. В каждом фильме есть одна-две сцены, без которых на самом деле можно обойтись. Но зачастую трудно понять заранее, что это за сцены. В этом-то и заключается искусство создания кино. Короче говоря, помните, что одна из частей вашей работы — сократить сценарий перед съемками, чтобы потом не потратить попусту время.
 

13. Ищите эпический масштаб даже в самых маленьких историях


Я уже долгое время работаю с Полом (Лаверти, сценаристом фильмов Лоуча, начиная с середины 90-х годов — прим. tvkinoradio.ru), и не перестаю удивляться его умению находить микрокосм, который говорит нам о чем-то большем. Казалось бы, ты смотришь на нечто малозначительное, но через него тебе открываются вещи вселенского масштаба. И это именно то, что ищет любой автор: маленькую историю, отношения, ситуацию, которые, будучи рассказанные честно, говорят о чем-то глобальном, не говоря о нем напрямую.
 

14. История должна казаться естественной, как бы сложно вам ни было ее передать


Киносценарий должен быть очень точным — 98% того, что зритель увидит на экране, закладывается в нем. 1-2% добавляются, но и они должны казаться органичными. Это как играть Шопена. Вам кажется, что пианист просто сел за инструмент и исполнил прекрасную музыку прямо из головы, хотя в действительности музыка была написана, а исполнение отточено. То же и с кино. В нем должно быть ощущение спонтанности. Режиссура же состоит в том, чтобы этого добиться.

Кадр из фильма «Я, Дэниэл Блэйк» (2016)Кадр из фильма «Я, Дэниэл Блэйк» (2016)
 

15. Редактируйте сценарий с мыслью о своих врагах


Вещь, о которой необходимо помнить всегда — о чем говорит ваш фильм, каков его подтекст, его смысл. А еще убедителен ли он, есть ли возможность иных толкований. Все это должно быть в вашей истории. Если на уровне сценария в этих моментах что-то не так, в итоге все пойдет не так. Пару раз у меня были ситуации, когда в сценарии были проблемы — сделанные ошибки до сих пор остаются со мной, ведь я упустил возможность их исправить. Секрет правильного определения подтекста фильма в сценарии прост — задавайте себе те вопросы, которые будут задавать ваши враги.
 

16. Отношения между сценаристом и режиссером — священны


Прежде чем Пол садится писать, мы много говорим с ним о предстоящей истории. Только после этого он приступает к первому драфту. Делая аутлайн, мы обсуждаем каждый следующий этап. Когда мы проводим кастинг, а это занимает долгое время, я стараюсь привлекать Пола к процессу. То же самое и со съемками. Он часто обращает внимание на те вещи, которые я упускаю. Мы с ним близки по духу, не давим друг на друга и просто наслаждаемся общением. Если ему нечего делать, он даже спокойно может принести кофе.
 

17. Не стоит писать сценарий и заниматься режиссурой одновременно


Если вы режиссер, не забывайте, что вы не сценарист. Многие режиссеры уверены, что они должны быть еще и драматургами, но мне кажется, что это им только мешает. Режиссер — не сценарист, а сценарист — не режиссер. Просто запомните это. Хороших режиссеров-сценаристов очень мало. Как правило, драматургия режиссеров слишком легковесная, неглубокая. А режиссура сценаристов слишком простая. Для хорошего кино необходимо сочетание видений, причем отличных друг от друга, взаимодополняющих. Хорошо, когда есть иной взгляд на сценарий и иной взгляд на режиссуру.
 
Кен ЛоучКен Лоуч
 

18. Расслабьтесь


Это всего лишь кино, не так ли? Самые большие трудности здесь — это подъем в шесть утра, да поддержание веры в себя. В конце концов, если у вас что-то не получилось, у вас всегда есть возможность извлечь из этого урок. Это всего лишь кино, не относитесь к нему слишком серьезно.
 
 

Кен Лоуч (Ken Loach, полное имя Kenneth Loach; род. 1936)

Британский кинорежиссер, классик европейского остросоциального кино. Дважды становился обладателем «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля: в 2006 году за фильм «Ветер, что колышет вереск», а также в этом году за ленту «Я, Дэниел Блейк». Работал над фильмами «Кес», «В поисках Эрика», «У каждого свое кино», «Доля ангелов».
 
 

Источник: Filmmaker Magazine, Mentorless


 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также