Практика

Приемы: Dolly Zoom или Транстрав

Вместе с Хичкоком, Спилбергом и Юсовым погружаемся в детали применения одного из самых эффектных, но и довольно редких визуальных приемов в кино. Осторожно: при чтении материала может возникнуть головокружение

  • 15 июня 2016
  • 14006
Павел Орлов

Что такое Dolly Zoom?


Что такое Dolly Zoom? / Кадр из фильма «Головокружение» (Альфред Хичкок, 1958)Кадр из фильма «Головокружение» (Альфред Хичкок, 1958)

Dolly Zoom — это операторский прием, предполагающий комбинацию поступательного движения камеры и трансфокации в противофазе. Физическое движение камеры, осуществляемое чаще всего с помощью тележки или слайдера, естественно для глаза — то есть натурально воспроизводит приближение к объекту или отдаление от него. Трансфокация же, осуществляемая с помощью зум-объективов, искажает объекты и пространство внутри кадра за счет изменения фокусного расстояния, а с ним и глубины резкости, угла поля зрения и перспективы. При необходимой синхронности комбинация этих двух действий позволяет добиться следующего эффекта: объект по центру кадра остается неизменным, а окружающее его пространство или фон деформируются.
 

Типы Dolly Zoom


Dolly Out/Zoom In

Dolly Out/Zoom In / Камера отъезжает от объекта съемки, в то время как трансфокатор совершает наезд.


Камера отъезжает от объекта съемки, в то время как трансфокатор совершает наезд.

Эффект: пространство расширяется.


Dolly In/Zoom Out

Dolly In/Zoom Out / Камера наезжает на объект съемки, а трансфокатор совершает отъезд.


Камера наезжает на объект съемки, а трансфокатор совершает отъезд.

Эффект: пространство сужается.

Кроме того, эти типы Dolly Zoom могут сочетаться с другими вариантами движения камеры или объектов внутри кадра: наклоном камеры вокруг оси зрения, панорамированием или переходом актера от общего плана к крупному.
Кадр из фильма «Неверная жена» (Клод Шаброль, 1968)

Кадр из фильма «Неверная жена» (Клод Шаброль, 1968)

Кадры из фильма «Быстрый и мертвый» (Сэм Рэйми, 1995)

Кадры из фильма «Быстрый и мертвый» (Сэм Рэйми, 1995)

Название


Вопрос названия приема отнюдь не такой простой, как могло бы показаться. Дело в том, что мало какая другая кинематографическая техника может похвастаться столь же обширным списком наименований. Самые распространенные из них за рубежом: Dolly Zoom, Vertigo Effect и Jaws Effect. Первое (оно же, пожалуй, и наиболее удачное) раскрывает техническую сторону приема как комбинации работы с тележкой и трансфокатором. Два других названия происходят от фильмов, популяризировавших технику: «Головокружение» Альфреда Хичкока, где прием использовался впервые в истории кино, и «Челюсти» Стивена Спилберга. В российском кинопроизводстве более популярен другой термин — транстрав, происходящий от сочетания частей слов «трансфокация» и «тревеллинг». Других вариантов названий, которые также могут встретиться, бесчисленное множество. На всякий случай, приведем некоторые из них:
 
  • Zolly
  • Hitchcock Zoom
  • Contra-zoom
  • Smash Zoom
  • Retrograde Zoom
  • Forward Zoom
  • Reverse Zoom
  • Reverse Tracking
  • Back Zoom Travelling
  • Stretch Shot
  • Smash Shot
  • Trombone Shot
  • Push Pull
  • Telescoping
 

Значение Dolly Zoom и примеры


Размышляя о Dolly Zoom, опытные кинематографисты обязательно отмечают, что из-за своей эффектности и зрелищности прием требует особенно осторожного обращения. Им слишком легко злоупотребить, потому обращаться к нему стоит лишь тогда, когда это на 100% оправдано драматургией, задачами раскрытия героя или атмосферы действия, а также вписывается в общую концепцию картины. Dolly Zoom чаще всего используется с несколькими конкретными целями и значениями. Приведем несколько наиболее удачных тому примеров из истории мирового кино.

01. Сильное эмоциональное потрясение героя

Dolly Zoom подчеркивает то или иное чувство, внезапно охватывающее персонажа. Обычно используется в сочетании с крупными или средними планами.
  • Страх/Ужас
Кадр из фильма «Челюсти» (Стивен Спилберг, 1975)

Кадр из фильма «Челюсти» (Стивен Спилберг, 1975)

Кадр из фильма «Полтергейст» (Тоуб Хупер, 1982)

Кадр из фильма «Полтергейст» (Тоуб Хупер, 1982)

Кадр из фильма «Астрал» (Джеймс Ван, 2010)

Кадр из фильма «Астрал» (Джеймс Ван, 2010)

Кадр из фильма «Спуск» (Нил Маршалл, 2005)

Кадр из фильма «Спуск» (Нил Маршалл, 2005)

  • Помутнение
Кадр из фильма «Бешеный бык» (Мартин Скорсезе, 1980)

Кадр из фильма «Бешеный бык» (Мартин Скорсезе, 1980)

Кадр из фильма «Черный монах» (Иван Дыховичный, 1988)

Кадр из фильма «Черный монах» (Иван Дыховичный, 1988)

Кадр из фильма «Марни» (Альфред Хичкок, 1964)

Кадр из фильма «Марни» (Альфред Хичкок, 1964)

  • Влюбленность
Кадр из фильма «Маска» (Чак Рассел, 1994)Кадр из фильма «Маска» (Чак Рассел, 1994)
 
В фильме «Маска» можно встретить редкий пример использования Dolly Zoom для создания комического, а не драматического эффекта.

02. Измененное состояние сознания
Кадр из фильма «Криминальное чтиво» (Квентин Тарантино, 1994)

Кадр из фильма «Криминальное чтиво» (Квентин Тарантино, 1994)

Кадр из фильма «Самый лучший день» (Жора Крыжовников, 2015)

Кадр из фильма «Самый лучший день» (Жора Крыжовников, 2015)

Наркотики? Алкоголь? Dolly Zoom — отличное средство передачи эйфории, вызываемой теми или иными веществами.

03. Подспудная тревога
Кадр из фильма «Славные парни» (Мартин Скорсезе, 1990)

Кадр из фильма «Славные парни» (Мартин Скорсезе, 1990)

Кадр из фильма «Ненависть» (Матье Кассовиц, 1995)

Кадр из фильма «Ненависть» (Матье Кассовиц, 1995)

Кадр из фильма «Самурай» (Жан-Пьер Мельвиль, 1967)

Кадр из фильма «Самурай» (Жан-Пьер Мельвиль, 1967)

Кадр из фильма «Иди и смотри» (Элем Климов, 1985)

Кадр из фильма «Иди и смотри» (Элем Климов, 1985)

Кадр из фильма «Проклятый путь» (Сэм Мендес, 2002)

Кадр из фильма «Проклятый путь» (Сэм Мендес, 2002)

Кадр из фильма «Властелин колец. Братство кольца» (Питер Джексон, 2001)

Кадр из фильма «Властелин колец. Братство кольца» (Питер Джексон, 2001)

Плавный Dolly Zoom в сочетании с общим или панорамным планом может сообщать действию незримое присутствие опасности, надвигающейся катастрофы.

Напоследок, если вас еще не совсем охватил приступ головокружения, предлагаем посмотреть впечатляющий ролик, в котором эффект Dolly Zoom сочетается с «взглядом Бога» — воздушными съемками Бруклина с коптера.



 


Комментарии

Комментариев: 3

У Хичкока в "Головокружении" был складывающийся/раскладывающийся макет. Прием обеспечивался отчасти конструкцией макета. 

Мне посчастливилось случайно освоить этот приём в 9 лет, когда я снимал свой фильм-катастрофу на пленочную камеру mini-DV
Алексей Кондратенко
Да, я тоже случайно освоил этот приём, когда снимал на плёнку свой постапокалиптический фильм, мне тогда 5 лет было.

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Большой Лебовски»

Вот уже 20 лет как Чувак из «Большого Лебовски» напоминает нам, что «бывает, ты ешь медведя, а бывает, медведь — тебя». Разбираем, как создавалась культовая картина братьев Коэн

  • 15 февраля
  • 7146
Практика

12 правил работы в кино от Томми Вайсо

За Томми Вайсо закрепилась слава худшего режиссера в истории кино, зато Джеймс Франко снял о нем фильм «Горе-творец», а его «Комната» до сих пор с успехом идет в повторном прокате. Чем не повод прислушаться к его профессиональной мудрости?

  • 11 февраля
  • 3679
Практика

3 сценарные ошибки «Убийства священного оленя», которые стали его преимуществом

Греческие кинематографисты Йоргос Лантимос и Эфтимис Филиппоу получили в прошлом году на Каннском фестивале приз за лучший сценарий. Мы не можем пройти мимо и не прочитать сценарий заново, чтобы понять, как его структура работает на зрителя

  • 16 февраля
  • 3694
Практика

Дневник одного проекта, или Как снимать 10-минутный фильм в течение 5 лет. Часть 1

Почему съемки трехстраничного сценария никогда не будут проще производства полнометражного фильма, когда пустяковая локация в черте Москвы становится проблемой, для чего не стоит разбрасываться контактами и как каждая ошибка становится важным уроком

  • 13 февраля
  • 3260
Практика

«Дюнкерк»: воссоздание военной действительности

Фильм Кристофера Нолана показывает события, произошедшие во Франции в 1940 году, когда союзные войска были прижаты к морскому побережью. Фактически, это три разных фильма, действие которых разворачивалось на побережье Дюнкерка, в воздухе и на море. Рассказываем, как для фильма создавали военную среду

  • 13 февраля
  • 2761
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Пола Томаса Андерсона

К выходу «Призрачной нити» Пол Томас Андерсон раскрывает, какие фильм повлияли на его уникальный режиссерский стиль: гангстерское кино, эталоны драматургии, «черный» авангард, порно, а также советская классика

  • 18 февраля
  • 2575
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее