tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Профессия

Оператор: Семен Яковлев

Оператор выходящего в прокат триллера «Чистое искусство» рассказывает о создании яркой визуальной стилистики картины: живопись Джексона Поллока, цветной нуар, эффект magic time, уникальные объекты Москвы и привет Стэнли Кубрику

О процессе подготовки


Семен ЯковлевСемен Яковлев

Если обычно в российском кинематографе по разным причинам на препродакшн выделяется мало времени, то на «Чистом искусстве» все было близко к идеалу. На подготовку у нас было порядка трех месяцев — вполне достаточный срок для такого объема работы. Начали мы с чтения и разбора сценария. Помню, что мы его очень много «перелопачивали». Дело в том, что когда встает задача перенесения истории на экран, как бы хорошо ни был написан текст, возникает тысяча мелких вопросов: а почему это именно так, а зачем это, а откуда и куда бежит героиня, и так далее.

Семен Яковлев, Петр Федоров и Ренат Давлетьяров на съемках фильма «Чистое искусство»Семен Яковлев, Петр Федоров и Ренат Давлетьяров на съемках фильма «Чистое искусство»

В итоге недели три у нас ушло только на переработку сценария. Делается это у нас всегда классическим составом: режиссер, продюсер и наш главный идеолог Ренат Давлетьяров, оператор-постановщик, художник-постановщик и второй режиссер. Обычно мы уезжаем на дачу, сидим там и плотно работаем со сценарием — детально разбирается каждая сцена, возникают все основные идеи относительно того, как мы будем это снимать. Продумываем мы и художественную часть: определяем, какие костюмы будут использоваться, какие цвета, какая тональность, какие объекты, насколько те или иные детали будут совпадать друг с другом и отвечать общей стилистике. А дальше наши наработки рассылаются по почте департаментам, после чего все уже приблизительно понимают, что будем делать. Собственно, никаких особых секретов тут нет — так готовится большинство картин.
 

О поиске визуальной стилистики триллера


Петр Федоров и Анна Чиповская на съемках фильма «Чистое искусство»Петр Федоров и Анна Чиповская на съемках фильма «Чистое искусство»

«Чистое искусство» — это визуальная картина. Есть кино актерское, игровое — скажем, фильмы Вуди Аллена, где все делается так, чтобы не отвлекать зрителя от героев. А есть кино визуальное, где на первый план выходит стилистика. При этом надо заметить, что снимать современную картину невероятно сложно. Гораздо проще делать историческую вещь. Почему? Потому что в историческом кино у тебя есть границы, берега, которые дают тебе четкое понимание, как работать с материалом.

А в современном кино, когда возникает вопрос стилистики, ты оказываешься в открытом море. По большому счету, вектором тут может служить только драматургия. У нас был триллер. Мы оттолкнулись от этого, а дальше решили, что хотим пойти против стереотипа — сделать цветной триллер, а не монохромный, что встречается чаще — например, у Дэвида Финчера. Можно даже сказать, что мы пытались сделать цветной нуар.
 

Цветовое и световое решения: символика красного, живопись Поллока и magic time


Анна Чиповская, Ренат Давлетьяров и Семен Яковлев на съемках фильма «Чистое искусство»Анна Чиповская, Ренат Давлетьяров и Семен Яковлев на съемках фильма «Чистое искусство»

В картине доминирует красный цвет. Во-первых, это цвет очень самостоятельный, кричащий. А во-вторых, он сочетает несколько смыслов: страсть и любовь, которая была между главными героями, а также тревогу и смерть — ведь в фильме много крови. Это был главный цвет, своего рода камертон, от которого мы двигались.

Кадр из фильма «Чистое искусство»Кадр из фильма «Чистое искусство»

Поскольку одна из тем фильма — живопись, то мы думали о том, как ее обыграть в визуальном решении. С одной стороны, у нас в истории есть спокойная классическая живопись в духе Шишкина или голландцев XIX века. Вот мы и хотели стилистически сделать картину абсолютно другой — как бы разорвать эти миры, подчеркнуть их разницу. Поэтому наше изображение мы делали более техногенным, контрастным, графичным и тревожным. Так мы пытались сделать визуальный ряд не отстраненным, а подчеркнуто эмоциональным. Отсюда и дробный монтаж, и обилие движения, и большое количество цвета.

Кадр из фильма «Чистое искусство»Кадр из фильма «Чистое искусство»

Причем порой мы специально выбирали сложносочетаемые цвета. Я, кстати, не особо люблю цветное освещение, но в этой картине его было очень много. Мы хотели подчеркнуть тем самым эмоции героини Ани Чиповской — то, как она видит город, происходящие события, странных окружающих людей. А если возвращаться к живописи, то я бы сказал, что делал нечто в духе Джексона Поллока. По эмоциям мне хотелось получить что-то близкое к его работам.

Чего еще хотелось, так это создать от всех дневных натурных и интерьерных сцен ощущение режима — того, что в кино называется magic time: когда солнце село за горизонт, и начались сумерки. Вроде бы и день, а вроде бы уже и не день. Это подчеркивает ощущение пограничности состояния героини, атмосферу зыбкого, ускользающего сна. И тут, мне кажется, вновь есть отголосок Джексона Поллока.
 

Взаимодействие с художником-постановщиком


Кадр из фильма «Чистое искусство»Кадр из фильма «Чистое искусство»

Художник-постановщик для меня — ну очень важный человек. С Артемом Кузьминым мы параллельно учились во ВГИКе, и, на мой взгляд, он очень талантливый, потрясающий художник. Я абсолютно доверяю его мнению, и это касается не только каких-то технических вещей, но и композиционных, цветовых, световых. Все эти вопросы мы с ним обсуждаем заранее. Скажем, насколько свет должен быть контровым, интимным или наоборот — не интимным. На мой взгляд, это важно, потому что работа оператора и художника — это работа по созданию стиля, это работа над концептом и это работа в унисон.
 

Съемки в Москве: поиск фактуры, уникальные объекты и дух комикса

 
На съемках фильма «Чистое искусство»На съемках фильма «Чистое искусство»

Как оператор я Москву терпеть не могу. То есть я люблю этот город, он для меня родной, но он абсолютно бесфактурный, некинематографичный. Даже, скажем, город Тверь и то более кинематографичный, со своей оригинальностью. В Москве же нет общего ансамбля, решения. Но поскольку у нас город — это, по сути, один из героев, я попробовал увидеть новую Москву, вымышленную, не ту, к которой мы привыкли. Эта идея соотносилась и со сценарием, то есть шла от героини, которая чужая в этом городе, у нее нет близких, и вообще мы мало что про нее понимаем. Поэтому хотелось создать странный, некомфортный и непривычный мир столицы, некую чуть-чуть комиксную фантазию на тему Москвы.

Для этого мы специально искали «незаснятые» локации, оригинальные, которые в кино вообще не используются. Причем мы ничего не снимали в павильоне, все — реальные объекты, которых было какое-то просто невероятное количество. Мы не пошли по традиционному пути — не стали нанимать локейшн-менеджера и брать базу объектов. Нет. У нас был уникальный человек — Гриша Трифильцев, который умеет находить просто фантастические места. Это кропотливый труд, потому что объектов много, ты смотришь их, а потом отметаешь, отметаешь и отметаешь. Так потихонечку вся картина и складывается.

Кадр из фильма "Чистое искусство"Кадр из фильма «Чистое искусство»

Например, с чайной, где отдыхает герой Александра Яценко, была такая история. Мы снимали в закрытом ресторане с очень низким потолком — не более двух метров. Из-за этого некуда было прятать световые приборы, потому мы приняли решение снимать на естественных источниках. Тут, конечно, первая эмоция была: «Нет, это невозможно». Но объект мне настолько нравился, настолько он питал мыслями и идеями, что мы решили пойти на риск. Так что вся сцена была построена на источниках в кадре — в основном на свечах, без профессионального освещения, снимали с открытой диафрагмой на оптике Master Prime. Скажем, получилась некая дань Стэнли Кубрику и его «Барри Линдону». В общем, мы нашли уникальный объект, который нас сильно вдохновил и позволил создать оригинальное решение.
 

О принципе съемок экшн-сцен


Для экшн-сцен важна раскадровка. Например, для сцены погони мы не просто приехали и бессистемно сняли какие-то отдельные кадры. Сначала мы продумываем историю внутри погони, затем определяем ее жанр, подробно ее раскадровываем и дальше по кадрикам снимаем. Важно понимать, чего мы хотим — вызвать драматические эмоции или же вскружить голову темпом, чувством опасности. Все это и будет определять сцену.

В «Чистом искусстве» есть одна погоня. Снималась она одну смену, и принцип был следующий. У нас был первый юнит с двумя камерами, и второй юнит, у которого была одна камера. Из техники были Russian Arm и телеги, а также много использовали ручную камеру. Всю погоню мы «разорвали» на несколько объектов. Все начинается в подземном паркинге и дальше переходит на улицу. Это тоже подсказано драматургией — героиня вырывается из замкнутого пространства. Кстати, погонями занимался Виктор Иванов, легендарный режиссер-постановщик трюков, обладатель «каскадерского “Оскара”».
 

О выборе ARRI Alexa и Master Prime


На съемках фильма «Чистое искусство»На съемках фильма «Чистое искусство»

На «Чистом искусстве» использовалась камера ARRI Alexa. Хотя бы потому, что я не люблю Red. По сравнению с ним Alexa мне кажется камерой более кинематографичной. Она более пластичная в плане цвета и широты, в большей степени напоминает пленку. А у Red что-то уходит из изображения, хотя это, конечно, субъективно.

Мы использовали оптику Master Prime. Я ее очень люблю, потому что у нее есть такая специфика — она очень прозрачна в своем изображении, то есть не дает ощущения, будто между камерой и актером еще что-то присутствует. У нее очень мало технических вещей, которые бы отвлекали — нет артефактов, аберраций. Например, Cooke — прекрасная оптика, но за счет мягкого фокуса и других нюансов по своей стилистике, как мне кажется, это оптика «романтическая». Master Prime же очень графичный и кристально прозрачный. А нам как раз это и было нужно.

 
 

Семен Яковлев

Оператор

Работал над фильмами: «Упражнения в прекрасном», «Со мною вот что происходит», «Стальная бабочка», «Игра в правду», «Однажды», «А зори здесь тихие…», «Чистое искусство» и другими.
 
 

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так со «Спутником»: не тот «чужой», не тот прокат, не тот герой, не те детали

Мы удивились, что даже спустя месяц после выхода на стриминговых платформах блокбастер «Спутник» до сих пор смотрят и обсуждают. Почему так происходит и в чем секрет успеха картины, прикидывающейся фантастикой, а на деле являющейся драмой про всех нас вне зависимости от времени?

25 мая 8759
Обзоры

Главные сериалы лета 2020

Пандемия не остановила производство сериалов. Мы решили сосредоточиться на тех, которые сами хотим посмотреть (или уже посмотрели) и соответственно, вам рекомендуем. Максимально коротко

1 июня 3672
Практика

Приемы: Общий план

Общий план — один из старейших и самых очевидных киноприемов, с которым все не так просто. Разбираемся в его разновидностях, смыслах и особенностях использования

27 мая 2453
Слова

Илья Аксенов: «Сериал „Мир! Дружба! Жвачка!“ набирал обороты, чтобы потом ударить по зрителю обухом»

На ТНТ идут премьерные эпизоды сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», посвященного «лихим 90-ым». Поговорили с режиссером Ильей Аксеновым о разнице между фильмами для сервиса Premier и их телеверсиями, что такое универсальная драма и как корректно снимать то, что было в твоем детстве

26 мая 1810
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее