tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Слова

«В центре любого творчества лежит монтаж»

«Гуру» российской школы монтажа, педагог и режиссер Владимир Фенченко о профессиональной премии монтажеров, а также — разнице между «склейщиками» и творческими людьми

Сегодня мы возвращаемся к вопросу, который недавно уже поднимали — открытому обращению Российского сообщества режиссеров монтажа к организаторам российских кинофестивалей и кинопремий с предложением учредить номинацию «За лучший монтаж». Об этом мы подробно поговорили с представителями обеих сторон в посвященном данной инициативе материале. Подробнее раскрыть тему мы решили в беседе с Владимиром Алексеевичем Фенченко, а заодно — пообщаться о секретах профессии с настоящим мастером, который крайне редко дает интервью.

Владимир Фенченко / Фото: Сергей НовоточинВладимир Фенченко / Фото: Сергей Новоточин​

— Недавно Российское сообщество режиссеров монтажа вспомнило о том, что на крупных фестивалях, вроде «Кинотавра» или «Ники», нет номинации за лучший монтаж. И вообще, нет профессиональной премии режиссеров монтажа.

— Была же номинация на «Золотом Орле»? А вот на «Нике», по-моему, нет. В любом случае, почему профессиональной премии нет — вот это достойный вопрос, мне так кажется. Ну, так и что?

— И есть обращение к организаторам фестивалей, которое подписали более 60 режиссеров монтажа. Вашей подписи там нет.

— Так меня никто и не спрашивал. Понимаешь, если относиться к монтажеру как к склейщику, то этому можно и обезьяну научить. Она тоже будет склеивать. Для меня монтаж — это способ творческого мышления. Он начинается уже с замысла, с самого начала. Монтажер — это человек, который должен почувствовать общее и собрать все воедино.

Владимир Фенченко / Фото: Георгий Молодцов​Владимир Фенченко со студентами / Фото: Георгий Молодцов​

Идея исходит от режиссера, если его считать автором фильма. Сейчас часто говорят, что автор — это продюсер. Раз так, то пускай продюсер еще и клеит, пускай собирает людей, рассказывает им замысел фильма. Монтажер — тоже один из участников проекта, но почувствовать, чего же хочет режиссер, помочь ему осознать собственные чувства, может не каждый. На «Оскаре» всегда есть номинация за лучший монтаж. И мы смотрим, кто кому помогает и как помогает. Это очень важная, на мой взгляд, творческая единица. Вот о чем речь.

У нас же никогда не учили на монтажеров. Пока Бондарчук не снял «Ватерлоо». И вот он все снял и пошел гулять, а кто-то потом собрал. И ему это очень понравилось: «Как классно! Как здорово! Он просто в мозги мои вошел, в сердце! Как склеено!» И тогда произошел первый набор монтажеров, который по-настоящему состоялся на Высших режиссерских курсах... Человек восемь, что ли, набрали…

Это очень важно. Порой роль монтажера в Штатах ценится выше, чем в Европе. Неслучайно у них монтажер называется editor — «редактор», то есть человек, который имеет больше прав, чем просто «склейщик».

Владимир Фенченко / Фото: Вано БурдулиВладимир Фенченко / Фото: Вано Бурдули

— Но вы часто говорите студентам «клеим кадры»…

— Да что ты… Это я упрощаю. Но некоторые действительно просто клеят. А талантливый человек вносит себя, предлагает что-то. Это искусство. Это безусловное творчество. Для меня в центре любого творчества — искусство это любое или наука — везде лежит монтаж. С чего начинается любая проблема? Вот ты говоришь: «Я хочу снять фильм», — с чего ты начнешь процесс? Ты начнешь собирать материал. Это абсолютно монтажная операция. Ты начинаешь раскладывать материал по полочкам — это называется анализ. В науке то же самое: анализ и синтез. Просто содержание разное.

Кадр из фильма «Владимир Фенченко. Фильм - портрет»​Кадр из фильма «Владимир Фенченко. Фильм - портрет»​

— Вам приносят сценарии еще до начала съемок? Я к тому, что зачастую монтажерам приходится начинать работу с уже отснятым материалом.

— Нет-нет, ты не прав. Часто — особенно со студентами — я рассматриваю заявки, начинаю вникать с рождения замысла. Но вот чего не хватает... Я говорю: «Расскажи мне в двух словах, что ты хочешь?» А он мне: «Открывается дверь, герой входит…» Да при чем тут это! Это нечто сюжетно-фабульное. Я говорю: «А цель-то какая? К чему мы идем? Где стержень, который должен убрать лишнее?» Нет ответа.

Почему я даю задание снять фильм на 10 минут, а мне приносят на полчаса? Студенту кажется, что мало места, нужно сказать и об этом, и о том. Нужно очистить все это. Знаешь, Вайда советовал в свое время ученикам: придумай что-то, старайся как можно чаще рассказывать это всем и каждому, ты, в конце концов, всем надоешь и в какой-то момент станешь рассказывать только самое важное.

Кадр из фильма «Владимир Фенченко. Фильм - портрет»​Кадр из фильма «Владимир Фенченко. Фильм - портрет»​

— Как вы относитесь к тому, что неправильный монтаж становится тенденцией?

— Это нормально, старик! В принципе, можно все монтировать. Нет такого «закона монтажа». Есть принцип. Все относительно, как и все в искусстве. Я люблю эту песню Галича, где «не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы». И потом — я не помню наизусть, я перефразирую — «но бойтесь того, который придет и скажет: я знаю, как надо». Бодлер, кажется, писал, что развитие — всегда в ошибках. Только ошибаясь можно развиваться. Что такое идеал? Идеал — это труп, потому что он не может меняться. Как только кто-то говорит: «О, вот это идеал!» — все, он должен умереть и окаменеть. Любой настоящий художник скажет: «Вот тут надо поправить». Товарищ Леонардо возил Джоконду полжизни с собой и никому не продавал, потому что все время что-то поправлял. Он так и помер, не добившись идеала. Но мы сейчас считаем эту картину идеалом. Разве не так?
    
— Но ведь все равно вы иногда можете вспыхнуть, если увидите, когда что-то не так.

— Нет, я не сгорел, я еще живой.

Кадр из фильма «Владимир Фенченко. Фильм - портрет»Кадр из фильма «Владимир Фенченко. Фильм - портрет»​

— Я помню ситуацию, в которой один из ваших студентов смонтировал взрыв так: сначала звук, а потом, спустя доли секунды, на экране показан сам взрыв. То есть, он нарушил канон (сначала кадр, потом звук). Вы прямо вышли из себя.

— Ну, я так чувствовал. Поэтому я так реагировал. Я, правда, не знаю. Искусство — эта та вещь, которая имеет свой чувственный мир. Это не логика. Это не информация. Логикой и информацией занимается журналистика. Я так считаю, для себя.

— Есть же вещи, которые могут вывести вас из себя?

— Ну, не знаю. Вряд ли.

— Например. Сейчас даже именитые образованные кинокритики и киноведы все чаще пишут: «в фильме много длинных планов»…

— (швыряет сигарету на стол — мимо пепельницы) Кадров, твою мать! Кадров!!! План — это крупность! А кадр — это длительность! Все, если ты хотел меня достать, то вот здесь ты меня достал (зажигает очередную сигарету и долго затягивается).
 
За помощь в подготовке материала редакция tvkinoradio.ru
благодарит Анну Фенченко

Комментарии

Комментариев: 2

Не сдержанный старый хрыч! А он мне нравится. 

)))))) В этом весь ВАФ)

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так со «Спутником»: не тот «чужой», не тот прокат, не тот герой, не те детали

Мы удивились, что даже спустя месяц после выхода на стриминговых платформах блокбастер «Спутник» до сих пор смотрят и обсуждают. Почему так происходит и в чем секрет успеха картины, прикидывающейся фантастикой, а на деле являющейся драмой про всех нас вне зависимости от времени?

25 мая 8619
Обзоры

Главные сериалы лета 2020

Пандемия не остановила производство сериалов. Мы решили сосредоточиться на тех, которые сами хотим посмотреть (или уже посмотрели) и соответственно, вам рекомендуем. Максимально коротко

1 июня 3571
Практика

Приемы: Общий план

Общий план — один из старейших и самых очевидных киноприемов, с которым все не так просто. Разбираемся в его разновидностях, смыслах и особенностях использования

27 мая 2413
Слова

Илья Аксенов: «Сериал „Мир! Дружба! Жвачка!“ набирал обороты, чтобы потом ударить по зрителю обухом»

На ТНТ идут премьерные эпизоды сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», посвященного «лихим 90-ым». Поговорили с режиссером Ильей Аксеновым о разнице между фильмами для сервиса Premier и их телеверсиями, что такое универсальная драма и как корректно снимать то, что было в твоем детстве

26 мая 1761
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее