Обзоры

17 фильмов 27-го «Кинотавра»: романтика Питера, монокино, много сюра, триллеров и черных комедий

В преддверии старта «Кинотавра» предлагаем познакомиться с фильмами фестиваля, которые определят лицо нашего кино на ближайший год

  • 3 июня 2016
  • 3955
Павел Орлов

Фильм открытия


«Петербург. Только по любви»

«Петербург. Только по любви»


Старт «Кинотавру» в этом году дает романтический альманах, причем снятый исключительно женщинами. Семь режиссеров сделали по мини-фильму, каждый из которых доказывает: в Питере можно не только пить, но и любить. Работали над картиной Авдотья Смирнова, Оксана Бычкова, Наталья Кудряшова, Наталья Назарова, Анна Пармас, дебютантка Аксинья Гог и Рената Литвинова. У последней, разумеется, самая многообещающая новелла, называющаяся «Сны Иосифа» и посвященная вымышленной попытке освобождения Бродского из зала суда во время знаменитого процесса 1964 года. Кроме того нас ждут питерские улочки, крыши и Боярский, танцующий с бубном. В целом же авторы обещают умное, человеческое «кино о людях и для людей».
 

Основной конкурс


«Ученик» (Кирилл Серебренников)

«Ученик» (Кирилл Серебренников)


Вероятно, самая ожидаемая картина нынешнего «Кинотавра». Причин тому несколько. Это первый фильм Кирилла Серебренникова за четыре года. В его основе — нашумевшая пьеса Мариуса фон Майенбурга, ранее ставшая хитом ведущих театров Европы, в том числе — московского «Гоголь-центра». А на недавнем Каннском кинофестивале картина едва ли не в одиночку «отдувалась» за все российское кино, участвуя во второй по значимости программе «Особый взгляд». Показу сопутствовал восторженный прием зрителей и критики, а с фестиваля лента вернулась с независимой наградой за смелость и остроту высказывания. В основе актуального сюжета — конфликт учительницы биологии и юного религиозного фанатика, разочарованного в пороках мира и якобы знающего, как их искоренить. В главных ролях выступают Виктория Исакова и мхатовец Петр Скворцов, а дополняют их тандем Юлия Ауг и Александр Горчилин.

«Зоология» (Иван И. Твердовский)

«Зоология» (Иван И. Твердовский)


Еще одна многообещающая лента — второй игровой проект 27-летнего Ивана И. Твердовского, два года назад привлекшего к себе внимание подростковой драмой «Класс коррекции». На сей раз нас ждет черная комедия о несчастливой сотруднице зоопарка, чья жизнь круто меняется из-за внезапно выросшего пушистого хвоста. В главной роли — Наталья Павленкова, уже работавшая с Твердовским на дебюте. Примечательно, что проект международный — поддержку в его производстве оказывали компании Франции и Германии. Сразу после «Кинотавра» картина отправится на фестиваль в Карловых Варах, где ее отобрали в основной конкурс.

«Врач» (Юрий Куценко)

«Врач» (Юрий Куценко)


Режиссерский дебют Гоши Куценко по собственному сценарию и с собой в главной роли. Сюжет ясен из скромного названия — картина посвящена будням нейрохирурга, состоящих из бесконечного цикла операций, осмотров, неутешительных диагнозов, попыток выбить квоты, речей о смысле жизни и наблюдений за обреченными больными в состоянии «овоща». Оказаться в положении последних — страшный сон героя, которому, судя по всему, суждено сбыться.

«Коллектор» (Алексей Красовский)

«Коллектор» (Алексей Красовский)


Первый отечественный полнометражный опыт в смелом формате монофильма (то есть кино с одним актером), построенный к тому же на злободневной проблематике. Константин Хабенский играет профессионального «вышибателя долгов», которого однажды ночью решают приструнить его же методами. Триллер снимался по хронологии всего за неделю в офисном помещении в Москве. Режиссер и автор идеи — дебютант в кино Алексей Красовский, ранее делавший отчасти похожий телепроект «Откровения», где действие ограничивалось одним пространством и двумя актерами. Кстати, нашу беседу с режиссером о тонкостях работы над картиной можно почитать здесь.

«Огни большой деревни» (Илья Учитель)

«Огни большой деревни» (Илья Учитель)


Комедийный дебют сына Алексея Учителя о то ли возрождающемся, то ли загнивающем русском кино. Провинциальный киномеханик пытается спасти кинотеатр под символическим названием «Родина», сняв собственный фильм со звездой. Правда, звезду — Дмитрия Дюжева — приходится похищать. Остальные обстоятельства тоже близки к реалиям нашего кинопроизводства: оператор-свадебщик, продюсер-дембель, актриса-возлюбленная режиссера и так далее. В общем, непонятно пока, смеяться или плакать.

«После тебя» (Анна Матисон)

«После тебя» (Анна Матисон)


Третий полный метр режиссера «Сатисфакции» Анны Матисон. В центре сюжета этой драмы — история прославленного танцовщика, который из-за травмы может лишиться возможности ходить. Пока болезнь прогрессирует, герой решает поставить давно задуманный балет. В главной роли — Сергей Безруков, параллельно выступивший продюсером. Отметим, что работа над проектом велась в сотрудничестве с Мариинским театром, Валерием Гергиевым и известным хореографом Раду Поклитару.

«Год литературы» (Ольга Столповская)

«Год литературы» (Ольга Столповская)


Одна из двух документальных работ в основном конкурсе «Кинотавра» этого года. Исповедальная картина посвящена семье режиссера Ольги Столповской и в целом положению дел в стране. В Год литературы под строительство автострады сносится дом писателя Александра Снегирева. Герою остается только жить, словно ничего не случилось — продолжать писать. Продюсер проекта — ведущий киноэкспериментатор отечественного кино Андрей Сильвестров.

«Хороший мальчик» (Оксана Карас)    

«Хороший мальчик» (Оксана Карас)    


Редкий для нашего кино опыт в жанре подростковой комедии. Главный герой — девятиклассник, запутавшийся в клубке «взрослых» проблем: любовный треугольник, «делишки» с директором, танцы, поджег компьютерного класса, родительская муштра и другие испытания на прочность. Роли исполнили Константин Хабенский, Михаил Ефремов, Александр Паль, Татьяна Догилева, Ирина Пегова и Семен Трескунов, после «Призрака» и «Частного пионерского» ставший, пожалуй, главным актером-подростком нашего кино. На картину возлагаются большие надежды как на крепкий жанровый эксперимент хотя бы по той причине, что в числе сценаристов — Михаил Местецкий, автор «Легенды №17» и «Тряпичного союза». За плечами режиссера Оксаны Карас — малобюджетная, но достойная романтическая история «Репетиции».

«Разбуди меня» (Гийом Проценко)

«Разбуди меня» (Гийом Проценко)


Сюрреальный триллер о девушке, живущей на грани сна, фантазии и криминальной реальности. Проект малобюджетный, но с сильным актерским составом: Константин Лавроненко, Александра Ребенок, Кирилл Пирогов, Ирина Вербицкая в главной роли, а также, вроде как, Евгений Гришковец. Сценарий написан Андреем Стемпковским, знающим толк в вопросе щекотания зрительских нервов, а в качестве режиссера дебютировал выпустившийся из ВГИКа француз Гийом Проценко.

«Рыба-мечта» (Антон Бильжо)

«Рыба-мечта» (Антон Бильжо)


Еще одна черная комедия, на сей раз о «разрушительной страсти». Сюжет несколько странный — питерский интеллигент и потомственный корректор сходит с ума по русалке, неожиданно спасшей героя, когда тот тонул близ эстонского берега. И вновь внушительный для дебюта кастинг из Владимира Мишукова, Северии Янушаускайте и Максима Виторгана. Несмотря на скорую премьеру, на кино продолжают собирать средства с помощью краудфандинга, причем кампания продвигается хорошо — авторы близки к успеху.

«Иван» (Алена Давыдова)

«Иван» (Алена Давыдова)


Драматический дебют выпускницы ВГИКа на вечную тему притяжения противоположностей. Водитель скорой помощи, давно потерявший смысл жизни, вновь его обретает, встретив маленькую девочку с собачкой. В картине задействованы Кирилл Полухин, Анастасия Мельникова и юная актриса Полина Гухман. Стоит также отметить продюсерское участие Алексея Германа-младшего.

«Человек из будущего» (Роман Артемьев)

«Человек из будущего» (Роман Артемьев)


Комедийная фантастика о грядущем конце света, пришествии спасителя и ошибке в расчетах предсказаний. Фильм, признаться, озадачивает одним своим «олдскульным» постером, причем имена продюсера Сергея Сельянова и актеров Александра Числова, Сергея Бурунова, Александра Баширова и Ивана Добронравова не спасают неловкое положение. Трэш это или не совсем можно будет убедиться сразу после «Кинотавра» — уже в середине июня картина выходит в прокат.

«Я умею вязать» (Надежда Степанова, Сергей Иванов)

«Я умею вязать» (Надежда Степанова, Сергей Иванов)


Проект продюсеров скандальной «Страны ОЗ» Софико Кикнавелидзе и Дмитрия Улюкаева. Как ни странно, без намеков на провокацию. Скорее питерская версия французской «Амели». Двадцатилетняя главная героиня ищет смысл жизни, запуская череду нетривиальных событий, а с ними и новых чувств, мыслей, поступков.

«Чужая работа» (Денис Шабаев)

«Чужая работа» (Денис Шабаев)


Второй документальный фильм в основном конкурсе. Выпускник мастерской Марины Разбежкиной Денис Шабаев дебютирует исследованием жизни гастарбайтеров Новой Москвы. Главный герой, выходец из Таджикистана, обитает в вагончике, берется за любую работу и как может, так и обеспечивает семью, параллельно мечтая стать знаменитым актером. Внутренний конфликт усугубляется шатким положением нелегального мигранта и суровыми предписаниями Корана.
 

Специальные показы


«Кольца мира» (Сергей Мирошниченко)

«Кольца мира» (Сергей Мирошниченко)


Официальное эпическое документальное полотно Сергея Мирошниченко о сочинской Олимпиаде. Съемки соревнований и церемоний, проводившиеся с помощью уникальной техники, чередуются с исследованиями жизненного пути чемпионов, а также многочисленными размышлениями олимпийцев о морали, патриотизме, войне, возможностях человека и месте спорта в современном мире. Надо отметить, что картину довольно долго доводили до ума. Во всяком случае, черновая версия демонстрировалась на ТВ больше года назад.
 

Фильм закрытия


«Сдается дом со всеми неудобствами» (Вера Сторожева)

«Сдается дом со всеми неудобствами» (Вера Сторожева)


Закрывает «Кинотавр» фильм Веры Сторожевой, которая, заручившись поддержкой впечатляющего актерского состава, как всегда погружается в тонкости отношений между малознакомыми людьми. Светлана Ходченкова, Виктория Исакова, Ирина Пегова и Владимир Вдовиченков играют отдыхающих на курорте, которым мошенник сдает один дом на несколько семей. Так ожидаемый лучший отпуск в жизни наполняется атмосферой чеховских пьес.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также