Правила профессии

Правила режиссера Джоди Фостер

К выходу «Финансового монстра» Джоди Фостер делится полувековым опытом работы в кино, напоминая о важности подготовки, разборчивости в поиске проектов, адекватном эго и близости режиссуры с воспитанием детей

  • 2 июня 2016
  • 3227
Павел Орлов

1. Быть критиком


Смотрите и обсуждайте фильмы. Если вам что-то не понравилось, попытайтесь понять, что не так в этой картине, а затем спросите себя, что и как вы бы сделали иначе. На мой взгляд, лучший способ научиться делать кино — перерабатывать чужие фильмы. 

 

2. Операторская техника не столь важна — важен оператор


Операторская работа — вещь для многих режиссеров непостижимая. Мало кто из нас может влезть в этот процесс и сказать: «Ой, да я знаю, что он делает». Умеете ли вы выставлять свет по люксметру или разбираетесь ли вы в особенностях работы с пленкой? Через такие вещи оператор очень многое привносит от себя. И хотя мои ранние фильмы все очень личные и сделаны в разных жанрах, для каждого я искала своего, более подходящего оператора.  

 

3. Быть разборчивым


Работа в кино переворачивает жизнь. Поэтому не выбрасывайте свое время на какие-нибудь боевики о скуба-дайвинге. Кино может заставлять вас вставать в три утра, наполнять вас идеями, вызывать воспоминания о детстве, о близких, о жизненном опыте… Так что не тратьте свои силы на то, во что вы не верите. Кино позволяет вам пережить уникальный духовный опыт. Вы размышляете о своей истории, проводите исследование, ищете советов, создаете характеры и спрашиваете себя: «А как насчет точки зрения этого героя или вот этого?». Вы продумываете визуальный ряд, звук, музыку. В общем, так вы проходите уникальный путь развития. Это фантастика! Цените это. 

 

4. Сохранять эго, но доверять


Одна из самых важных вещей для любого режиссера — иметь сильное, но здоровое эго. У вас должна быть способность сказать: «Мое мнение имеет значение. Должно быть так, как вижу я». В то же время надо учитывать, что взаимодействие режиссера с актером требует безграничного доверия. И с другой стороны, из всей группы только режиссер и оператор точно знают, почему эта сцена решается так, и почему её элементы работают или не работают. 

 

5. Подготовка, подготовка и еще раз подготовка


Я работаю в кинобизнесе уже 47 лет. По этому опыту я знаю, как хорошо быть готовым, но в то же время прекрасно оставаться открытым к неожиданностям и находить что-то незапланированное, новое в последнюю минуту. Иногда полезно расслабиться и приготовиться к тому, что нечто фантастическое придет само. И иногда так действительно происходит, и мне это нравится. Конечно, как режиссер я больше люблю готовиться, готовиться и еще раз готовиться с тем, чтобы придти к завершенной, контролируемой концепции фильма, где продумана каждая возможная деталь. В такой ситуации сразу после команды «Начали» все начинает походить на спонтанный хаос: все происходит быстро, у актеров нет времени на лишние раздумья и так далее. Забавно, что длительный процесс подготовки в итоге реализуется в таком моменте.

 

6. Быть ответственным


Я всегда говорю, что хороший режиссер — это реализовавшийся родитель, уважающий человека, находящегося перед ним. Вы предлагаете некую задачу и объясняете, чего бы вы ожидали. И вместе с тем вы говорите: «Я люблю и ценю вас. Просто покажите, на что вы способны. Даже если результат не очень, все равно. Я лишь хочу, чтобы вы реализовали свой потенциал». Получается та же комбинация, что и в воспитании детей: свобода в рамках определенной задачи. Меня этому научила Мэри Ламберт, мой хороший друг и единственная женщина-режиссер, у которой я снималась. Как-то в Испании на съемках фильма «Сиеста» она села рядом со мной и сказала: «Так не пойдет. Сегодня ты не соответствовала нужному уровню». Я была шокирована тем, что она сделала это так, будто хорошая мать: «Сегодня ты играла не очень хорошо. Это было неуважением к другим актерам и к группе». Но я умею учиться, так что этот разговор помог мне многое понять. 

 

7. Многообразие — это здорово


Я начала работать в кино в стародавние времена, когда в нем не было женщин. Помню, как я постоянно была окружена толпами исключительно мужчин. Они всегда бегали в поисках женщин. Думаю, им всем было немного плохо, потому что они отрывались от своих жен и детей, оказываясь в каком-то лагере для мальчиков. Когда женщин в индустрии стало больше, мне кажется, и обстановка стала более здоровой. В более разнообразном коллективе люди меньше чувствовали одиночество и оторванность от мира. Что же касается женщин-режиссеров, то тут я дам тот же совет, что я даю всем актрисам. Будьте честны с собой и старайтесь понять, кто вы на самом деле. А когда принимаете важное решение, ответьте на вопрос: будет ли ваше действие или результат настоящим или нет.

Источник: Film School Rejects

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Сам себе каскадер: 10 актеров, самостоятельно выполняющих трюки

Том Круз продолжает удивлять исполнением трюков в новом фильме «Миссия: невыполнима», а мы вспоминаем десяток отчаянных актеров, предпочитающих обходиться без каскадеров: от Бастера Китона до Джеки Чана

  • 11 августа
  • 3617
Практика

10 актерских советов Роберта Де Ниро

Публикуем порцию творческих советов, нажитых на собственном опыте великим Робертом Де Ниро, которому сегодня исполняется 75 лет: о подготовке, ограничениях, умении слушать и не беспокоиться о славе.  Рекомендации, кстати, применимы не только в актерской практике

  • 17 августа
  • 3252
Слова

«Попросите драматического актера сделать то, что делает Джим Керри. Ничего не получится»

Сценарист, режиссер и продюсер Пол Лазарус (сериалы «Друзья», «Она написала убийство», «Дурнушка» и другие) в рамках тренинга в МШК поделился с нами секретами кухни американских сериалов, мыслями, почему комедия — самый трудный киножанр, и способами работы с актерами

  • 10 августа
  • 2571
Практика

Как диалог сделать визуально интересным

Правильно выстроенная мизансцена может превратить скучный разговор в динамичный и эмоциональный эпизод. Но что для этого нужно?

  • 9 августа
  • 2225
Практика

Как это снято: «Последнее искушение Христа»

На фоне волны дел об оскорблении чувств верующих очень кстати пришелся юбилей «Последнего искушения Христа», самого скандального фильма на библейский сюжет. Чем примечательна картина, помимо возмущенной реакции на нее: гуманизация образа Христа, Израиль в Марокко, съемки в «аварийном режиме» и эмбиент

  • 13 августа
  • 1744
Практика

Художник по костюмам. Работа над эскизами

Необходимо ли художнику по костюмам рисовать эскизы, и если да, то какие? Требуют ли этого продюсеры и режиссеры? 

  • 12 августа
  • 1712
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее