Слова

«Технологии — это не способ выделиться, а шанс лучше рассказать историю»

Эндрю Стэнтон в эксклюзивном интервью о том, как попасть в Pixar, какие учебники стоит читать и как сохранить свежесть взгляда, а также о своем новом мультфильме «В поисках Дори»

  • 31 мая 2016
  • 4151
Родион Чемонин

Двукратный обладатель премии «Оскар», режиссер и сценарист, один из основателей легендарной студии Pixar Эндрю Стэнтон прибыл в Москву, чтобы представить свой новый мультфильм «В поисках Дори». Это, как нетрудно догадаться, продолжение фильма «В поисках Немо», вышедшего 13 лет назад.

Мы пообщались с драматургом и режиссером сначала в рамках пресс-конференции, которую Стэнтон дал вместе со своим постоянным продюсером Линдси Коллинз, а затем создатель «В поисках Дори» дал эксклюзивное интервью для журналистов tvkinoradio.ru.
Режиссер Эндрю Стэнтон и продюсер Линдси Коллинз на пресс-конференции / Фото: Виктор Вытольский

Режиссер Эндрю Стэнтон и продюсер Линдси Коллинз на пресс-конференции / Фото: Виктор Вытольский

Режиссер Эндрю Стэнтон и продюсер Линдси Коллинз на пресс-конференции / Фото: Виктор Вытольский

Режиссер Эндрю Стэнтон и продюсер Линдси Коллинз на пресс-конференции / Фото: Виктор Вытольский

Режиссер Эндрю Стэнтон и продюсер Линдси Коллинз на пресс-конференции / Фото: Виктор Вытольский

Режиссер Эндрю Стэнтон и продюсер Линдси Коллинз на пресс-конференции / Фото: Виктор Вытольский

— Мы знаем о том, что в Pixar есть возможность стажировок для студентов или интернов. Какими качествами надо обладать, чтобы попасть к вам на стажировку, и могут ли принять в ней участие студенты из России?
 
Линдси Коллинз: Да, у нас в «Пиксаре» есть отличная программа стажировок: это и продакшн, и анимация, и сторителлинг. Мы собираем лучших людей со всего мира, которые могут помочь нам создавать тот или иной продукт. Не знаю, хорошо это или плохо, но у нас очень большая конкуренция. Я читала статистику — на 100 человек приходится 10 тысяч абитуриентов.

Эндрю Стэнтон: Конечно, мы смотрим их портфолио, чтобы понять, могут ли они нам помочь, изучаем бэкграунд, который есть у них за плечами. Наши коллеги по Pixar пытаются найти в этих портфолио и резюме тот правильный баланс, который соответствует нашим задачам. Это не всегда талант или требования определенного департамента — скорее, то необычное качество, которое всегда ищут в любой компании и в любой профессии. И, конечно, важно желание работать, принимать решения, быть активным. Я хочу, чтобы мои дети, которые скоро станут взрослыми, тоже обладали этими качествами.
Режиссер Эндрю Стэнтон на пресс-конференции, посвященной новому нового анимационному фильму Disney/Pixar «В поисках Дори» / Фото: Виктор Вытольский

Режиссер Эндрю Стэнтон на пресс-конференции, посвященной новому нового анимационному фильму Disney/Pixar «В поисках Дори» / Фото: Виктор Вытольский

Режиссер Эндрю Стэнтон на пресс-конференции, посвященной новому нового анимационному фильму Disney/Pixar «В поисках Дори» / Фото: Виктор Вытольский

Режиссер Эндрю Стэнтон на пресс-конференции, посвященной новому нового анимационному фильму Disney/Pixar «В поисках Дори» / Фото: Виктор Вытольский

Режиссер Эндрю Стэнтон на пресс-конференции, посвященной новому нового анимационному фильму Disney/Pixar «В поисках Дори» / Фото: Виктор Вытольский

Режиссер Эндрю Стэнтон на пресс-конференции, посвященной новому нового анимационному фильму Disney/Pixar «В поисках Дори» / Фото: Виктор Вытольский

Режиссер Эндрю Стэнтон на пресс-конференции, посвященной новому нового анимационному фильму Disney/Pixar «В поисках Дори» / Фото: Виктор Вытольский

Режиссер Эндрю Стэнтон на пресс-конференции, посвященной новому нового анимационному фильму Disney/Pixar «В поисках Дори» / Фото: Виктор Вытольский

Линдси Коллинз: Мы всегда были за то, чтобы привлекать мастеров, которые стремятся выражать себя. Например, создавая фильм «Джон Картер», мы работали с несколькими художниками, закончившими онлайн-школу рисования. И были приятно удивлены тем, что они, не зная друг друга, смогли сосуществовать, придумывать интересные идеи и создавать качественный продукт.

Эндрю Стэнтон: Нам очень-очень повезло в том, что Pixar развивалась под руководством Стива Джобса. Его философия состоит в том, чтобы создавать отличный продукт. Как в Apple, так и в Pixar. Наша работа состоит в том, чтобы знать, чего хотят люди, еще до того, как они сами это поймут. Если вы создадите что-то очевидное, люди вряд ли полюбят это. И нам нужно понимать, чего мы хотим: денег или качества. Джобс верил в то, что если ты сделаешь великий продукт, люди пойдут за тобой. И деньги последуют за ними. Я немного упрощаю, но это так. И мы в «Пиксаре» тоже каждый раз стараемся создать хороший фильм. А все остальное, включая деньги — идет следом.
В процессе работы над мультфильмом «В поисках Дори»

В процессе работы над мультфильмом «В поисках Дори»

В процессе работы над мультфильмом «В поисках Дори»

В процессе работы над мультфильмом «В поисках Дори»

— Эндрю, как вы подбираете актеров озвучания?

Эндрю Стэнтон: Не всегда персонаж первичен, а актер вторичен. Бывает и наоборот. Когда я выбираю актера озвучания под того или иного персонажа, я понимаю, что артист может изменить героя. Зная это, мы выделяем время на то, чтобы переписать персонажей, «подточить» их под тех, кто их озвучивает. Например, возьмем Дори. Я бы не смог создать ее, если бы не Эллен ДеДженерес. Я был в тупике, пока не увидел ее по телевизору: она в одном предложении умудрилась пять раз сменить тему разговора. И тогда я понял: это то, что нам нужно. Я развил Дори, вдохновившись Эллен. Когда мы записали ее в студии, наши аниматоры начали рисовать с учетом ее мимики. Конечно, рыбки — не люди, но мы даем им вполне человеческие качества.

У нас во «В поисках Дори» есть герой — белуха Бейли. Когда мы его создавали, мы изначально записывали его голос с нашим сотрудником, который очень подходил по характеру: он все время что-то «гундит». Когда настала пора профессионального озвучания, и Тай Бёрелл был выбран на голос белухи, мы волновались, что он не сможет повторить нашего коллегу, не будет таким же смешным. Но, конечно, Тай справился.

Белуха Бейли. Концепт-арт мультфильма «В поисках Дори»Белуха Бейли. Кадр из мультфильма «В поисках Дори»

После пресс-конференции Линдси Коллинз удалилась, и мы остались один на один с режиссером.

— В русском языке есть такое выражение «замылился взгляд». Вы делали «В поисках Дори» четыре года. У вас есть рецепт, позволяющий так долго работать над проектом и при этом не терять ясность взгляда?

— Да, это точно. Когда вы пишите, объективность теряется практически мгновенно. Что делать? Нужно найти человека, а лучше парочку, которые разбираются в этой сфере, у которых есть творческий инстинкт. Это будет ваша тест-группа — демонстрируйте им все, что вы делаете, каждые пять-шесть месяцев. Как только у вас появляется очередная версия сценария — тестируйте на них. Таким образом вы добьетесь объективности, которую сами уже потеряли. Именно поэтому каждые четыре-шесть месяцев мы создаем сториборд нашего фильма в черновом раскадровочном варианте, чтобы кто-то увидел наши проблемы и подсказал, как их можно решить. И именно поэтому процесс работы над «В поисках Дори» занял столько времени: было написано 9 версий сценария. Я закончил фильм только около трех-четырех недель назад.

— На прошедшем недавно мастер-классе Вы рассказывали, что все время советуетесь с Джоном Лассетером. А с семьей, со своими детьми вы советуетесь?

— Нет (смеется). У меня на работе множество креативных творческих людей. Мне этого достаточно.

В процессе работы над мультфильмом «В поисках Дори»В процессе работы над мультфильмом «В поисках Дори»

— Pixar и лично вы создаете настолько эмоциональные фильмы, что даже у взрослых мужчин «ёкает сердце». При этом сильные моменты расставлены в совершенно разных точках. Есть какая-то техника, по которой вы воздействуете на зрителя?

— Я никогда не просчитываю, где нужно вставить тот или иной эмоциональный момент. Это как в музыке. Есть определенное чувство ритма, есть чувство того, где должна нарастать та или иная партия, а где угасать. Это большая удача, что у нас есть время на подготовку фильма, в которое мы можем эти моменты расставить.

— Но есть ощущение, что ваши сценарии написаны не по учебникам. Нет такого, что ты думаешь: вот первый акт, вот второй, вот третий…

— Я пишу именно поактово (смеется). Можно многое выразить этой классической поактовой структурой.

— То есть вы советуете будущим сценаристам внимательно читать учебники?

— Есть очень много учебников. С какими-то я согласен, с какими-то нет. Есть книги, в которых все подробно изложено до такой степени, что в них написано буквально: акт первый должен закончиться на 58-й странице. С такими авторами я точно не согласен, и, конечно, никому не стану их советовать. Это, знаете, как песня. Должен быть запев, куплет, припев и так далее. Но не стоит строго придерживаться этих правил. Всегда есть какие-то отклонения. Сейчас очень многие авторы поняли, что им интереснее наоборот — отходить от всего этого, играть на контрасте.

Эндрю Стэнтон, двукратный обладатель премии «Оскар», режиссер, сценарист, один из основателей студии Pixar / Фото: Виктор ВытольскийЭндрю Стэнтон, двукратный обладатель премии «Оскар», режиссер, сценарист, один из основателей студии Pixar / Фото: Виктор Вытольский

— В каждом фильме вы делаете что-то новое и важное в области технических разработок. Что нового вы придумали для «В поисках Дори»?

— Да, вы правы. Pixar все время создает что-то новое. Сейчас появились такие технические возможности, что изобразить можно все что угодно. Для «В поисках Немо» мы создали новую программу рендеринга и первыми в истории смоделировали подводный мир. В «ВАЛЛ-И» мы впервые вставили кадры с живым актером в мультфильм, а не наоборот, показали невесомость, разработали систему, позволяющую делать каждый кадр более реалистичным.

Что касается «В поисках Дори», то если я вам начну рассказывать про новые технологии — нам не хватит времени, выделенного для интервью. Скажу лишь, что мы полностью перерисовали весь мир, созданный для «В поисках Немо», улучшив его. Среди технологий, которые вы можете заметить в новом мультфильме, я бы отметил изображение поверхности воды — ее движение при взаимодействии с ней персонажей и других объектов. 
Кадр из мультфильма «В поисках Дори»

Кадр из мультфильма «В поисках Дори»

Кадр из короткометражного мультфильма «Песочник»

Кадр из короткометражного мультфильма «Песочник»

— Точно, в короткометражке «Песочник», которая предваряет «Дори», создается ощущение, что океан создан не с помощью компьютерной графики — что это реальные съемки.

— Да, ничто не стоит на месте. «ВАЛЛ-И» выглядит реалистичнее «Немо», а «Дори» — соответственно, смотрится еще лучше. Но вот что важно. Это не способ выделиться. Это возможность лучше рассказать историю.

— Считается, что над короткометражным фильмом работать труднее, чем над полнометражным. Вы работаете и с маленькими историями, и большими. Где вам комфортнее?

— Большая форма, конечно, труднее. В короткометражном фильме легче удержать внимание зрителя. Держать напряжение в течение полутора-двух часов — это непростая задача.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также