Слова

«Технологии — это не способ выделиться, а шанс лучше рассказать историю»

Эндрю Стэнтон в эксклюзивном интервью о том, как попасть в Pixar, какие учебники стоит читать и как сохранить свежесть взгляда, а также о своем новом мультфильме «В поисках Дори»


Двукратный обладатель премии «Оскар», режиссер и сценарист, один из основателей легендарной студии Pixar Эндрю Стэнтон прибыл в Москву, чтобы представить свой новый мультфильм «В поисках Дори». Это, как нетрудно догадаться, продолжение фильма «В поисках Немо», вышедшего 13 лет назад.

Мы пообщались с драматургом и режиссером сначала в рамках пресс-конференции, которую Стэнтон дал вместе со своим постоянным продюсером Линдси Коллинз, а затем создатель «В поисках Дори» дал эксклюзивное интервью для журналистов tvkinoradio.ru.
Режиссер Эндрю Стэнтон и продюсер Линдси Коллинз на пресс-конференции / Фото: Виктор Вытольский

Режиссер Эндрю Стэнтон и продюсер Линдси Коллинз на пресс-конференции / Фото: Виктор Вытольский

Режиссер Эндрю Стэнтон и продюсер Линдси Коллинз на пресс-конференции / Фото: Виктор Вытольский

Режиссер Эндрю Стэнтон и продюсер Линдси Коллинз на пресс-конференции / Фото: Виктор Вытольский

Режиссер Эндрю Стэнтон и продюсер Линдси Коллинз на пресс-конференции / Фото: Виктор Вытольский

Режиссер Эндрю Стэнтон и продюсер Линдси Коллинз на пресс-конференции / Фото: Виктор Вытольский

— Мы знаем о том, что в Pixar есть возможность стажировок для студентов или интернов. Какими качествами надо обладать, чтобы попасть к вам на стажировку, и могут ли принять в ней участие студенты из России?
 
Линдси Коллинз: Да, у нас в «Пиксаре» есть отличная программа стажировок: это и продакшн, и анимация, и сторителлинг. Мы собираем лучших людей со всего мира, которые могут помочь нам создавать тот или иной продукт. Не знаю, хорошо это или плохо, но у нас очень большая конкуренция. Я читала статистику — на 100 человек приходится 10 тысяч абитуриентов.

Эндрю Стэнтон: Конечно, мы смотрим их портфолио, чтобы понять, могут ли они нам помочь, изучаем бэкграунд, который есть у них за плечами. Наши коллеги по Pixar пытаются найти в этих портфолио и резюме тот правильный баланс, который соответствует нашим задачам. Это не всегда талант или требования определенного департамента — скорее, то необычное качество, которое всегда ищут в любой компании и в любой профессии. И, конечно, важно желание работать, принимать решения, быть активным. Я хочу, чтобы мои дети, которые скоро станут взрослыми, тоже обладали этими качествами.
Режиссер Эндрю Стэнтон на пресс-конференции, посвященной новому нового анимационному фильму Disney/Pixar «В поисках Дори» / Фото: Виктор Вытольский

Режиссер Эндрю Стэнтон на пресс-конференции, посвященной новому нового анимационному фильму Disney/Pixar «В поисках Дори» / Фото: Виктор Вытольский

Режиссер Эндрю Стэнтон на пресс-конференции, посвященной новому нового анимационному фильму Disney/Pixar «В поисках Дори» / Фото: Виктор Вытольский

Режиссер Эндрю Стэнтон на пресс-конференции, посвященной новому нового анимационному фильму Disney/Pixar «В поисках Дори» / Фото: Виктор Вытольский

Режиссер Эндрю Стэнтон на пресс-конференции, посвященной новому нового анимационному фильму Disney/Pixar «В поисках Дори» / Фото: Виктор Вытольский

Режиссер Эндрю Стэнтон на пресс-конференции, посвященной новому нового анимационному фильму Disney/Pixar «В поисках Дори» / Фото: Виктор Вытольский

Режиссер Эндрю Стэнтон на пресс-конференции, посвященной новому нового анимационному фильму Disney/Pixar «В поисках Дори» / Фото: Виктор Вытольский

Режиссер Эндрю Стэнтон на пресс-конференции, посвященной новому нового анимационному фильму Disney/Pixar «В поисках Дори» / Фото: Виктор Вытольский

Линдси Коллинз: Мы всегда были за то, чтобы привлекать мастеров, которые стремятся выражать себя. Например, создавая фильм «Джон Картер», мы работали с несколькими художниками, закончившими онлайн-школу рисования. И были приятно удивлены тем, что они, не зная друг друга, смогли сосуществовать, придумывать интересные идеи и создавать качественный продукт.

Эндрю Стэнтон: Нам очень-очень повезло в том, что Pixar развивалась под руководством Стива Джобса. Его философия состоит в том, чтобы создавать отличный продукт. Как в Apple, так и в Pixar. Наша работа состоит в том, чтобы знать, чего хотят люди, еще до того, как они сами это поймут. Если вы создадите что-то очевидное, люди вряд ли полюбят это. И нам нужно понимать, чего мы хотим: денег или качества. Джобс верил в то, что если ты сделаешь великий продукт, люди пойдут за тобой. И деньги последуют за ними. Я немного упрощаю, но это так. И мы в «Пиксаре» тоже каждый раз стараемся создать хороший фильм. А все остальное, включая деньги — идет следом.
В процессе работы над мультфильмом «В поисках Дори»

В процессе работы над мультфильмом «В поисках Дори»

В процессе работы над мультфильмом «В поисках Дори»

В процессе работы над мультфильмом «В поисках Дори»

— Эндрю, как вы подбираете актеров озвучания?

Эндрю Стэнтон: Не всегда персонаж первичен, а актер вторичен. Бывает и наоборот. Когда я выбираю актера озвучания под того или иного персонажа, я понимаю, что артист может изменить героя. Зная это, мы выделяем время на то, чтобы переписать персонажей, «подточить» их под тех, кто их озвучивает. Например, возьмем Дори. Я бы не смог создать ее, если бы не Эллен ДеДженерес. Я был в тупике, пока не увидел ее по телевизору: она в одном предложении умудрилась пять раз сменить тему разговора. И тогда я понял: это то, что нам нужно. Я развил Дори, вдохновившись Эллен. Когда мы записали ее в студии, наши аниматоры начали рисовать с учетом ее мимики. Конечно, рыбки — не люди, но мы даем им вполне человеческие качества.

У нас во «В поисках Дори» есть герой — белуха Бейли. Когда мы его создавали, мы изначально записывали его голос с нашим сотрудником, который очень подходил по характеру: он все время что-то «гундит». Когда настала пора профессионального озвучания, и Тай Бёрелл был выбран на голос белухи, мы волновались, что он не сможет повторить нашего коллегу, не будет таким же смешным. Но, конечно, Тай справился.

Белуха Бейли. Концепт-арт мультфильма «В поисках Дори»Белуха Бейли. Кадр из мультфильма «В поисках Дори»

После пресс-конференции Линдси Коллинз удалилась, и мы остались один на один с режиссером.

— В русском языке есть такое выражение «замылился взгляд». Вы делали «В поисках Дори» четыре года. У вас есть рецепт, позволяющий так долго работать над проектом и при этом не терять ясность взгляда?

— Да, это точно. Когда вы пишите, объективность теряется практически мгновенно. Что делать? Нужно найти человека, а лучше парочку, которые разбираются в этой сфере, у которых есть творческий инстинкт. Это будет ваша тест-группа — демонстрируйте им все, что вы делаете, каждые пять-шесть месяцев. Как только у вас появляется очередная версия сценария — тестируйте на них. Таким образом вы добьетесь объективности, которую сами уже потеряли. Именно поэтому каждые четыре-шесть месяцев мы создаем сториборд нашего фильма в черновом раскадровочном варианте, чтобы кто-то увидел наши проблемы и подсказал, как их можно решить. И именно поэтому процесс работы над «В поисках Дори» занял столько времени: было написано 9 версий сценария. Я закончил фильм только около трех-четырех недель назад.

— На прошедшем недавно мастер-классе Вы рассказывали, что все время советуетесь с Джоном Лассетером. А с семьей, со своими детьми вы советуетесь?

— Нет (смеется). У меня на работе множество креативных творческих людей. Мне этого достаточно.

В процессе работы над мультфильмом «В поисках Дори»В процессе работы над мультфильмом «В поисках Дори»

— Pixar и лично вы создаете настолько эмоциональные фильмы, что даже у взрослых мужчин «ёкает сердце». При этом сильные моменты расставлены в совершенно разных точках. Есть какая-то техника, по которой вы воздействуете на зрителя?

— Я никогда не просчитываю, где нужно вставить тот или иной эмоциональный момент. Это как в музыке. Есть определенное чувство ритма, есть чувство того, где должна нарастать та или иная партия, а где угасать. Это большая удача, что у нас есть время на подготовку фильма, в которое мы можем эти моменты расставить.

— Но есть ощущение, что ваши сценарии написаны не по учебникам. Нет такого, что ты думаешь: вот первый акт, вот второй, вот третий…

— Я пишу именно поактово (смеется). Можно многое выразить этой классической поактовой структурой.

— То есть вы советуете будущим сценаристам внимательно читать учебники?

— Есть очень много учебников. С какими-то я согласен, с какими-то нет. Есть книги, в которых все подробно изложено до такой степени, что в них написано буквально: акт первый должен закончиться на 58-й странице. С такими авторами я точно не согласен, и, конечно, никому не стану их советовать. Это, знаете, как песня. Должен быть запев, куплет, припев и так далее. Но не стоит строго придерживаться этих правил. Всегда есть какие-то отклонения. Сейчас очень многие авторы поняли, что им интереснее наоборот — отходить от всего этого, играть на контрасте.

Эндрю Стэнтон, двукратный обладатель премии «Оскар», режиссер, сценарист, один из основателей студии Pixar / Фото: Виктор ВытольскийЭндрю Стэнтон, двукратный обладатель премии «Оскар», режиссер, сценарист, один из основателей студии Pixar / Фото: Виктор Вытольский

— В каждом фильме вы делаете что-то новое и важное в области технических разработок. Что нового вы придумали для «В поисках Дори»?

— Да, вы правы. Pixar все время создает что-то новое. Сейчас появились такие технические возможности, что изобразить можно все что угодно. Для «В поисках Немо» мы создали новую программу рендеринга и первыми в истории смоделировали подводный мир. В «ВАЛЛ-И» мы впервые вставили кадры с живым актером в мультфильм, а не наоборот, показали невесомость, разработали систему, позволяющую делать каждый кадр более реалистичным.

Что касается «В поисках Дори», то если я вам начну рассказывать про новые технологии — нам не хватит времени, выделенного для интервью. Скажу лишь, что мы полностью перерисовали весь мир, созданный для «В поисках Немо», улучшив его. Среди технологий, которые вы можете заметить в новом мультфильме, я бы отметил изображение поверхности воды — ее движение при взаимодействии с ней персонажей и других объектов. 
Кадр из мультфильма «В поисках Дори»

Кадр из мультфильма «В поисках Дори»

Кадр из короткометражного мультфильма «Песочник»

Кадр из короткометражного мультфильма «Песочник»

— Точно, в короткометражке «Песочник», которая предваряет «Дори», создается ощущение, что океан создан не с помощью компьютерной графики — что это реальные съемки.

— Да, ничто не стоит на месте. «ВАЛЛ-И» выглядит реалистичнее «Немо», а «Дори» — соответственно, смотрится еще лучше. Но вот что важно. Это не способ выделиться. Это возможность лучше рассказать историю.

— Считается, что над короткометражным фильмом работать труднее, чем над полнометражным. Вы работаете и с маленькими историями, и большими. Где вам комфортнее?

— Большая форма, конечно, труднее. В короткометражном фильме легче удержать внимание зрителя. Держать напряжение в течение полутора-двух часов — это непростая задача.

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения». Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!

15 января 11447
Обзоры

20 самых значимых фильмов для операторов

Представляем 20 фильмов ХХ века, которые оказали наибольшее влияние на операторское искусство. Список составлен на основе голосования членов American Society of Cinematographers (Американского общества кинооператоров)

11 января 10230
Практика

Семь вещей, которым учит «Пила»

«Пила» стала одной из самых успешных и долгоиграющих хоррор-франшиз XXI века, хотя начиналась как скромный минималистичный детективный триллер. Разбираем, что полезного можно почерпнуть из обстоятельств создания дебютной картины Джеймса Вана и Ли Уоннела

19 января 4970
Техника

Техника до «Оскара» доведет — 2020

Американская киноакадемия объявила номинантов, а мы по традиции смотрим, какая техника использовалась авторами картин в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа». Бонусом — комментарии операторов о съемках

13 января 4055
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее