Обзоры

«Страсти по медиа»: от пиратства до дискриминации

В Москве прошел второй Медиа-Коммуникационный Форум, где были обсуждены самые острые проблемы российской медиаотрасли, решение которых станет приоритетной задачей как для специалистов индустрии, так и для властных структур

  • 27 мая 2016
  • 835
Константин Миллер

Форум прошел в рамках выставки «Связь 2016» — этот «симбиоз» из двух мероприятий многие специалисты назвали главным событием такого рода для российской отрасли связи, телеком-сегмента, высоких технологий и интернета. Работа форума велась в трех различных сегментах:
 
  • Конференция «Интернет + Медиа». В ее рамках эксперты обсудили проблемы ограничения распространения пиратского контента, требования к онлайн-кинотеатрам, доступ операторов связи к инфраструктуре многоквартирных домов.
  • AdTech Russia-2016 стала площадкой для общения профессионалов в сфере маркетинга, медиа и digital-сферы.
  • И, наконец, темой Digital Media-2016 стали перспективы цифровых медиа, а также отрасли массовых коммуникаций и IT.

В данном обзоре мы собрали ряд наиболее интересных выступлений, сделав основной акцент на конференции «Интернет + Медиа», ставшей центральным событием мероприятия.
 

Все в сеть — на борьбу с пиратством


Ни для кого не секрет, что рекламный рынок переживает сейчас не самые лучшие времена. Михаил Райбман, директор по интерактивным исследованиям TNS RUSSIA, привел динамику распределения рекламных бюджетов по отраслям в 2015 году:


 

Мы видим, что на фоне общего снижения рекламных доходов свою долю больше всех потеряла печать. Телевидение и радио почти сохранили свои позиции, выросла только доля интернет-СМИ, хоть темпы роста и замедлились.

Конференция «Интернет + Медиа» Конференция «Интернет + Медиа» 

Поэтому все ведущие телеканалы развивают свое присутствие в интернете за счет таких сервисов как Catch-Up, VoD, собственных online-кинотеатров, а то и социальных сетей. В связи с этим вновь остро встал вопрос борьбы с интернет-пиратством, которое отбирает доходы легальных сервисов.

Сергей Плуготаренко, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК)На открытии форума Сергей Плуготаренко, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), привел результаты последнего опроса института развития Интернета (ИРИ), в котором экспертам задавали вопросы относительно того, как они видят ситуацию с потреблением легального контента, с удовлетворенностью пользователей, и так далее. Докладчик привел четыре вывода из этого исследования:
 
  • Антипиратский закон очевидно полезен, но далеко не совершенен. Лишь четверть респондентов считает, что закон в нынешней его версии является абсолютно неэффективным, но при этом только 40% признают, что закон значительно изменил модель потребления контента.
  • Цена и ассортимент должны быть адекватными. Падение всех рынков за исключением интернета означает стремление людей экономить на развлечениях. Эксперты считают, что легальному рынку контента в сети ничто не угрожает, наоборот — он находятся в выигрышной ситуации, потому что сокращаются походы в кинотеатр, сопряженные с другими затратами. У легальных online-кинотеатров в этой ситуации есть возможность «перетянуть» к себе часть аудитории из реальных кинозалов. Но для этого важно иметь хороший репертуар, включающий новинки, и сформировать цену, которую пользователь готов платить.
  • Аудитория недостаточно информирована о легальных online-сервисах. Так считают 80% респондентов. Отсутствует правильная информация о том, как отличить легальный контент от нелегального, каким образом найти то, что стоит денег, или предлагается бесплатно, но при этом является легальным.
  • Культуру потребления платного и легального бесплатного медиа-контента нужно прививать, это совместная отраслевая задача. Так считает 76% экспертов, которых опросил ИРИ. В этой связи хочется вспомнить исследование, проводившееся пару лет назад, в котором было сказано, что 2/3 российских пользователей не умеют отличать легальный контент от нелегального. Они считают, что если контент платный, то он — легальный, если у него хорошее качество — он точно легальный и так далее. При этом согласно другому исследованию от Медиа-коммуникационного союза, всего лишь 4% пользователей являются принципиальными неплательщиками.

Все эти данные указывают на то, что основная ответственность за рост легального потребления лежит на плечах отрасли: государство может лишь улучшить законодательство, но реальные результаты зависят не только от него.
 

Поддельный траффик


Продолжил тему «выхода в сеть» директор Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Кирилл Варламов, который сделал акцент на наличие проблем не только с пиратством, но и с другими киберпреступлениями:

Директор Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Кирилл Варламов— В последнее время стала заметна активизация мошенников и киберпреступников, их внедрение в рынок медиа. Речь идет о бурном росте мошенничества посредством фишинговых сайтов, которые имитируют медиаресурсы и пиратским образом используют контент, крадут данные у пользователей, деньги со счетов и так далее. В то же время мошенники — недобросовестные площадки и веб-мастера — используют новые технологии для обмана рекламодателей, списывания рекламы, и так далее. Это наносит серьезный вред рекламной медиаэкосистеме, наша оценка: 40% всего трафика — подделка. Это очень серьезная тенденция, которую нельзя игнорировать.

Если говорить про рынок ОТТ-операторов — по оценкам экспертов, мобильные операторы не досчитались порядка 15 — 20 миллиардов рублей в год, около 2% своих доходов. Рекламный оборот на пиратских ресурсах, которые паразитируют на российской медиаиндустрии, составляет 17 миллиардов рублей — это довольно много.
 

Считать всегда, считать везде


Благодаря тенденции к «интернетизации» рекламная модель, применяемая сегодня, работает не совсем адекватно зрительскому смотрению. Еще больше ситуацию накаляет проблема телеизмерений аудитории, которую подняла Юлиана Слащева, генеральный директор «СТС Медиа»:

Юлиана Слащева, генеральный директор «СТС Медиа»— Производители, создатели и распространители медиапродукции работают в очень тесных рамках. Сегодня потребление этого контента измеряется только при традиционном телевизионном смотрении. Необходимо измерение во всех средах — в первую очередь, на собственных сайтах и сайтах партнеров.

Но это, конечно, далеко не единственное, что беспокоит игроков медиарынка.

Общее настроение выразил член совета директоров Газпром-Медиа Дмитрий Чернышенко, который в начале своего доклада привел структуру потребления контента:




А потом обратил внимание на неравенство игроков рынка. Производители контента оказываются в самом невыгодном положении, в то время как операторы связи чувствуют себя вполне удовлетворительно, а доходы глобальных игроков FAANG (Facebook, Apple, Amazon, Netflix, Google) не поддаются счислению.

 

Проблема доступа


Андрей РегоОднако сказанное выше совершенно не означает, что жизнь операторов связи прекрасна и беззаботна. О существующих на сегодняшний момент трудностях рассказал директор Департамента управления регуляторными рисками ПАО «МТС» Андрей Рего. По его словам, уже многие годы крайне остро стоит проблема доступа операторов связи в многоквартирные жилые дома, которая формируется из двух факторов:

1. Для использования общего имущества в многоквартирном доме необходимо получение 2/3 голосов от общего числа собственников (п.1 ст.46 ЖК РФ)

2. Наличие возмездного договора на размещение оборудования между операторами связи и управляющей компанией, ТСЖ и так далее.

В результате снижается конкуренция на рынке услуг связи фиксированного доступа в интернет, цены на услуги связи растут, а абоненты лишены выбора. Платежи операторов управляющим компаниям приводят к повышению тарифов для абонентов. Ведь стоимость услуг связи формируется из затрат оператора, в том числе — и на размещение линий связи в домах.

В качестве примера докладчик привел несколько механизмов, которые используют управляющие компании для получения «дополнительной прибыли»:
 
  • Ежемесячные платежи: от 300 до 700 рублей с одного дома (в некоторых регионах — до 2000 рублей за один дом в месяц). При этом количество абонентов, которым оказываются услуги связи в жилом доме, не влияет на стоимость размещения.
  • Другие «относительно законные» способы взимания средств с операторов связи: плата за доступ к оборудованию для ремонта в случае аварии, различные «услуги» — охрана и обеспечение сохранности техники, компенсация за электроэнергию и тому подобное.

Получается, что собственники в жилом доме платят третьим лицам за размещение линий связи на принадлежащем им же имуществе. Ежегодно российские операторы платят управляющим компаниям за размещение оборудования не менее 2,5 млрд рублей, а это порядка 2% выручки от услуг широкополосного доступа.

Конференция «Интернет + Медиа» Конференция «Интернет + Медиа» 

Естественно, всеми участниками мероприятия была поддержана инициатива Президента РФ по обеспечению недискриминационного доступа операторов связи в многоквартирные жилые дома. Предлагается внести изменения в целый ряд законодательных актов:
  • Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи»
  • Жилищный кодекс Российской Федерации
  • Градостроительный кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Представленным проектом предусматривается освобождение оператора связи от платы за пользование недвижимым имуществом, если средства и сооружения связи размещаются в пределах указанного недвижимого имущества для целей оказания услуг собственникам или обладателям иных прав на имущество.
 

Равноправие в правовом поле


Идею обеспечения равных условий для всех участников рынка поддержал и Борис Едидин, начальник управления Роскомнадзора. Однако в центре его внимания оказались OTT-сервисы:

Борис Едидин, начальник управления Роскомнадзора— Непростая ситуация складывается в области современных ОТТ-сервисов. Проблема заключается в том, что современное право не успевает за развитием технологий. Сейчас появились так называемые медиакоммуникационные сервисы, которые по сути дела выполняют функцию СМИ: доносят тот или иной контент потребителю, создают информационное поле.

При этом деятельность традиционных СМИ жестко регламентирована и разработана, действует система контрольно-надзорного регулирования. Современные ОТТ-провайдеры же существуют вне правового поля, на них не распространяется законодательство о СМИ, о связи. Таким образом, общество не защищено от информационных угроз, к которым можно отнести:
  • Злоупотребление свободой массовой информации;
  • Нарушение авторских прав;
  • Формирование информационной повестки (социальная инженерия — манипулирование общественным мнением);
  • Неравные конкурентные условия.

Безусловно, нельзя ограничивать распространение новых технологий. Учитывая трансграничность, очень сложно ввести лицензирование. Нужно двигаться в направлении регулирования, учета специфики новых медиакоммуникационных сервисов, происхождения контента. Должна быть защита от злоупотреблений — недобросовестной рекламы, рассылок, нарушений прав потребителей. В основе должен лежать уведомительный порядок и соответствие разрабатываемым требованиям.

Никита Данилов, руководитель по связям с органами исполнительной власти ПАО «МегаФон», тоже выступил за равноправие ОТТ-сервисов:

Никита Данилов— 12 июля прошлого года был принят федеральный закон, который существенным образом реформировал сферу распространения общеобязательных и общедоступных каналов, так называемый закон о первом и втором мультиплексе. Согласно изменениям, которые были внесены в законы о СМИ, общеобязательные, общедоступные каналы должны распространяться во всех сферах вещания. При этом перечень сфер вещания в законе о СМИ является открытым, там прямым текстом написано: «В том числе...».

Сферами вещания являются наземный эфир, спутник и кабель, но возникает вопрос: «Что же такое «в том числе» как с точки зрения технологий, так и с точки зрения права?»

Технологически общеобязательные и общедоступные каналы, также как и любые другие телеканалы, могут распространяться посредством сети передачи данных. Сеть передачи данных позволяет распространять контент по принципу точка — точка: есть определенное оборудование у оператора связи, который занимается распространением общеобязательных, общедоступных каналов, и есть определенное принимающее оборудование у потребителя соответствующих услуг. Здесь нет каких-то посредников в лице каких-то площадок. IPTV — это сеть передачи данных, с точки зрения технологий такая сеть ничем не отличается от кабеля. 

Следует разграничивать два понятия: интернет как глобальное информационное пространство и сеть передачи — как технологию. Распространение мультиплекса в сети интернет у многих вызывает отторжение. В принципе, доводы вполне разумные: почему вещатели должны отдавать собственный контент для каких-то площадок, если права «неочищенные» и могут возникнуть проблемы?

Конференция «Интернет + Медиа» Конференция «Интернет + Медиа» 

Мы же обращаем внимание на то, что мультиплексы могут распространяться посредством сети передачи данных по аналогии со спутниковым и кабельным вещанием. Такой подход приведет к тому, что будет устраняться так называемое «цифровое неравенство», выражающееся в дискриминации при доступе потребителей к контенту. Мы сможем уравнять с точки зрения и технологии, и правового регулирования разные устройства, при помощи которых пользователи могут потреблять контент.

Сегодня мы привыкли к тому, что контент приходит с помощью «вечного телевизора». Но рано или поздно развитие индустрии приведет к тому, что независимо от того, какое устройство используется потребителем: будь это WiFi-роутер, цифровая приставка или даже мобильный телефон — он сможет смотреть общеобязательные каналы, потому что они есть в обязательном пакете вместе с остальными услугами, которые он получает.
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также