Практика

Мастер: Донатас Банионис

Вчера не стало Донатаса Баниониса. tvkinoradio.ru разбирается в некоторых деталях, сформировавших творческий почерк великого актера

  • 5 сентября 2014
  • 748
Павел Орлов

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 


Киногения


В большинстве ролей Донатас Банионис — человек привлекательный, интеллигентный и вместе с тем как будто неприметный, способный незаметно раствориться в окружающей среде. На такой образ с одной стороны работала внешность актера — слегка грузный, приземистый, смугловатый, наделенный правильными чертами лица. А с другой стороны — его личные качества: обаяние, дружелюбие, склонность к самоиронии и неподдельная скромность. Герои Баниониса зачастую скупы на эмоции, жесты и действия, немногословны, сдержаны, обманчиво спокойны, будто глубоко погружены в самих себя. Вместе с тем, уже одно присутствие актера в кадре моментально оживляет сцену — самые пронзительные эпизоды «Соляриса» те, в которых Банионис просто неподвижно молчит. Талантом делать это столь выразительно отличаются, пожалуй, единицы актеров. Дело в природной киногении, а также особой внутренней напряженности, эмоциональной сфокусированности, которыми актер умело наделял своих героев.
 

Человек «меж двух огней»





Ключевые роли Баниониса — герои, оказавшиеся на перепутье, между молотом и наковальней, старым и новым, домом и чужбиной. В первой большой роли председателя сельсовета в фильме «Никто не хотел умирать» его персонаж пытается уцелеть в столкновении двух сторон — партизанящими «лесными братьями» и новой советской властью. В «Мертвом сезоне» он оказывается пешкой в играх противоборствующих разведок. В «Солярисе» — песчинкой, затерянной где-то в космосе, вдали от дома и близких. Можно сказать, что внутренний разлад, попытка разобраться с собственными воспоминаниями, совестью и непониманием, а также поиски своего места в мире — одна из центральных тем в творчестве Баниониса.
 

Комедийный талант





Помимо драматического таланта Банионис был наделен и задатками комедийного актера. Причем вызывать смех ему также удавалось вполне скупыми средствами. Достаточно было, скажем, взгляда или жеста, движения брови или полуоборота головы. Особенно хорошо это видно по гротескным ролям пастора в «Берегись автомобиля» или председателя тайного ордена в телефильме «Приключения принца Флоризеля». Удавалось Банионису и совмещать комичное с трагичным, веселое с горьким, к примеру, в образе взрослого из «Маленького принца».
 

Иностранец





В глазах советского зрителя литовец Банионис неразрывно ассоциировался с представлением о человеке по ту сторону железного занавеса. Помимо нездешней прибалтийской внешности такой образ дополнялся неизменным дубляжом в исполнении то Александра Демьяненко, то Георгия Жженова, то Владимира Заманского. Во многим из такого амплуа в фильмографии Баниониса и появились роли Криса Кельвина в «Солярисе», скромного клерка в «Бегстве мистера Мак-Кинли», а также Гойи, Бетховена и Сальвадора Альенде.
 

Работа над ролью





Исполнив в кино около 60 ролей, Банионис скептически относился к своим работам. Редкие, по его собственному мнению, удачи, актер считал заслугами режиссеров, будь то деспотичный Витаутас Жалакявичус, интеллигентный Григорий Козинцев или склонный к расплывчатым формулировкам Андрей Тарковский. Доверие режиссеру у Баниониса сочеталось с напряженным методом работы над ролью — актер как бы отключался от окружающей действительности, стремясь наперед продумать мельчайшие детали психологического устройства персонажа. Точность эмоциональной прорисовки героев Банионисом бросается в глаза даже в не самых лучших картинах с участием актера.
 

Преодоление штампов




Героям Баниониса, — разведчикам, ковбоям, космонавтам, — чужды расхожие штампы, с которыми обычно ассоциируются подобные персонажи. Ладейников в «Мертвом сезоне» — человек усталый, потрепанный, безучастный, без волевой осанки да чекистского орлиного взора. Казалось бы, не шпион никакой. Между тем, именно после этой роли Баниониса сами-знаете-кто решил пойти в разведку. Не похож на самоотверженного покорителя космоса и Крис Кельвин в «Солярисе» — та же усталость, тоска по дому, тягостное чувство вины перед близкими. Новая трактовка Банионисом привычных образов усложняла его героев, делала их оригинальными, многослойными и, главное, человечными. Не зря Витаутас Жалакявичус, размышляя об этом умении Баниониса, замечал: «Он лепит образ вовнутрь. Его лицо — внутри».

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 3529
Практика

Как не нарушить правило 180 градусов

Случайная ошибка ведет к большим проблемам на съемках. Вот несколько советов, как этого избежать

  • 4 декабря
  • 3097
Практика

5 принципов удачного трейлера

В эпоху клипового мышления трехминутный трейлер — один из решающих факторов в выборе фильма. Но как заинтересовать зрителя, не перегрузив его информацией?

  • 3 декабря
  • 1833
Практика

Три способа выбраться из ступора на монтаже

Многие хоть раз испытывали страх и недоумение, вглядываясь в таймлинию монтажной программы и не понимая, что делать дальше. Оператор и монтажер Тодд Бланкеншип, рассказывает, как справиться с этим состоянием

  • 8 декабря
  • 1816
Обзоры

7 фильмов без музыкального сопровождения

Сейчас трудно представить фильм без полноценного музыкального сопровождения и главной музыкальной темы, но порой режиссеры отказывались от музыки вовсе. Вспомним несколько фильмов, созданных без нее

  • 2 декабря
  • 1705
Слова

Как режиссеру работать с непрофессиональными актерами

Тщательный кастинг, застройка, много дублей и переозвучивание в конце: российские режиссеры рассказали о том, что делать, если в вашем кино играют непрофесиионалы

  • 7 декабря
  • 1550
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее