Практика

Мастер: Донатас Банионис

Вчера не стало Донатаса Баниониса. tvkinoradio.ru разбирается в некоторых деталях, сформировавших творческий почерк великого актера

  • 5 сентября 2014
  • 775
Павел Орлов

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 


Киногения


В большинстве ролей Донатас Банионис — человек привлекательный, интеллигентный и вместе с тем как будто неприметный, способный незаметно раствориться в окружающей среде. На такой образ с одной стороны работала внешность актера — слегка грузный, приземистый, смугловатый, наделенный правильными чертами лица. А с другой стороны — его личные качества: обаяние, дружелюбие, склонность к самоиронии и неподдельная скромность. Герои Баниониса зачастую скупы на эмоции, жесты и действия, немногословны, сдержаны, обманчиво спокойны, будто глубоко погружены в самих себя. Вместе с тем, уже одно присутствие актера в кадре моментально оживляет сцену — самые пронзительные эпизоды «Соляриса» те, в которых Банионис просто неподвижно молчит. Талантом делать это столь выразительно отличаются, пожалуй, единицы актеров. Дело в природной киногении, а также особой внутренней напряженности, эмоциональной сфокусированности, которыми актер умело наделял своих героев.
 

Человек «меж двух огней»





Ключевые роли Баниониса — герои, оказавшиеся на перепутье, между молотом и наковальней, старым и новым, домом и чужбиной. В первой большой роли председателя сельсовета в фильме «Никто не хотел умирать» его персонаж пытается уцелеть в столкновении двух сторон — партизанящими «лесными братьями» и новой советской властью. В «Мертвом сезоне» он оказывается пешкой в играх противоборствующих разведок. В «Солярисе» — песчинкой, затерянной где-то в космосе, вдали от дома и близких. Можно сказать, что внутренний разлад, попытка разобраться с собственными воспоминаниями, совестью и непониманием, а также поиски своего места в мире — одна из центральных тем в творчестве Баниониса.
 

Комедийный талант





Помимо драматического таланта Банионис был наделен и задатками комедийного актера. Причем вызывать смех ему также удавалось вполне скупыми средствами. Достаточно было, скажем, взгляда или жеста, движения брови или полуоборота головы. Особенно хорошо это видно по гротескным ролям пастора в «Берегись автомобиля» или председателя тайного ордена в телефильме «Приключения принца Флоризеля». Удавалось Банионису и совмещать комичное с трагичным, веселое с горьким, к примеру, в образе взрослого из «Маленького принца».
 

Иностранец





В глазах советского зрителя литовец Банионис неразрывно ассоциировался с представлением о человеке по ту сторону железного занавеса. Помимо нездешней прибалтийской внешности такой образ дополнялся неизменным дубляжом в исполнении то Александра Демьяненко, то Георгия Жженова, то Владимира Заманского. Во многим из такого амплуа в фильмографии Баниониса и появились роли Криса Кельвина в «Солярисе», скромного клерка в «Бегстве мистера Мак-Кинли», а также Гойи, Бетховена и Сальвадора Альенде.
 

Работа над ролью





Исполнив в кино около 60 ролей, Банионис скептически относился к своим работам. Редкие, по его собственному мнению, удачи, актер считал заслугами режиссеров, будь то деспотичный Витаутас Жалакявичус, интеллигентный Григорий Козинцев или склонный к расплывчатым формулировкам Андрей Тарковский. Доверие режиссеру у Баниониса сочеталось с напряженным методом работы над ролью — актер как бы отключался от окружающей действительности, стремясь наперед продумать мельчайшие детали психологического устройства персонажа. Точность эмоциональной прорисовки героев Банионисом бросается в глаза даже в не самых лучших картинах с участием актера.
 

Преодоление штампов




Героям Баниониса, — разведчикам, ковбоям, космонавтам, — чужды расхожие штампы, с которыми обычно ассоциируются подобные персонажи. Ладейников в «Мертвом сезоне» — человек усталый, потрепанный, безучастный, без волевой осанки да чекистского орлиного взора. Казалось бы, не шпион никакой. Между тем, именно после этой роли Баниониса сами-знаете-кто решил пойти в разведку. Не похож на самоотверженного покорителя космоса и Крис Кельвин в «Солярисе» — та же усталость, тоска по дому, тягостное чувство вины перед близкими. Новая трактовка Банионисом привычных образов усложняла его героев, делала их оригинальными, многослойными и, главное, человечными. Не зря Витаутас Жалакявичус, размышляя об этом умении Баниониса, замечал: «Он лепит образ вовнутрь. Его лицо — внутри».

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

25 лет фильму «Скорость»: техасская подмена, летающий автобус и заминированный самолет

«Скорость» — один из самых зрелищных фильмов середины 1990 годов. И один из самых сложных в производстве. Моушен-контроль, система «бесконечного троса», миниатюрные вагоны — рассказываем, с чем столкнулась съемочная группа на площадке

  • 20 июня
  • 2524
Практика

Цветокоррекция видео: базовое понимание

Для тех, кто делает свои первые шаги или только планирует заняться цветокоррекцией, разбираем основные принципы и этапы процесса: какое оборудование и софт необходимы для старта и каких ошибок нужно избегать

  • 18 июня
  • 2390
Техника

Камеры Канн-2019: от ALEXA Mini до «Красногорска-3»

Смотрим, какими камерами снимались фильмы Каннского кинофестиваля этого года: господство ALEXA Mini, эксперименты с Sony, Canon и Panasonic, а также дань пленочной традиции

  • 13 июня
  • 1871
Практика

Винтажная одежда в кино

Используют ли художники по костюмам в исторических проектах подлинную старинную одежду и аксессуары? Конечно! Каким образом, почему и с какими проблемами они могут столкнуться, рассказывает Ирина Жигмунд

  • 20 июня
  • 1715
Практика

Как звучит «Чернобыль»?

В начале мая вышел мини-сериал от HBO, который сразу же покорил зрителей, заняв первое место среди телепроектов по версии iMDB. Удивляться этому не приходится, чего только стоит отличная игра актеров и безупречное внимание реквизиторов к деталям! Однако не только это заставляет оставаться зрителей прикованым к экранам вплоть до конца последней серии. В «Чернобыле» также очень важен саундтрек

  • 11 июня
  • 1700
Репортаж

Панорамная проекция на съемках второго сезона сериала «Скорая помощь»

Какие технологии помогут значительно сократить количество съемочных дней? Поговорили об этом с оператором, режиссером и актерами сериала «Скорая помощь»

  • 18 июня
  • 1468
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее