Слова

Куда движется телевидение: подводим итоги NAB 2016

Недавно в Москве состоялась пост-конференция NAB Show 2016, где мы пообщались с генеральным директором выставки NATEXPO Александром Широких о новых телевизионных технологиях и тенденциях

  • 26 мая 2016
  • 2226
Константин Миллер

Для тех, кто не смог оказаться на NAB Show 2016, выставка NATEXPO и компания «Глосан» провели первую пост-NAB конференцию, участники которой смогли из первых уст узнать о новинках выставки в Лас-Вегасе. В ближайшее время мы опубликуем репортаж о данном мероприятии, а сегодня — поговорим с генеральным директором NATEXPO Александром Широких о том, какие впечатления он привез с NAB, какие выводы можно сделать из экспозиции этого года и в каком направлении будет развиваться телевидение в ближайшее время.

— Александр, какие тенденции развития телевидения вы отметили на выставке NAB Show 2016?

— Есть исследовательская компания Devoncroft, которая проводит исследование The Big Broadcast Survey (BBS — большой обзор вещателей) — рассылает техническим директорам телеканалов самых развитых стран один и тот же вопрос: «Каковы ваши приоритеты в следующем году?»

В опросе участвуют 1500 технических директоров различных телеканалов со всего мира. В итоге получается годовое исследование, на которое обращают внимание производители, потому что хотят понимать, в какую сторону двигаться. С другой стороны, вендоры проталкивают свои идеи, и индустрии ничего не остается, как им следовать. Вот самое свежее исследование, оно отражает тенденции 2015 года и планы на 2016 год.

Результаты опроса технических директоров телеканалов о приоритетах на 2016 годРезультаты опроса технических директоров телеканалов о приоритетах на 2016 год

Большинство опрошенных сказало, что главным приоритетом их телеканала на 2016 год будет мультиплатформенная доставка — эфир, сеть, мобильные устройства и тому подобное. Речь идет о сервисах ОТТ. Так или иначе, все озабочены возможным увеличением аудитории за счет молодых зрителей, при этом не секрет, что телесмотрение меняется: все меньше и меньше людей проводит время у телевизора.

На втором месте — переход на IP, на третьем — различные эксперименты с 4К и UltraHD, на четвертом — полный отказ от ленты и переход к безленточным технологиям.




Заметьте, что 3D оказалось на последнем месте. Если вы помните, и на IBC, и на NAB порядка 4—5 лет назад был бум 3D-телевидения, все бросились заниматься стерео. Начали выпускать стереоскопические камеры. По моей информации, все кончилось, когда прошли 3D-трансляции игр НХЛ в прямом эфире. На стыках — там, где оргстекло защищает зрителей от шайбы, люди начали ловить такие «глюки» от этих стереотрансляций, что, наверное, до сих пор лежат в больнице с какими-то необратимыми последствиями. В общем, сейчас даже из телевизоров «вынимают» эту функцию.

— Так вот почему на моем телевизоре после очередного обновления версии прошивки, перестал включаться режим стерео! Но разрешение 4К и выше тоже дают эффект присутствия?

— Про 4К и UltraHD многие скажут, что будет то же самое. Думаю, что нет. Сейчас главный тренд — 4К, я насчитал в мире 8 каналов, которые вещают в UltraHD, понятно, что все они присутствуют в пакетах платного телевидения. У нас некоторые из них ретранслируют ТРИКОЛОР и НТВ ПЛЮС, разрешение огромное, здесь все понятно.

— Но для качественного восприятия изображения только сверхвысокой четкости недостаточно. Стандартный динамический диапазон по яркости составляет порядка 3000:1, в то время как реальные сцены часто имеют динамический диапазон яркости в 1000000:1 и выше.

— Новая тема — расширенный динамический диапазон изображения (HDR). По моей информации, история возникновения HDR такая: зрители не увидели большой разницы между 4К и HD по сравнению с тем, как они видели отличие HD от SD. И рекламодатель оказался не готов платить в разы больше за рекламу на 4К-каналах. И тут появился HDR — вполне возможно, что это «заговор» вендоров. Понятно, что чтобы продавать оборудование, надо заставлять телеканалы внедрять новые профессиональные стандарты, причем делать это с определенной периодичностью — наша индустрия очень сильно зависит от регулярно проходящих спортивных мероприятий.




Мы знаем эту цикличность, мы знаем, что каждые 2 года проводятся олимпиады — зимние, потом летние. И мы знаем, как растут продажи новых телевизоров в связи с этим. За 2 недели до такого события почти каждый второй европеец идет в магазин и покупает новый телевизор — то есть, предположим, если олимпиада в Рио будет транслироваться в 8К, то вся Европа бежит и покупает 8К-телевизоры. В общем, HDR является настоящим дифференциатором 4К от HD. Кстати, мировые ОТТ-сервисы Netflix и Amazon уже предлагают сериалы Ultra HD 4K с HDR-технологией.

— Как это все транслировать?

— Появилась новая компрессия видео H.265 или HEVC (High Efficiency Video Coding — высокоэффективное кодирование видеосигнала), которая позволяет сжимать видеосигнал с минимальной потерей качества. Кодек H.265 — наиболее вероятный приемник H.264. Netflix уже использует его для стриминга 4K на телевизоры с HEVC-декодером.

— Почему переход к безленточному производству занимает столь высокое место? Ведь на ленту уже никто не снимает.

— Наверное, в Европе и Америке многие работают без ленты давно, но в России эти процессы еще идут — и речь не только о съемках, но и о процессах внутри телекомпаний — накопилось громадное количество ленточных архивов. Очень важен вопрос контроля качества файлов, особенно после оцифровки — необходима автоматизированная проверка качества файлового контента.

— Значит, все перейдет в IP?

— IP — главный вопрос последнего NAB. Появилось несколько вариантов перехода на IP. Evertz создал альянс под названием ASPEN, в него вошли Sony и Tektronix. А все, кто в этот альянс не вошел, кричали, что это проприетарный стандарт, не надо покупать — работать не будет. На прошлой выставке компании Imagine Communications, Avid, GV, Lawo и другие создали альянс AIMS. В общем, намечалась война форматов. Телеканалам пришлось бы выбирать один из двух, они между собой были бы несовместимы.




В итоге, за день до NAB, никакой войны форматов не состоялось, Everts и Sony объявили о том, что вступают в AIMS, и все войны, не начавшись, закончились. Теперь все разработки будут базироваться как на знаниях и компетенциях Everts, которые старше, и которые были полезны и правильны, так и на знаниях остальных вендоров, в этот альянс не входивших. Похоже, все нормально, риски для телекомпаний минимизированы.

— Означает ли все сказанное выше, что в будущем софт может заменить собой большую часть используемого ныне оборудования?

— Последним трендом NAB и IBC стали программно-конфигурируемые процессы, программно-конфигурируемые сети и все с этим связанное. Многие вендоры отказались от проприетарного оборудования и переходят на уровень программного обеспечения. Вся индустрия идет в этом направлении. Очень активно развиваются «облачные» услуги.

Прямо перед NAB компания Telestream, которая ранее выпускала аппаратные транскодеры, запустила услугу Telestream Cloud, благодаря которой вы можете осуществлять транскодирование или кодирование в «облаке». На их сайте есть тарифные планы, в зависимости от того объема, который вы собираетесь транскодировать в месяц, и это происходит повсеместно. Почему речь шла о транскодировании? Есть такое исследование — техническим директорам в Америке задали вопрос о том, какую часть своего телекомплекса они готовы увести в «облако».

 


Оказалось, что 52% респондентов готовы воспользоваться облачными сервисами для транскодирования. На втором месте реклама, на третьем — воспроизведение в эфир.

Как я уже говорил, крупные вендоры отказываются от производства проприетарного оборудования. Например, Imagine Communications еще год назад объявил о том, что он отказывается от собственного производства в части видеосерверов, графики и так далее. Компания выбрала себе в стратегические партнеры Helwet Packard, но речь не идет сейчас о именно HP — это мог бы быть Dell, например. Важно то, что Imagine Communications из сильного производителя «железа» превращается в разработчика ПО. При этом они получают поддержку сильного партнера — например, очень важно, что сервис-центров HP значительно больше, чем могли бы себе позволить Imagine Communications.

— Работать в «облаке», конечно, хорошо, но что, если хочется иметь собственное «железо»?

— Есть коробочные решения — практически «телецентры в одной коробке». Выпускаются они давно, но сейчас эти устройства становятся дешевле, интегрированнее, компактнее. Особенно это важно для небольших вещательных компаний, которые не могут покупать огромные системы за 100 000 евро, где автоматизация отдельно, видеосервер отдельно, трафик отдельно, хранилище отдельно. Такие коробочные устройства выпускают практически все основные вендоры. И NAB 2016 эту тенденцию подтвердил.

— Что еще было интересного на выставке?

— В этом году на выставке было представлено огромное количество так называемых «дронов» — практически целый павильон. При этом они летали во всех павильонах, правда, были огорожены сетками, чтобы никого не убить. Они готовы нести разные нагрузки — некоторые поднимали тяжеленные камеры. Самый крупный стенд был у корейской компании DJI.




ОТТ — очень важное направление, приоритет №1 для многих, внутри него есть такая технология «адаптивный битрейт». Она позволяет вам смотреть футбол дома на телефоне на WiFi — и все хорошо. Потом вы берете телефон, выходите на улицу — у вас сигнал падает до 3G, а видео благодаря функции «адаптивный битрейт» переключается на «низкий» профиль, и ничего не тормозит — опять все хорошо. Очень важная и очень интересная технология, которая позволяет ОТТ развиваться и не терять абонентов, а приобретать. Плюс, полно всяких дополнительных услуг: например Catch-Up, VoD и так далее. Опоздали на хоккей, перемотали — посмотрели. Правда, предстоит еще понять, как все это монетизировать.

— Какие еще тенденции обозначились на NAB?

— Очень большой акцент делается на контет, предоставляемый пользователями — вы своим телефоном можете снять ролик и отправить в эфир телеканала, Life News за это даже платит деньги.




Много стендов было посвящено виртуальной реальности, и это тоже тенденция. На стендах можно было найти очень много потребительских, сравнительно дешевых камер, способных снимать 360-градусное видео — за 1000, за 3000 долларов. Nokia показала первую профессиональную VR-камеру OZO. Она стоит 60 000 долларов и состоит из 8-ми камер на 360 градусов. NAB за счет вот этих камер, за счет «дронов» смещается, расширяется в сторону потребителей. Пока тенденции таковы. О том, куда индустрия будет двигаться дальше, мы сможем поговорить в ноябре на NATEXPO 2016, куда мы всех и приглашаем.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Популярное
    Рубрики

    7 современных фильмов с необычным соотношением сторон: квадраты, вертикали и круги

    В последнее время многие режиссеры экспериментируют с необычными форматами изображения. Приводим примеры самых интересных опытов и разбираемся, что дают новые форматы

    • 8 июля
    • 10081
    Практика

    Приемы: Голландский угол

    Заваливаем горизонт правильно: для чего в кино нужен голландский угол и почему им стоит пользоваться в меру

    • 11 июля
    • 3686
    Практика

    Как Люк Бессон снял блокбастер за 180 млн долларов, который не может провалиться

    Люк Бессон пошел в обход традиционной голливудской системы и профинансировал свой новый фантастический блокбастер по модели независимого кино. Вот как у него это получилось

    • 10 июля
    • 3238
    Техника

    Исследуя границы: 4K, HDR, HFR и человеческое зрение

    Современные технологии делают ставку на большие разрешения, высокий динамический диапазон и частоту кадров. Но как на все это влияют ограничения нашего визуальное восприятия?

    • 9 июля
    • 3059
    Техника

    Как две компании меняют будущее визуальных эффектов

    Хромакей и ротоскоп в скором времени отправятся на свалку истории, но в чем подвох?

    • 18 июля
    • 2106
    Практика

    Как это снято: «Робокоп»

    Отмечаем тридцатилетие «Робокопа» Пола Верховена и разбираемся, как режиссеру, который не любит кинофантастику, удалось создать один из ярчайших образцов жанра. Сатира, натурализм, библейские темы и хитроумные спецэффекты – в фильме голландца и в нашем обзоре

    • 17 июля
    • 1818