Практика

Онлайн-сервисы для FM: быстрее, проще, дешевле

Разбираемся в секретах бурного развития онлайн-радио, которые рано или поздно станут причиной видоизменения вещания FM-радиостанций — от «мобильного» монтажа до виртуализации оборудования

Одна из главных тенденций эволюции технического оснащения радиостанций — это активное развитие веб-решений. Почти все модули выносятся в онлайн — начиная от планирования плейлистов и добавления элементов в базу данных, заканчивая записью войстреков и элементарным начальным монтажом, который облегчает работу журналиста и делает ее более оперативной. Уже сейчас существуют специализированные модули для репортеров, которые созданы для работы «в поле»: радиожурналист выезжает на задание, берет интервью или записывает репортаж на планшет/смартфон, тут же его монтирует, сохраняет в базу данных, ставит в плейлист и далее материал сразу уходит в эфир.




Конечно, качество продакшна страдает, но зато это помогает максимально оперативно вносить изменения в эфир и передавать по-настоящему свежие новости. Репортер или редактор не привязан к месту работы, а его главным инструментом становится мобильное приложение или веб-браузер в мобильном устройстве — смартфоне, планшете или ноутбуке. Благодаря оперативному удаленному доступу к медиаданным в облачной системе хранения с их помощью с эфиром можно делать почти все что угодно: редактировать, прослушивать элементы, делать склейки, теги, разметки и так далее.

К сожалению, пока использование подобных инструментов популярно только на интернет-радио, но в будущем такие решения могут с успехом использоваться и на FM-радиостанциях. Некоторые наработки интернет-вещателей, такие как виртуализация оборудования, уже пришли на «обычные» радиостанции и сейчас завоевывают все большую популярность из-за своей гибкости в бюджетном и техническом плане.
 

От «железа» — к софту


Виртуализация оборудования — это полная или частичная замена аппаратных решений на программные без потери качества и функциональности системы. Конечно же, софт не работает без оборудования, но программное решение подразумевает мобильность использования платформ, так как программу можно в любой момент переустановить на любую из них.

Почти все современные медиахолдинги имеют полную виртуальную IT-базу, вся информация хранится на серверах. Это дает массу преимуществ, особенно — в экстренных ситуациях. В случае технического сбоя восстановить вещание гораздо проще с использованием специализированного программного обеспечения — благодаря системе бэкапов оно позволяет вернуться к тому моменту, в котором случилась накладка.




Ни и, конечно же, софт гораздо дешевле аппаратного комплекса, плюс зачастую производители предлагают гибкую систему его приобретения. Вы можете не просто купить программу, но и заказать демоверсию, подписаться на некий пакет услуг или просто арендовать ПО. Если продукт по каким-то причинам не подошел, не нужно искать способы реализовать его и вернуть хоть часть вложенных средств, как это происходит с «железом». Достаточно просто не продлевать контракт и прекратить эксплуатацию.
 

Универсально и несложно


Еще одно преимущество программных решений — универсальность интерфейсов. Все специализированные программы достаточно похожи, в них легче разбираться, их проще устанавливать и осваивать, нежели изучать новую технику, которую надо подключать, настраивать и так далее.




Конечно, ПО не может являться «панацеей» и работать абсолютно везде, однако спектр его возможного применения крайне широк. На данный момент специальный софт уже полноценно используется для:
 
  • Хранения, систематизации, учета и поиска данных. Картотеки, ленты, диски, пластинки и прочие физические носители ушли в прошлое и присутствуют на радиостанциях уже больше для красоты и истории, чем для реального использования. Например, после оцифровки архивов «Голоса России» освободилось порядка 50 квадратных метров помещений, было сдано в утиль около тонны пленки, а архивный отдел сократился с 20 до 5 человек. Все материалы заняли 1 Тб памяти.
  • Автоматизации рутинных операций. Большая часть потоковых однообразных ежедневных задач сейчас уже не выполняется вручную — отчеты, выгрузки контента, импорт контента, статистика, графики — все это делается с помощью программ.
  • Автоматизации процесса радиовещания. В наши дни все радиостанции, так или иначе, используют системы автоматизации наполнения эфира.
  • Качественной обработки фонограмм.
 

Вещание в потоке: интерактивно и оперативно


Если раньше многие радиостанции, особенно региональные, использовали спутники, то теперь они перешли на потоковое вещание — программное обеспечение активно используется для унификации среды вещания и доставки контента слушателям, а также для организации интерактивной связи с ними. Персонализация потоков означает реальное влияние слушателей на контент, который они потребляют. Дополнительно привлечение аудитории происходит как за счет анонсов на сайте или в социальных сетях, так и за счет «лайков», «перепостов» и других пользовательских активностей.




Многие столичные радиостанции используют потоковое вещание для трансляции эфира в регионы. Чаще в качестве резервного канала, который «страхует» спутник, а некоторые даже полностью переходят на стриминг. Это решение проще в эксплуатации — у него более низкая себестоимость, его легко масштабировать. Но есть и серьезные минусы— сильная зависимость от качества и ширины интернет-канала, а также незащищенность среды передачи данных — незашифрованный поток легко перехватить, что дает возможность осуществить несанкционированное вмешательство. Но при профессиональном техническом обслуживании и грамотном подходе к безопасности вероятность таких проблем минимальна.
 

 
Еще одна характерная и важная особенность онлайн-сервисов — это возможность удаленного управления эфиром и создания контента. Активно развивается система автоматизации, в которой головная радиостанция находится в центре, а журналисты удаленно работают над контентом и эфиром. Таким образом, ничто не мешает создать «облачную редакцию», состоящую из корреспондентских точек по всему миру. К сожалению, пока мы не можем обходиться без аппаратно-студийного блока со звуковыми картами и прочим, но когда-нибудь и он будет полностью виртуализирован.
 

Хорош, но не идеален


Конечно, есть у ПО и минусы — по ряду позиций аппаратные решения до сих пор удерживают лидерство. В качестве наглядного примера можно привести большее количество сбоев и несколько меньший выбор решений. Линейка аппаратных комплексов на данный момент представлена гораздо шире — производителей в данной сфере достаточно много.




Сказывается на результатах работы и то, что у многих сотрудников — особенно старшего поколения — выработано некоторое предубеждение против программного обеспечения и хранения каких-либо данных в облачных хранилищах: вдруг, залив туда некую информацию, ты не сможешь ее потом оттуда скачать.

И все-таки плюсов у работы с ПО куда больше. Во-первых, конечно, любое программное решение обходится гораздо дешевле аппаратного. Плюс оно является более гибким в плане подстройки под конкретные запросы пользователя. Даже без сотрудника службы технической поддержки зачастую можно поменять те или иные параметры, просто открыв инструкцию. Дополнительные функции в программном решении всегда проще реализовать (купить новую лицензию), чем в аппаратном — не придется что-то менять, заново покупать или устанавливать. В итоге, это опять-таки экономит средства, причем немалые.


 

Обрабатываем «на лету»


Сейчас уже ни одна радиостанция не передает сигнал без соответствующей обработки. И здесь снова возможны два решения — аппаратное и программное. И снова второе обходится намного дешевле. Есть и другие преимущества — например, система с ПО проще восстанавливается — если платформы «сгорели», в соседнем компьютерном магазине покупается замена, вновь разворачивается программное обеспечение и все продожает работать. Пока специальный софт больше используется в обработке звука для интернет-вещания, а для обычных радиостанций это свежее веяние, которое становится все более популярным. Но тенденция очевидна — в скором времени мы наверняка станем свидетелем того, как ПО начнет активное наступление на аппаратные решения.
 
 

При подготовке материала был использован доклад руководителя отдела технической поддержки и продаж компании «Тракт» Петра Молчанова, который был озвучен на фестивале «Вместе медиа — 2016».
 
 

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Надо видеть: 5 кинематографистов рекомендуют фильмы, которые стоит посмотреть в режиме самоизоляции

Сидите одни дома? Кинотеатры закрыты? Смотреть нечего? Мы обратились к пяти кинематографистам с просьбой назвать пять фильмов, которые они могут посоветовать для просмотра в условиях самоизоляции. Что они и сделали: от мелодрам до триллеров, от комедий до научпопа, от сериалов до артхауса

23 марта 24050
Практика

Как это снято: «Заражение»

Фильм Стивена Содерберга о пандемии смертельного вируса, снятый в 2011 году, переживает новый всплеск популярности. Почему именно «Заражение», а не какой-то другой заметный фильм-катастрофа вызывает такой резонанс у зрителей? Рассказываем в нашем новом материале

22 марта 12378
Практика

Как это снято: «Красотка»

Вот уже тридцать лет улыбка Джулии Робертс и сказочная история встречи принца-миллионера покоряют зрителей всего мира. Рассказываем о съемках «Красотки»: как жесткая социальная драма стала классикой романтической комедии, Ричард Гир занял место Аль Пачино, а Вернер Херцог уступил Гэрри Маршаллу

25 марта 10269
Обзоры

Обучайся дома: 9 бесплатных онлайн-курсов по монтажу, сценаристике, операторскому мастерству и истории кино

Оператор Шейн Хелбат, монтажер Вадим Ломзин, киносценарист Елена Ванина, студия Pixar и другие запустили бесплатные курсы. Редакция tvkinoradio.ru выбрала девять наиболее интересных проектов, которые доступны на нерабочей неделе

31 марта 6715
Обзоры

5 фильмов, снятых дома

Реально ли снять кино дома? Разгуляться в этих условиях, конечно, тяжеловато, но мы нашли несколько примеров того, что настоящему творчеству четыре стены не могут стать преградой

27 марта 5230
Правила профессии

12 советов сценаристам от Мартина МакДона

К юбилею Мартина МакДона, выдающегося драматурга и автора «Залечь на дно в Брюгге» и «Трех билбордов», прислушиваемся к его профессиональным советам и творческим принципам: как научиться создавать диалоги, почему не стоит писать подшофе и когда компромисс — это хорошо, а когда — не очень

26 марта 4258
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее